Как изменить сбою реальность, чтобы согласовать ее с четырнадцатой тайной



Четырнадцатая тайна касается полного понимания. Понимание — это не то же самое, что и мышление. Понимание — это искусство, развиваемое в осознании. Это то, что ты создаешь из своего потенциала. Так, например, грудной ребенок превращается в малыша, который постепенно начинает ходить, развивая искусство ходьбы. Это умение представляет собой квантовый переход в осознании малыша, которое проникает в каждый уголок бытия: у малыша изменяются модели мышления, в теле возникают новые ощущения; неуклюжие прежде движения становятся более скоординированными; глаза учатся смотреть на мир с позиции вертикали, появляется представление о перспективе; новые объекты в окружающей среде становятся досягаемыми. И, впервые шагнув от порога своего дома, малыш входит в мир неизведанных возможностей. Возможно, этот первый шаг приведет его однажды к покорению Эвереста или к участию в марафонском забеге. Поэтому в данном случае мы с тобой видим не отдельный навык, а самый настоящий квантовый переход, который полностью изменит реальный мир этого малыша.

Разница между ребенком, который только что начал ходить, и марафонским бегуном состоит в уровне понимания, который сказывается не только на каком-то определенном направлении человеческой деятельности, но на всем человеке в целом. В каждом выполняемом тобою действии проявляется уровень твоего понимания. Двух участвующих в гонке бегунов можно сравнивать по присутствию духа, выносливости, координации, умению правильно рассчитать свое время, способности различать чувство долга и личные взаимоотношения и т. д. Когда ты понимаешь, сколь далеко простираются владения нашего осознания, ты начинаешь понимать, что ничто не может оставаться за его пределами.

 

Понимание изменяет всю картину реальности.

 

Сущность «синхронного взаимосвязанного со-возникновения» состоит в способности влиять на состояние всей твоей реальности в целом. Твое влияние не знает границ, но, чтобы понять это, ты должен объединить жизнь со страстью. Когда ты делаешь что-либо со страстью, ты раскрываешься во всей полноте своих качеств. Страсть позволяет реализовать всю энергию, которой обладаешь. В этот момент ты полностью раскрываешь свою сущность, поскольку, отдавая всего себя достижению поставленной цели, ты проявляешь также все свои недостатки и слабые стороны. Страсть делает все очевидным.

Этот неоспоримый факт сдерживает многих людей, которые не желают раскрывать свои негативные качества в полную силу или же настолько боятся этих качеств, что пытаются держать свою страсть под контролем, полагая, что так жить безопаснее. Возможно, что это действительно так, но они сильно ограничивают свое понимание того, что может подарить им жизнь. Образно говоря, есть три пути, один из которых ты можешь выбрать:

1. Входить в трудную ситуацию, но только до первого серьезного препятствия.

2. Входить в трудную ситуацию достаточно глубоко для устранения некоторых препятствий.

3. Входить в трудную ситуацию, чтобы устранить все препятствия.

Пользуясь этой моделью, подумай о том, чего ты страстно желал: научиться рисовать, заняться альпинизмом, стать писателем, воспитать ребенка или превзойти других в своей профессии. Честно ответь, сколь многого ты достиг в этом своем стремлении.

Уровень 1. «Я неудовлетворен своими достижениями. Все шло не так, как я хотел. Другие достигли большего, чем я. Я утратил свой энтузиазм и пал духом. Я все еще продолжаю заниматься тем, что начал делать, но теперь я просто плыву по течению. Я чувствую, что потерпел неудачу».

Уровень 2. «Я искренне удовлетворен своими успехами. Меня нельзя назвать лидером, но и в хвосте плестись я тоже не собираюсь. О таких, как я, говорят: он свое дело знает. И я сделаю все, чтобы оправдать это мнение. Я почти не сомневаюсь в успехе».

Уровень 3. «Я стал тем, кем хотел стать. Люди говорят, что в своем деле я опытный профессионал. Я знаю все тонкости своего дела, и я этим очень доволен. Мне мало приходится думать о последствиях моих действий. Я доверяю своей интуиции. Мое дело — это моя главная страсть».

Каждый уровень твоей ответственности отражает понимание того, чего ты готов достичь. Если бы ты не был знаком с человеческой природой, ты мог бы предположить, что какой- то отдельный вид деятельности — будь то живопись, альпинизм или писательский труд — можно рассматривать сам по себе, но здесь речь идет обо всем человеке в целом, поскольку человек проявляется в его ремесле. (Вот почему говорят: чтобы познать себя, нужно постоять на горной вершине или подле чистого холста.) Даже избрав для себя очень узкую специальность — скажем, марафонский бег или кулинарию, — ты испытаешь различные движения души, когда, влекомый своей страстью, ты испытаешь успех, неудачу либо будешь вынужден отступить.

Готовность познать каждую сторону своей природы откроет тебе дверь к совершенному пониманию себя. Тебе придется открыть всю свою подлинную сущность, а не одну из сторон своей натуры. Возможно, это звучит сурово, но, фактически, это единственный способ найти решение любой ситуации. Скрывая какую-то часть самого себя, ты отрицаешь свою способность открыто идти навстречу жизни; ты подавляешь ее энергию и воздерживаешься от понимания того, о чем тебе следует знать. Вообрази ребенка, который хочет научиться ходить, но постоянно говорит себе:

1. Я не хочу выглядеть плохо.

2. Я не желаю падать.

3. Я не хочу, чтобы кто-то стал свидетелем моих неудач.

4. Я не хочу жить под бременем неудачи.

5. Я не хочу тратить на это всю мою энергию.

6. Я не желаю испытывать боль.

7. Я хочу получить все и сразу.

