Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 6 страница



[4] ...ражаеть убо сей Стефана... — Будущего краля Стефана Дечанского (1321—1331).

[5] ...Милутинъ краль приобщаетъся второму браку... — Милутин был женат четырежды: на дочери византийского севастократора (высокопоставленного чиновника императорского двора) Елене, на дочери венгерского короля Стефана V Елизавете, на дочери болгарского царя Георгия I Тертерия Анне и (с 1229 г.) на Симониде, дочери Андроника II. Константин был сыном Милутина от Анны, а не от Симониды.

[6] ...святаго Николы... — Николай, архиепископ города Мир в Ликии (области на юге полуострова Малая Азия) в IV в., один из наиболее чтимых христианской православной церковью святых (Никола Мирликийский).

[7] ...Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ. — Стефан Душан был преемником Стефана Дечанского на сербском престоле (1331—1355, с 1345 г. — царь).

[8] ...обители Вседръжителевѣ. — Видимо, речь идет о константинопольском монастыре Пантократора.

[9] ...патриархъ Афанасие дивный соборъ състави... иже Ариева мысляща и Македониева... — Афанасий — константинопольский патриарх в 1289—1293 и 1303—1309 гг. Церковные соборы, осудившие Варлаама и его ученика Григория Акиндина (ум. в 1349 г.), происходили, однако, не при нем, а значительно позднее — в 1341 и 1351 гг. Варлаам — греческий монах из Калабрии, примыкавший к кругам итальянских гуманистов (у него учился греческому языку Петрарка), в 1328 г. приехал в Византию. Он выступил против учения исихастов, утверждавших, что познание Бога и единение с ним не требует богословских знаний. Осужденный иа соборе 1341 г., он вернулся в Италию и умер там в 1348 г. Арий и Македоний — основоположники еретических, с точки зрения ортодоксальной церкви, учений (IV в.).

[10] Ненавидящаа тя... врагы быша ми. — Пс. 138, 21—22.

[11] ...зряше якоже и преже. — Прозрение ослепленного Стефана вызывало недоумение уже у современников событий. Предполагали, что палач был подкуплен, ослепление было мнимым, но Стефан скрывал это от окружаюших.

[12] ...вторѣмъ Иовѣ... — Иов — библейский персонаж, праведник, подвергшийся тяжким испытаниям судьбы.

[13] …Баньско убо мѣсто именуемо... — Баньский монастырь, упоминаемый в источниках со второй половины XIII в. В 1313—1318 гг. Милутин построил в нем церковь святого Стефана. Расположен севернее г. Косовска-Митровица (Югославия).

[14] Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери... — Константин был сыном Анны, а не Симониды. В союзе с Константином против Стефана выступил его племянник Владислав.

[15] ...не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець... — Имеются в виду библейские легенды: о Каине, убившем своего брата Авеля, и о Иосифе, которого хотели убить, а затем продали в рабство родные братья. Впоследствии, когда Иосиф достиг могушества и власти, он не стал, однако, мстить братьям, а обратился к ним со словами (Быт. 40, 19—20), которые почти дословно повторяет Стефан: «Не бойся, Божий бо есмь азъ! ...а мнѣ благая...»

[16] Восхотѣ же обителъ тѣмъ създати... — Стефан построил в начале XIII в. монастырь в Дечанах (в области Метохия, близ города Печ).

[17] ...бысть въ болгарех царь Михаилъ. — В 1323 г. болгарским царем стал Михаил Шишманович, женатый на сестре Стефана Дечанского Анне. Византийский император Андроник III Палеолог (1328—1341) выступил в союзе с Михаилом против Сербии. В 1330 г. в битве под Вельбуждом (западнее современного города Кюстендил в западной Болгарии) болгарские войска были разбиты, а Михаил убит.

[18] Сих всѣх истязати имать Богъ от тебе. — Текст неясен и поэтому оставлен без перевода.

[19] ...гордымъ противляется, смиреным же даеть благодать. — Иак. 4, 6.

