Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина



Анализ стихотворения Державина «Памятник»

Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник,», в котором так определяет свое право на бессмертие:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге И истины царям с улыбкой говорить.

Главной особенностью эстетической поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу – он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические принципы. «Памятник» - в этом смысле важнейший эстетический документ. Опираясь на традицию, поэт открывал существо своего художественного новаторства, которое и должно

было обеспечить «бессмертие».

Постараемся исторически понять смысл державинских слов-определений, гарантирующих это бессмертие. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге…» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт

«вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые

«положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал

«забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II – человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.

Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений.

Е.П. Педчак

Г. Державин Памятник

Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник», в котором так

определяет свое право на бессмертие:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что

первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истины царям с улыбкой говорить.

Главной особенностью эстетической позиции Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу — он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические


принципы. «Памятник» в этом смысле важнейший эстетический доку-мент. Опираясь на

традицию, поэт открывал существо своего художественного новатор-ства, которое и должно было обеспечить «бессмертие».

Постараемся исторически понять смысл державинских слов-определений, гарантирующих это бессмертие. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге...» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт

«вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добро-детели, которые

«положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал

«забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отноше-ние к Екатерине II — человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.

Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений.

 

Анализ стихотворения В.А.Жуковского Море

Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою.

Тайна моря волнует поэта. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую — беспокойное. Оно — как человек, как сам поэт.

...Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?..

В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное направление — романтизм. Он пришел на смену классицизму и оформился в двух главных течениях — психологическом и

гражданском. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.

Заслуга В.А.Жуковского состоит в том, что весь видимый человеку мир в его поэзии предстал в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. После Жуковского любое

переживание, будь то тоска или печаль, гражданское или патриотическое чувство, утратило риторическое, абстрактное (и потому холодное) выражение и приобрело задушевность и трогательность.

Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Единство авторского сознания и отображенной в лирике романтической личности — вот то новое, что внес Жуковский в романтизм в частности и в поэзию вообще. Это повлекло за

собой единство стиля и тона, которое достигалось в результате прямого, непосредственного


воссоздания душевных переживаний личности. Своими элегиями Жуковский вдохнул в

русскую поэзию новое содержание и преобразовал ее строй. В элегии "Море" содержание грустно не потому, что так велят "правила" искусства, а вследствие сложившегося у поэта

понимания жизни. Так была поколеблена принудительная связь между жанром и лирической эмоцией. Это привело к тому, что личность в поэзии уже не делилась на разные сферы —

интимную, гражданскую, а предстала единой, внутренне многосложной и многогранной, прекрасной и возвышенной. Действительность отныне просматривалась через душевный строй человека, через его индивидуальные, неповторимо-своеобразные, самобытные

переживания.

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны...

Литературный критик В. И. Коровин в своей статье "От Державина до Тютчева" писал:

"Элегическая эмоция включила теперь и "вечные" философские вопросы — противоречия между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные — неудовлетворенность

насущной действительностью, в которой гибнут высокие духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем), и психологические — желание передать неповторимые и гуманные чувства, свойственные отдельной личности, родственным ей душам".

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В.А.Жуковский придал элегической грусти всепроникающий и всеохватывающий характер. Элегическое настроение — это господствующая тональность его лирики. Элегия - песня всей человеческой жизни, выражающая глубокое и неискоренимое разочарование в действительности.

Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь

наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет море глубоким смыслом

Анализ стихотворения Пушкина "Деревня"

По жанровой характеристике близкое элегии, стихотворение выходит за рамки вольнолюбивой лирики.

В нем две части, первая из которых была опубликована поз названием «Уединение» (1826). Полностью «Деревня» была известна только в списках. Один из них был направлен автором царю, у котрого элегия получила неожиданно положительную оценку как выражение «добрых чувств».

В первой части возникает картина сельской жизни, увиденной «от суетных оков освобожденным» лирическим героем. В «пустынном уголке» он видит благословенную


антитезу «порочному двору Цирцей», «роскошным пирам», «величию неправому» «злодея

иль глупца» - всему тому, что составляет содержание жизни в столице. Выстраивается ряд

противопоставлений (суета – «спокойствие», «забавы» - «труды», «заблуждения»- «истина»), обрисовывающих ту пропасть, которая отделяет пороки света от гармонии «дубров» и полей. Средь них лирический герой находит «счастье», здесь оживает его «свободная душа», ищущая творчества («Приют...вдохновенья») и «размышленья».