Для малыша эти оговорки кажутся абсурдными. Придерживаясь хотя бы одной из них, он бы никогда не научился ходить или всегда бы ходил с опаской. Он никогда бы не смог достичь мастерства. А мы, взрослые, постоянно прибегаем к этим оговоркам. Таким образом, мы теряем веру в собственные силы. Таково неизменное правило, что все позитивные стороны каждой конкретной ситуации, как и негативные, открываются нам только тогда, когда эта ситуация возникает. Мы не сможем уклониться от тех решений, которые приняли в своей душе.

 

Все, что ты решил относительно себя, вступает в силу именно в этот момент.

К счастью, те решения, которые касаются тебя лично, можно пересмотреть и изменить. Если все негативные стороны данной ситуации тебе открыты, значит, ты не должен будешь их искать. То, что мы воспринимаем как препятствия, на самом деле представляет собой то, что мы отказываемся понимать. Если ты не стремишься к полному пониманию, значит, ты становишься жертвой тех сил, которые могут сбить с толку и погубить тебя. Эти силы — вовсе не слепая судьба или несчастье; это прорехи в твоем осознании, те пробелы, которых ты когда-то не заметил.

Сегодня же пробуй рассмотреть одно из своих решений, которые мешают тебе активно участвовать в жизни. Возможно, ты уже обнаружил это решение в списке, который приведен выше.

Я не хочу выглядеть плохо. Эта установка связана с нашим представлением о самих себе. «Хорошо выглядеть» — это значит сохранить определенный образ себя, но образ себя — это нечто застывшее. Он позволяет получить лишь очень поверхностное представление о том, каков ты на самом деле. Большинству людей никак не удается избавиться от того представления о себе, какими они были в прошлом. Они формируют у себя определенные взгляды, определенную манеру поведения, определенный стиль, вкус, образ жизни и статус. Все это, как им кажется, и есть они сами. В каждой новой ситуации их представление о себе служит лишь для одной цели — чтобы определить, хорошо они выглядят в чужих глазах или плохо. Эти люди давно решили, что они, насколько это будет в их силах, не позволят себе выглядеть плохо.

Этому решению можно противопоставить только одно — твою готовность забыть о том, как ты выглядишь. Я уверен, что тебе приходилось видеть документальные кадры, показывающие олимпийских бегунов в тот момент, когда они пересекают линию финиша. Потные лица этих людей искажены гримасой огромного напряжения, в которое они вложили каждую каплю своих последних сил. Их, полностью отдавших себя стремлению к победе, вовсе не заботит, как они выглядят. Вот он — ключ к твоей собственной ситуации: полностью сосредоточив свои усилия на конкретном процессе, ты не станешь думать о том, как выглядишь.

Сегодня же усвой следующие правила и следуй им, пока не поймешь, какое отношение они имеют к тебе:

• Победа не обязана хорошо выглядеть. Эти два понятия не имеют между собой ничего общего.

• Страстное отношение к делу всегда хорошо смотрится изнутри — и это самое главное.

• Если ты сам себе по душе, то это уже не застывший образ. Это — чувство удовлетворения.

• Ты не найдешь удовлетворения, пока будешь думать только о своем внешнем облике.

Я не желаю падать. Эта установка связана со страхом потерпеть поражение, которая, в свою очередь, вращается вокруг осуждения. Всем, кто знаком с искусством живописи, известно, что, прежде чем художник напишет новый шедевр, он должен нарисовать эскиз. Иногда эти эскизы представляют собой несколько грубых набросков, а иногда на их создание уходят годы и многие десятки попыток. Можно ли считать эти пробы неудачей? Нет, ведь все они — шаги на пути к мастерству. Воспринимая свои первые попытки как неудачу, ты создаешь себе неблагоприятные условия, которые мешают естественным процессам.

Человеку, который боится упасть, видимо, приходилось терпеть насмешки и унижения в прошлом. Это та область, где негативные суждения родителей могут иметь ужасные последствия — мы наследуем свои неудачи у тех, кто когда-то лишил нас уверенности в себе. Страх сочетается с неудачей, и вместе они объединяются с нашим представлением о себе. «Если я упаду, значит, я ничего не стою». Наряду с опасением показать себя с плохой стороны, следующим неверным умозаключением, которое уродует наше истинное лицо, является страх перед падением и чувство собственной никчемности.

Сегодня же честно взгляни на себя и посмотри в глаза своим страхам — всем, сколько их есть у тебя. Степень твоей самооценки — это уровень твоего духовного здоровья, которого необходимо достигнуть путем самоисцеления. Большинство людей говорят, что ненавидят терпеть неудачи, но слово ненавидеть может выражать самые разные чувства — и полный крах личности, и легкую досаду по поводу невозможности проявить себя с лучшей стороны. Попробуй оценить свое душевное состояние:

• Я чувствую себя опустошенным, когда терплю неудачу. Это чувство хранится во мне в течение многих дней, и, оглядываясь на самые большие свои прошлые неудачи, я с новой силой переживаю прежние унижения.

• Я испытываю настолько неприятные чувства, когда терплю неудачу, что обычно стараюсь избегать новых испытаний. Мне стоит больших усилий начать все сначала, но все же я это делаю. Ведь это дело чести и чувства собственного достоинства.

• Я могу легко пережить любую неудачу, потому что для меня более важным является конечный результат. Я учусь на собственных неудачах. В каждой из них есть что-то положительное. Нельзя назвать неудачником того, кто способен учиться на своих ошибках.

• Я не думаю о поражениях или победах. Я всегда сосредоточен на своем поведении в конкретной ситуации. Каждая моя ответная реакция позволяет мне найти в себе какую- то новую черту. Я хочу понять все, и с каждым новым приобретенным мной опытом я открываю новую страницу в книге эволюции.

 

Скажи, на какой из этих ступеней находишься ты. Продумай программу своего дальнейшего развития.

