Характеристика фонационного дыхания.



Фонационное же дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, а выдох, наоборот, за- медленный, прерывающийся в связи с произнесением текста, а затем без паузы опять вдох. Звуковая речь возникает при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию, излучаемую в окружающее пространство. Основными способами создания акустических эффектов являются прерывание воздушной струи ритмически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками, ведущее к возникновению тональных звуков, или возбуждение шумовых звуков при протекании воздуха с достаточно большой скоростью через сужения, обра- зуемые в том или ином месте по ходу верхних дыхательных путей. Работа дыхательного аппарата во время речи – «речевое дыхание», т.е. фонационное – подчиняется до определенных пределов тому конкретному материалу, который должен быть произнесен, и тому способу, тем особенностям как он должен быть произнесен (громко или тихо, быстро или в медленном темпе, с теми или иными ударениями и т.д.). Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха при фонации некоторых звуков выходят через носовые отверстия. Вдохи во время речи коротки, но энергичны; объем воздуха, приходящийся на каждый цикл дыхания, несколько увеличивается, а частота дыхания резко падает. Важнейшим параметром, от которого существенно зависит громкость голоса, является давление воздуха под голосовыми складками. Дыхательные мышцы, мышцы гортани, глотки и полости рта работают в тесной взаимосвязи. Изменения в состоянии одного из звеньев этой системы отражаются на деятельности все- го голосового аппарата. Общепризнанным типом дыхания при фонации обычно считается реберно-диафрагмальный, осуществляемый в основном за счет сокращения диафрагмы и расширения нижних ребер. Правда, систематические тренировки этого типа дыхания приводят подчас к набору излишнего воздуха. В работе над голосом это является одной из распространенных ошибок.


Типы дыхания.

Дыхание – основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) – в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики: 1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи. 2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.3. Распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а каждое слово – полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции. 4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе. Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» – диафрагму и нижне-брюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки – межреберные мышцы. В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний. Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. А тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – экономным и плавным.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!