Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 3 страница



При царе этом Иоанне Палеологе был краль в Сербии Вукашин и брат его — деспот Углеша. Этот доблестный муж, деспот Углеша, подвигнул брата своего, краля Вукашина, и греческого царя Иоанна Палеолога, убедил послать с ними греческое войско и иных многих вельмож — всего до шестидесяти одной тысячи отборных воинов. И двинулись в Македонию на изгнание безбожных турок, не подумав о том, что никто не может противиться гневу Божьему. И поэтому не изгнали, а сами турками были перебиты, и там остались лежать непогребенными кости их. И великое множество погибло на острие меча, другие же в плен уведены были, а некоторые спаслись и вернулись. И такая злолютая невзгода охватила города и страны западные, равной которой ни очи не видели, ни уши не слышали. После гибели храброго мужа деспота Углеши воспрянули измаильтяне и полетели по всей земле, словно птицы по воздуху, и одних христиан мечами закалывали, других в плен уводили, а оставшихся смерть безвременная сгубила, а смерти избежавшие от голода погибли. Такой голод был во всех странах, какого не было от создания мира, ни потом — Христос милостивый! — да не будет. А кто от голода не умер, на тех, по воле Божьей, по ночам и среди дня нападали волки и пожирали их.

 

Увы! Умиленъ позоръ бѣ видѣти: оста земьля всѣх добрых пуста: и людей, и скота, и инѣх плодовъ. Не бѣ бо князя, ни вожда, ни наставника в людех, ни избавляющаго, ни спасающаго, но вся исполнишася страха агаряньскаго, и сердца храбраа доблественых мужей въ женъ слабѣйшая преложишася. Въ то бо время и племя серпъскых господ, седми род мню, конець приатъ воистину. Тогда ублажаху живии преже умерших. Быша же сиа в лѣто 6879-е, въ 20-е лѣто царства Ивана Палеолога греческаго царя. Потом же зьбирающимся людемъ, и призрѣвъ Господь на воздыхание и слезы их, воздвизаеть въ Сербех великаго князя Лазаря,[28] благочестива и добра, емуже жена Милица, дщи Вратка князя, от колѣна великаго князя Волкана, сына святаго Семиона, от неяже роди великаго князя Стефана, Волка и Добравоя. Стефан же последи добродѣтели ради и мужестьва и деспотскому сану съподобляеться от греческых царей. ...

Увы! Печальное было зрелище: осталась земля без всех благ своих, и без людей, и без скота, и без всяких плодов. Не было ни князя, ни вождя, ни наставника людям, ни избавителя, ни спасителя, но все исполнились страха перед агарянами, и сердца храбрые доблестных мужей уподобились слабым женским сердцам. В то время прекратился и род сербских государей, насчитывавший семь поколений. Тогда завидовали живые умершим. Случилось же все это в году 6879 (1371), на двадцатом году царствования греческого царя Иоанна Палеолога. Потом собрались люди, и смилостивился Господь в ответ на вздохи и слезы их, и воздвиг в Сербии великого князя Лазаря, благочестивого и добродетельного, жена же ему была Милица, дочь князя Братка, из рода великого князя Вукана, сына святого Симеона, от нее же родились ему великий князь Стефан, Вук и Добровой. Стефан же впоследствии, за добродетели свои и мужество, удостоился у греческих царей деспотского сана.

 

ГЛАВА 202

ГЛАВА 202

 

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ СЕРПЪСКОЕ И О ТУРКОХ

О ВЕЛИКОМ КНЯЖЕНИИ В СЕРБИИ И О ТУРКАХ

 

При сем же цари гречестемъ Иванѣ Палеолозѣ великий князь Лазарь, обновляа опустѣвшая скипетры серпьскыа ото измаилтъ, и церкви, и манастыри, и грады созидая, и се внезапу от Перскых странъ въ западныа страны серпьскыя преселяються измаильтяне. Повѣм же о них извѣстно, откуду начало приаша власти.