Первая ступень. Люди, которые находятся на этой ступени, очень чувствительны к своим неудачам, воспринимают их слишком близко к сердцу и все время бередят свои старые раны. Если это сказано о тебе, то вернись к основам. Поставь перед собой такую цель, которую легко сможешь достичь. К примеру, приготовь омлет или пробегись трусцой вокруг своего квартала. Найди время, чтобы сделать это, и тогда ты испытаешь чувство, которое будет сродни успеху. Подобно хорошему родителю, похвали себя. Если что-то у тебя не получается, скажи себе, что все идет как надо. Тебе необходимо перестроить свое отношение к постановке цели и ее достижению.

Некий внутренний голос станет отговаривать тебя, но ты не доверяй его словам. Неспешно установи контакт с другим голосом, который будет поощрять и поддерживать тебя. Он также существует в тебе, но голос внутреннего критика старается опередить его. Постепенно ставь перед собой все более высокие цели. Приготовив омлет для себя, приготовь его для кого-то другого. Изведай вкус похвалы. Почувствуй себя достойным похвалы. Не сравнивай себя с другими, ведь ты — это ты, а не кто-то другой. Старайся закрепить каждый свой успех.

Как минимум один раз в день делай что-нибудь, что ассоциируется для тебя с успехом, чтобы заслужить похвалу от самого себя или от кого-нибудь еще. Позаботься о том, чтобы та похвала, которая идет изнутри, была искренней. Это получится у тебя не сразу, но через какое-то время ты заметишь, что голос одобрения звучит в тебе все громче. Теперь ты сможешь ему доверять и поймешь, что все его слова о тебе — это правда.

Вторая ступень. Люди, которые находятся на этой ступени, довольно тяжело переносят свои неудачи, что заставляет их избегать новых трудностей. Но при этом они не чувствуют себя опустошенными. Если это о тебе, ты должен найти более сильный побуждающий мотив, поскольку, с одной стороны, ты хочешь победить, но с другой — боишься испытать неудачу. Так разберись со своими желаниями. Чтобы усилить побуждающий мотив, присоединись к какой-нибудь группе или найди себе наставника. Дух товарищества поможет тебе преодолеть тот недоверчивый голос, который в тебе звучит. Наставник поможет тебе понять, что попытка уйти от трудностей — не решение проблемы. Избери для себя тот вид деятельности, который не принизил бы твою самооценку. Главное для тебя — это усвоить составные элементы успеха, а не стремиться преодолеть сложные цели. Говоря о команде, я имею в виду не только спорт. Найди любую группу людей, в которой ты сможешь ощутить то, что называют esprit de corps [14]. Это может быть джаз-оркестр, некая добровольная организация или политическая партия. Внешняя поддержка позволит тебе убрать свои внутренние барьеры. Ты поймешь, что эти барьеры — вовсе не горы, их легко можно превратить в маленькие пики твоих достижений.

Третья ступень. Люди, которые находятся на этой ступени, встречают на своем пути больше успехов, чем неудач. У них достаточно развита позитивная мотивация. Если это сказано о тебе, то возможно, что успех обеспечен тебе на долгое время, но однажды внешние почести перестанут тебя удовлетворять. Для дальнейшего роста ты должен поставить перед собой некую исключительно внутреннюю цель. Такой внутренней целью может быть стремление стать более глубокой натурой, стремление научиться быть бескорыстным, а также стремление познать глубины человеческого духа. Нацелься на то, чтобы лучше понять себя, не думая о том, какие внешние блага это тебе принесет. Через какое-то время различия между успехом и неудачей начнут стираться. Ты сможешь увидеть, что все твои свершения были не чем иным, как попытками познать самого себя. Самое большое удовлетворение в жизни мы получаем тогда, когда понимаем, что это познание — единственное, что нам необходимо.

Четвертая ступень. Люди, которые находятся на этой ступени, смогли покорить поражение. Они испытывают наслаждение от каждого неожиданного поворота и от всего потока жизни в целом, поскольку всякий приобретаемый опыт приносит им удовлетворение. Если это сказано о тебе, поставь цель еще больше укрепить свое могущество. Оставшиеся перед тобой препятствия носят утонченный характер и глубоко субъективны. Ты все еще полагаешь, что все эти переживания связаны с твоим ограниченным «я». Чтение глубоко духовных произведений литературы и решимость следовать одним из четырех духовных путей принесут тебе наибольшее удовлетворение.

Я не хочу, чтобы кто-то стал свидетелем моих неудач. Это решение связано с чувством стыда. Стыд — это воспринятый страх перед мнением других. Их неодобрение вызывает у нас чувство стыда. Пришедшее к нам из стран Востока выражение «терять лицо» также можно отнести к стыду, который способен превращаться в мощную силу общественного воздействия. Чтобы противостоять стыду, нужно перестать стыдиться за свое поведение. Многие люди принимают это решение еще в юности, надеясь, что острое чувство неловкости можно укрыть за внешней бравадой, к примеру угнав чью-то машину или облачившись в нелепые одежды. Если ты легко поддаешься чувству стыда, значит, ты принял такое решение, которое следует изменить.

Во-первых, постарайся понять: то, что думают о тебе другие, часто зависит оттого, насколько хорошими или плохими твои действия выглядят в их глазах. Суждения общества неизбежны, и все мы зависим от его мнения. Однако другие пытаются стыдить нас, выражая свои чувства словесно, тоном голоса или своим поведением. Постарайся выйти за рамки своей ситуации и посмотреть на это явление в целом. Почитай какую-нибудь бульварную газетенку или посмотри, как телевидение распространяет сплетни по поводу очередной знаменитости. Помни, что все мы постоянно пребываем в сплошном потоке инсинуаций и досужих суждений. Смирись с тем фактом, что такое отношение окружающих имеет место. Ты не сможешь его изменить, но ты должен понять, как оно действует.

