Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 9 страница



Когда же сошлись в бою оба войска на месте, именуемом Косово, то некто, благороден и верен великому князю Лазарю, по имени Милош, оклеветанный завистниками, будто бы он нечестно служит князю, выбрал удобный момент показать преданность свою и мужество, устремился к предводителю агарян Мураду, объявив себя перебежчиком от великого князя Лазаря, агаряне же, расступившись, дали ему дорогу. Он же, оказавшись возле гордого предводителя агарян Мурада, бросился на него и, вонзив меч ему в сердце, убил, но и сам тут же был убит турками, дивный слуга Лазаря. И поэтому на первых порах стали одолевать соратники Лазаря, но сын того царя Мурада, Баязид, переломил ход боя и победил в этом сражении, по воле Божьей, так что блаженный великий князь Лазарь удостоился мученического венца, также и соратники его. Приказал беззаконный мечом убить того, исповедующего веру в Христа, соратники же его просили, чтобы их умертвили раньше, чем Лазаря, чтобы не видели они его кончины. Была же та битва в год 6897 (1389) 15 июня. Принял Лазарь мученическую смерть и поныне, словно живой, лежит в великой обители, им самим созданной, называемой Равница.

 

Левъ же онъ, иже и Громъ нареченый по своему их языку,[35] сынъ Амуратовъ, емуже имя Баозитъ, спѣшно възвращается къ востоком, еже сѣсти на престолѣ отчи и отовсюду царствиа утвердити, покорити же восточная и Турьческую страну. Сего ради турьский царь глаголеться.

Тот же, льву подобный, которого Громом называют на родном ему языке, сын Мурада, по имени Баязид, поспешил возвратиться на восток, сесть на престоле отцовском, укрепить границы царства и подчинить себе восточные земли и Турецкую страну. Поэтому и именуется он царь турецкий.

 

СЕРПЬСКОЕ ВЕЛИКО КНЯЖЕНИЕ И О БАОЗИТЕ

О СЕРБСКОМ ВЕЛИКОМ КНЯЖЕНИИ И О БАЯЗИДЕ

 

Сынъ же первый великаго князя Лазаря, князь великий Стефанъ,[36] остася с материю своею еще сый мълад и с братом своимъ Волком. И не точию ото изьмаилтъ, но и окрестънии и единовѣрнии на брань вооружишася. Потом же присылаетъ гордый онъ царь Баозит, сынъ Омуратовъ, въ Серпьскую землю, прося покорениа и службы, занеже многы страны приатъ и покори царя Срацимира болгарьскаго,[37] и обранашьскыя, и басаньскыя держателя. Приатъ же и Селунь[38] и ины грады у греческаго царя. К ним же просить у великиа княгини серпьскыя меншую дщерь ея Оливеру въ жену,[39] и сего ради обѣщавается сына еа, великаго князя Стефана, имѣти въ сына мѣсто и землю не воевати, но соблюдати. Они же с совѣтом патриарха и всего священаго собора и всего синьглита въдають сию въ жену великому амирѣ Баозиту, яко да спасено будеть христоименитое стадо от волкъ, губящих е. И оттуле порабощена бысть Серпьская земля измаильтьскому царю Баозиту, и на всяко лѣто самому Стефану и з братомъ Волком и со всѣми своими въ служение приходити ему.

Старший сын великого князя Лазаря, князь великий Стефан, остался еще малолетним с матерью своею и с братом своим Вуком. И не только измаилтяне, но и соседи его единоверные пошли на него войной. Потом же присылает гордый тот царь Баязид, сын Мурадов, в Сербскую землю, требуя покорности и служения себе, ибо многие страны завоевал и подчинил себе Срацимира, царя болгарского, и властителей албанского и боснийского. Захватил же и Солунь и другие города греческие. Затем попросил у великой княгини сербской младшую дочь ее Оливеру себе в жены, и за это пообещал сына ее, великого князя Стефана, считать своим сыном и землю их не разорять, а беречь. Она же, посоветовавшись с патриархом, и со всем священным клиром, и со всеми вельможами, отдала ее в жены великому эмиру Баязиду, чтобы было спасено христоименитое стадо от волков, его губящих. И с той поры оказалась Сербская земля в подчинении у измаилского царя Баязида и ежегодно сам Стефан с братом своим Вуком и со всеми подданными приходил к нему на службу.