При этом же царе греческом Иоанне Палеологе великий князь Лазарь возродил государство Сербское, пострадавшее от измаилтян, и стал строить церкви, и монастыри, и города. И вот внезапно из Персии в западные страны сербские переселились измаилтяне. Поведаю же о них, что известно, — откуда ведет начало их государство.

 

Бяше нѣкий царь, именемъ Хириданъ,[29] христианинъ вѣрою, обладая странами, сущими посреди Перьсиды и Армениею, нынѣ же преименована страна та Ачамиа. Бысть же во улишение царей греческых обрѣтеся царь странъ тѣхъ въ царствующемъ градѣ, иже, въцарився, приатъ греческыа скипетры, братъ же его въцарися во отечествии своем во Ачамии, сый христианинъ, въ Перьскых предѣлех. Нѣции же подвигоша греческаго царя во отечество свое ити на брата своего, иже и поиде со всѣми силами. Слышав же царь ачамийски, возложи на ся иноческый образ и срѣтает брата своего царя пѣшь. Увидѣв же царь греческий, кто есть, внезапу и той ис коня ссѣдает и любезно цѣлование дастъ брату. Вопросив же, чесо ради сотвори се. Он же отвѣщавъ ему: «Кое мнѣ есть приобрѣтение и полза, еже толикимъ кровемъ пролитию виновнику быти? Отець нашь умре, по приатию же и дѣдъ и прародителие вси. Вѣде, яко и азъ умрети хощу, сынъ же мой единъ сый и то изьмлада о власти не радить, но понеже юности ради инокъ не может быти, суть манастырие, иже отци наши създаша въ языцѣ нашем, дажь ему списаниемъ, еже окоръмлятися от них, прочее же дажь, ему же хощеши».

Был некий царь, по имени Хиридан, христианин верою, обладавший странами, расположенными между Персией и Арменией, ныне же эта страна именуется Ачамия. Случилось же, когда пресекся род царей греческих, что оказался выходец из стран этих в царствующем граде, и, воцарившись, обрел он греческий скипетр, а брат его воцарился в отечестве своем, в Ачамии, в персидских пределах, и был он христианином. Люди некие убедили греческого царя пойти войной на отечество свое и на брата своего, и он двинулся со всеми силами. Услышав же об этом, царь ачамийский постригся в монахи и пешим встретил брата своего. Узнал царь греческий, кто перед ним, тотчас же сошел с коня и сердечно приветствовал брата. И спросил его, зачем тот так поступил. Он же отвечал царю: «Какая мне выгода и польза, если явлюсь я виною кровопролития? Отец наш умер поцарствовав, и дед, и прародители все. Знай, что и я умру, сын же мой единственный с юных лет не стремится к власти, но так как по молодости своей еще не может он стать монахом, то ты отдай ему по завещанию монастыри, которые предки наши создали в стране нашей, чтобы они вскормили его, остальное же раздай, кому хочешь».

 

Царь же умилився и вся по воли его сътвори. Оттуле же сынъ его и сына его чада обладаху странами своими, служаще греческому скипетру. Превозмогающимъ же измаилътомъ и восточныа страны отъемшимъ, привлекоша страны оны, паче же дръжателя тѣх странъ въ скверную их вѣру, с ними же и всѣхъ покориша отступити от христианьства, увы! Правнукъ убо царя оного, иже облечеся во иноческый образ, въ той сый злой вѣре агаряньской, именемъ Арканъ,[30] его же пръвый сынъ Сулимень.[31] Сей Сулимень, приемъ скипетры его въ западная преведе, живу сущи отцу его Аркану, на Калиполи море преиде, отвори путь и прочим, при цари гречестем Андроницѣ, имущу рать со братомъ своим.[32] Умершу же Аркану, умре же и сынъ его Сулимень, въздвизается сынъ юнѣйши Аркановъ, Амурат[33] глаголемый, и покори множайшиих иже на востоцѣ и на западе и Турьчесъкую страну — и сего ради турьский царь нарицаем. Прочее же и на благочестиваго великаго князя серпьскаго Лазаря вооружается. Сей же не стерпѣ прочее ждати Христовы овца разсѣкаеми и попленяеми, но яко пастырь добрый устремися противу волковъ, яко да избавит порученное ему Христомъ стадо, или сам за них душу положивъ сосвѣдельствовати мучениемъ скончается.