Во-вторых, старайся не стыдить и не осуждать других. Ведь такое поведение — не более чем твоя маска. Тебе кажется, что если ты распространяешь сплетни, подрываешь репутацию других людей, смотришь на них свысока или унижаешь их достоинство любым иным способом, то тем самым сможешь укрепить свое собственное положение. Но на самом деле такое поведение способствует лишь тому, что ты сам делаешь свой вклад в культуру стыда. Прекрати. Выбирайся из этой трясины!

В-третьих, постарайся заслужить похвалу, что позволит тебе почувствовать себя хорошим человеком. Это не та похвала, которую ты получаешь за какое-то свое достижение. Несомненно, что ты можешь сделать много такого, за что другие скажут тебе спасибо. Но тебе нужна та похвала, которая избавит тебя от чувства стыда. Это может случиться только тогда, когда ты обнажаешь свои эмоции. Тебе нужно ощутить теплоту человеческой благодарности; тебе необходимо, чтобы тобой восхищались. Я предложил бы тебе оказать помощь бедным, престарелым или страдающим от недуга людям. Удели какое-то время участию в добровольных общественных начинаниях, чтобы помочь нуждающимся любым приемлемым для тебя способом. Пока ты не восстановишь свои духовные силы через любовь, пока не избавишься от излишней самокритики, ты не сможешь преодолеть чувство стыда.

Я не хочу жить под бременем неудачи. Это решение связано с чувством вины. Вина — внутреннее осознание своих ошибок. Как таковое, чувство вины является здоровым проявлением твоей совести. Но когда повод для чувства вины оказывается ложным, это может иметь разрушительные и нездоровые последствия. Люди с обостренным чувством вины страдают прежде всего оттого, что не могут отличить мыслей от дел. Они винят себя скорее за свои помыслы, а не за те поступки, которые совершили. Именно это имеют в виду под словами «грешить в душе». Какое бы имя ты ни придумал ему, чувство вины обрекает тебя на неудачу, поскольку оно — страшный груз твоего прошлого.

Чувствующие себя виноватыми люди не желают испытывать новых трудностей из страха допустить ошибку — ведь это утяжелит и без того тяжкий груз прошлых ошибок. Такое поведение кажется им разумным, но в действительности испытывать чувство вины — совершенно неразумно. Точно так же как в случае с чувством стыда, ты можешь обнаружить в своем чувстве вины те компоненты, которые можно считать иррациональными или даже абсурдными:

• Вина не является точным мерилом добра и зла. Возможно, ты страдаешь по пустякам.

• Вина — это одеяло, которое пытается укрыть все. Ты чувствуешь себя виноватым даже перед теми людьми, которых не обижал, и вся твоя вина перед ними состоит только лишь в том, что они стали невольными свидетелями твоих ошибок.

• Вина делает тебя чрезмерно ответственным. Тебе кажется, что именно ты виновен в том, к чему на самом деле не имеешь никакого отношения.

• Вина проникнута предвзятостью. Чувство вины карает тебя постоянно, без всякого снисхождения.

 

Вдумавшись в эти четыре пункта, постарайся применить их к себе. Не пытайся прогнать свое чувство вины. Проследи за ее реакцией, пусть она будет такой, какова она есть, однако спроси себя: «Правда ли, что я совершил что-то плохое? Стал бы я судить того, кто сделал бы то же самое? Мог бы я поступить лучше в данных обстоятельствах?» Эти вопросы помогут тебе объективно разобраться в понятиях добра и зла. Если ты пребываешь в сомнениях, попроси совета у того, кто не испытывает чувства вины и не станет винить тебя.

«Кому я действительно причинил боль?» Старайся быть конкретным, не позволяй вине стать одеялом. Может оказаться, что на самом деле ты никому не причинил вреда. А если причинил, то приди к этому человеку и спроси, что он думает по этому поводу. Обсуди с ним свои поступки. Попроси у него прощения. И если ты получишь такое прощение, то сочти его искренним. Запиши для памяти дату этого прощения. Когда внутренний голос напомнит тебе о твоей вине, ты сможешь предъявить ему листок бумаги, подтверждающий полученное тобою прощение. И тогда ты скажешь своему внутреннему голосу: «Видишь? Тебе не в чем меня упрекнуть. Человек, которого я обидел, больше не сердится на меня».«Виноват ли я? Какова моя роль в том, что случилось? Была ли эта роль значительной или незначительной?» Ты можешь нести ответственность только за действие или бездействие. Будь конкретным. Вспомни свои действия во всех деталях, но не преувеличивай их и не доходи до абсурда, полагая, будто ты виноват уже в том, что присутствовал при данных событиях. Многие семейные конфликты вызывают у нас чувство взаимной вины, но будучи конкретным и точным, ты сможешь определить, в чем состоит твоя вина, а в чем виноваты окружающие. Таким образом ты не станешь брать на себя вину абсолютно за все.

«Что хорошего я сделал для того, чтобы искупить свои плохие поступки? Как долго мне нужно стараться, чтобы полностью искупить свою вину? Готов ли я простить себя?» Все плохое когда-нибудь заканчивается, после чего ты можешь рассчитывать на прощение и снисхождение. Но, как мы уже знаем, осуждающий нас внутренний голос склонен преувеличивать нашу вину — для него ты останешься виноватым с того самого момента, когда явился на его суд, и до конца своих дней. Припомни любую свою вину и запиши на бумаге тот день, когда ты сможешь простить себя. Сделай все, чтобы до той поры искупить свою вину, и когда настанет день твоего прощения, прими его и уйди. Нет такой вины, которая бы заслуживала вечного осуждения; не преувеличивай свою вину и не казни себя годами, сколь бы тяжким ни был твой грех.

