Сгущение, смещение и универсальные символы



Журнал практической психологии и психоанализа   Главная страница Содержание номера Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций     Основан в 2000 г. Институтом практической психологиии психоанализа           #1-2 май 2001 г.         Сновидения в психотерапии*) Ш. Роут доктор медицины, член Американской психоаналитической ассоциации, тренинг-аналитик Психоаналитического института Новой Англии. Интерпретация сновидений... содержит (даже в соответствии с моим современным суждением) самое ценное среди всех открытий, которые благосклонная ко мне фортуна предоставила мне сделать. Подобный инсайт выпадает на долю человека не более одного раза в жизни. Зигмунд Фрейд, Интерпретация сновидений, 3-е изд. (1931). Сновидения очень специфичны. В одном сжатом образе они могут изобразить жизнь в прошлом, в настоящем и в переносе. Используя сновидения, самые непоэтичные и неискушенные в литературе люди создают мифические истории, которые часто настолько фундаментально отражают человеческую природу, что выходят за рамки личных проблем и раскрывают универсальные истины. Неясные и смутные мотивы врываются в жизнь и придают форму и содержание галлюцинации. Выраженное в свободной форме содержание сновидения показывает ожидания пациента в отношении будущего аналитического сеанса: запрещенный материал получает доступ в сознание и в какой-то мере человек наблюдает за этим процессом, не оказывая на него влияния. Если у психотерапевта отсутствует контрперенос, то пациент, который никогда не рассказывал свои сны, обычно пассивно сопротивляется воздействию лечения или же чрезвычайно подавлен и вместе с тем невосприимчив. Работа со снами в психотерапии незаметно затрагивает все технические и теоретические аспекты аналитической терапии. Терапевт, не обладающий способностью работать с этим базальным и каждодневным бессознательным центром коммуникации, сталкивается с серьезными затруднениями, характерными для терапевта-аналитика.

Образное представление в сновидениях

Удивительная черта сновидений заключается в их способности превращать идеи в визуальные образы. Латентные мысли, подавленное стремление к удовлетворению желаний получают конкретную форму в явном содержании сновидения..

Молодой человек видит во сне своего отца, стоящего на краю бассейна. Он обнажен, у него огромный пенис, размеры которого превышают все нормы. У сновидца появляется совершенно новое представление об отце.

Сновидец заявляет: "Теперь я понимаю, какое невероятное ничтожество (a big schmuck) представляет собой мой отец".

Женщине снится, как она в доме лезет вверх по дымоходу. Она ощущает себя очень высоко над землей и далеко внизу замечает подростков. Они ей знакомы еще со школьных времен. Ей бы очень хотелось до них добраться, но она не может спуститься.

Сновидица, склонная превращать визуальные образы в словесные описания, говорит: "В высшей школе я лучше всех успевала и потому считала свои способности выдающимися, ставила себя на голову выше всех. Позже, когда я стала воспринимать себя по-другому, то не знала, как все изменить и как исправить ситуацию".

И пациенты, и терапевты обладают разной способностью к истолкованию визуальных образов. Вполне естественно, что одни из них привыкли пользоваться таким истолкованием. Другие могут найти иные способы определять скрытый смысл сновидения (мы их обсудим позже). Однако пристальное внимание к образам, которые описывают пациенты, помогает терапевтам понимать психологическую драму каждого из них. Фрейд сравнивал визуальные образы сновидений с египетскими иероглифами, придающими сообщению драматургическое содержание. Когда пациент рассказывает сон, терапевту полезно попытаться наглядно представить образы, о которых идет речь, чтобы оказаться внутри содержания сновидения. Естественно, такая попытка может вызвать ряд вопросов. Если пациент упоминал о дороге, как нам точно узнать, насколько похожа дорога, которую мы себе представляем, на ту дорогу, которую имел в виду пациент? Несколько позже, после описания материала сновидения и в процессе обсуждения его интерпретации, мы можем задать вопросы, связанные с детальным представлением образов. В таком процессе наглядного прояснения само изложение переживания материала сновидения расширяет его содержание. В какой-то мере сновидения используют другие способы для выражения замаскированных латентных мыслей, но так или иначе будет преобладать визуальное представление.

Между психологическим гением Фрейда и его склонностью к мышлению в наглядных образах существовал синергизм, освещавший для него содержание сна. Исследование работ Фрейда показывает, как часто он использовал визуальное представление для выражения своих мыслей. "Катексис" описывается как движение армии, в которой часть войска продвигается в авангарде, а все остальные находятся позади и удерживают занятые позиции. Когда Фрейд дает инструкции к продуцированию свободных ассоциаций, он предлагает пациенту вообразить себя сидящим у окна в движущемся поезде. Человек, который сидит рядом, не может видеть панораму, открывающуюся из окна, и его представление о ней зависит только от точности рассказа наблюдателя. Такой метафорический переход является основной чертой экспрессивной и маскирующей работы сновидения.

