Видение и подтекст в работе над материалом.



Когда мы рассказываем о чем-то пережитом нами в жизни, мы всегда стремимся заставить слушателя увидеть ту картину, которая запечатлелась в нашем сознании. Нам всегда хочется, чтобы передаваемая нами картина была похожа на оригинал, то есть на те видения, которые были вызваны тем или иным событием в нашей жизни. Задача каждого актера — добиться такой же яркости видений на сцене. Нам нельзя забывать, что воображение является основным элементом творческого процесса, оно помогает нам, отталкиваясь от авторского материала, создавать видения, по яркости своей аналогичные нашим жизненным впечатлениям. Процесс видения имеет, грубо говоря, два периода. Один период — накапливание видений. Другой — умение актера увлечь партнера своими видениями. Придавая огромное значение видению, Станиславский говорил, что надо всячески развивать воображение актера, что следует накапливать видения на отдельные моменты роли, что путем такого накапливания видений создается как бы своеобразная «кинолента» роли. Работа актера над видениями является как бы подготовкой того внутреннего материала, на котором будет строиться роль. Эта работа схожа в какой-то мере с работой писателя, накапливающего для своего произведения огромное количество подсобного материала. В проблемах понимания литературного произведения понимание подтекста, смысла и в конечном итоге мотива, пожалуй, является основным. Глубина «прочтения» текста или обнаружение его подтекста, его внутреннего смысла может быть очень различна, и эти различия, как мы указывали, часто отличают одного человека от другого гораздо больше, чем глубина и полнота понимания внешнего значения сообщения.

Понятие “темпо-ритм” из системы К. С. Станиславского.

Ритм(от греческого rhytmos - мерное течение) - одно из средств формообразования в искусстве, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во врем. Темп - скорость движения отдельных элементов сценической композиции в отдельный отрезок времени. Ритмически правильное чередование темпов, называется темпо-ритмом. Поскольку в драматических искусствах ритм как бы сливается с темпом, сочетаясь с ним, К. С. Станиславский ввел термин "темпо-ритм", объединяющий эти понятия. Он различал темпо-ритмы всей пьесы, каждой отдельной роли, действия и сценической речи. К. С. Станиславский установил сложные взаимодействия внутреннего (ощутимого актером, связанного с психологической задачей, настроением того или иного эпизода) темпо-ритма и внешнего (видимого зрителем, воплощенного в характерности, в движениях персонажа, в его поведении). Рассмотрим несколько хорошо известных примеров организации темпо-ритма в постановке. Метр (от греческого metron - мера, размер) - тип организации темпо-ритма, основанный на консонансном звучании темпов и точном повторении всех элементов ритмической структуры. Контрапункт- тип организации темпо-ритма, основанный на диссонансном звучании темпов и обертонов всех ритмических элементов структуры.


Знаки препинания и их голосовые “фигуры”.

Нельзя говорить о логике чтения, не затронув вопроса о пунктуации. Необходимо выяснить, какую роль играют знаки препинания, как в процессе подготовки, так и при чтении у микрофона. Они ведь для того и существуют, - чтобы мы могли с предельной ясностью и безошибочностью понимать написанное при чтении. Вы сами знаете, что в текстах встречаются такие сложные предложения или периоды, в которых только знаки препинания полностью уточняют смысл. Синтаксическое построение текста помогает вам понять намерения автора, и это не может не заставлять вас относиться к знакам препинания с большим вниманием. Это - первое. Во-вторых, несмотря на то, что знаки препинания есть принадлежность письменной речи, они отражают особенности и устной речи. Подумайте сами: одной из основных функций пунктуация является отделение и выделение. Но ведь для того, чтобы отделить друг от друга фразы или выделить в этих фразах отдельные словосочетания, необходимо сделать остановку, паузу. В таком случае закономерен вопрос: «Не являются ли знаки препинания указателями пауз?» Да, в подавляющем большинстве случаев все знаки препинания являются сигналами пауз, их графическим обозначением. Наконец, третье, и, может быть, самое важное для вас свойство знаков препинания: они играют большую роль в интонационно-звуковой структуре устной речи. Каждому знаку соответствует определённое тональное изменение, свой мелодический рисунок, своя логико-синтаксическая интонация. К. С. Станиславский эти интонации назвал голосовыми «фигурами» знаков препинания. Каждый знак имеет свою голосовую «фигуру», которая строго определяется его логической и функциональной сущностью. Голосовой фигурой точки является понижение голоса. Основное назначение многоточия - указывать, что предложение почему-либо не закончено. Что-то ещё подразумевается, что-то ещё не договорено. При многоточии голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он как бы... тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее «на дно», а, оставляя её «висеть в воздухе». Многоточие может стоять также в конце смыслового куска или в конце произведения. В этом случае голос на ударном слове иногда понижается почти как на точке. Степень голосового повышения на запятой весьма разнообразна, точно так же, как степень голосового понижения на точке. При запятой - от еле заметного до весьма значительного повышения; при точке - от еле заметного до самого глубокого понижения. В этом отношении между голосовыми фигурами запятой и точки есть прямое сходство. Но при этом полярно-противоположны основные функции этих знаков препинания: запятая - соединяет, связывает; точка - разъединяет, разобщает. И чем сильнее повышение на запятой, тем сильнее эта связь, а чем сильнее понижение на точке, тем заметнее это разобщение. Это - о голосовой фигуре запятой. Необходимо отметить и ещё одно обстоятельство. Вы знаете, что знаки препинания являются сигналами пауз, то есть каждый знак препинания указывает на необходимость, или желательность, или допустимость паузы. Такими указателями являются все знаки препинания, в том числе и запятая. Но у запятой есть существенный недостаток: строго соблюдая свои синтаксические функции, она (единственная из всех знаков) в некоторых случаях затрудняет чтение. Она иногда «красуется» там, где нет никакой нужды делать паузу. Таких случаев несколько, и о них необходимо помнить.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 509; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!