Я не хочу тратить всю мою энергию. Эта установка касается веры в то, что наши запасы энергии, как и деньги, которые мы храним в банке, ограничены. Некоторые люди, не желающие растрачивать свою энергию, избегают трудностей из лени, но по большей части за этим скрываются более глубокие проблемы. Это, конечно, верно, что наша энергия ограничена, однако если тебе приходилось страстно увлечься чем-либо, то ты знаешь: чем больше энергии мы отдаем своему увлечению, тем больше энергии мы получаем. Страсть восполняет себя.

Энергию, как это ни странно, мы теряем, когда пытаемся ее удержать. Чем дольше ты хранишь свою энергию, тем сильнее закупориваются те каналы, по которым она протекает. Например, люди, которые боятся любви, становятся все более скованными в проявлениях этого чувства. Сердце такого человека нельзя назвать большим (оно у него просто разбухло), а слова любви застревают у него в горле. Даже слабый намек на жесты любви кажется таким людям неуместным. Вот несколько способов, которые позволят тебе расширить свои энергетические каналы:

• Учись отдавать. Если ты привык только копить, обратись к человеку, который в чем-то нуждается, и поделись с ним тем, чем ты обладаешь в избытке. Это не обязательно должны быть деньги или какие-то материальные ценности. Ты можешь подарить свое время и внимание, что, кстати, больше поможет расширить твои энергетические каналы, чем если бы ты отдал свою наличность.

• Будь щедр. Это означает не скупиться на похвалу и быть щедрым не только в отношении своих денег, но, что более важно, в отношении признательности. Большинство людей жаждут услышать похвалу, но получают ее меньше, чем заслуживают. Будь первым, кто заметит какой-нибудь хороший поступок. Выражай свою признательность от всего сердца, и не только шаблонными фразами. Благодари за конкретные дела, показывая другому человеку, что ты внимательно следишь за его достижениями. Намереваясь похвалить человека, смотри ему прямо глаза и проявляй свое расположение к нему.

• Следуй за своей страстью. Какая-то определенная сфера нашей жизни требует от нас полной отдачи. Для большинства людей свойственно сдерживать себя, чтобы, как говорится, держать себя в рамках, но даже в сфере своих увлечений они стараются не растратить себя. Расходуй себя максимально и старайся сделать больше, чем это кажется возможным. Если тебе нравятся пешие прогулки, поставь себе целью взобраться на какую-нибудь гору. Если ты предпочитаешь труд писателя — напиши книгу. Главное — не заставить себя делать это, а выяснить, сколько энергии содержит в себе твое увлечение. Энергия несет в себе осознание, позволяя ему попасть в этот мир. Вкладывая значительную энергию в любое свое усилие, ты начинаешь лучше понимать, что приносит тебе это усилие.

 

Я не желаю испытывать боль. Эта установка касается сразу нескольких проблем, каждая из которых имеет отношение скорее не к физической, а к моральной боли. И прежде всего, речь идет о тех страданиях, которые нам пришлось испытать в прошлом. Люди, которым так и не удалось исцелить свои былые раны, испытывают отвращение к любой новой боли. Другая проблема — это слабость. Испытав боль когда-либо в прошлом, мы очень боимся, что новая боль будет еще сильнее, а значит, принесет нам еще больше страданий. Наконец, есть еще одна проблема — уязвимость. Впервые испытав на себе боль, мы делаемся более уязвимы и восприимчивы к боли, чем прежде. Все эти проблемы очень глубоки, и редко кому удается избежать их воздействия. Здесь тоже существует свой порог чувствительности.

В космическом плане боль занимает нейтральное положение. В материальном мире боль служит для нас негативным мотивом, в то время как приятные ощущения являются мотивом позитивным. Умение быть свободным предполагает способность воздерживаться от колебаний как в ту, так и в другую сторону. Нет задачи, которая была бы труднее этой, — притом что все мы сильно зависим от наших приятных и неприятных ощущений. Только избрав для себя позицию стороннего наблюдателя, ты сможешь заметить, как неудобно ты себя чувствуешь, когда твоими действиями управляют исключительно удовольствие или только боль.

Я хочу получить все и сразу. Эта установка связана с нетерпением. Когда твои мысли тревожны и находятся в беспорядке, ты теряешь терпение. Тебе не хватает внимания, необходимого для того, чтобы выждать время и сохранить терпение. Люди, которые ощущают нехватку терпения, но при этом пытаются сдержать свои эмоции, также не имеют возможности решать свои очередные задачи. Их понимание остается поверхностным. Парадоксально, но количество времени не влияет на глубину ответа. Важно не то, как долго тебе удается оставаться внимательным, но и сколь глубоко твое внимание.

В художественном фильме «Амадей» очень искусный композитор Сальери испытывает зависть к гению своего соперника — Моцарта. Как человек, Моцарт был ничем не лучше, чем Сальери, но в угоду сценарию фильма Моцарта превратили в праздного инфантильного гедониста[15]. Сочиняя свою музыку, он тратил не больше времени, чем Сальери; он не имел более влиятельного покровительства со стороны сильных мира сего; и музыке оба учились одинаково долго. Но Сальери обвинил Бога в том, что тот сделал его и Моцарта неравными друг другу и в неравной степени наделил их талантом. В большинстве своем мы неосознанно поступает точно так же, когда сравниваем себя с теми людьми, которые превосходят нас талантами.

Нетерпение есть продукт неудовлетворенности. Мы отказываемся сохранять внимание, потому что результат приходит к нам не так скоро, как нам хотелось, либо приходит, но совсем не тот, какого мы ожидали. Разум стремится как можно дальше уйти от подобного потенциального источника дискомфорта. Если ты часто бываешь нетерпелив, скорее всего, ты предпочитаешь во всем винить внешние обстоятельства: машины впереди тебя едут слишком медленно, очередь в бакалейной лавке стоит — не шевелится, а если попросить любого человека что-нибудь сделать — так он ели ноги волочит.