 

О БРАНИ ВОЛОХИ И УГРЫ СЪ БАОЗИТОМ

О БИТВЕ ВАЛАХОВ И УГРОВ С БАЯЗИДОМ

 

По сих же гордый онъ царь Баозитъ, с ним же и великий князь серпьский Стефанъ неволею, поиде и прешед Дунавъ реку, умышляеть брань на угры и волохи.[40] И брани бывъши с самодръжавным великим воеводою волошьскым Иваном Мирчомъ, и множество неизреченно кровемъ излитие, идѣже краль Марко[41] и Коньстянтинъ погибаютъ. Глаголютъ же, яко блаженый Марко рече Коньстяньтину: «Азъ молю Бога, еже христианом быти помощникъ и первый мервець на рати сей буду». Потом же царь Баозитъ смирение сотвори с ними и отоиде во своя. И убо царь Баозитъ многы страны повоева, приходит и на царствующий град.[42] Слышав же царь угорьский, иже и немеческый нарицается, и сарматийский, и германийскый, и вретанийский, и угорьский, со множеством вои преиде Дунавъ и борет Никополь.[43] Слышав же царь Баозитъ, оставль царствующий град и съ яростию устремися на нь. И сражению бывшу, пръвѣе убо краль воспящаеть агарянъ, потом же царь Баозитъ, вся скипетры обътекъ, утвержаеть молениемъ и учением: «Аще, — рече, — нас побѣдять, будемъ мы и чада наша во острии меча. Уне есть нам единою умрети или, побѣдивше, великая благая приобрѣсти». Они же, от сих глаголъ укрепившеся, побѣдиша кралево воиньство безчисленое: ови изсѣчени, ови въ Дунавѣ истопишася, инии же въ царствующий град бѣжаша. Баозит же приходить на Угры и много поплени и грады приатъ многи.

После этого гордый царь Баязид, а с ним, по принуждению, и великий князь сербский Стефан двинулись в поход и перешли реку Дунай, ибо задумал он войну с уграми и валахами. И во время битвы с самодержавным великим воеводой валашским Иоанном Мирчем пролилось несказанно великое множество крови, тогда краль Марко и Константин погибли. Говорят же, что блаженный Марко сказал Константину: «Я молю Бога, чтобы явиться защитником христиан и первым пасть в этой битве». Потом же царь Баязид заключил с ними мир и ушел восвояси. И многие страны царь Баязид завоевал, подошел он и под стены царствующего града. Узнав об этом, король угорский, который и немецким именуется, и сарматским, и германским, и британским, и угорским, со множеством воинов перешел Дунай и занял Никополь. Услышав это, царь Баязид снял осаду царствующего града и с яростью устремился на того. И в разгоревшейся битве сначала король обратил вспять агарян, но потом царь Баязид обошел всех военачальников своих, укрепляя дух их просьбами и наставлениями: «Если, — говорил, — нас победят, будем и мы, и дети наши на острие меча. Лучше нам сейчас единожды умереть или, победив, великие блага приобрести». Они же от этих слов воспрянули духом и одолели бесчисленное королевское войско: одни были изрублены, другие утонули в Дунае, иные бежали в царствующий град. Баязид же двинулся на угров, и большой полон взял, и многие города захватил.

 

ГЛАВА 203

ГЛАВА 203

 

ЦАРСТВО ГРЕЧЕСКОЕ

ЦАРСТВО ГРЕЧЕСКОЕ

 

В лѣто 6899 по Иване Палеолозѣ нача царствовати сынъ его Мануилъ[44] въ Цариградѣ и царствова 33 лѣта. Утѣсняемомъ же скипетромъ греческым ото агарянъ предреченным турьскым царемъ Баозитом, царь Мануилъ остави въ Цариградѣ благочестиваго царя Ивана, анепсея своего, сам в Римъ отоиде, еже соединити церковъ и заедино подвизатися на агаряне, занеже многа тогда лютая содръжаху царствующий град, и отовсюду пути удержаваху агаряне и изгономъ и безвѣстно нахожаху. Благочестивыи же народи, повсегда затворени во градѣ, гладом погибаху, нищии же ко агареном нощию бѣгаху. Таковыа ради нужа сущю в Римѣ Мануилу, царю греческому, прииде перскый царь Темирь,[45] якоже левъ яростию дыша и, побѣдивъ, ят царя Баозита, хвалящагося расхитити царствующий град.

