Марксистско-ленинская Ф., ее предмет и место в системе современной культуры 2 страница
Марксистско-ленинская Ф. является мировоззренч. и методологич. основой для всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей псторич. развития человечества. Марксизм-ленинизм разработал псторнко-ыатериалнстич. понимание обществ, жизни как закономерного процесса, в к-ром способ производства материальной жизни первичен по отношению к продуктам духовной деятельности. Осн. законы и категории Ф. марксизма обязывают идти в изучении обществ, процесса от материальных явлений к духовным, рассматривать все явления социальной жизни в их взаимодействии и противоречии, в пх развитии.
Марксистско-ленинская Ф. и политика. Захватывая коренные проблемы человеч. существования, Ф. начиная с древних времен являлась не просто личным делом отд. мыслителей, школ или спором между представителями различных направлений. Она всегда служила одним из осн. орудий идейной борьбы различных социальных групп, духовной ареной столкновения политич. партий. По самой своей сути и функции мировоззрение носит классовый и тем самым партийный характер. Каков обществ, класс, каково его положение и место в системе обществ, отношений и вытекающая отсюда исторнч. миссия, таково п его филос. мировоззрение.
Борьба классов в истории общества получает свое выражение в борьбе мировоззрений, а эта последняя ведется на всем протяжении развития классового общества. Особую остроту она приобретает в переломные эпохи истории. Именно в эти периоды резко возрастает потребность в филос. осмыслении совершающихся социальных процессов, обостряется протнвоборчество сил прогресса н реакции не только в области политики и экономики, но и в идеологии, в Ф. Так, в эпоху Возрождения духовной диктатуре релпг. мировоззрения были противопоставлены идеи филос. материализма и гуманизма, а революция в умах, осуществленная идеологами нарождавшейся буржуазии, была введением к социальной революции. Ф. французских просветителей явилась идеологич. предпосылкой для франц. бурж. революции, а нем. классич. Ф.— для бурж. революции в Германии. Марксистско-ленинское мировоззрение нашло свое многообразное практич. воплощение в целой полосе социалистпч. п народно-демократич. революций. Идеологич. роль Ф. особенно возросла в совр. эпоху, когда повсеместно обостряется борьба сил социализма, мира и демократии против сил империализма, борьба между коммунисТич. п бурж. мировоззрением.
|
|
Социально-политич. значение марксистско-ленинской Ф. определяется тем, что она является теоретич. основой мировоззрения пролетариата и науч. путем доказывает неизбежность гибели капитализма и победы социализма и коммунизма. Лишь марксистско-ленинское мировоззрение, превратившее социализм из утопии в науку, указало пролетариату и его партии единственно верный путь борьбы за построение коммунизма. Этот действенный характер марксистской
|
|
Ф. вытекает из всех ее принципов, адекватно отражающих жизнь в ее динамике, в ее перспективе.
Материалпстич. понимание истории приводит к оп-редел. политич. выводам: путь к устранению социальных бедствий лежит не в перестройке сознания людей, а прежде всего в изменении обществ, бытия. Как подчеркивал Ленин, люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религ., политич., социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. А интересы классов есть выражение их обществ, бытия. В отличие от всех разновидностей идеализма, материалпстич. мировоззрение исходит из того, что материальная сила должна быть опровергнута материальной же силой. Сама идея социальной революции, порожденная капиталистич. действительностью, тесно связана с диалектич. подходом к обществ, явлениям: материалпстич. диалектика отвергает все косное, консервативное, обветшалое; она признает и освещает непрерывное движение вперед, смелую рево-люц. борьбу за переустройство мира.
|
|
Марксистская Ф. составляет мировоззренческую и методологич. основу программы, стратегии, тактики и политики коммунистич. и рабочих партий, их практич. деятельности. Политич. линия марксизма всегда и по всем вопросам «.. .неразрывно связана с его философскими основами» (там же, т. 15, с. 374). Поэтому защиту филос. основ марксизма-ленинизма марксистские партии рассматривают как свое важнейшее дело. Опыт нек-рых партий показал, что если партия в своей политич. деятельности исходит не из диалектики и материализма, то она приходит к односторонности и субъективизму, к закостенению мысли, к отрыву от практики, к потере способности давать правильный анализ событиям, к ревизионистским или догматич. ошибкам, к ошибкам в политике.
