Тема 14. Л. ван Бетховен. Фортепианное творчество. Соната №8 «Патетическая»



1. Значение: - жанр фортепианной сонаты в творчестве Бетховена равнозначен симфонии. Идеи, найденные в сонатах, использовались в симфониях.

- писал на протяжении всей творческой деятельности.

- Это – кульминационная точка в развитии классической фортепианной сонаты.

- 32 сонаты Бетховена- творческая лаборатория, в которой вырабатывался стиль, музыкальный язык.

2. Бетховен- пианист.

В эту эпоху клавесин уходит в прошлое, в это время для нового для начала 19 века инструмента фортепиано.  Талант молодого Бетховена поражал музыкантов и любителей Австрии. Характер его исполнительской манеры был совершенной новый. Отбросив блестящую, изысканную манеру игры, он создал стиль большой эстрады. Бетховен узаконил право художника на полную свободу выражения личных чувств, переживаний. Пианизм нового- героического стиля. Это был новый исполнительский стиль. Приёмы фортепианного стиля: оркестровое звучание рояля, экспрессивная динамика, использование крайних регистров и педали для создания мощи и колорита. 

3. Особенности сонат: - Образный мир разнообразен: лирические, философские, героические, драматические.

- Некоторые сонаты имеют программные названия: «Патетическая» 8, «Прощальная» 26; другие названия дали современники: «Аврора» 21, «Аппасионата» 23.

Соната №8 «Патетическая» до минор. (1799)

Название дано самим композитором. Патетика- от греч.- пафос, т.е. возвышенно.

  1 часть 2 часть 3 часть
Тональность До минор Ля-бемоль мажор До минор
Форма Сонатное аллегро Рондо Рондо-соната
Темп Grave. Allegro molto e con brio Adagio cantabile Allegro
Характер Медленное мрачное вступление. Героико- драматический характер Лирико- возвышенный Взволнованный, трепетный

 

Каждая часть- определенный этап развития главной идеи Человек- Судьба в преодолении образов зла.

Iчасть. Сонатное Allegro со Вступлением (Grave) и Кодой, до минор.

Вст. содержит главную коллизию сонаты – РОК//ЧЕЛОВЕК.

Г.П. образ борьбы: стремительна, неутомима. Волновое нарастание, но с ощущением тревожности (бас). (до минор)

П.П. диалогична; произрастает из 1го мотива Вст. Лирико-драматического склада, взволнованного, тревожного характера (ми-бемоль минор).

Разработка: диалог Г.П и П.П. Чередование мотивов.

Реприза

Кода: Противопоставляется Вст. и Г.П.

Вступ.   Г.П. П.П.    Вступ.                              Г.П. П.П .  Кода

основная идея заложена в двух контрастных элементах темы вступления: 1) аккордовая неотвратимо- уверенная поступь с ум.7. 2) вопрошающая интонация мольбы. На противопоставлениях этих элементов строится вся 1 часть. гл.п. (до минор). П.п. (ми- бемоль минор) интонационно связана с взволнованной темой рефрена из 3 части и темой из 2 части.

На протяжении 1 части тема вступления появляется трижды, в начале разработки и в конце репризы, постепенно теряя свою мощь и экспрессию. Гл. п. завершает 1 часть энергично и призывно, полностью вытесняя грозную и мрачную начальную тему.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 788; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!