Умилился царь и все исполнил по его желанию. С той поры сын царя ачамийского и дети сына его обладали землями своими, служа греческому скипетру. Когда же усилились измаилтяне и захватили восточные страны, обратили земли те и самих правителей стран тех в нечистую свою веру, с ними и весь народ принудили отступить от христианства, увы! Правнук же царя того, который облек себя в монашескую рясу, пребывал в той нечистой вере агарянской, имя ему было Орхан, а старший сын его был — Сулейман. Сулейман этот, получив от отца власть, направился в западные земли, еще при жизни отца своего Орхана, в Галлиполии море перешел, проложив путь и остальным, при царе греческом Андронике, когда тот воевал с братом своим. Когда же умерли Орхан и сын его Сулейман, выдвинулся младший сын Орхана, по имени Мурад, покорил он множество народов на востоке и на западе и Турецкую землю, и поэтому турецким царем именовался. А затем пошел войной и на благочестивого великого князя сербского Лазаря. Тот же не смог дальше ждать, как Христовых овец будут мечами рассекать и в плен вести, но, словно ревностный пастух, устремился на волков, чтобы или избавить порученное ему Христом стадо, или самому, душу за него положив, вместе с ним погибнуть в муках.

 

Бывшу же сражению обоимъ полком на мѣсте, нарицаемѣмъ Косовѣ, бѣ же нѣкто благороденъ зѣло и вѣренъ сый великому князю Лазорю, именемъ Милошь, емуже завидяще, клеветаху на нь, яко не праве служить ему, той же обрѣтъ подобно время, хотя показати вѣру и мужество, скоро устремися къ началнику агаряном Амурату, сътворивъ себе яко бѣжаща от великаго князя Лазаря, ему же разступишася агаряне и путь сотворше. Он же, близ бывъ гордаго началника агаряньска Амурата и ополчився, вонзе мечь въ того сердце и мертва показуеть, ту же и самъ от них убиенъ бысть, чюдный того слуга. И сих ради первѣе убо одолѣвають сущии с Лазоремъ, потом же сынъ того царя Амурата Баозит возьмогаеть пакы и въ той самой брани одолѣваеть, Богу тако попустившу, яко да блажены сей князь велики Лазарь, мучениа вѣнцемъ увязется и сущии с ним. Повелѣваеть убо безаконный мечем того убити, Христа исповѣдающа, и сущии с ними моляхуся преже посѣчени быти, яко да не видять кончину его. Бысть же сиа брань в лѣто 6897 июня 15. Той же убо мученичества конець приатъ и видиться нынѣ яко живъ, в нейже сам създа великую обитель, глаголемую Равница.[34]

Когда же сошлись в бою оба войска на месте, именуемом Косово, то некто, благороден и верен великому князю Лазарю, по имени Милош, оклеветанный завистниками, будто бы он нечестно служит князю, выбрал удобный момент показать преданность свою и мужество, устремился к предводителю агарян Мураду, объявив себя перебежчиком от великого князя Лазаря, агаряне же, расступившись, дали ему дорогу. Он же, оказавшись возле гордого предводителя агарян Мурада, бросился на него и, вонзив меч ему в сердце, убил, но и сам тут же был убит турками, дивный слуга Лазаря. И поэтому на первых порах стали одолевать соратники Лазаря, но сын того царя Мурада, Баязид, переломил ход боя и победил в этом сражении, по воле Божьей, так что блаженный великий князь Лазарь удостоился мученического венца, также и соратники его. Приказал беззаконный мечом убить того, исповедующего веру в Христа, соратники же его просили, чтобы их умертвили раньше, чем Лазаря, чтобы не видели они его кончины. Была же та битва в год 6897 (1389) 15 июня. Принял Лазарь мученическую смерть и поныне, словно живой, лежит в великой обители, им самим созданной, называемой Равница.