Субъективизм в Ф. и волюнтаризм или даже авантюризм в политике всегда шли рука об руку. Идеологи буржуазии, а вслед за ними и ревизионисты проповедуют принцип деидеологизации Ф., т. е. идею о том, что Ф. должна возвышаться над практическими/ политич. интересами определ. социальных групп, классов, партий. Сторонникам этого принципа можно напомнить слова Маркса, к-рый сказал о Фейербахе, что он «...слишком много напирает на природу и слишком мало —на политику. Между тем, это — единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной» (М а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 27, с. 375). Марксистско-ленинский принцип единства Ф. и политики ориентирует на осознание глубокой связи этих двух сфер и вместе с тем он несовместим с вульгаризаторскими попытками растворить Ф. в текущей политике. Еще Гегель в свое время высмеял претензии на «деидеологи-зацию» социального познания и его беспартийность (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 330). Идее «беспартийности», являющейся по сути дела далеко не беспартийной идеей, марксизм открыто противопоставляет фундаментальный ленинский принцип партийности. Ленин подчеркивал, что «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе, что «...ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д.» (Соч., т. 2, с. 498—99). Показывая, что «беспартийность», «беспристрастность» Ф. в бурж. обществе есть лишь лицемерие, прикрытое выражение принадлежности к партии угнетателей,
|
|
346
ФИЛОСОФИЯ
Ленин подчеркивал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 380).
Бурж. идеологи утверждают, что партийность несовместима с объективностью, с научностью. Это действительно так, когда речь идет о бурж. Ф., выражающей интересы класса, к-рый хочет увековечить эксплуатацию человека человеком, подавить революц. рабочее и нац.-освободит, движение. Научное же мировоззрение, правильно отражая закономерность развития явлений природы и общества, защищает интересы тех классов, к-рые являются носителями прогресса, за к-рыми будущее. В совр. условиях таким мировоззрением является марксизм-ленинизм. В области мировоззрения не может быть никаких компромиссов. «...Вопрос стоит только так: буржуазная пли социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой „третьей" идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (там же, т. 5, с. 355 — 56).
Основой единства партийности и научности марксистско-ленинской Ф. является совпадение классовых интересов пролетариата с реальной логикой истории, а тем самым — и с интересами всего прогрессивного человечества. Только правдивое изучение действительности отвечает интересам рабочего класса, позволяет ему основывать свою практическую и политич. деятельность на прочном фундаменте науки.
Совр. ревизионисты заявляют, будто признание партийности теории ведет к упрощенному делению Ф. на материалистов и идеалистов, к отталкиванию значит, части философов и представителей др. обществ, наук, к отказу от всего ценного, что имеется в немарксистской Ф., социологии, экономич. теории, историографии и т. д. Но разделение философов на материалистов и идеалистов лишь открыто марксизмом. Это деление, сохраняющее свою силу с древних времен, есть •факт самой духовной реальности. Материализм и идеализм — это две партии в Ф. Новейшая Ф., подчеркивал Ленин, так же партийна, как две тысячи лет назад. Борьба между материализмом и идеализмом в конечном счете отражает борьбу классов в обществе. Партийность марксистской Ф. заключается в последоват. проведении материалистич. линии, в борьбе против идеализма, метафизики, всех форм мистики, агностицизма и иррационализма, в разоблачении реакц. политич. выводов из них. Вместе с тем, как подчеркивал Ленин, марксистская партийность требует усвоения и критич. переработки завоеваний, к-рые делаются бурж. учеными.
В совр. эпоху небывало расширился и усложнился характер практических, теоретич., идеологич. и политич. задач, к-рые стоят перед обществом. С этим связано возрастание обществ, роли марксистско-ленинской Ф., призванной разрабатывать методологич. проблемы руководства развитием общества, вопросы коммунистам, воспитания. По самой своей сути марксизм-ленинизм предназначен не для узкого круга «избранных», а для всех. Его проблемы касаются каждого человека.