[20] ...Александра, того нетия, царя поставльше... — После победы под Вельбуждом Стефан восстановил на престоле свою сестру Анну и ее сына Ивана Стефана, но в 1331 г. власть захватил племянник Михаила — Иван-Александр, царствовавший до 1371 г.

[21] «Аще благая приахомъ.. не терпим!» — Иов. 2, 10.

[22] ...отца ятъ... горчайшей смерти осужаеть. — Стефан Дечанский был свергнут с престола своим сыном и спустя два года убит (удушен) в г. Звечане.

[23] ...Андроницѣ и при сыне его Иване... — Византийских императорах Андронике III Палеологе (1328—1341) и Иоанне V Палеологе (1341—1391).

[24] ...деспот бысть... — Деспот — титул, дававшийся в Византии правителям областей.

[25] Урошь — последний царь из династии Неманичей (1355—1371).

[26] ...краль в сербех Волкошинъ, да брат его деспотъ Углешь... — Стефан Душан разделил страну на шестнадцать областей, раздав их в управление своим родственникам и вельможам. Македонские земли получил Вукашин, объявивший себя в 1366 г. кралем. Земли Вукашина и его брата Углеши фактически отделились от Сербии.

[27] ...сего ради не изгнаша, но сами от них убиени быша... — В 1371 г. в битве на реке Марица близ Черномена (к западу от г. Эдирне в современной Турции) Вукашин потерпел поражение и был убит.

[28] ...великаго князя Лазаря... — Князь Лазарь (1371—1389), сын Ирибаца Хребельяновича, придворного Душана. Жена Лазаря Милица происходила из рода Неманичей, ее предок Вукан был сыном Стефана Неманича, братом Стефана Первовенчанного. После смерти Уроша Лазарь правил его уделом, пытался вновь объединить Сербию. В 1389 г. потерпел поражение от турок в битве на Косовом поле, попал в плен и был казнен.

[29] ...царь... Хириданъ... — История Хиридана — родоначальника турок-османов — видимо, легендарна.

[30] Арканъ — Урхан, османский властитель (1326—1362).

[31] Сулимень — Сулейман, сын Урхана, османский эмир. В 1352 г. он захватил крепость Цимпе на европейском берегу пролива Дарданеллы, на Галлипольском полуострове — этим было положено начало вторжению турок в Европу.

[32] ...при цари гречестем Андроницѣ, имущу рать со братомъ своим. — После смерти Андроника III власть перешла к его сыну Иоанну V. Однако регент Иоанна — Иоанн Кантакузин объявил себя императором и фактически правил страной в 1347—1354 гг. После свержения Иоанн постригся в монахи и умер в 1383 г.

[33] Амурат — османский султан Мурад I (1362—1389). При нем турки подчинили себе обширные районы с городами Адрианополь (Эдирне), Филипполь (Пловдив), София, Шумен, Ниш. Мурад был убит в Косовской битве сербским воином Милошем Обиличем, проникшим в его палатку. Однако благодаря решительности сына Мурада — Баязида (султан в 1389—1402) битва была выиграна, и Сербия стала вассалом турок.

[34] Равница — Раваница — монастырь в долине реки Ресавы, правого притока Моравы. В 1391 г. туда было перенесено тело князя Лазаря.

[35] ...Громъ нареченый по своему их языку... — Баязида именовали «Иылдырым», что значит «молния», «молниеносный».

[36] ...князь великий Стефанъ... — Стефан Лазаревич, сербский князь (1389—1427, с 1402 г. — деспот).

[37] ...покори царя Срацимира болгарьскаго... — В 1393 г. турки захватили Тырново, столицу одноименного царства. Видинское царство просуществовало еще три года, но в 1296 г. после битвы при Никополе Видин был захвачен, царь Иван Срацимир взят в плен, и Болгарское государство прекратило свое существование.

[38] Селунь — Фессалоника (ныне Салоники в Греции) была захвачена турками в 1394 г.

