Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»



Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Средь горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. 1830 год

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне

тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от

которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и


горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе»

обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения.

Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие

вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» - это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с

уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:

Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь...

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения..

Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение. И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества –

любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.

«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня».

Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская,

Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.

Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Минувших = будущих старе = старше

сулит = предвещает (обещает) грядущего = будущего


«грядущего волнуемое море» - метафора из канона заупокойной церковной службы:

Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,...

Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.

други = друзья ведаю = знаю

треволненья = тревоги

порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:

...О жены Севера, меж вами Она является порой («Портрет»)

Порой восточный краснобай Здесь разливал свои тетради

(«В прохладе сладастной фонтанов...»)

Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.

Существительные почти тоько абстрактные:

веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.

В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:

безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.

Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души: умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.

А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля: веселье – похмелье

упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.

На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки

последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.

Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с

последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

Анализ элегии А.С.Пушкина "К морю"

Еще из Одессы в ответ на предложение Вяземского откликнуться на смерть Байрона в Греции Пушкин писал: «Твоя мысль воспеть его смерть в 5-й песне его Героя прелестна — но мне не по силам — Греция мне огадила». В Михайловском Пушкин нашел иной, достойный русского гения ход. Элегия «К морю» — финал творческого состязания Пушкина с Байроном. Если начало южного периода — «Погасло дневное светило...» — связано с пушкинскими


вариациями на тему прощальной песни Чайльд Гарольда из первой части поэмы Байрона, то

элегия «К морю» — соревнование-спор с финалом последней, 4-й песни, где Байрон

прощается с морем, «приятелем своим». Все, что пишет Байрон о море, является скрытой формой прославления мятежной личности, не считающейся в гордыне своей с ропотом

«дрожащих тварей», «опустошителей земли». Море Байрона, как пуританский Бог, сурово и беспощадно к человеку:

Твое презренье тот узнает вскоре, Кто землю в цепи заковать готов. Сорвав с груди, ты выше облаков Швырнешь его, дрожащего от страха, Молящего о пристани богов,

И, точно камень, пущенный с размаха,

О скалы раздробишь и кинешь горстью праха.

Отношение Байрона к морю, при всем величии этой стихии, покровительственное.

Романтическая личность оказывается не только равной морю, но еще и превосходящей его: И, как теперь, в дыханье шумном шквала По гриве пенистой рука тебя трепала.

Байрон в порыве вдохновения обуздывает море как лихой наездник. Неукротимый вольнолюбец, он может «рассечь руками шумный вал прибоя».

Элегия Пушкина пронизана нежной любовью поэта к стихии, которая родственна ему своим неукротимым движением. В красоте моря он чувствует дыхание Творца, давшего человеку свободу, но сохранившего из любви к творению скрытую власть над ним:

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Если у Байрона море бросает завистливый взгляд на могучую личность, то у Пушкина оно ласково зовет поэта к себе, учит его быть свободным, очищает душу от бремени земных страстей:

Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Если Байрон — властелин моря, то Пушкин видит в море лишь «предел желанный» своей души. Море Пушкина терпимо и снисходительно к судьбе слабого человека, ему свойственны и тишина в последний час, и охранительное участие к «смиренному парусу рыбарей». Оно

знает, конечно, и «своенравные порывы», не всегда понятные и доступные слабому уму человека:

Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей.

В обращении к морю Пушкин меняет средний род на мужской, как бы подчеркивая, что

сквозь безличные природные стихии в нем доходят до человека личностные призывы Творца: Tы ждал, ты звал... я был окован...


Пушкин говорит здесь о своих мечтах поэтического побега по хребтам моря, о намерениях в

конце одесского периода отплыть в более свободную, как ему тогда казалось, Западную Европу. Теперь Пушкин сознает наивность своих мечтаний и надежд. Что такое земное

счастье? слава и успех? Море обнажает их тщету: на скале среди его пучины покоится лишь

«гробница» былого человеческого величия. Угас Наполеон,

И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум,

Байрон в своем гордом самомнении видел себя властелином моря. В глазах Пушкина «он был, о море, твой певец». Байрон у Пушкина не владел морем, не обуздывал его, как

строптивого коня, а был лишь певец, имитатор только одной, бурной и непредсказуемой его стихии. И если перед величием морской стихии угасли претензии земных титанов, то не тщетны ли вообще кичливые надежды человека на физическую силу («тиран» — Наполеон) или всевластную духовную мощь («просвещенье» — Байрон)?

Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.

Море у Пушкина не увенчивает земного величия и славы. Его призывный шум напоминает человеку о другом: о тщете суетных мирских желаний и о призвании человека к вечному восхождению, к божественному совершенству. В этом заключается «предел желанный»

человеческой души; к этому пределу зовут Пушкина морские волны:

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою ноли, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Вновь я посетил"

В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском – на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил…» - поэтический итог жизни.

Стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт, но не повторяет его, а преображает. Этот стих относится к философской лирике. Пушкин размышляет о жизни, смерти, связи природы и человека.