Ни одна естественнонауч. теория, ни одно открытие в науках о природе, ни одно изобретение в технике не оказали такого революционно-преобразующего воздействия на судьбы человечества, какое оказал марксизм. Глубокое усвоение марксистско-ленинской Ф. повышает идейно-теоретич. уровень трудящихся, способ-
ствует их сплочению под великим знаменем марксистско-ленинского мировоззрения, открывающего ясные перспективы, вселяющего в массы трудящихся уверенность в торжестве их правого дела.
А. Спиркин. Москва.
Крупнейшие философские учреждения и журналы
Международные организации: Inter-
national Council for Philosophy and Humanistic Studies. Его члены: International Federation ot Societies of Philosophy (член этой федерации — Ин-т философии АН СССР); Institut intcrnationale de philosophie (Paris); Union internationale d'histoire et de philosophie des sciences.
Журналы: «Bibliographie de la philosophie» (P., 1937—); «Bulletin signaletique. Philosophie, sciences humaines» (P., 1961—); «Dialectica» (Nchat.— Lausanne, 1947—); «Diogene» (P., 1952—); «ETC. A review of general semantics» (San Francisco, 1943—); «Foundations of Language» (Dordrecht, 1965—); «Logique et analyse» (Louvain, 1958—); «Philosophia mathema-tica» (Kingston [111.], 1964—); «Philosophy and Phenomenolo-gical Research» (Buffalo— [N.Y.j, 1940—); «Revue internationale de philosophie» (P., 1938—); «Synthese» (Dordrecht, 1936—).
Бельгия. Организации: Centre natlonale de recherches de logique; Institut de philosophie; Archives-Hus-serl; Societe beige de logique et de philosophie des sciences; Societe beige de philosophie; Societe philosophique de Louvain; Societe P. Teilhard de Chardin.
Журналы: «Revue philosophique de Louvain» (Louvain, 1894—); «Repertoire bibliographique de la philosophie» (Louvain, 1949—); «Tijdschrift voor philosophie» (Leuven, 1939—).
Великобритания. Организации: Aristotelian society; British society of aesthetics; British society for the philosophy of science.
Журналы: «Analysis» (Oxf., 1933—); «Aristotelian society for the systematic study of philosophy. Proceedings...» (L., 1887—96; nouv. ser., 1900—); «British Journal of Aesthetics» (L., 1960—); «British Journal for the Philosophy of Science» (Edin., 1950—); «Mind» (L., 1876—); «Philosophical Quarterly» (St. Andrews, 1950—); «Philosophy» (L., 1931—; в 1926—30 назв.—«Journal of Philosophical Studies»); «Ratio» (Oxf., 1957—).
Италия. Организации: Centro di studi meto-dologici (Torino); Instituto di filosofia dell'Universita di Bologna; Instituto di filosofia delPUniversita di Catania; Instituto di filosofia dell'Universita di Roma; Instituto di filosofia dell'Universita di Pisa; Instituto di studi filosofici; Societa filosofica italiana.
Журналы: «Archivio di filosofia» (Roma, 1931—); «De Homine» (Roma, 1962—); «Critica» (Napoli—Bari, 1903—44, с 1945 назв.— «Quaderni della Critica»); «Filosofia» (Torino, 1950—); «Giornale di metafisica» (Torino, 1946—); «Giornale critico della filosofia italiana» (Messina—Florence, 1920—); «II pensiero» (Mil., 1956—); «Rivista critica di storia della filosofia» (Mil., 1946—); «Rivista di estetica» (Padua, 1956—); «Rivista di filosofia» (Modena—Torino, 1909—); «Rivista di filosofia neoscolastica» (Mil., 1909—); «Sophia» (Roma, 1933—); «Sapienza» (Bologna, 1948—).