[39] ...дщерь ея Оливеру въ жену... — Дочь Лазаря стала женой Баязида, а сама Сербия вассалом турок: Стефан Лазаревич и брат его Вук были обязаны являться со своими воинами на службу к султану.

[40] ...умышляеть брань на угры и волохи. — Битва с валашским господарем Мирчем произошла в 1395 г.

[41] ...краль Марко... — Сын краля Вукашина, владетель удела со столицей в г. Прилеп. Марко погиб в 1395 г. Его эпический двойник — Марк Королевич — популярнейший герой сербского героического эпоса.

[42] ...приходит и на царствующий град. — Турки опустошили в 1394 г. окрестности Константинополя и в течение семи лет блокировали город.

[43] Слышав же царь угорьский... борет Никополь. — Германский император, а с 1387 г. и венгерский король Сигизмунд Люксембург в 1396 г., собрав войско из венгерских, чешских, немецких, польских и французских рыцарей, двинулся против турок. Распри среди участников похода и ошибки в руководстве сражением дали возможность туркам одержать под Никополем полную победу: десять тысяч рыцарей попали в плен, а Сигизмунд едва спасся бегством. Баязид вторгся в Венгрию и подверг ее разорению.

[44] Мануилъ — сын Иоанна Палеолога Мануил (1391—1425) пытался найти союзников в борьбе против турок в Европе. Покинув в 1399 г. Константинополь, он посетил Венецию, Милан, Флоренцию, Париж, Лондон. Его встречали с почетом, но реальной военной поддержки Мануил не получил.

[45] ...перскый царь Темирь... — Тимур родился в 1336 г. в селении близ г. Шахрисабз (ныне в Кашкадарьинской обл. Узбекистана). Став эмиром Мавераннахра — среднеазиатского государства со столицей в Самарканде, Тимур совершил ряд победоносных походов, в результате которых создал огромное государство, включавшее Хорезм, Хорасан, Иран, Закавказье.

[46] ...вшедъ в Персиду... — Речь идет о походе Тимура в 1381 г.

[47] ...Елладу... — Что имеется в виду — неясно. Разумеется — не Греция. Может быть, речь идет о державе Александра Македонского, владения которого в Азии простирались на все те земли, которые завоевал Тимур?

[48] ...фараона... — Вспоминается библейская легенда о фараоне, который, разгневавшись на евреев, покидавших Египет, стал преследовать их и погубил свое войско в Чермном (Красном) море (Исх. 14, 22—29).

[49] И сражению бывшу, побѣжаеть Темирь... — В битве при Анкире (Анкаре) в 1402 г. османское войско было разгромлено, а султан Баязид взят в плен.

[50] ...стѣну Дамаска низложи... — Дамаск был взят и сожжен Тимуром в 1401 г.

[51] ...приятъ же и Асирию и Вавилоньское царьство... — Приводятся названия древних государств, располагавшихся на территории Ирана. Во времена Тимура там было государство сербедаров, завоеванное им в 1380—1383 гг.

[52] ...и Севастию... и Крим... — Перечисляются города и страны, в разное время завоеванные Тимуром: Севастия — город на северо-востоке Малой Азии, Синяя (Белая) Орда — объединение тюрко-монгольских племен на территории к востоку от Аральского моря, город Сарай-Бату (к востоку от нижнего течения Волги) — в прошлом центр Золотой Орды, разрушенныйТимуром в 1395 г., Чегатайский улус, территория юго-восточнее озера Балхаш, город Тевриз в Иранском Азербайджане, Горзустан — видимо, Грузия, гурзи — грузины; обезы — абхазцы; Шамахия — город Шемаха на территории современного Азербайджана.

[53] И пришедъ в Великую Орду и царя Тахтамыша, побѣдивъ, прогна. — Тимур совершил несколько походов против Тохтамыша: в 1391 г. из Ташкента через северный Казахстан в Западную Сибирь и оттуда на запад, к Волге. Решающая битва произошла в местности Кондурча (в долине одноименной речки в современной Самарской обл.) и закончилась разгромом Тохтамыша. Второй поход Тимур совершил в 1395 г. через Закавказье. В долине Терека в решающей битве он разгромил Тохтамыша, затем, преследуя его, двинулся в области нижней Волги, оттуда повернул на запад к Днепру, а оттуда на северо-восток в Рязанскую землю. На обратном пути Тимур прошел Нижнее Поволжье, Кубань, Дагестан и напоследок разгромил Астрахань и Сарай-Берке.