Галлюцинаторное свойство

Другим важным элементом жизни во сне является его галлюцинаторное свойство, переживание реальности. Оно изменяется с изменением уровня и глубины регрессии во сне. Некоторые сновидения настолько реальны, что пробудаясь мы приходим в изумление, удивляемся (иногда испытывая чувство облегчения), что "это всего лишь сон". В других сновидениях сохраняется склонность Эго к наблюдению, и мы можем отслеживать себя в момент видения сна, осознавать его как происходящий в настоящий момент. Жизнь сновидения не включается и не выключается полностью; для нее характерно существование нескольких уровней бодрствующего Эго. Этим оно отличается от состояния бодрствования. Мы часто считаем, что не осознаем того, что нас окружает, например, когда ведем машину или размышляем над тем, как удалось, не заметив, преодолеть большую дистанцию.

Галлюцинаторное свойство важно в умении видеть различие сновидения и так называемых дневных грез. Во время дневных грез, несмотря на высвобождение сил бессознательного, человек по-прежнему обладает контролем сознания над своими мыслями. Более важно, что грезы всегда остаются на психологическом уровне мышления и не являются галлюцинаторным переживанием.

Галлюцинаторное качество сновидений в совокупности с элементами регрессии позволяет получить важные клинические данные. Сон возвращает человека обратно, к прежним состояниям существования, к воспоминаниям , которые пробуждают сильные переживания. Когда сны сочетаются с возвращением к прежним способам мышления, мы можем восстановить влияние прошлого на настоящее.

Женщине приснилось, что она сидит за круглым столом со своей матерью и бабушкой. Сверху на стол просачивалась и капала жидкость, из-за чего пациентка и ощущала непонятную сильную тревогу. Она пыталась сказать об этом матери и бабушке, но те не обращали на нее внимания и вели себя так, словно ничего не происходит. Как только она начинала настаивать, их это раздражало. Поэтому, все еще испуганная, она держала в себе все свои страхи, чувствовала себя одинокой и беспомощной.

В сновидении пациентки нашло отражение наступление менструации, которая у нее началась довольно рано. Мать не обращала на это внимания и не вела с ней разговоров на эту тему. Поэтому пациентка испугалась и не могла свыкнуться с таким неприятным физиологическим фактом. Склонность матери не обращать внимания на потребности своей дочери привела пациентку к серьезным конфликтам, связанным с зависимостью. Эти конфликты укрепляли ее склонность к депрессии и чувство одиночества.

В процессе терапии сон открыл возможность для живых воспоминаний того периода жизни, о котором она забыла. Он отбросил пациентку на двадцать пять лет в прошлое, чтобы она могла почувствовать то, что чувствовала тогда, и перенести влияние этого чувства на настоящее.

Сгущение, смещение и универсальные символы

Сновидение обладает замечательной способностью символически представлять материал. Сильные и сложные жизненные переживания концентрируются в символическом выражении. Сгущением называется переживание человеком некоторых сновидений, которое кажется ему длительным, хотя в действительности оно может быть коротким. Символы в сновидениях становятся бессознательными механизмами, скрывающими свою связь не только с переживаниями в прошлом, но и с болезненными аффектами. Раскрытие значений символов, с одной стороны, дает волю воспоминаниям, а с другой - фрустрирует желания. Пациент оказывает серьезное сопротивление полной интеграции символа, сконденсированного сновидением. Пациент обычно стремится раскрыть лишь те элементы, которые готово выдержать его Эго. Но очевидно, что нет никакой необходимости насильно навязывать пациенту полную интерпретацию; обычно это даже невозможно сделать. В редких случаях терапевтический процесс проходит таким образом, что создает возможность в рамках одного сеанса проанализировать одно сновидение с чрезвычайной степенью сгущения.

Женщине приснилось, что она пришла домой с привлекательным мужчиной. Войдя в помещение, он повернулся к ней и сказал: "Il faut parler francais" ("Нужно говорить по-французски").

Пересказывая этот сон, пациентка почувствовала себя ошеломленной тем впечатлением, которое на нее произвела эта фраза. От французского языка она получала большое удовольствие. Она свободно себя чувствовала, когда останавливалась во Франции. Посещение психотерапевта освободило ее от влияния угнетающей ее матери. Ее эмоции сформировал французский язык. Действительно, она находила сходство между психотерапией со мной и разговором на французском языке. Я же учил ее языку свободы.