С III А. Организации: Centre for the philosophy of science (Pittsburgh); Institute of general semantics (Lake-ville, Conn.); Institute for philosophical research (San Francisco); Institute of the philosophy of science (N. Y.); The American philosophical association (111.); American association of existential psychology and psychiatry (N. Y.); The American catholic philosophical association (Wash.); The American society for aesthetics (Ohio); Association for symbolic logic (Bethlehem, Pa.); The Ch. S. Peirce society (New Haven); Duns Seo-tus philosophical association (Ohio); Philosophy of science association (Michigan); Society for phenomenology and existential philosophy (111.); Society for the philosophical study of dialectical materialism (Florida State Univ.).
Журналы: «American Philosophical Quarterly» (Pittsburgh, 1964—); «American Philosophical Society. Yearbook» (Phil., 1937—); «Ethics» (Phil.—Chi., 1890—; до 1938 назв.-«International Journal of Ethics»); «International Philosophical Quarterly» (N.Y., 1961—); «Journal of Aesthetics and .Art Criticism» (N. Y., 1941—); «Journal of Existentialism» (N. Y., I960—); «Journal of Philosophy» (N.Y., 1904—); «Journal of Symbolic Logic» (Menasha, 1936—); «Journal of the History of Ideas» (N.Y., 1940—); «Journal of the History of Philosophy» (Berk., 1963—); «Modern Schoolman» (St. Louis, 1925—); «Monist» (Chi., 1890 — 1936); «Personalist» (Los Aug., 1920—); «Philosophical Review» (Ithaca—Boston, 1892—); «Philosophical Studies» (Minneapolis, 1950—); «Philosophy East and West» (Honolulu, 1951—); «Philosophy of Science» (Baltimore, 1934—); «Philosophy Today» (Carthagena, 1957—); «Review of Metaphysics» (New Haven, 1947—); «Soviet Studies in Philosophy» (N.Y., 1962—); «Thomist» (Bait.—Wash., 1939—).
Франция. Организации: Centre national de la recherche scientifique. Section: Philosophie; Centre d'etudes marxistes; Societe francaise de philosophie; Federation des societes francaises de philosophie; Societe francaise de psychoanalyse; Societe francaise d'estetique.
Журналы: «Archives de philosophie» (P., 1923—); «Archives de la philosophie du droit» (P., t. 1—10, 1931—40). «Bulletin de la societe francaise de philosophie» (P., 1901—)-'
ФИЛОСОФИЯ—ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА 347
«Esprit» (P., 1932-); «Etudes philosophiques» (P., 1926—); «Nouvclle critique» (P., 1948—); «Pensee» (P., 1939—); «Revue d'estetique» (P., 1948—); «Revue de metaphysique et de morale» (P., 1893—); «Revue d'histoire et de philosophie religieuses» (Strasbourg, 1921—); «Revue de synthese» (P., 1931—); «Revue philosopliique de la France et de l'Etranger» (P., 1876—); «Temps modernes» (P., 1945—).
ФРГ. Организации: Cusanus-Gesellschaft (Bern-kastel-Kues); Kant-Gesellschaft (Rotgen bei Bonn); Schopen-hauer-Gesellschaft (Fr./M.); Allgemeine Gesellschaft fiir Philosophie in Deutschland (Hdlb.).
Журналы: «Archiv fur Geschichte der Philosophie» (В., 1888—); «Archiv fur Philosophie» (Stuttg., 1947—6 8); «Kant-Studien» (Bonn, 1896—); «Philosophia Naturalis [Archiv fiir Naturphilosophie und die philosophischen Grenzgebietei» (Mei-senheim, 1950—); «Philosophische Rundschau» (Tubingen, 1953—); «Philosophischer Literaturanzeiger» (Meisenheim, 1949—); «Philosophisches Jahrbuch» (Munch., 1888—); «Studium Generale» (В., 1947—); «Universitas» (Stuttg., 1946—); «Wis-senschaft und Weisheit» (Diisseidorf, 1934—); «Wort und Wahr-heit» (Freiburg, 1946—); «Zeitschrift fiir philosophische Forschung» (Meisenheim, 1946—).
Социалистические страны.
Болгария. Организации: Ин-т по философия-Журналы: «Известия на Ин-та по философия» (София, 1954—); «Философска мисъл» (София, 1945—).
Венгрия. Организации: Magyar Tudomanyos Akademia Filozofiai Intfeete (Budapest).