[54] И прииде близ предѣлъ Рязаньскиа земли... — Вторгшись в 1395 г. в Рязанскую землю и захватив г. Елец, Тимур двинулся к Москве. На берегах Оки его встретило русское войско под предводительством великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389—1425). Тимур по каким-то причинам не вступил в битву и повернул назад. Русские летописцы объясняли уход Тимура заступничеством почитаемой на Руси иконы владимирской Божьей матери, доставленной в XII в. из Константинополя вместе с другой иконой Богородицы — «Пирогощей». Ее название, как полагает Д. С. Лихачев, восходит к греческому «пюрготив» — «башенная» (Богоматерь на ней изображена была в окружении семибашенного Влахернского — в Константинополе — монастыря). Об этих событиях см. также «Повесть о Темир-Аксаке» (наст. изд., т. 6).

[55] Шарухъ — Шахрух — сын (а не внук) Тимура, после его смерти глава государства (со столицей в Герате, городе на западе Афганистана) в 1409—1447 гг.

[56] Мусулманъ — Сулейман, старший сын Баязита, правивший после пленения отца Тимуром в его европейских владениях. Находился в дружеских отношениях с Византией.

[57] Мисиа — Муса, сын Баязита. Враждовал с братьями, в 1411 г. одержал победу над Сулейманом. Убит в 1413 г.

[58] Махамет — Мехмед I, османский султан (1402—1421). В первые годы правления замирял сельджукских эмиров, освободившихся от османской зависимости после разгрома Баязита Тимуром. В 1413 г., разгромив своего брата Мусу, стал единовластным правителем.

[59] ...Василию Димитреевичю, прося у него за себе дщерь Анну... — Автор ошибается: дочь Василия Анна была выдана замуж за сына Мануила — Иоанна VIII Палеолога.

[60] ...Калуяна... Фому... — Перечисляются сыновья Мануила от Елены Драгаш (из рода сербских князей Драгашей): Иоанн VIII (или Калуян) — император в 1425—1448 гг., Андроник — деспот (правитель) Фессалоники, Федор и Фома — деспоты Мореи, Константин VIII — император в 1449—1453 гг., Димитрий. Дочь Фомы была женой Ивана III, великого князя московского.

[61] ...Новоброд, град сребреный... — Ново-Брод, город, известный своими серебряными рудниками. Расположен на территории края Косово (Югославия).

[62] ...свободися Серпьскаа земля... — Фактически после Косовской битвы Сербия оставалась в вассальной зависимости от турок. Лишь в 1413—1420 гг. Мехмед освободил страну от вассальных повинностей за помощь, оказанную ему в войне с Мусой.

[63] ...обрѣте Бѣлъград... — Стефан Лазаревич возвратил Белград Сербии в 1402 г.

[64] ...Святыя Горы великую Лавру... — Речь идет об афонских монастырях.

[65] ...в Филиповѣ градѣ... — в Филиппополе (Пловдиве), захваченном турками в 1365 г.

[66] ...во Андриановѣ градѣ... — Адрианополе. С 1365 г. Адрианополь, переименованный в Эдирне, стал столицей османского султана.

[67] ...Больвинь, и Липовець, и Сталакъ, и Коприанъ. — Города в юго-восточной Сербии. Липовец — монастырь, основанный в 1399 г. близ города Алексиница. Сталак расположен в районе слияния Южной и Западной Моравы. Эти города были захвачены турками в 1413 г.

[68] Путь... нечестивых погибнет. — Пс. 1, 6.

[69] Болша — Балша, один из албанских феодалов.