"Il faut" означает "Нужно, необходимо" (по английски - "It is necessary.") Эта фраза связана со всеми навязчивыми "shoulds" ("следовало бы" - англ.), характерными для ее жизни. Слово "faut" звучало так же, как "faux" ("ложный, обманчивый" - фр.) и напоминало мнимое согласие у нее в семье. Несколько сократив "Il faut parler" ("нужно говорить" - фр.), получим "Il faut pa-", "faut pas" - ложный шаг (фр.) Чрезвычайно крепкая социальная структура семьи мешала ей наслаждаться жизнью, особенно романтической. "Ложный шаг" напомнил ее оговорку в разговоре с приятелем, имевшим гомосексуальные склонности.

Французский язык заставил женщину вспомнить о тете, которая говорила на нем и полностью заменяла мать, а также о соперничестве с родной матерью. В связи с этим соперничеством нахлынуло много воспоминаний. Мужчина во сне проявлял о пациентке заботу, которую она не получала от матери и которую в процессе терапии ожидала получить от меня. Мать ненавидела пациентку за то, что та говорила по-французски: это означало независимость и выбор иных моделей жизни.

Сгущение соединяет вместе многочисленные желания. Мужчина в сновидении был привлекательным (у него были черты нескольких мужчин, которые привлекали пациентку), говорил по-французски (как любимая родственница в прошлом и как она сама) и воплощал в себе функцию, сходную с моей (одобрение ее эмоциональной свободы и сексуальности). Сплав жизни в прошлом, жизни в настоящем и жизни в терапии становится ощутимым и реальным (не теоретическим), когда сновидение лишается своей маскировки. В сгущении сновидения драматургически представлена исключительная сложность наших чувств по отношению к другим людям. Образ А похож на человека В, говорит, как С, чувствует как D, и так далее, и все это одновременно.

Женщине снится, что она читает книгу о немецкой дипломатии восемнадцатого столетия. Она ощущает сексуальное возбуждение, как если бы это был любовный роман.

После этого занятия историей ее очень заинтересовал разговор с привлекательным для нее молодым человеком. Ее привлекали его легкие, вежливые и тактичные манеры (дипломатические). Ее психику наполняли сексуальные фантазии о нем. Определенная конфликтность ее сексуальных чувств послужила причиной смещения с молодого человека на замаскированную идею представленную в сновидении в виде возбуждения от чтения.

Универсальные символы, которые появляются в сновидениях, действительно малочисленны и обусловлены постоянными жизненными переживаниями, общими для всех людей. Эти символы связаны с основными телесными ощущениями, сексуальными чувствами и восприятием, характерными для раннего детства. Например, будучи еще совсем маленькими, мы относились к своим родителям как к гигантам. Образы королей и королев тоже относятся к отцу и матери. Здания и их внутренняя обстановка - к телесным ощущениям. Протяженные в пространстве образы часто имеют фаллический смысл, тогда как сосуды и кошельки и другие полости символизируют женские половые органы. Сны о полетах, которые очень часто снятся многим подросткам, имеют отношение к эрекции. Ритмическая деятельность во сне часто связана с мастурбацией, а поднятие по лестнице - с половым актом. Большие водные пространства (озера, океаны) часто относятся к раннему переживанию слияния, чаще всего - к слиянию с матерью.

Эти символы не объясняют сновидений. Они, по существу, представляют лишь опорные точки, пункты отправления для преобладающих в сновидении тем. Пациенту и терапевту они могут служить намеками. В дальнейшем пациенту следует поместить такие символы в единую перспективу с остальными ассоциациями, дневными остатками и актуальными для терапии темами, над которыми идет работа.

Универсальные символы, наряду со сгущением, смещением, вводящим в заблужение галлюцинаторным опытом и визуальной передачей скрытых идей, вносят свой вклад в форму сновидений, маскирующих содержание психики. Бесконечные разновидности этих процессов создают напряженную и таинственную мистическую драму. В терапии мы открываем для себя части и фрагменты таких процессов - только и всего. Скорее исключением, чем правилом, является точная интерпретация многочисленных смыслов сновидения. Здесь имеется в виду, что такой интерпретацией является только полностью завершенное решение.

Особая роль аффекта

Первичный процесс работы сновидения (сгущение, смещение, конкретная метафора) обладает способностью включать в себя идеи. Одна и та же идея редко присутствует в одинаковой форме в двух разных сновидениях. Даже в повторяющихся снах существуют некоторые различия. Аффект локализуется по-другому.

Сны ограничены в своей способности маскировать аффект. Аффект может присутствовать, отсутствовать, усиливаться, ослабевать или видоизменяться (например, истерическое отвращение вместо сексуального возбуждения). Кроме таких изменений, сновидение не в состоянии замаскировать аффект. С клинической точки зрения это исключительно важно: аффект всегда относится к некоторому реальному эмоциональному переживанию! В темном таинстве сна аффект становится тем сигналом, который приносит в мир фантазии свет реальности.

