Жанры устного народного творчества (фольклора)
Название жанра | Краткая характеристика | Примеры художественных произведений |
Сказка | Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов | «Колобок», «Липовая нога»; «Василиса Премудрая», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка» |
Былина | Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы | «Три поездки Ильи Муромца», «Вольга и Микула Селянинович» |
Песнь | Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека | Песни о С. Разине, о Е. Пугачеве |
Малые жанры фольк лора | ||
Загадка | Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью | «Висит сито, не руками свито» (паутина) |
Пословица | Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии | «Семеро одного не ждут» |
Поговорка | Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли | «Легок на помине» |
Скороговорка | Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов | «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку; рак за руку Грека цап» |
Частушка | Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера | «Пойду плясать. Дома нечего кусать. Сухари да корки, А на ногах опорки». |
|
|
Сказка
Народная | Литературная |
Автор – коллективный (народ) | Автор – конкретное лицо |
Есть исполнители сказок - сказители | Исполнителя как такового нет |
Примечание:сказитель отличается от писателя тем, что стремится не создать сказку, а передать услышанное от кого-то.
Народная | Литературная |
Существует в устной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Образ героя предельно типизирован: герой, вредитель, даритель, искомый персонаж Набор сюжетов ограничен определёнными мотивами Поэтика традиционна, используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Время создания определить невозможно; по отдельным признакам можно установить время бытования сказки | Создается в письменной форме Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно индивидуален Сюжет не ограничен набором каких-либо мотивов (число вариантов ничем не ограничено) Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания сказки или известно, или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте |
|
|
Разновидности сказки (по содержанию)
Разновидность | Примеры |
О животных | «Лисичка-сестричка и волк» |
Социально-бытовая | «Жадная старуха» |
Волшебная | «Василиса Прекрасная» |
Авантюрная | «Мальчик с пальчик» |
Разновидности песни (по тематике)
Лирическая: 1) обрядовая 2) любовная 3) колыбельная | историческая |
Разновидность былины (по тематике)
Разновидность | Примеры |
Героическая | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
Социально-бытовая | «Садко» |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — важнейшее понятие эстетики; специфическая форма познания и отражения действительности искусством, неотъемлемое свойство искусства; результат художественного обобщения; все, что обращено к воображению и чувству, а не рассудку. О. X. неотделим от своего объективно существующего материального прообраза (О. Х. — это непременно образ чего-либо; это не сама жизнь, а картина жизни) и в то же время является своего рода выражением взгляда автора на данный прообраз, отношения к нему, выражением духовного мира и мира идей автора. Помогает не просто механически воспроизвести то или иное явление действительности, но увидеть и выразить его сущность.
|
|
О. Х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности)и имеет самостоятельное эстетическое значение. Является формой чувственно-образного восприятия мира (в противоположность понятийно-логическому).
ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ВРЕ́МЯ И ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРА́НСТВО — важнейшие характеристики художественного образа, организующие композицию произведения и обеспечивающие его восприятие как целостной и самобытной художественной действительности.
Время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации художественного мира.
|
|
Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем. В художественном тексте данная взаимосвязь выражается в определенных формах. В качестве примера рассмотрим некоторые из них:
1) две одновременные ситуации изображаются как пространственно раздвинутые, соположенные (ср. пространство города и пространство дома в романе «Белая гвардия М.А. Булгакова);
2) при убыстрении времени происходит сжатие пространства (ср. романы Ф.М. Достоевского);
3) при замедлении времени происходит расширение пространства, художественными средствами которого являются детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и т.д.
Для выражения пространственных отношений и пространственных характеристик в тексте существуют и грамматические средства. Это могут быть синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречия места, топонимы и др.
В словесно-образном искусстве существуют следующие типы художественного пространства:
1) географическое пространство принадлежит к одной форм пространственного конструирования мира, модель которого зависит от определенных исторических условий. Данный тип пространства обычно представлен в виде конкретного места, обжитой среды: городской, деревенской или природной. Обладает определенными признаками и свойствами: может быть направленным/ненаправленным, открытым, отграниченным, близким/далеким.
2) психологическое пространство отличается замкнутостью, погруженностью во внутренний мир субъекта. Ракурс изображаемых событий меняется в зависимости от мировосприятия героя, точка зрения которого может быть как строго зафиксированной, статичной, так и подвижной, динамичной.
3) фантастическое или волшебное пространство, будучи неограниченно большим, наполнено нереальными, как с научной, так и с обыденной точки зрения, существами и событиями. Это чужое для человека пространство. Одной из характерных черт является динамичность, так как в пределах данного локуса постоянно что-то совершается.
4) космическое пространство, имеющее вертикальную ориентацию, является далеким для человека, наполненным свободными и независимыми от него телами (солнце, луна, звезды).
5) социальное пространство является близким, освоенным для человека, так как в нем протекает почти вся его сознательная жизнь, совершаются события, имеющие социально-общественный характер.
Выделенные типы художественного пространства в литературном произведении не отрицают, а чаще всего взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ.
Задание №1.Из приведенного ниже материала для справки выберите соответствующее каждому из теоретико-литературных понятий определение и запишите его в нужную строку.
1. Тема —
2.Идея —
3.Проблема —
4.Композиция —
5.Конфликт —
6.Сюжет —
7.Экспозиция —
8.Завязка —
9.Кульминация —
10.Развязка —
11.Эпилог —
12.Портрет —
13. Пейзаж —
14. Деталь —
15. Реплика -
16. Ремарка —
17. Монолог —
18. Диалог —
19. Персонаж —
Материал для справки:
1.Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
2. Изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидность описания.
3. Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения, вершина конфликта.
4. Краткие указания или пояснения автора в драматическом произведении, характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи героев, а также описание обстановки действия, состава персонажей и т.д.
5. Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
6. Сложный вопрос, исследуемый автором в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным).
7. Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.
8. Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.
9. Развернутое высказывание одного персонажа, обращение к собеседникам или самому себе.
10. Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения.
11. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения, выражающаяся в образной форме.
12. Событие, с которого начинается конфликт, действие в художественном произведении и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.
13. Фраза, произнесенная одним персонажем произведения в ответ на слова другого.
14. Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.
15. Изображение картин природы в художественном произведении, разновидность описания.
16. Общее название любого действующего лица литературного произведения.
17.Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
18.Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейших судьбах героев; при этом излагаются события, которые произошли с действующими лицами после окончания основного сюжета.
19.Разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении, представленный в форме отдельных высказываний.
Задание№2. Выполните тест.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1034; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!