Журнал ы: «Magyar filozofiai szemle» (Bdpst., 1957—), Г Д Р. Организации: Vereinigung der philosophischen Institutionen (Leipzig); Sektion fur Philosophie. Deutsche Akademie der Wissenschaften (В.); Institut fur Philosophie (В.).
Журналы: «Deutsche Zeitschrift fur Philosophie» (В.. 1953-).
Польша. Организации: Institut filozofii i so-cjologii (Warsz.); Polske towarzystwo filozoficzne (Warsz.).
Журнал ы: «Ruch filozoficzny» (Warsz., 1911—); «Studia estetyczne» (Warsz., 1964—); «Studia filozoficzne» (Warsz., 1957—); «Studia logica» (Poznari—Warsz., 1953—).
Румыния. Организации: Institutul de filo-zofie (Bucures.ti).
Журнал ы: «Cercetari filozofice» (Buc, 1954—63; с 1964 назв.— «Revista de filozofie»).
СССР. Организации: Отд. философии и права АН СССР; Ин-т философии АН СССР, Ин-ты философии АН УССР, АН Груз. ССР, Ин-ты философии и права АН БССР, АН Каз. ССР, АН Узб. ССР, АН Азерб. ССР, АН Арм. ССР, АН Кирг. ССР, Отдел философии АН Тадж. ССР, Отделы философии и права АН Молдав. ССР, АН Туркм. ССР, Секторы философии АН Латв. ССР, АН Литов. ССР; Ин-т истории естествознания и техники АН СССР; филос. фак-ты в ун-тах Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Ростова н/Д., Свердловска.
Журналы: До 1917 в России наиболее крупными филос. изданиями были: «Логос» (М., 1910—14); «Вопр. философии и психологии» (М., 1889—1918); «Истина» (СПБ, 1906); «Новые идеи в философии» (СПБ, 1912—14).
После 1917 выходили журналы: «Мысль» (П., 1922); «Вестник Ком. академии» (М., 1922—35); «Под знаменем марксизма» (М., 1922—44); «Проблемы марксизма» (Л., 1928—34); «Летописи марксизма» (М.— Л., 1926—30).
В наст, время выходят: «Вопросы философии» (М., 1947—); «Филос. науки» (НДВШ) (М., 1958—); «Вестник МГУ. Философия» (М., 1966—); «Фшософська думка» (К., 1927—37, 1969—).
Чехословакия. Организации: Ustav filo-sofie a sociologie CSAV (Praha); Filosoficka Jednota (Praha); Filozoficky iistav SAV (Bratislava).
Журналы: «Filosoficky casopis» (Praha, 1953—); «Filosofia» (Bratislava, 1968—).
Югославия. Организации: Jugoslovensko fi-losofsko drustvo (Beograd); Srpsko filosofsko drustvo (Beograd); Hrvatsko filozofsko obcestvo (Zagreb).
Журналы: «Dialectica» (Beograd, 1947—); «Filozofija» (Beograd, 1957—); «Praxis» (Zagreb, 1964—).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; их же, Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; его же, Нищета Ф., там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Диалектика природы, там же; его же, Л. Фейербах и конец классической нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 4; е г о же, Филос. тетради, там же, т. 38; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; Ц е л л е р 9., О задаче Ф. и о месте ее по отношению к прочим наукам, 1868; Струве Г., Отличит, черты Ф. и их значение в сравнении..., Варш., 1872; Грот Н. Я., Задачи Ф. в связи с учением Дж. Бруно, Одесса, 1885; Ч и-черин Б. Н., Положительная Ф. и единство науки, М., 1892; Линицкий И., Ф. как наука, «Вера и разум», 1894, № 4—8; Соловьев В., Первое начало теоретич. Ф., «Вопр. философии и психологии», 1897, кн. 5(40); Новгородцев П. И., Значение Ф., «Науч. слово», 1903, кн. 4; Спекторский Е. LB.], Очерки по истории Ф. обществ, наук, вып. 1 — Обществ, науки и теоретич. Ф., Варшава, 1907; Ф. в систематич. изложении, под ред. В. Дильтея [и др.],
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!