Ты действительно свободен, когда ты больше не личность



 

Это случилось несколько лет тому назад. Я сидел в душной комнатке на окраине Нью-Дели. Вместе со мной в комнате находились молодой буддийский священник и какой-то дряхлый старик. Священник сидел на полу и, раскачиваясь взад и вперед, читал строки, написанные чернилами на сделанных из древесной коры дощечках. Судя по их виду, дощечки были древними. Я слушал, не вникая в смысл того, что читал нараспев священник. Он был выходцем из дальнего юга, и его тамильский язык был для меня чужим. Но я знал, что он сообщает мне историю моей жизни — прошлой и будущей. Я удивился, как меня угораздило попасться на эту удочку, и нервно заерзал на стуле.

В эту комнатку я попал по сильному настоянию моего старого друга.

— Это не просто Джйотиша — это нечто более потрясающее, — уверял меня он.

Индийская астрология называется Джйотиша, и она существует уже многие тысячи лет. В Индии повсеместно принято консультироваться у семейного астролога, который предсказывает по своим астрологическим таблицам свадьбы, рождение детей и даже обыденные деловые сделки (например, Индира Ганди всегда следовала советам знатоков Джйотиши), но в настоящее время эта древняя традиция стала угасать. Будучи еще ребенком и живя в современной Индии, а затем став врачом и работая на Западе, я всячески старался избегать любых контактов с Джйотишей.

Но мой друг настоял на своем, да и признаться, мне самому было любопытно узнать, что из этого выйдет. Молодой священник, облаченный в подвернутую по краям юбку, сидел с обнаженной грудью и с волосами, до блеска напомаженными кокосовым маслом. Его облик и одежда выдавали в нем приметы южанина. Священник не стал составлять мою натальную карту. Все нужные ему карты уже были составлены сотни лет назад. Получается, что много поколений назад какой-то человек, сидевший под пальмой, содрал с нее полоску коры, которая называется нади, и описал на ней мою жизнь.

Эти самые нади в Индии можно найти повсюду, но лишь по чистой случайности ты можешь наткнуться на ту из них, которая касается лично тебя. Мой друг потратил несколько лет, пытаясь найти ту нади, которая бы касалась его. К удивлению и восторгу моего друга, священник предъявил мне целый сноп «моих» нади.

«Вам придется зайти ко мне, чтобы я мог их вам прочитать», — настаивал он.

И вот я оказался за столом, а напротив меня сидел старик, который переводил с тамильского на хинди все, что пел мне этот священник. Из-за погрешностей календаря (поскольку речь тут идет о веках) содержание некоторых нади может дублироваться, и в первых из них я не находил ни малейшей связи со своей жизнью. Но где-то на третьей табличке молодой жрец своим размеренным певучим голосом с потрясающей точностью прочитал дату моего рождения, имена моих родителей и моей жены, сообщил, сколько у нас детей и где они живут, день и час смерти моего отца, его полное имя, а также имя моей матери.

 

Вначале мне показалось, что уж здесь-то он явно ошибся: в нади было сказано, что имя моей матери Сучинта, хотя на самом деле ее звали Пушпа. Эта ошибка меня насторожила; я попросил сделать перерыв, позвонил матери и спросил ее об этом. К моему несказанному удивлению, она ответила, что при рождении ей действительно дали имя Сучинта, но, поскольку на хинди оно созвучно другому слову, которое означает «печаль», дядя, когда ей исполнилось три года, предложил дать девочке новое имя. Я повесил трубку, гадая, что бы это все могло значить, ведь жрец упомянул и о том, что имя моей матери было изменено из-за вмешательства родственника. В.нашей семье никто никогда не упоминал об этом факте, так что жреца невозможно было заподозрить в чтении моих мыслей.

Чтобы предупредить комментарии скептиков, должен заметить, что молодой священник провел почти всю свою жизнь в одном из храмов Южной Индии и не говорил по-английски или на хинди. Ни он, ни старик не ведали, кто я. Так или иначе, методика Джйотиши не предполагает составления гороскопа на основании даты рождения. Вместо этого человек просто приходит в дом знатока нади , где тот берет у человека отпечаток его большого пальца и на основании этого раскладывает соответствующие карты (при этом следует помнить, что некоторые нади, возможно, утеряны или настолько обветшали, что давно рассыпались в прах). Астролог просто читает вслух то, что кто-то другой написал, может быть, тысячу лет тому назад. И вот еще одна таинственная деталь: нади содержат в себе данные не обо всех, кто когда- либо будет жить на этой земле, а лишь о тех, кто однажды явятся в дом к астрологу, чтобы тот прочитал им их судьбу!