Попытка спроецировать свое нетерпение на окружающий мир — это своеобразный способ самозащиты и бегства от чувства своей неадекватности. В самых экстремальных случаях нарушений психики, связанных с дефицитом внимания, особенно у маленьких детей, это ощущение всегда лежит в основе внешних проявлений невнимания. Нетерпеливые люди слишком не уверены в своих силах, что делает их внимание недостаточно глубоким. И даже если рядом с нами нет соперника, подобного могучему гению Моцарта, в каждом из нас живет теневой конкурент, который уже по определению во всем превосходит нас. Этот призрак управляет нами независимо от нашего осознания.

Нетерпение исчезнет, когда ты найдешь достаточно сил, чтобы углубиться в себя и раскрыть свое осознание. С недоверием бороться бесполезно. Чтобы получить адекватное представление о себе самом, ты должен стремиться достигнуть все более глубоких уровней понимания. Тот, кто не обладает терпением, должен осознать, что не является и не может быть лучшим во всем. Не пытайся угнаться за теми, кто знатнее тебя, у кого больше таланта, денег, энергии. Единственный реальный человек, который живет в тебе, — это ты сам. Этот человек подобен семени, рост которого ничем не ограничен. Каждое семя требует питания, и в данном случае питанием будет являться твое внимание. Что бы ты ни думал о своих недостатках, приготовься к встрече с самим собой. Только эта встреча позволит создать питательную среду внимания, и чем больше будет этой питательной среды, тем больших духовных высот ты сможешь достигнуть.

 

Тайна 15

Все есть чистая сущность

 

Наконец-то мы докопались до сути! Мы приблизились к той неописуемой тайне, что лежит в самой основе жизни. Но чтобы рассказать о ней, пожалуй, слов недостаточно.

Как ты опишешь то, чего не передать словами? Слог кажется убогим. Мысль бессильна. Привыкнув облекаться в слово, она не может воспринять нечто, что лежит за пределами понимания.

Каждый из нас рисует свой собственный мир, состоящий из линий, форм и красок. Наш инструмент — не что иное, как крупица сознания, которая, словно отточенный грифель карандаша, скользит по чистому листу бумаги. Однако из этой точки исходит все. Есть ли на свете что-нибудь более таинственное и чудесное? Ведь из этой точки, которая бесконечно тоньше, чем острие карандаша, вырисовывается бескрайнее пространство Вселенной.

Эта точка состоит из сущности — из чистейшей формы бытия. Сущность есть высшая тайна, поскольку она способна делать три вещи сразу:

Она дает начало всему сущему.

Она превращает задуманное в действительность.

Она входит в эту действительность и поддерживает ее.

Те же три действия ты выполняешь сейчас. Перед тем как случиться с тобой, некое событие пребывает где-то в воображении — то есть там, где зарождаются тонкие ростки наших образов и желаний. Затем эти образы развиваются в события и объекты. По мере того как событие развивается, ты проникаешь в него субъективно, то есть воспринимаешь его своей нервной системой. Проще всего это триединство действий можно представить как акт творчества, в процессе которого ты представляешь себе картину, рисуешь, а затем проникаешь в нее.

Чтобы найти сущность жизни, тебе нужно лишь выйти из этой картины и посмотреть на себя. При этом ты не будешь видеть человека, ни даже дух его, но только точку осознания — ту точку, которая способна создавать самые прекрасные, самые ужасные, самые мирские, самые божественные, самые замечательные, самые обычные и самые удивительные картины. Но даже сейчас, используя эти слова, я поддался искушению, пытаясь описать неописуемое. Позволь мне отбросить все эти картины и сказать одну простую истину: я существую, я осознаю, я творю. Эти три сущности пронизывают всю нашу Вселенную.

Сорвав с себя все нереальное, мы обнажим свою сущность. Осознать, что сущность — это именно ты, — это все равно что отворить золотую дверь, ведущую к счастью и свободе. Сущность драгоценна, ведь это тот материал, из которого создан дух. Если бы ты мог придерживаться сущности и одновременно жить в создаваемой тобой картине, тогда каждый момент твоей жизни стал бы духовным.

Но есть одно огромное препятствие, которое мешает нам открыть эту золотую дверь: ничто не есть сущность. Стоит нам углубиться в реальный мир, чтобы проникнуть в его сущность, — окажется, что все ее качества исчезают. И тогда дерево, лошадь, облако и человек становятся одним и тем же. Физические измерения также исчезают. Время, что движется между двумя любыми событиями, становится равным нулю. Расстояние между двумя любыми объектами будет также равно нулю. Свет и тьма больше не существуют. Полное изобилие и полная пустота становятся едины.

Иными словами, стоит тебе подумать, будто ты объял все тайны Вселенной, как окажется, что твои объятья пусты. Особенно горько сознавать это тем, кто совершает духовные странствия в поисках Бога. Стоит нам определить, что Бог — это Сущность, как он тоже исчезнет. Но в традиционных представлениях индийской культуры сущность стоит гораздо выше Бога. Один из виднейших современных духовных наставников, Нисаргадагга Махарадж, не делает на этот счет никаких уступок. Он объявил себя, как и всех людей, истинной сущностью. В результате на него накинулись с нападками многочисленные противники.

Вот пример типичной беседы между Махараджем и его скептически настроенным посетителем:

Вопрос. Бог создал землю для вас?

Ответ. Бог предан мне, и он создал все это для меня. Вопрос: Но разве Бог не находится вдали от вас?

Ответ: Как же он может быть вдали? «Я есмь» — корень, а Бог — дерево. Кому же мне поклоняться да и зачем?

Вопрос: Вы поклоняетесь кому-то или служите предметом поклонения?

Ответ: Ни то, ни другое. Я — само поклонение.