[70] ...нетиа своего Гурга... — Георгия Бранковича, после смерти Стефана, ставшего деспотом Сербии (1429—1456).

[71] Амуратъ — Мурад II, турецкий султан (1421—1451).

[72] Крушевець — ныне Крушевац, город близ слияния Западной и Южной Моравы.

[73] ...с пророком Захариемъ... первожителя твоя! — Пересказ фрагмента из библейской Книги пророка Захарии (Зах. 11, 1).

[74] ...съ Еремиемъ пророком рыдати, яко новаго Сиона... — Переложение фрагмента из библейской книги «Плача Иеремии». Сион — гора в Иерусалиме, на которой располагалась крепость. Название «Сион» в текстах употреблялось как символ могущества Иерусалима.

[75] ...послѣдующаго ради запустѣниа всея земля Серпъскиа... — Полное подчинение Сербии турками произошло уже после падения Византии. В 1459 г. она была включена в состав Османской империи.

ПЕРЕВОД

ИЗ ГЛАВЫ 197

 

ПРЕ СЕМ ЖЕ ЦАРСТВИИ ГРЕЧЕСТЕМ АНДРОНИКА ПАЛЕОЛОГА,[1] В ЛѢТО 6790, БЫСТЬ ЦАРЬ ВЪ СЕРБЕХ МИЛУТИНЪ.[2] ЦАРСТВО СЕРБЬСКОЕ

ПРИ ТОМ ЖЕ ЦАРЕ ГРЕЧЕСКОМ АНДРОНИКЕ ПАЛЕОЛОГЕ, В ГОДУ 6790 (1282), БЫЛ У СЕРБОВ ЦАРЬ МИЛУТИН. ЦАРСТВО СЕРБСКОЕ

 

Святый Симионъ роди Стефана краля, и Стефанъ роди Стефана же, иже нареченъ бысть Урошь во имя прадѣда своего, сей есть храпавы краль.[3] Сей роди Милутина краля, иже четвертый от святаго Симиона. Сему обладающу сербы, ражаеть убо сей Стефана,[4] великаго, благочестиа столпа, и царьствиа вѣнець, и добродѣтели сокровище. И бѣ всѣм благъ, и приступенъ, и милостивъ. И по умертвии матери Стефановы Милутинъ краль приобщаеться второму браку,[5] у греческаго царя Андроника Палеолога дщерь поят, и роди от нея сына Коньстянтина. Царица же, видящи Стефана от всѣх любима, ненавидяше его, нъ приходит ко отцу его, слезы испущая и дряхлым лицемъ, яко спасение его промышляа, и оклеветаеть праведнаго, яко к ней рачителнѣ прилежаща и на отца недобрая мыслитъ. Князи же совѣтоваху Стефану, собравъ вои, уклонитися во ину страну и избыти съшиваемыя льсти. Он же не восхотѣ, но на Бога всю надежю положи. Что же по сих? О безмѣстиа! Преможе женьская лесть и угаси родительную любовь: ят бываеть праведный и очию лишаеться. Бѣ же ту церкви святаго Николы,[6] лѣжащу убо праведному и зѣло болѣзнующу, и мало воздремався, явися ему святый Николае и рече ему: «Не скорби, Стефане, се очи твои на моею дланию!» И показаваше ему.

У святого Симеона родился Стефан краль, у Стефана — Стефан же, нареченный Урошем по имени прадеда своего, это был рябой краль. Он был отцом Милутину кралю, четвертому от святого Симеона. Когда правил он сербами, родился у него Стефан, великий столп благочестия, и венец царства, и средоточие добродетелей. И был ко всем благожелателен, и доступен, и милостив. И после смерти матери Стефановой краль Милутин вступил во второй брак, взяв за себя дочь греческого царя Андроника Палеолога, и родился у нее сын Константин. Царица же, видя, что всеми любим Стефан, возненавидела его, приходит к его отцу, обливаясь слезами и со скорбным лицом, словно бы о спасении его думая, и клевещет на праведного, будто он к ней льнет и против отца замышляет злое. Князья же советовали Стефану, собрав воинов, уйти в другую землю и так избежать зла от возводимой на него клеветы. Он же не захотел и возложил всю надежду на Бога. Что же далее? О беззаконие! Превозмогло женское коварство и угасило родительскую любовь: схвачен был праведный и очей лишен. Когда же лежал праведный, тяжко страдая, близ церкви святого Николы, и немного вздремнул он, и явился ему святой Никола и сказал ему: «Не печалься, Стефан, вот очи твои на моих ладонях!» И показал <их> ему.