Восхищенный и очарованный, я около часа внимал таинственным рассказам о моей прошлой жизни, которую, оказывается, провел в одном из храмов Южной Индии, о моих прежних проступках, которые повлекли серьезные проблемы в моей нынешней жизни, и (после некоторого колебания старик спросил, действительно ли я хочу это знать) о дне моей смерти. К счастью, оказалось, что это случится еще очень не скоро; к еще большему счастью, нади заверили меня, что моих жену и детей ожидает долгая и счастливая жизнь, полная любви и исполненных желаний.

Я покинул старика и юного священника и вышел под пенящие лучи делийского солнца, гадая, как изменится моя жизнь после того, что мне пришлось узнать. Меня волновали не столько детали услышанного — я забыл почти обо всем, что мне тогда сказали, и вспоминаю об этом удивительном происшествии, только когда мой взгляд случайно падает на полированные таблички из древесной коры, которые теперь в рамочках висят на почетном месте у нас дома. Молодой жрец с застенчивой улыбкой отдал их мне перед расставанием. Единственное, что произвело на меня действительно большое впечатление, был день моей смерти. Когда нади  сообщили мне его, меня посетило чувство глубокого покоя. Это знание изменило все мои жизненные приоритеты, сделав меня гораздо более уравновешенным.

Вспоминая все, что случилось тогда, я думаю, что астрологию можно было бы назвать «нелокальным осознанием». Какой-то неведомый мне человек, живший много веков назад, знал меня лучше, чем я знаю себя сейчас. Он увидел меня как вселенскую форму жизни, в которой прослеживается последовательная взаимосвязь с более ранними формами. Я почувствовал, что вместе с этим кусочком коры мне передали очевидное свидетельство того, что меня не сковывают те рамки моего тела, сознания и ощущений, которые я называю своим «я».

Если ты будешь жить в центре единой реальности, то сможешь увидеть эти формы. Поначалу тебе может казаться, что они имеют отношение к тебе лично. Ты создаешь некую форму, которая затем вызывает у тебя чувство привязанности. Но художники никогда не коллекционируют собственные работы; только само творчество способно доставить истинное удовлетворение. В законченной картине больше нет жизни; из нее выжат волшебный сок. То же самое можно сказать о создаваемых нами образах. Переживание начинает тускнеть и блекнуть, как только ты осознаешь, что сотворил его.

Намек на отрешенность, которая прослеживается в духовных традициях стран Востока, заботит многих людей, которые усматривают в этом признаки пассивности и равнодушия. Но на самом деле эта отрешенность скорее напоминает то чувство, которое приходится испытывать творцу, когда его труд окончен. Создав некое впечатление и пережив его, ты естественно испытываешь отрешенность. Но она не приходит внезапно. Мы еще долго с восторгом наблюдаем за тем, как двойственность играет со своими вечно враждующими противоположностями.

Но возможно, что кто-нибудь из нас вдруг решится испытать состояние, называемое греческим словом метанойя [12], которое означает перемену точки зрения. Поскольку это слово множество раз упоминается в Новом Завете, то понятно, что в нем преобладает духовный смысл. Вначале оно означало отречение от греховной жизни, затем стало обозначать раскаяние, и в своем окончательном и более широком смысле подразумевает вечное спасение. Кроме того, если выйти за рамки теологии, слово метанойя очень близко по значению с тем, что мы называем трансформацией. Это превращение локального ощущения себя в нелокальное. Вместо того чтобы всякое переживание называть «своим», ты понимаешь, что всякое явление во Вселенной носит временный, преходящий характер. Вселенная постоянно месит в своих руках материю, словно сырую глину, создавая из нее все новые и новые формы, и в течение какого-то времени ты называешь одну из таких форм своим «я».

Мне кажется, что метанойя — это тайна, которая скрывается в искусстве чтения табличек нади. Когда-то давным-давно некий провидец заглянул в себя, увидел ничем не ограниченный простор единой реальности и извлек из него едва ощутимый импульс сознания по имени Дипак. Провидец перенес это имя вместе с другими необходимыми данными, которые также открылись ему в пространстве и времени. Для этого требуется определенный уровень осознания, которого может достигнуть каждый из нас. Если бы я мог увидеть себя как некую вспышку в поле света (Джйотиша в переводе с санскрита означает «свет»), я бы обрел свободу, которой не могу обладать, пока помню, кто я, и пока нахожусь в своих предполагаемых пределах. Если имена моих родителей были известны задолго до моего рождения и если день смерти моего отца был вычислен за много поколений до того, как он родился, значит, такие предпосылки не подлежат изменению.

