Общественно – политическая жизнь в Европе 2п.18 нач.19в.



  • Революция во Франции 1789г.
  • Рождение нового класса буржуазии (3 –го сословия)
  • Наполеоновские войны
  • Национально – освободительное движение

Классицизм в различных видах искусства

  • Литература Николо Буало, П.Корнель, Ж.Расин, М.Лермантов
  • Живопись Николо Пуссен, Клод Лоррен, Жак – Луи Давид
  • Музыка К.В.Глюк ,Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен
  • Архитектура, скульптура Антонио Канова, Андреа Палладио.

 

Музыкальные центры Западной Европы

  • Италия – различные города
  • Франция – Париж
  • Австрия – Вена
  • Германия – Берлин, Дрезден.

Венская классическая школа

Классицизм в музыке достиг зрелости благодаря «Венской классической школе» в творчестве композиторов.

Это национальная школа в Австрии, где развитие музыкальной культуры было связано в основном с её столицей Веной. Величайшими представителями этой школы были: Йозеф Гайдн(1732- 1809),Вольфганг Амадей Моцарт(1756 – 1791),Людвиг ван Бетховен(1770- 1827).Жизнь и деятельность каждого из них протекала в Вене. Поэтому их называют венскими классиками.

С Веной долго была связана деятельность еще одного композитора эпохи Классицизма – Кристоф Виллибальд Глюк(1714- 1787).Это великий оперный композитор, осуществивший во второй половине 18 века реформу оперы. Важнейшим событием в творчестве композитора и в музыкальной жизни Вены стала премьера оперы «Орфей».

Музыкальные жанры

Если в эпоху Барокко были жанры полифонические и жанры связанные с религиозными идеями (месса, страсти, оратория, кантата и т.д.)

 В эпоху Классицизма были главными жанры связанные с воплощением образа человека, его чувств и страстей. Мессы, пассионы отходят на второй план. Они встречаются в творчестве композиторов классицистов.

  • Опера – имела свои разновидности seria, buffa, комик, зингшпиль

Гайдн(24 оперы),Моцарт(?)Бетховен(1)

  • Фортепианные миниатюры
  • Инструментальная музыка : Симфония, концерт, квартеты, сонаты

Инструменты

В 1709 году появляется первое фортепиано. Огран отходит на задний план. Появляется симфонический оркестр.

Темы образы

В эпоху Классицизма три стороны содержания музыки оказались в ином соотношении чем в эпоху Барокко

  • На первый план выходит эмоциональная(выразительная) сторона. Вместо барочного слова «аффект», больше стало применяться слово чувство.
  • Изобразительная сторона: считалась менее значительной, чем раньше.
  • Символика стала большой редкостью.
  • На первое место выходит человек, который показывается в различных ситуациях. Тема Человек и Мир

Музыкальный язык

  • Утверждение мажора и минора
  • На смену полифонической фактуре приходит гомофонно- полифоническая
  • Яркая, рельефная тема
  • Квадратность
  • Связь с венским фольклором

Словарь

Соната – это один из основных жанров камерно-ансамблевой инструментальной музыки. Представляет собой как правило, многочастное произведение(3 части) с быстрыми крайними частями, и медленной средней; иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.

Квартет (от лат. четвертый) - это ансамбль из 4-х исполнителей. Состав инструментального квартета может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты) или смешанные. Наибольшее распространение распространение из инструментальных квартетов получил струнный квартет( две скрипки, альт, виолончель)

Концерт – публичное исполнение музыки по определенной программе; произведение для одного или нескольких исполнителей, в котором часть инструментов или голосов противостоит всему ансамблю или оркестру.

Список музыки

1.Й.Гайдн Симфония №45 «Прощальная» фа диез-минор 1 часть

2.К.В.Глюк Опера «Орфей» Хор Фурий 3.В.А.Моцарт Фантазия ре- минор


Тема 7. Й. Гайдн. Симфония №103 « С тремоло литавр» Ми- бемоль мажор.

1. Предпосылки рождения жанра симфонии:

-демократизация музыки: появляется новая аудитория; концерты посещают не только аристократическая публика, но и представители третьего сословия – интеллигенция, образованные буржуа;

- резкое строительство концертных залов;

- формирование классического (парного) симфонического оркестра, совершенствуется инструментарий;

- меняется герой. Это Человек и современный Мир, во всем многообразии.

2. Значение Гайдна:

На протяжении 18 века много композиторов работают в жанре симфонии. Идет процесс формирования этого жанра.  Гайдна считают «отцом симфонии». Но первым, кто начал работать в этом жанре, был Джованни Самартини. Гайдн довел симфонию до классического совершенства до эталонного образца. Ему принадлежит 110 симфоний, которые написаны в течение 37 лет(1759 – 1795 гг.) Самые известные - 12 «Лондонских симфоний», написанные композитором в конце жизни, на пике композиторского мастерства.

3. Симфония №103 « С тремоло литавр» Ми- бемоль мажор (из «Лондонских симфоний»):

-Исполнительский состав : парный состав симфонического оркестра (2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, пара литавр и струнный квартет : скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

-Излюбленный герой Гайдна – человек. Также как жизнь, прекрасен и человек. Он может быть хорошим и плохим, человек – как собирательный тип, носитель жизненных начал.

I часть Аллегро, Ми- бемоль мажор- Человек действующий II часть Анданте, до- минор- До- мажор- Человек размышляющий III часть Менуэт, Ми-бемоль мажор- Человек играющий IV часть Финал, Ми-бемоль мажор- Человек и народ

1 часть:

Вводит в атмосферу праздника, носит танцевальный характер. Здесь концентрация энергии, активного движения. Ми-бемоль мажор. Жизнерадостная безмятежная тема звучит у струнных, затем у всего оркестра.

2часть:

1тема – песенного происхождения(взята из народной хорватской песни) Носит сумрачный, меланхоличный, повествовательный характер, звучит неторопливо и спокойно у струнных инструментов (до минор).

2 тема – марш,написана в До мажоре. Это энергичная, решительного характера .Подчеркнуты сильные доли.

3 часть:

Менуэт- Ми-бемоль мажор . Гайдн сочетает изящество и гибкость с подчеркнутым, чеканным ритмом, что придает элегантному танцу черты простодушной народности. Яркая народная, энергичная, размашистая мелодия, которую исполняет tutti (весь оркестр).

4 часть:

Итог всей симфонии.Возвращает к празднично-танцевальному настроению 1части. В основе- быстрая танцевальная мелодия, близкая народной хорватской песне. Мелодия звучит у струнной группы на фоне «золотого хода валторн», напоминающего призывный звук охотничьего рога.

 Список терминов:

 Менуэт-старинный французский народный танец.Для него характерно- 3х дольный размер, умеренный темп, танцевальный характер. Существовал как самостоятельная пьеса( Гендель) и как часть сонатно- симфонического цикла(ВКШ).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!