Женщина рассказывает длинный и чрезвычайно сложный сон, включающий в себя образы еще двух женщин. Одна из этих женщин спала в одной постели со сновидицей, и во сне пациентка почувствовала, что та женщина ее мануально возбуждает. Хотя ей было хорошо, женщина ей не нравилась. В этом сновидении были также ее мать и мужчина; при этом сюжетная линия сна была очень длинной.

Попытки интерпретировать этот длинный сон не заходили слишком далеко. Наконец я вернулся к аффекту "мне было хорошо". Пациентка стала живо и заинтересованно размышлять на эту тему. "Мне было хорошо", - это чувство она испытывала при мастурбации. Аффект к тому же возбудил у пациентки чувство фрустрации, возникшее при виде женщин, напоминающих ее мать, а сейчас выступающее в переносеа. Основная волна прилива аффекта теперь вернулась назад, прошла через все содержание сновидения и все его образы. В результате такого воздействия аффекта теперь пациентка смогла соотнести образы женщин в сновидении с материнскими и женскими конфликтами, а также с переносом.

Часто случается, что пациент рассказывает о своем сне, но при этом не может описать его содержание. Иногда задаваемые ему вопросы наряду с переживаемым аффектом смогут раскрыть забытый пациентом материал сна. Даже если оно не вспоминается, вопрос: "Было ли у вас хорошее или плохое ощущение?" поможет получить ответ. Затем мы можем сделать дальнейшее предположение: "Когда вам вспоминается это чувство, что при этом приходит в голову?" С клинической точки зрения совершенно неважно, будет ли таким образом высвечено содержание сна. Нас же интересует тот элемент, который оказывает максимальное давление и занимает мысли и чувства пациента. Аффект лучше всего представляет такое состояние психики.

Дневные остатки

Как исторический документ сон представляет собой не только восстановление далекого прошлого, но и запись текущих событий с точностью до минуты. Характерная особенность сновидения - включать в себя события, происходившие в предшествующие двадцать четыре - двадцать восемь часов. Мы называем этот материал дневными остатками. Данное обстоятельство чрезвычайно важно по нескольким причинам. Во первых, оно позволяет нам увидеть самые актуальные для пациента проблемы, которые его беспокоят. С прагматической точки зрения прошлое важно лишь постольку, поскольку оно объясняет будущее. Прежде всего пациент обратился к терапевту, чтобы получить помощь в своей повседневной жизни. Дневные остатки концентрируются на главном конфликте, вызванном дневными событиями. Они играют роль "клинического магнита", направляющего мышление терапевта в ту или другую сторону.

Женщине приснился длинный сложный сон, действие которого происходило на вечеринке. Она знала, что там находится ее муж, но никак не могла его найти, поэтому считала, что в действительности его там не было. Она чувствовала себя фрустрированной. Хозяин, пригласивший целую толпу людей, вызывал у нее раздражение. Она сдерживала свою фрустрацию, поскольку хозяин был другом, и ей не хотелось причинить ему боль.

Пациентка с мужем действительна была на шумной вечеринке с большим числом приглашенных. Она потеряла его там физически, но всю ночь на расстоянии чувствовала его присутствие. Это была проблема, характерная для их брака в целом: ей казалось, что он психологически то приближается, то удаляется от нее. Ее сдержанность во сне по отношению к хозяину символизировала сдержанность чувств к мужу. Ей нравился муж как партнер, но она смертельно боялась причинить ему боль, высказав свои сомнения относительно перспективы их брака.

Изучить дневные остатки очень важно с клинической точки зрения. Мы всегда стремимся быть на переднем крае осознавания и переживания пациента. Когда мы почувствуем, что сознание пациента приближается к этим переживаниям, наши замечания будут все точнее и все больше соответствовать актуальным проблемам пациента. Мы хотим быть одновременно понимающими и сочувствующими. Подобно дереву, скрытые под землей корни которого впитывают воду, чтобы питать видимую часть дерева, бессознательные стремления пациента наиболее явно видны в дневных остатках. Общим завершением нашей истории в прошлом является наша жизнь в настоящем. Сон дразнит нас мириадами фактов из повседневной жизни, помещая их в свою основную содержательную канву, тем самым лучше всего выражая наши актуальные проблемы.

Среди этих проблем наиболее интересной для терапевта является перенос. На определенной стадии лечения, как уже отмечалось в нашем обсуждении, формируется клинический перенос. Когда терапевт считает его важным для пациента, очень часто и он сам, и аналитический сеанс становятся основным содержанием дневных остатков. Пациент часто думает о терапевте и терапии. Если пациент регулярно проходит курс интенсивной терапии, приблизительно по истечении года почти все его сновидения в определенной степени содержат отношения переноса.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!