В голосе корреспондента слышатся нотки недоумения и недовольства. Но можно ли его за это осуждать? Путь к единству настолько отличен от того, что предлагают нам традиционные религии, что переворачивает наш ум. Махарадж всегда заявлял, что не мы созданы для Бога, а Бог создан для нас. Под этим он подразумевал, что сущность, будучи невидимой, должна была создать всемогущее творение, достойное поклонения. Сама по себе сущность лишена каких-либо свойств; она не может вызывать чувства привязанности.

Сущность то и дело исчезает от нас, поскольку ее не объемлют ни чувства, ни мысли. Если жить — это значит чувствовать и мыслить, то в чем состоит польза сущности для нашей жизни? На самый поверхностный взгляд, сущность бесполезна, потому что мы привыкли принимать во внимание материальные различия. Например, мы говорим, что хотим быть счастливыми, а не несчастными, богатыми, а не бедными, добрыми, а не злыми. Ни одно из этих различий не имеет значения для нашей сущности. Наша сущность способна делать только три вещи: существовать, создавать, быть осознанной.

Жизнь без различий кажется совершенно безжизненной, но есть один документ, который рассуждает о сущности как таковой, а это значит, что кто-то смог выразить в словах, как следует жить, находясь на этом уровне. Этот манускрипт, именуемый «Йога Васиштха»[16], содержит множество очень странных сведений. Как мы уже знаем, йога означает «единство», а Васиштха — это имя автора; таким образом, на санскрите название рукописи означает «Единство в понимании Васиштхи». Никто из исследователей не нашел подтверждения, что человек с таким именем когда-либо существовал, — рукописи много столетий, — тем не менее эта работа остается значительной вехой в истории индийской мысли. Это самое глубокое понимание осознания самого бытия как такового, на какое только способна нервная система человека.

Вот некоторые типичные наблюдения Васиштхи, которые быстро введут вас в курс дела:

В бесконечности сознания вселенные появляются и исчезают, как частицы пыли в солнечном луче, который освещает комнату через прореху в крыше.

Смерть всегда наблюдает за тем, как мы живем.

Все объекты переживаются только внутри субъекта и нигде больше.

Целые миры появляются и исчезают, как рябь на воде.

 

Из всех духовных канонов книга Васиштхи считается сложнейшим для понимания абстрактным текстом, и уж точно не предназначена для начинающих искателей истины. Я воспринимаю его гораздо проще; для меня это чистый голос сущности бытия. Среди множества его высказываний есть несколько основных тем, смысл которых вполне понятен. Васиштха считает, что Вселенная не вечна и преходяща. Он замечает, что смерть неразрывно связана с жизнью. Он использует субъективное осознание как подлинное мерило реальности, в сравнении с которым физический мир — не более чем дуновение весеннего ветерка.

По мере чтения эти темы повторяются сотни раз в их дальнейшем развитии и с такой убедительностью, что читатель постепенно оказывается очарованным изысканным слогом автора. Его суждения иногда кажутся загадочными и необъяснимыми, но такова и сама жизнь — в наших идеях она словно бриллиант в золотой оправе:

Разум видит только то, о чем он думает.

То, что люди называют судьбой или божественной волей, на самом деле не что иное, как действие из прошлого, осуществляющееся само по себе.

Проявление присуще сознанию так же, как движение присуще воздуху.

Обдумывая его слова, можно впасть в состояние, подобное трансу, в котором видимый мир вдруг исчезает, как перышко, унесенное ветром. Действие этого текста нельзя назвать вдохновляющим или повышающим настроение: Васиштха не из тех, кто обещает утешение. Для него не имеет значения ничто, кроме сути, и потому его можно назвать лучшим учителем по предмету «Введение в реальность». В этой книге я также преследую цель преподать тебе основы реальности. Поэтому я попытался представить идеи Васиштхи в их чистом виде, чтобы благодаря им ты мог уйти от нереальности бытия. Васиштха предполагает наличие четырех обязательных условий, необходимых для того, чтобы обрести реальность:

Удовлетворенность

Исследование

Самоосознание

Сила

Четыре простых и безобидных слова. Какой смысл вложил в них автор — мудрец, который знал о сущности гораздо больше, чем кто-либо из живших на земле людей?

Удовлетворенность. Это свойство покоя в уме. Тот, кто удовлетворен, живет, не зная сомнений и страха. Сомнение постоянно напоминает нам, что тайна жизни непостижима, а все ответы на вопросы о ее смысле могут быть неверными. Страх служит напоминанием, что нам может быть причинен вред. Пока в твоем уме есть хотя бы одно из этих убеждений, ни о каком внутреннем покое не может быть и речи. Таким образом, чувство удовлетворенности приходит тогда, когда побеждены сомнения и страх.

Исследование. Чтобы обрести реальность, нужно снова и снова исследовать и ставить под вопрос нереальное до тех пор, пока оно не исчезнет вовсе. Это похоже на чистку лука. Пусть нечто кажется тебе достойным доверия, но, если оно вдруг не оправдывает твоих ожиданий, ты просто отбрасываешь это, говоря: «Нет, не то». Следующий объект, который будто бы внушает доверие, тоже подвергается такому исследованию, и в том случае, если он оказывается несостоятельным, ты тоже отвергаешь его. Так, слой за слоем, ты продолжаешь свое придирчивое исследование, пока не находишь то, на что действительно можно положиться, — именно это и будет реальностью.

Самоосознание. Это качество говорит тебе, куда следует направить твои исследования, — не вовне, в мир материальный, но внутрь, в глубины самого себя. Возвращение к самому себе никогда не происходит в одночасье. На любой жизненный вопрос всегда существуют два ответа — внешний и внутренний. Только преодолевая каждый повод смотреть вовне, ты понимаешь, зачем ты смотришь внутрь.