 

Левъ же онъ, иже и Громъ нареченый по своему их языку,[35] сынъ Амуратовъ, емуже имя Баозитъ, спѣшно възвращается къ востоком, еже сѣсти на престолѣ отчи и отовсюду царствиа утвердити, покорити же восточная и Турьческую страну. Сего ради турьский царь глаголеться.

Тот же, льву подобный, которого Громом называют на родном ему языке, сын Мурада, по имени Баязид, поспешил возвратиться на восток, сесть на престоле отцовском, укрепить границы царства и подчинить себе восточные земли и Турецкую страну. Поэтому и именуется он царь турецкий.

 

СЕРПЬСКОЕ ВЕЛИКО КНЯЖЕНИЕ И О БАОЗИТЕ

О СЕРБСКОМ ВЕЛИКОМ КНЯЖЕНИИ И О БАЯЗИДЕ

 

Сынъ же первый великаго князя Лазаря, князь великий Стефанъ,[36] остася с материю своею еще сый мълад и с братом своимъ Волком. И не точию ото изьмаилтъ, но и окрестънии и единовѣрнии на брань вооружишася. Потом же присылаетъ гордый онъ царь Баозит, сынъ Омуратовъ, въ Серпьскую землю, прося покорениа и службы, занеже многы страны приатъ и покори царя Срацимира болгарьскаго,[37] и обранашьскыя, и басаньскыя держателя. Приатъ же и Селунь[38] и ины грады у греческаго царя. К ним же просить у великиа княгини серпьскыя меншую дщерь ея Оливеру въ жену,[39] и сего ради обѣщавается сына еа, великаго князя Стефана, имѣти въ сына мѣсто и землю не воевати, но соблюдати. Они же с совѣтом патриарха и всего священаго собора и всего синьглита въдають сию въ жену великому амирѣ Баозиту, яко да спасено будеть христоименитое стадо от волкъ, губящих е. И оттуле порабощена бысть Серпьская земля измаильтьскому царю Баозиту, и на всяко лѣто самому Стефану и з братомъ Волком и со всѣми своими въ служение приходити ему.

Старший сын великого князя Лазаря, князь великий Стефан, остался еще малолетним с матерью своею и с братом своим Вуком. И не только измаилтяне, но и соседи его единоверные пошли на него войной. Потом же присылает гордый тот царь Баязид, сын Мурадов, в Сербскую землю, требуя покорности и служения себе, ибо многие страны завоевал и подчинил себе Срацимира, царя болгарского, и властителей албанского и боснийского. Захватил же и Солунь и другие города греческие. Затем попросил у великой княгини сербской младшую дочь ее Оливеру себе в жены, и за это пообещал сына ее, великого князя Стефана, считать своим сыном и землю их не разорять, а беречь. Она же, посоветовавшись с патриархом, и со всем священным клиром, и со всеми вельможами, отдала ее в жены великому эмиру Баязиду, чтобы было спасено христоименитое стадо от волков, его губящих. И с той поры оказалась Сербская земля в подчинении у измаилского царя Баязида и ежегодно сам Стефан с братом своим Вуком и со всеми подданными приходил к нему на службу.