В 6899 (1391) году после Иоанна Палеолога начал царствовать в Царьграде сын его Мануил и царствовал тридцать три года. Так как государство греческое притесняли агаряне — упомянутый турецкий царь Баязид, царь Мануил оставил в Царьграде благочестивого царя Иоанна, племянника своего, а сам отправился в Рим, чтобы восстановить единство церкви и всем вместе выступить против агарян, ибо многие беды обрушились на царствующий град, и все пути в него были заняты агарянами, и город подвергался неожиданным набегам. Благочестивый же народ из-за длительной осады города страдал от голода, и неимущие по ночам перебегали к агарянам. В то время, когда Мануил, царь греческий, из-за всех бед этих находился в Риме, пришел персидский царь Тимур, словно лев, распаленный яростью, и, победив, взял в плен царя Баязида, похвалявшегося, что разорит царствующий град.

 

О ТЕМИРѢ, ИЖЕ ПОБѢДИ ЦАРЯ БАОЗИТА. ПОВѢМ ЖЕ, ОТКУДА ЕСТЬ СЕЙ ТЕМИРЬ

О ТИМУРЕ, ПОБЕДИВШЕМ ЦАРЯ БАЯЗИДА. ПОВЕДАЮ, ОТКУДА ПРОИЗОШЕЛ ЭТОТ ТИМУР

 

Страна нѣкая есть между яко быти Индѣи къ северным странам и восточным, именем Арарь, нарицаеть же ся Междорѣчие, занеже двоим источником окружающимь ю. В той странѣ сынъ нѣкоего мѣста старѣйшины именем Темирь, свѣрѣпъ зѣло, иже шедъ разбойническы, порази нѣкиа пастыря и взят овца их, идѣже устреленъ бысть в ногу и от того хром бяше и сего ради Аксакъ нарицаемъ. И от сего приобрѣте имѣние, стяжа же и тысящу мужей и с тѣми изгоном устремися на нѣкоего началника мѣсту, емуже имя Камарадинъ, иже имяше под собою десять тысящь мужей. Темирь же побѣдивъ и сего, приатъ страну ту, и с тѣми десятью тысящь ополчися такоже изгоном на самаго началника перъсом и, вшедъ в Персиду,[46] ятъ и самаго началника, и всѣми персы облада, и бысть вой его сто и пятьдесятъ тысящь. По сих же окрестьныа страны вся покори, и стяжа множество богатства, и вся погубляа восточная, мало не всю Елладу[47] обтече и о западѣ хваляшеся. Царь же Баозит восточна и западная поядая и царьствующий град хваляся восхитити. Темирь же посылаеть к нему, дани и послушная от него прося. Царь же Баозитъ вознеистовися, на брань готовляшеся. Ожесточи бо его Богъ, якоже фараона,[48] и совѣтникы своа не послуша; избраный бо его рече к нему: «Послушай мене, господи: елика требуеть, дажь въскоре, убо сей инуду уклонится». Он же рече: «Уне ми есть, побѣдивъ, вся приобрѣсти или въ мужествѣ умрети». Рече же ему совѣтникъ его: «Еда, господи мой, нѣкоим образомъ обое погрешиши?» Баозитъ же не послуша его. И убо персинъ возъярися, покрываа горы и поля воиньствы. Баозитъ же собра воя восточныя и западныя и серпьскаго князя Стефана, поиде противу Темиря. И сражению бывшу, побѣжаеть Темирь,[49] и ухващенъ бываеть турьскый царь Баозитъ, егоже в желѣзной клѣтке с собою возяше. И пришед совѣтникъ его, идеже держимъ бѣ Баозить, рече ему: «Вижь, господи, глаголы моа не збыша ли ся?» И плакася несовѣтиа своего горко. Бысть же сиа брань в лѣто 6911.

Есть страна некая к северо-востоку от Индии, называемая Арарь, именуется же она и Междуречье, ибо две реки обтекают ее. В той стране и явился Тимур, сын старейшины некоего селения, жестокий нравом; он, напав по-разбойничьи, перебил некиих пастухов и забрал овец их, и тогда ранили его стрелой в ногу, и от этого остался он хромым и получил прозвище Аксак. С той поры, разбогатев, собрал он тысячу мужей и с ними неожиданно напал на наместника, по имени Камарадин, командовавшего десятью тысячами воинов. Победив его, Тимур захватил страну ту, и с теми десятью тысячами напал, также внезапно, на самого властителя персов, и, вступив в Персию, пленил того властителя, и всеми персами стал повелевать, и было у него воинов сто и пятьдесят тысяч. После этого покорил он все окрестные страны, и захватил несметные богатства, и, все страны восточные разгромив, едва ли не всю Элладу обошел, и хвастался, что покорит Запад. Царь же Баязид, покоряя себе восточные и западные земли, похвалялся захватить и царствующий город. Посылает к нему Тимур, дани и покорности от него требуя. Пришел в ярость царь Баязид и стал готовиться к войне. Ожесточил Бог его, как фараона, и советников своих не послушал, хотя наперсник его и говорил ему: «Послушай меня, господин, что требует — отдай, скоро он в иную страну уйдет». Но тот сказал: «По мне лучше так — или все приобрести, или мужественно умереть». Возразил ему советник его: «А что, если, господин мой, ни того ни другого не достигнешь?» Баязид же не послушал его. И разъярился персиянин, и по всем полям и горам двинулись его войска. Баязид же собрал воинов с востока и с запада, и сербского князя Стефана к себе призвал, и двинулся на Тимура. И одолел Тимур в битве, и был схвачен турецкий царь Баязид, и Тимур стал возить его с собою в железной клетке. Пришел советник Баязида туда, где находился пленный, и сказал ему: «Видишь, господин, разве не сбылись мои слова?» И горько оплакал тот свое упрямство. Случилась же битва эта в 6911 (1403) году.