Сила. Когда ты смотришь внутрь, ни один человек извне не сможет тебе помочь. Ты должен будешь преодолеть изоляцию и одиночество, что по плечу только очень сильному человеку. Сила — это не данность; при рождении сильные ничем не отличаются от слабых. Твоя внутренняя сила приходит с опытом. Первый опыт внутреннего созерцания подскажет тебе, что достижение реальности возможно, и эта частица силы позволит тебе двигаться дальше. Твоя решительность и уверенность в себе будут неуклонно возрастать. Подвергай проверке все результаты своих исследований, пока не убедишься в их достоверности. Делая шаг за шагом, ты поймешь, что сила вырастает из опыта. Пусть сам этот путь служит для тебя источником силы.

Мудрый Васиштха почти ничего не говорил о повседневных заботах. Никто не обязан начинать жить определенным образом или заканчивать жить определенным образом, чтобы обрести реальность. Точка зрения Васиштхи приемлет все: он слишком удовлетворен, чтобы мешать жизни идти своим чередом. «Сознание будет скованным до тех пор, пока человек не перестанет отождествлять любой объект с реальностью, — говорит Васиштха, — вместе с этой привычкой спадут и оковы». Иначе говоря, нереальность должна растаять сама. Пока она этого не сделает, ты можешь быть бедным или богатым, радостным или печальным, уверенным или не уверенным — как диктует тебе твоя карма.

Васиштха проявляет бесконечную терпимость, ибо «нереальное все равно не существует, а реальное никогда не перестанет существовать». Он чувствует бесконечную ясность и безмятежность, ибо «сознание вездесуще, всемогуще и полно чистоты и покоя». Но я считаю пример Васиштхи уникальным не только из-за этих потрясающих своей глубиной мыслей. Его особый дар состоит в том, что его слова несут правду, острую и горькую, как вкус соли на языке: «Вселенная — всего лишь долгий сон. Чувство собственного «я» и фантазия, что другие люди тоже существуют, не более реальны, чем любые грезы, что являются нам во сне».

Когда моему внутреннему взору является Васиштха, я вижу группу людей, спящих в тени огромного старого букового дерева. Они утомлены обилием пищи, игр и удовольствий. Лишь один из них сидит прямо, спокойный и собранный, и ждет, когда проснутся его товарищи. Все остальные спят. Такова правда жизни. Васиштха сознает, что он один, но не знает уныния. Да, он бессменный часовой, но от этого его любовь к людям не стала слабее. Сущность — это и есть любовь. Не преходящая эмоция и не привязанность к одному-единственному человеку, но абсолютная любовь и радость быть здесь. Для сравнения: эмоциональная любовь ограничена, полна сомнений и страхов и движима мечтами, которые никогда полностью не становятся явью.

В сущности, Васиштха знал, что ему удалось раскрыть тайну вселенского счастья. У этой тайны есть три стороны: свобода от всех ограничений, полное знание мироздания и бессмертие. Васиштха обрел и то, и другое и третье. То, что это оказалось возможным, доказывает существование любви, поскольку перед нами предел человеческих мечтаний. До того как ищущий обретает эти три дара, любое другое пробуждение можно считать ложным. Вся Вселенная погружена в сон и наслаждается великой космической иллюзией.

Теперь ты и сам знаком с этой иллюзией. Она состоит из разделения, разобщенности и потери единства и целостности. Мы должны наконец отказаться принимать участие в этой колоссальной мистификации, и Васиштха выразил эту мысль в предельно ясной форме. От себя добавлю, что именно за его книгой я тянусь всякий раз, когда у меня случаются неприятности. Читая его мудрые слова, я чувствую, что поднимаюсь на его уровень — не полностью и не навсегда, но этого вполне достаточно, чтобы, отложив книгу, я чувствовал себя гораздо более уверенно. Иногда мне хочется, чтобы CNN перестало пускать бегущей строкой внизу экрана сообщения о бесконечных кризисах, а вставило бы туда такие слова, которые помогли бы людям понять, что реально, а что нет:

Чем бы ни был ум, он всегда похож на окутанный туманом город.

Появление этого мира — не более чем наши мысли в их проявлении.

Мы сотворили друг друга в своем воображении из бесконечности сознания.

Пока есть «ты» и «я», не может быть никакой свободы. Дорогие мои, мы все суть одно космическое сознание, которое принимает разные формы.

Почти невозможно облечь эти благородные чувства в грубую плоть повседневности. Но Васиштха прежде всего хочет, чтобы в жизни мы действовали исходя из своей сущности. И это вполне возможно.

Тот наставник, чье имя Нисаргадатта Махарадж — я уже упоминал о нем прежде, — прожил свою жизнь именно так. Его молодость прошла на ферме, где он ходил за плугом, запряженным парой быков. Но его манили к себе тайны духовности, и он направился к гуру, который поведал ему одну мудрость: «Ты — нерожденный и бессмертный, чье имя — «Я есмь». Помни об этом, и, если твой ум вдруг решит свернуть с истинного пути, ты должен вернуть его на место». Молодой Махарадж ушел, почувствовав, что не нуждается в других уроках гуру, поскольку познал сущность этого простого учения.

Наиболее возвышенное состояние осознания нисходит, когда мы понимаем, насколько просто и обыденно, в сущности, жить космической жизнью. Ведь мы все уже это делаем. Послушайте только, как прозаично Васиштха смотрит вокруг и в каждом из направлений видит бесконечность. Именно он учил нас, что лучше трудиться подле постели, когда у тебя есть работа, чем завалиться спать:

Для страдающего человека ночь это целая эпоха. Для праздного человека ночь проходит в одно мгновенье. Во сне мгновенье сродни эпохе. Но мудрец, чье сознание безгранично, не знает различий между днем и ночью. Если первое из этих состояний позволяет нам осознать, что есть «Я и мир», то второе несет нам освобождение.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!