 

О БРАНИ ВОЛОХИ И УГРЫ СЪ БАОЗИТОМ

О БИТВЕ ВАЛАХОВ И УГРОВ С БАЯЗИДОМ

 

По сих же гордый онъ царь Баозитъ, с ним же и великий князь серпьский Стефанъ неволею, поиде и прешед Дунавъ реку, умышляеть брань на угры и волохи.[40] И брани бывъши с самодръжавным великим воеводою волошьскым Иваном Мирчомъ, и множество неизреченно кровемъ излитие, идѣже краль Марко[41] и Коньстянтинъ погибаютъ. Глаголютъ же, яко блаженый Марко рече Коньстяньтину: «Азъ молю Бога, еже христианом быти помощникъ и первый мервець на рати сей буду». Потом же царь Баозитъ смирение сотвори с ними и отоиде во своя. И убо царь Баозитъ многы страны повоева, приходит и на царствующий град.[42] Слышав же царь угорьский, иже и немеческый нарицается, и сарматийский, и германийскый, и вретанийский, и угорьский, со множеством вои преиде Дунавъ и борет Никополь.[43] Слышав же царь Баозитъ, оставль царствующий град и съ яростию устремися на нь. И сражению бывшу, пръвѣе убо краль воспящаеть агарянъ, потом же царь Баозитъ, вся скипетры обътекъ, утвержаеть молениемъ и учением: «Аще, — рече, — нас побѣдять, будемъ мы и чада наша во острии меча. Уне есть нам единою умрети или, побѣдивше, великая благая приобрѣсти». Они же, от сих глаголъ укрепившеся, побѣдиша кралево воиньство безчисленое: ови изсѣчени, ови въ Дунавѣ истопишася, инии же въ царствующий град бѣжаша. Баозит же приходить на Угры и много поплени и грады приатъ многи.

После этого гордый царь Баязид, а с ним, по принуждению, и великий князь сербский Стефан двинулись в поход и перешли реку Дунай, ибо задумал он войну с уграми и валахами. И во время битвы с самодержавным великим воеводой валашским Иоанном Мирчем пролилось несказанно великое множество крови, тогда краль Марко и Константин погибли. Говорят же, что блаженный Марко сказал Константину: «Я молю Бога, чтобы явиться защитником христиан и первым пасть в этой битве». Потом же царь Баязид заключил с ними мир и ушел восвояси. И многие страны царь Баязид завоевал, подошел он и под стены царствующего града. Узнав об этом, король угорский, который и немецким именуется, и сарматским, и германским, и британским, и угорским, со множеством воинов перешел Дунай и занял Никополь. Услышав это, царь Баязид снял осаду царствующего града и с яростью устремился на того. И в разгоревшейся битве сначала король обратил вспять агарян, но потом царь Баязид обошел всех военачальников своих, укрепляя дух их просьбами и наставлениями: «Если, — говорил, — нас победят, будем и мы, и дети наши на острие меча. Лучше нам сейчас единожды умереть или, победив, великие блага приобрести». Они же от этих слов воспрянули духом и одолели бесчисленное королевское войско: одни были изрублены, другие утонули в Дунае, иные бежали в царствующий град. Баязид же двинулся на угров, и большой полон взял, и многие города захватил.

 

ГЛАВА 203

ГЛАВА 203

 

ЦАРСТВО ГРЕЧЕСКОЕ

ЦАРСТВО ГРЕЧЕСКОЕ

 

В лѣто 6899 по Иване Палеолозѣ нача царствовати сынъ его Мануилъ[44] въ Цариградѣ и царствова 33 лѣта. Утѣсняемомъ же скипетромъ греческым ото агарянъ предреченным турьскым царемъ Баозитом, царь Мануилъ остави въ Цариградѣ благочестиваго царя Ивана, анепсея своего, сам в Римъ отоиде, еже соединити церковъ и заедино подвизатися на агаряне, занеже многа тогда лютая содръжаху царствующий град, и отовсюду пути удержаваху агаряне и изгономъ и безвѣстно нахожаху. Благочестивыи же народи, повсегда затворени во градѣ, гладом погибаху, нищии же ко агареном нощию бѣгаху. Таковыа ради нужа сущю в Римѣ Мануилу, царю греческому, прииде перскый царь Темирь,[45] якоже левъ яростию дыша и, побѣдивъ, ят царя Баозита, хвалящагося расхитити царствующий град.