 

Темирь же къ югу и Египту странами и мало не всю Елладу обътекъ, егда же стѣну Дамаска низложи,[50] восхотѣ и на Иерусалимъ ити. Рѣша же ему, яко всякъ от вѣка озлобивый Иерусалима от Бога казнимъ бываше, сего ради кь Иерусалиму шествие оставляет, но обаче по востоку прошед. И колика злая от него приаша жителие странъ тѣх, иже не покоряхуся ему: въ ровы съ женами и дѣтми повелѣваше засыпывати, и звѣремъ въдаваша, и иныа различныя казни. Видѣ же много отрочатъ пометнуто и плачющихся, еда како на милость преложится, безбожный же Темирь множество отрочат узрѣвъ, повелѣ конми сих попирати; «Таковѣми, — рече, — свободих их от злобы и труда мира сего». И ина подобна симъ многа сътвори.

Тимур же двинулся на юг, в сторону Египта, и едва не всю Элладу обошел, а когда и стены Дамаска сокрушил, то собрался пойти на Иерусалим. Но сказали ему, что с давних пор всякий, кто зло причинит Иерусалиму, Богом наказан бывает, и поэтому не решился он идти к Иерусалиму, а снова двинулся на восточные страны. И сколько зла претерпели от него жители тех стран, которые не покорились ему: приказывал закапывать их во рвах вместе с женами и детьми, отдавал на растерзание зверям и на иные муки. Повсюду было много детей осиротевших и молящих о пощаде, безбожный же Тимур, толпы детей увидев, приказал растоптать их конскими копытами: «Этим, — говорил, — освободил я их от горя и бед мира сего». И многое совершал тому подобное.

 

И нѣкое царствие въскрай моря непроходимо высоких ради горъ, приити к нему единою стезею, и на той стези столпъ крѣпокъ създанъ есть, соблюдая стезю ту, и врата желѣзна. Приидоша же к нему послы от царя того. Темирь же питъ крови много зѣло. И пришедшим послом к нему, сътворися пред ними, яко боленъ зѣло до смерти, и творяше по воли их и глаголя с ними, нача кровъ ону блевати, яко уже умирая. По мале повелѣ послы отпустити, глаголюще, яко умре Темиръ. Они же с радостию поидоша возвѣстити царю своему. Темирь же, въставъ нощию, устремися и обрѣте столпъ онъ неуторженъ и того взят. Во утрие же постигъ, и страну разрушивъ, и началника ея ем.

Было некое царство на берегу моря, недоступное из-за окружавших его высоких гор, и вела к нему единственная дорога, и на дороге той была построена для ее охраны крепкая башня с железными воротами. Пришли к Тимуру послы от царя той страны. Тимур же выпил много крови. И когда явились послы, притворился перед ними тяжело больным, будто находится при смерти и готов сделать все по воле их, и во время беседы с ними начал кровью той блевать, словно бы уже умирает. Через некоторое время приказал послов тех отпустить, велев сказать им, что умер Тимур. Они пошли радостные и рассказали об этом своему царю. Тимур же, поднявшись ночью, напал на них и застал ту башню неготовой к обороне и захватил ее. Наутро же достиг и страны той, и ее разорил, и властителя ее полонил.