 

Потом же посылается в заточение в Коньстянтинъ град и съ двоими его дѣтми, единъ убо Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ.[7] Андроникъ же Палеологъ, тесть Милутиновъ, повелѣ ему пребывати неисходну во обители Вседръжителевѣ.[8]

Потом же был сослан Стефан в заточение в Константинов град с двумя своими сыновьями — одного звали Душман, другого же Стефан Душан. Андроник же Палеолог, тесть Милутинов, повелел Стефану пребывать безотлучно в монастыре Вседержителя.

 

Доблий же терпяше съ благодарениемъ, паче добродѣтели прилѣжа и всѣмъ образ пользы бывая, и словом и дѣломъ, иже и самому царю въ слух прииде и патриарху, иже и к себѣ призываху праведнаго, и дивляхуся словесемъ его и разуму. Въ то же время патриархъ Афанасие дивный соборъ състави на нѣкоего Варлама, акиндиньскыя ереси началника, иже Ариава мысляща и Македониева[9] и Владычнее преображение глаголаше привидѣние быти и многи улови во свою ересь. Патриархъ же со всѣмъ соборомъ Варлама еретика от церкви отлучи и съ его единомысленики, и проклятию предаша. Он же не преста, пиша и возмущаа церковъ, и многи прельсти. Призванъ же бывъ Стефанъ къ царю по обычаю и по многих бесѣдах рече: «О боговѣнчанне царю, многих преже тебе бывших превзыде всякими нравы добродѣтелными и смирениемъ, но о едином не вѣмъ, како погрѣшаеши, еже есть глава всему и вѣнець царствию, о немже апостоли подвизашася и мученици плоти не пощадѣша, еже есть благочестие». Царь же рече к нему: «Како убо о благочестии насъ мниши погрѣшати, глаголи убо, о друговъ изряднѣйши!» И Стефанъ отвѣща: «Явлено есть, о царю, презирающему пастырю волчий въ стадо вход и не отгонящу их, такову же быти и тому звѣрю, аще и пастыря носить имя, и аще злославныя не отгонить, и той зълославенъ судится ото иже умъ имущих. Нѣсть праведно, о царю, царствиа саномъ почтену тебѣ и толику стаду от Христа пастырю поставлену, того враги во своемъ стаде дръжати, но яко волкы душетлѣнныя отгонити далече и съ Давидом пѣти: “Ненавидящаа тя, Господи, възненавидѣх и о вразѣх твоих истаях, совершенною ненавистию возненавидѣх их, и въ врагы быша ми”,[10] — и ото всѣго своего царствиа да повелиши их изгнати. Сице аще сотвориши, церковныа уставиши раздоры и миръ глубокъ даруеши православным, и царствиа скипетры возвеличиши, истиненъ царь истинным христианом будеши, истиненъ пастырь, и ото общаго Владыкы мьзду приимеши — небесъное царствие». Сиа слышавъ самодръжець, премудрости и словесному разуму мужа удивляшеся, много того благодаривъ и похваливъ, рече къ сущимъ въ полате: «Вельми сей мужь в разумѣ великъ и умныма паче очима многозрительнийши, аще и телесныя сему затвориша». И абие царь повелѣ Варлама связана к себѣ привести. Возвѣсти же ему нѣкто от полаты еговы ереси, он же въскорѣ въ Рим отбѣже. Царь же повелѣ его единомысленики изгнати из града, и изо всѣх градовъ и весей съ безщестиемъ изгоняти, изо всего своего царства.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!