В 6899 (1391) году после Иоанна Палеолога начал царствовать в Царьграде сын его Мануил и царствовал тридцать три года. Так как государство греческое притесняли агаряне — упомянутый турецкий царь Баязид, царь Мануил оставил в Царьграде благочестивого царя Иоанна, племянника своего, а сам отправился в Рим, чтобы восстановить единство церкви и всем вместе выступить против агарян, ибо многие беды обрушились на царствующий град, и все пути в него были заняты агарянами, и город подвергался неожиданным набегам. Благочестивый же народ из-за длительной осады города страдал от голода, и неимущие по ночам перебегали к агарянам. В то время, когда Мануил, царь греческий, из-за всех бед этих находился в Риме, пришел персидский царь Тимур, словно лев, распаленный яростью, и, победив, взял в плен царя Баязида, похвалявшегося, что разорит царствующий град.

 

О ТЕМИРѢ, ИЖЕ ПОБѢДИ ЦАРЯ БАОЗИТА. ПОВѢМ ЖЕ, ОТКУДА ЕСТЬ СЕЙ ТЕМИРЬ

О ТИМУРЕ, ПОБЕДИВШЕМ ЦАРЯ БАЯЗИДА. ПОВЕДАЮ, ОТКУДА ПРОИЗОШЕЛ ЭТОТ ТИМУР

 

Страна нѣкая есть между яко быти Индѣи къ северным странам и восточным, именем Арарь, нарицаеть же ся Междорѣчие, занеже двоим источником окружающимь ю. В той странѣ сынъ нѣкоего мѣста старѣйшины именем Темирь, свѣрѣпъ зѣло, иже шедъ разбойническы, порази нѣкиа пастыря и взят овца их, идѣже устреленъ бысть в ногу и от того хром бяше и сего ради Аксакъ нарицаемъ. И от сего приобрѣте имѣние, стяжа же и тысящу мужей и с тѣми изгоном устремися на нѣкоего началника мѣсту, емуже имя Камарадинъ, иже имяше под собою десять тысящь мужей. Темирь же побѣдивъ и сего, приатъ страну ту, и с тѣми десятью тысящь ополчися такоже изгоном на самаго началника перъсом и, вшедъ в Персиду,[46] ятъ и самаго началника, и всѣми персы облада, и бысть вой его сто и пятьдесятъ тысящь. По сих же окрестьныа страны вся покори, и стяжа множество богатства, и вся погубляа восточная, мало не всю Елладу[47] обтече и о западѣ хваляшеся. Царь же Баозит восточна и западная поядая и царьствующий град хваляся восхитити. Темирь же посылаеть к нему, дани и послушная от него прося. Царь же Баозитъ вознеистовися, на брань готовляшеся. Ожесточи бо его Богъ, якоже фараона,[48] и совѣтникы своа не послуша; избраный бо его рече к нему: «Послушай мене, господи: елика требуеть, дажь въскоре, убо сей инуду уклонится». Он же рече: «Уне ми есть, побѣдивъ, вся приобрѣсти или въ мужествѣ умрети». Рече же ему совѣтникъ его: «Еда, господи мой, нѣкоим образомъ обое погрешиши?» Баозитъ же не послуша его. И убо персинъ возъярися, покрываа горы и поля воиньствы. Баозитъ же собра воя восточныя и западныя и серпьскаго князя Стефана, поиде противу Темиря. И сражению бывшу, побѣжаеть Темирь,[49] и ухващенъ бываеть турьскый царь Баозитъ, егоже в желѣзной клѣтке с собою возяше. И пришед совѣтникъ его, идеже держимъ бѣ Баозить, рече ему: «Вижь, господи, глаголы моа не збыша ли ся?» И плакася несовѣтиа своего горко. Бысть же сиа брань в лѣто 6911.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!