 

И таковая творя, всюду обтече, якоже крилат, и держателя и царя нигдѣже оставляше, но вся изсѣцая и потребляа, и похваляяся, глаголаше: «Александръ Макидоньскый яко на поругание себѣ всю землю обтече, малы дары и поклонениа тому подаяху, он же и болша тѣх подаяше». Паки же Темирь глаголаше: «Сѣверьскыми странами на запад приити, Индѣю же з западом и амазоны и вся конца воевати и тамо таковая сотворити», — не вѣдый, яко изыдеть духъ его, и възъвратится в землю свою, в той день погибнуть вся помышлениа его. Възвращаеть же ся Темирь въ Персиду, приятъ же и Асирию, и Вавилоньское царьство,[51] и Севастию, и Армению, и вси Орды поплени и прият и Синюю Орду, еже есть близ Индѣи, и Сарай Велики, и Чегадай, Тевризи, и Горзустани, Обези, и Гурзи, и оттуда поиде во Охтой, приатъ и Шамахию, и Китай, и Крим[52] и, ополчися, поиде къ Великой Ордѣ. И сѣяше просо за шесть мѣсяць, еже прекормити толикое множество воиньства его по тѣх пустынях до преднихъ странъ мира, бяше бо болши четырех сотъ тысящь.

И так поступая, все страны словно на крыльях облетал, и нигде не оставлял властителей и царей, но всех убивал и истреблял, и говорил, похваляясь: «Александр Македонский себе на посмешище всю землю обошел: мало даров ему несли и мало почестей оказывали, он сам больше одаривал». И еще Тимур говорил: «Северными странами следует на запад пройти, Индию же, и западные страны, и амазонок, и все концы земные нужно покорить и там свершить то же, что и везде», — не ведая, что покинет его душа и возвратится в землю свою, и в тот же день рухнут все замыслы его. Вернулся Тимур в Персию, завоевав Ассирию, и Вавилонское царство, и Себастию, и Армению, и все Орды пленил, завоевал Синюю Орду, расположенную близ Индии, и Сарай Великий, и Чегатай, Тевриз, и Гурзустан, и Абхазию, и Гурзов, и оттуда пошел в Охтой, захватил и Шамахию, и Китай, и Крым и, ополчившись, двинулся к Великой Орде. И сеял просо на шесть месяцев, чтобы прокормить такое множество воинов в пустынях, простирающихся до края мира, было же воинов у него более четырехсот тысяч.

 

И пришед в Великую Орду и царя Тахтамыша, побѣдивъ, прогна.[53] И оттуле возгорѣся акаянный яростию на Русь поити. И царя турьска Баозита в желѣзной клѣтькѣ с собою вожаше. И прииде близ предѣлъ Рязаньскиа земля[54] во дни благочестиваго великаго князя Василиа Димитреевича и взя град Елечь и князя Елеческаго поималъ. Бѣ же страх на всей земли Руской. Князь же велики Василие Димитреевичь стояше на брезѣ Окы рѣкы, посла в Володимерь по икону пречистыя Богородица, еяже, глаголють, Лука еваньгилистъ написа. Принесоша же ея с Пирогощею во едином корабли из Царяграда. Князь же Андрей Боголюбьский принесе ея с Киева в Володимерь и вкова на ней злата болѣ 30 гривенъ наших рускых, и камениемъ и бесером украси. И егда прииде образ Пречистыа, усрѣтають ея святители со всѣм народом, молящеся со слезами. Темирь же, стояше 15 день на едином мѣсте, и егда прииде образъ пречистыа Богородица, прииде на него страх и трепетъ, и, гонимъ гнѣвом Божиимъ, отоиде. Великий же князь и вси людие праздникъ свѣтелъ сотвориша, и церковъ воздвигоша, и празновати предаша чюдо пречистыа Богородица.

И пришел Тимур в Великую Орду и царя Тохтамыша, победив, прогнал. И там загорелся, окаянный, желанием пойти на Русь. И царя турецкого Баязида в железной клетке с собою возил. И пришел к пределам земли Рязанской в дни благочестивого великого князя Василия Дмитриевича, и захватил город Елец, и князя елецкого полонил. Охватил страх всю землю Русскую. Князь же великий Василий Дмитриевич стал на берегу реки Оки и послал во Владимир за иконой Пречистой Богородицы, которую, говорят, написал Лука-евангелист. Привезли ту икону с Пирогощею в одном корабле из Царьграда. Князь же Андрей Боголюбский перенес ее из Киева во Владимир и оковал ее золотом более чем на тридцать гривен наших русских и камнями драгоценными и жемчугом ее украсил. И когда прибыл образ Пречистой, встретили его священники со всем народом, молясь со слезами. Тимур же простоял пятнадцать дней на одном месте, и когда прибыл образ пречистой Богородицы, то напал на него страх и трепет, и отступил он, гоним Божьим гневом. Великий же князь и все люди устроили праздник светлый, и церковь воздвигли, и заповедовали праздновать чудо пречистой Богородицы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!