Тема 10. В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»



«Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы - моя идея фикс»

Либретто Лоренцо Да Понте

Сюжет комедия французского драматурга Пьера Огюста де Бомарше(1732 – 1799г.)

 Действующие лица: Граф Альмавива (баритон), Графиня Розина- его жена(сопрано), Фигаро- слуга графа(бас, бас-баритон), Сузанна-возлюбленная Фигаро(колоратурное сопрано), Керубино- паж(меццо-сопрано), Барбарина (сопрано)- дочь садовника и другие комические персонажи.

Место действия: замок графа Альмавивы близ Севильи (Испания).

Время: конец XVIII века.

Значение: 11 опера 30- летнего композитора. Опера написана в лучшую пору жизни Моцарта. Любимая опера не только самого композитора, но и простых любителей музыки.

Создание оперы: Сюжет комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», был выбран Моцартом по собственной инициативе. Комедия Бомарше заключает в себе социальную идею, направленную против феодальных порядков. Поэтому комедия Бомарше, вызвавшая столь острую полемику в предреволюционном Париже, была запрещена цензурой в императорской Вене.

В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но либреттист Моцарта Л. да Понте добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сделаны некоторые изменения. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше — идея морального превосходства простолюдина Фигаро над графом Альмавивой — получила в музыке оперы убедительное воплощение.

К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил ее через пять месяцев; Премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года.

Жанр: опера – buffa . В основе сюжета комические ситуации, недоразумения, переодевания.

Основная идея : превосходство слуги над господином.

Увертюра- Стремительная, неожиданна мелькающими событиями. Написана в сонатной форме. Передает обобщение содержание оперы, эмоциональное настроение

Гл.п.: Решительна и энергична. В основе маршевая ритмика и фанфарные обороты.

П.п.: близка ансамблевым сценам. Она изящно галантная, с хроматическими ходами.

Либретто: 1 д: В доме графа Альмавивы идут веселые свадебные приготовления. Камердинер графа Фигаро женится на Сузанне — служанке графини. Предстоящее торжество не радует графа: невеста приглянулась ему самому, и он всячески пытается помешать свадьбе. С беспокойством рассказывает Сусанна жениху о преследованиях графа. Всю свою ловкость, находчивость, энергию готов приложить Фигаро, чтобы расстроить козни господина.

 Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать»: написана в 3х частной форме. Крайние разделы (Фигаро насмехается над Графом). В духе жанра менуэта (изящная мелодия,3хдольность, сдержанное движение), связь с жанром танца подчеркнута имитацией гитары в оркестре. Вокальная партия постепенно поднимается вверх, в ней четко выделяется каждый слог текста.

Средний раздел (здесь Фигаро смелый, решительно высказывает намерение воспрепятствовать коварным замыслам своего господина) Это выражено сменой размера 2/4,четкий ритм шага, в мелодии ходы (на кварту, квинту, септиму), в оркестре меняется фактура.

Но у весельчака Фигаро немало врагов. Юный паж Керубино, влюблен во всех женщин в замке. Он боготворит графиню, но не прочь поухаживать и за Сузанной, к которой сейчас пришел признаться в любви.

 Ария «Рассказать, объяснить не могу я»: Это пылкий юноша в возрасте где-то 15-16 лет, еще не способный разобраться в собственных чувствах, готов влюбляться на каждом шагу. (Его партию исполняет низкий женский голос меццо-сопрано). Поток стремительный передается в быстром темпе. В тональности Ми-бемоль мажор Моцарт, склонен воплощать любовные чувства.

Передает взволнованность, юношескую любовь. Быстрый темп, безостановочное движение, мелодия близка народной песне.

Керубино пробуждает у графа ревность. Гнев графа не знает предела. Керубино получает приказ немедленно отправиться в полк. Фигаро утешает его.

Ария Фигаро «Мальчик резвый»: Самый известный номер в партии Фигаро. Ария обращена к юному пажу Керубино. Тот случайно услышал, как Граф признается в любви Сюзанне. И такому нежелательному свидетелю велено отправиться на военную службу. В своей арии Фигаро весело и остроумно насмехается над создавшейся ситуацией, рисуя изнеженному придворной жизнью юноше картины сурового военного быта. Написана ария в форме рондо. Рефрен (основная тема) – «военная музыка», в оркестре фанфарные обороты,ритм марша, перекличка духовой группы со всем оркестром. В эпизоде звучит новая тема, рисующая образ Керубино, которому придется позабыть о прическе, и модных манжетах. В оркестре появляются легкие трели, стремительно бегущие гаммообразные пассажи у скрипок,а фразы голоса становятся скорее танцевальными и более напевными.

2д: Графиня опечалена равнодушием мужа. А Сюзанна только и мечтает, чтобы Граф оставил ее в покое. Поэтому, графиня охотно принимает план Фигаро — вызвать графа ночью в сад и послать к нему на свидание вместо Сузанны Керубино, переодетого в женское платье. Сусанна тотчас же принимается наряжать пажа.

Ариозо Керубино «Сердце волнует»: Своего рода продолжение арии «Рассказать, объяснить не могу я». Хроматические ходы, мажор сменяется минором. Выражена вся нежная страсть влюбленного мальчика.

В 3 и 4 действии проходит много событий.

4 д: .Все происходит ночью, в саду графского поместья. Граф передал Барбарине ( дочке садовника) булавку, которую она потеряла. И теперь, боясь гнева графа, она поет свою Каватину «Потеряла, уранила» Открывает последнее действие. Трогательно-наивная нежная мелодия, соткана из поэтических оборотов речи, в мелодии и оркестре гармоническая неустойчивость, опора надоминанту .

Словарь

Опера – синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемый оркестровой музыкой, а также живописно-декоративным оформлением.

 Либретто (итальянское слово libretto означает книжечка) – это полный текст музыкально-сценического сочинения, то есть оперы, оперетты.

Ария – законченный по построению эпизод в опере, кантате или оратории, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность. Ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный; портрет.

Речитатив – (латинское слово recitare – читать вслух, громко произносить) вокальная музыкальная форма. Значение речитатива в опере очень велико. Он – основной «инструмент» развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера – арии, ансамбли – действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Каватина – выходная ария, то есть первая ария по ходу действия, та, с которой герой или героиня выходили на сцену. Однако позднее каватинами стали, называть арии с более свободным и масштабным построением.

Увертюра (от фр. ouverture – начало, открытие)– инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления – оперы, балета, кинофильма и т.п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке .

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2830; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!