Любящему взору («…люблю сей темный сад») во всем видятся «следы довольства» («овины дымные», мельницы, стада, «парус рыбаря») в деревенском быту. Лирический герой восхищен красотой природы (прототипическим был пейзаж Михайловского). В ней он

замечает гармоничное сочетание цветов, запахов, звуков («темный сад» и «светлые ручьи», белый парус и «лазурные равнины»; цветы, «луг, уставленный душистыми скирдами» и

«овины дымные»; «тишина полей» и «шум дубров»).

Детали пейзажа (рощи, поля, ручей, стада, челн рыбака) указывают на реминисцентный источник «Деревни».

Стихотворение написано ямбом.

«Свободный», «вольный» - эпитеты, играющие важнейшую роль в характеристике «счастья» на лоне природы («праздность вольная», «свободная душа»). Мотив простора в пейзаже в третей строфе имеет продолжение в образе путешествия в веках:

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас; Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне, И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Свободное размышление лирического героя касается как истин прошлого, прежде всего просветительских идеалов, так и современных впечатлений. Среди них наиболее сильным является «убийственное» противоречие между гармонией природы и враждой людей:

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…

Развитию «мысли ужасной» посвящена вторая часть стихотворения. Она не была

опубликована в связи с остротой критики крепостного права, составлявшего основу вражды и рабства, «позорно», «печально» выделяющихся на фоне «цветущих нив и гор». В остальном же четвертая, самая объемная строфа в стихотворении (27 строк) представляет собой достоверную картину крепостного быта, заостренную благодаря антитезам.


Напряжение в лирическом сюжете нарастает, и кульминационной точкой является

осознание героем своей ответственности за судьбу народа. Его «эхо» должно звучать в

«грозном» голосе поэта. Тогда он может «сердца тревожить», пробуждая Россию от векового сна:

О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар,

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?..

В завершающих строчках звучит стремление увидеть «наконец» не только «рабство, падшее по манию царя», но и наступление «избраннейшего» дня свободы:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя,

И над отчеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное

положение угнетённого крепостниками крестьянства.

Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина

Стихотворение "Деревня" было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый

"петербургский" период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления...

Так, стихотворение "Деревня" поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию:

первая часть (до слов "...но мысль ужасная...") представляет собой идиллию, в то время как вторая -- политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя -- это, с одной стороны, "пустынный уголок", некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, "приюта спокойствия, трудов и вдохновенья", герой обретает духовную свободу, предается "творческим думам". Образы

этой части стихотворения: "темный сад с его прохладой и цветами", "светлые ручьи", "нивы полосаты", "в дали рассыпанные хаты", "мельницы крылаты", -- несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно

обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение


народа. "Барство дикое" и "рабство тощее", основные образы этой части, воплощают

"невежества убийственный позор", всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя "другом

человечества", не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает "тревожить сердца..." людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть "народ неугнетенный" и "отечество свободы просвещенной". Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни "тягостный ярем до гроба <...> влекут", а другие, "не видя слез, не внемля стона", "присвоили себе <...> и труд, и собственность, и время земледельца", выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной

природы, царства "счастья и забвенья". Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности,

невозможности существования крепостного права.

Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: "льется дней моих поток",

"мельницы крылатые", "озер лазурные равнины", "мирный шум дубрав", "тишина полей". А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей

яркостью обличить безобразие социального строя: "...насильственной лозой", "чуждый плуг", "измученные рабы", "неумолимый владелец". Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Размер стихотворения -- шестистопный ямб. Рифма -- как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:

Приветствую тебя, пустынный уголок (ясенская), Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская), Где льется дней моих невидимый поток (ж.)

На лоне счастья и забвенья (м.) (перекрестная рифма а-б-а-б).

Я твой -- люблю сей темный сад С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят (кольцевая рифма а-б-б-а).

Анализ стихотворения Пушкина "Во глубине сибирских руд"

Это стихотворение Пушкин посвятил декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. В этом стихотворении он поддерживает их дух, высказывает свою солидарность с ними, выражает им благодарность за их героизм,"за дум высокое стремленье". Пушкин уверен, что их труд не

пропадет, что будущие поколения продолжат их дело - "из искры возгорится пламя". Это стихотворение поэт передал М.Н.Волконской, которая ехала к мужу в Сибирь, она передала


его декабристам, которые в то трудное время очень нуждались в поддержке друзей, близких

людей.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!