Музыкальные способности и задатки характеристика, муз. способностей.



ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыка оказывает благотворное влияние на умственное развитие в процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, воображение, фантазия, любознательность, сообразительность.

Методика музыкального воспитания изучает вопросы не только дошкольного воспитания, но и обучения и развития. Все эти основные понятия предмета взаимосвязаны. Вместе с тем они имеют свою особенность.

Музыкальное воспитание детей как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности протекающее по внутренним законам, всегда подчиняется воздействиям извне.

Развитие ребенка происходит в процессе обучения определенным видам д-ти в определенной последовательности.

Музыкальное развитие- результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию.

В процессе музыкального воспитания, обучения и развития осуществляются основные задачи музыкального воспитания.

Задачи музыкального воспитания детей(по Зиминой):

1.развивать музыкальность р-ка

2.обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку.

3.развивать художественно-творческие способности.

Задачи музыкального воспитания детей(по Радыновой):

1.развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной д-ти.

2. сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Характеристика содержания образовательных стандартов ДО по эстетическому развития воспитанника.

Смотреть в стандарте

3.Теоретические основы музыкального воспитания детей д\в.

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к при роде, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение.

Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.

Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Че ловеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он, в свою очередь, не отделим от гуманизма. Только в обществе, пост роенном на подлинно гуманистических началах, может быть сформирован поистине прекрасный человек.

Еще Н.Г. Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; пре красно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

Подлинный прогресс и гуманизм должны быть неразделимы. И высшей целью искусства является всестороннее развитие личности, гармоническое объединение ее с историей, обществом, человечеством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чем же заключается красота искусства? Красота искусства заключена, прежде всего, в содержании, правдиво отражающем действительность, утверждающем прекрасное в действительности. Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключается в соответствии содержания и формы. Только все это в целом характеризует красоту искусства любого вида. Примером единства содержания и формы в музыкальном искусстве могут служить такие произведения, как VI симфония П.И. Чайковского, оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Пскови тянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина и др.

Основное внимание искусство уделяет человеку, его деятельности и внутреннему миру. Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Создавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концентрирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. П.И. Чайковский так говорил о процессе со здания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».

После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Они волнуются вместе с героями или за их судьбу, радуются или негодуют, творчески откликаются на вос принятое. В этом заключается процесс художественного освоения жизни. Художественные произведения помогают человеку уловить самое нужное, отвечающее его внутреннему миру, прийти к какому-то выводу, решению; «...в создании поэта люди, восхищающиеся им, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно пред ощущали». Сила искусства и заключается в том, что, сопереживая, человек незаметно для самого себя начинает горячо любить или ненавидеть и в соответствии с этими чувствами проявляет в своей жизни и деятельности определенное отношение к явлениям жизни, поведению людей. Зачастую человек ощущает подъем творческих сил, желание совершить что-то значительное, напри мер, благородный поступок.

Таким образом, мы видим, как огромна роль искусства в воспитании чувств и сознания человека. Оно формирует личность, влияет на развитие творческой деятельности и, в соответствии с требованиями общества, является высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно-воспитательного и эстетического моментов.

Специфической для искусства формой отражения действительности, основной формой художественного познания, мышления является художественный образ. Он так же богат и глубок по своему содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь.

Художественный образ характеризуется неразрывным органическим единством общего, существенного, закономерного, конкретного и индивидуального. Например, образ Ивана Сусанина отражает тип русского человека патриота. В конкретном персонаже здесь обобщены характерные черты всего русского народа.

Каждый вид искусства, каждая область художественного творчества обладает своими особыми средствами создания художественных образов, которыми являются: язык слов, красок, звуков, пластических движений и т.п.

Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия - словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка – звуками

 

Музыкальные способности и задатки характеристика, муз. способностей.

Б. М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опи­раясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенно­сти, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:
- Способности - это индивидуально-психологические особенности че­ловека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.
- Способности создаются и проявляются в деятельности, следователь­но, способности по своему существу есть явление динамичное, т. е. развиваемое.
- Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, необходимые для осуществления музыкальной деятельности.
- Комплекс музыкальных способностей, развиваемых на основе врож­денных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её осуществления есть музыкальность.
- В структуру музыкальности входят: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнитель­стве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство - в процессе слушания музыки, чувство ритма - в музыкально-ритмических движени­ях, музыкально-слуховые представления - в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху (пение и игра на музыкальных инструментах). Музыкальные способности детей прояв­ляются по-разному. Большое значение имеет музыкальная среда, в кото­рой растёт ребёнок. Раннее проявление музыкальных способностей - следствие достаточно богатых музыкальных впечатлений.
В условиях ДОУ 1-2 раза в год по определённым показателям прово­дится диагностика музыкальных способностей детей, что позволяет су­дить о динамике развития каждого ребёнка.Развивая музыкальность, мы создаём благоприятную среду для фор­мирования основ музыкальной культуры детей в условиях ДОУ. О. П. Радынова рассматривает музыкальную культуру (далее - МК) детей как специфическую субкультуру определённой социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:
1) индивидуальная МК ребёнка, включающая его музыкально-эстетическое сознание (далее - МЭС), музыкальные ЗУНы, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
2) МК дошкольников, которая включает в себя музыкальные произве­дения, применяемые в работе с детьми, МЕС детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.
Основой индивидуальной МК ребёнка является его МЭС. которое формируется в музыкальной деятельности. Компоненты МЭС тесно свя­заны между собой и образуют единую систему: потребность в музыке, эстетическое переживание, музыкальный вкус, оценка музыки. Уровень развития МЭС зависит от развития музыкальных способностей и общего развития детей. В условиях ДОУ для развития МЭС детей необходимо:
1) использовать разнообразный, обладающий художественными дос­тоинствами музыкальный материал;2) применять поисковые ситуации, творческие задания, стимулирую­щие творческую и мыслительную активность детей;
3) варьировать методы и приёмы работы, виды занятий и формы орга­низации музыкальной деятельности детей;
4) совершенствовать педагогическое мастерство музыкального руко­водителя;
5) привлекать к сотрудничеству родителей.
Успех формирования основ МК детей зависит от комплекса педаго­гических условий и методов, от мастерства педагогического коллектива, внимания родителей и усилий общества.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 3062; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!