В этом стихотворении часто используются дефисы и психологические паузы. И вообще, это стихотворение начинается с многоточия и это доказывает то, что все оно основано на

воспоминании. Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет приехал в Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону, Переменился я…

Но в нем еще живы воспоминания об этом месте:

И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах.

Ему стоит только посмотреть на знакомые холмы, нивы, как он вспоминает о том, что недавно здесь «сиживал», он смотрит на озеро и вспоминает о южной ссылке в Крым и

Одессу. Но в то же время «иные берега, иные волны» можно сравнить с берегами и волнами


жизни, то есть жизнь сравнить с морем. Море может бушевать и, наоборот, быть спокойным,

тихим и мирным. Так и жизнь может быть бурной и спокойной.

И вот, Пушкин «на границе владений дедовских». Он видит три сосны, слышит шорох и шум их вершин. Мы это тоже наблюдаем, благодаря аллитерации звука *ш+. Пушкин рад тому, что они все те же, что не изменились так же, как и он, «все тот же их знакомый уху шорох». Он видит молодую рощу, которая разрослась около их устарелых корней, которую он не знает и

прежде не видел, но Александр Сергеевич ее приветствует и принимает. Поэт сравнивает эту рощу с зеленой семьей, с детьми. Это говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, но ее нельзя боятся, страшиться, и она не отменяет бесконечной любви Пушкина к жизни.

В конце стихотворения звучит радостное приветствие: «Здравствуй, племя младое,

незнакомое!». Так он приветствует молодую и незнакомую рощу. Он немного опечален из-за того, что ему не суждено ее увидеть в расцвете сил и лет:

Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Но поэт уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и «обо мне вспомянет».

Идейный смысл этого стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также вязи разных поколений, эпох человеческой жизни. В этом стихотворении отразилась сущность пребывания человека в жизни. Но не многим дано ответить на этот

вопрос в стихотворении. Только тот, кто сожжет понять, осознать и принять гармонию

природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о пребывании человека в жизни, ценить и любить жизнь, как А.С.Пушкин: благодарно и безгранично и не испугаться неизбежной смерти!

«Нет, я не Байрон, я другой...» (по лирике М. Ю. Лермонтова)

В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

М. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов -- самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и

прекрасна, в ней Михаил Юрьевич отразил свою мятежную, пылкую, вечно стремящуюся ввысь душу.

Кто может, океан угрюмый, Твои разведать тайны?

Кто Толпе моей расскажет думы?


Я -- или Бог -- или никто!

О чем бы ни писал поэт, все раскрывает гениальность и неординарность его личности. Окружающий мир, его вселенские масштабы Лермонтов воспринимает как родственную стихию. Он философски соизмеряет себя с природой, видит в ней единственного друга,

безмолвного и холодного, принявшего поэта в свои объятия, но не утешившего его. И оттого лишь еще пронзительнее и грустнее звучат стихи М. Ю. Лермонтова, отражающие красоту

этого бессловесного мира, равнодушного к страданиям и тоске: Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

Природа в стихах М. Ю. Лермонтова правдиво и точно отражает внутренний мир поэта, его тоску и одиночество, неумение до конца слиться с окружающим миром.

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой -- В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Не богоизбранничество и гордость пронизывают поэзию Лермонтова, а подлинная тоска по родной душе, которой можно было бы довериться до конца, открыть свое сердце и душу и в ответ услышать сокровенное признание. Но о таком счастье поэту остается только мечтать. Взаимопонимания нет и не может быть в холодном и равнодушном мире. Прекрасное,

высокое, но безучастное небо не хочет внимать поэту, его возвышенной и восторженной душе.

Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий серебристый

И для страны порочной -- слишком чистый Не веселит мне сердце никогда.

Тоска одиночества и непонимания звучит в каждой строке поэта. Правда, он сумел и страдания вылить в такие словесные сокровища, что замирает дух, когда перечитываешь его лирику. Это божественный дар, который Лермонтов сумел сохранить и донести до своих

читателей. Поэт знал свое высокое предназначенье и не обманулся в ожиданиях, не растратил его в пустой светской болтовне.

В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья.


Вечным гимном красоте звучат стихи М.Ю.Лермонтова, мастера литературного языка,

раскрывшего в своей лирике самые сокровенные, интимные стороны души человека;

сумевшего рассказать об этом прекрасным и звучным слогом. Его стихи не просто красивы,

они философски глубоки, открывают сущность бытия, целесообразность всего происходящего, просто и мудро определяют место человека во Вселенной.

По синим волнам океана.

Лишь звезды блеснут в небесах. Корабль одинокий несется.

Несется на всех парусах.

Поэзия Лермонтова патриотична, так как открывает красоту родной природы, необходимость человеку видеть и воспринимать вещи такими, каковы они есть.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой...

Михаил Юрьевич Лермонтов был и остается моим любимым поэтом. Читая его стихи, я нахожу ответы на многие вопросы, волнующие меня. Недаром он пророчески писал:

В душе моей, как в океане. Надежд разбитых груз лежит...


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!