 

Истинная свобода появляется только в нелокальном осознании.

 

Переход от локального сознания к нелокальному имеет для меня то же значение, что искупление или спасение. Благодаря ему мы попадаем в ту сферу, где душа может жить, и перед этим ей не придется умирать. Вместо того чтобы вновь углубляться в метафизику этого явления, я позволю себе сравнить его с тем, чего хочется каждому из нас, — со счастьем. Хотеть и быть счастливым — это понятие сугубо личное, и поэтому мы адресуем его нашему эго, единственная цель которого состоит в том, чтобы осчастливить свое «я». Если вдруг выяснится, что счастье лежит где-то за пределами этого «я», — в сфере нелокального осознания, — то это будет убедительный аргумент в пользу метанойи.

Для нас, людей, счастье — понятие сложное. Нам очень трудно оставаться счастливыми и не думать о том, что может разрушить наше счастье. Это могут быть нанесенные нам некогда обиды и раны, а иногда — беспокойство о будущем и предчувствия разных несчастий.

В том, что счастье неуловимо, нет ничьей вины. Игра противоположностей — это космическая драма, и наш ум готов к участию в ней. Счастье, как всем известно, слишком прекрасно, чтобы длиться долго. И это действительно так, если перед словом счастье ты спешишь поставить притяжательное местоимение «мое»; тем самым ты непроизвольно отдаляешь его от себя. Метанойя, или нелокальное осознание, разрешает эту проблему, переступая через «мое», поскольку иного пути просто нет. Отдельные стороны твоей жизни конфликтуют между собой. Даже если бы ты мог управлять каждой из сторон, пытаясь постепенно приблизиться к счастью, то остается еще один глубоко скрытый аспект — твои воображаемые страдания.

Врачи тратят годы, пытаясь избавить людей от навязчивых картин воображаемых несчастий, хотя эти картины не имеют ничего общего с реальными обстоятельствами.

Это напоминает мне один эпизод, который произошел с моим коллегой, вместе с которым мы в юности постигали азы медицины. У него была беспокойная пациентка, которая регулярно являлась к нему и требовала, чтобы ее тщательно осмотрели на предмет наличия у нее рака. Рентгеновские снимки каждый раз давали отрицательный результат, но она не унималась и приходила опять. Наконец через много лет рентгеновский снимок подтвердил наличие у нее раковой опухоли. И тогда с победоносным видом она вскричала: «Ага, я же вам говорила!» Воображаемые страдания столь же реальны, как и любые другие, и порой они сливаются воедино.

То, что один человек способен привязаться к своему несчастью с той же страстью, с которой другой привязывается к счастью, может казаться удивительным лишь до тех пор, пока мы как следует не присмотримся к локальному осознанию. Локальное осознание проявляет себя на границе между эго и Вселенной. Это беспокойное место. С одной стороны, наше эго уверено в том, что все под его контролем. Ты идешь по жизни с ощущением важности своей персоны, полагая, будто твои стремления так же важны для всего мира, как и для тебя. Но Вселенная обширна, а силы природы безличны. Восприятие жизни с точки зрения эго и его высокое самомнение оказываются полной иллюзией, если ты смотришь на людей как на крохотные дырочки в холсте Вселенной. Притворяться, будто ты считаешь себя центром Вселенной, небезопасно, поскольку материальные доказательства твоей ничтожности окажутся просто ошеломляющими.

Но где же тогда искать выход? «Его величество» Эго утверждает, что выхода нет. Твоя личность представляет собой кармическую систему, которая упорно цепляется за свое «я».

Однако, отказавшись от локального осознания, ты перестаешь плясать под дудку своего эго. Это значит, что ты оставляешь все попытки осчастливить свое «я». Вселенная не сможет раздавить твою личность, если личности просто не существует. До тех пор пока ты будешь ассоциировать себя хотя бы с одной незначительной частью личности своего эго,  все остальные части тут же добавятся к ней. Это все равно как если бы в театре актер вдруг сказал фразу: «Быть или не быть...», — и вся история главного героя, вся его трагическая судьба вдруг раскрылась перед тобой.

Актеры умеют перевоплощаться из одного образа в другой, легко переключая свою психику. Чтобы из Макбета превратиться в Гамлета, недостаточно одного имени. Ты просто вызываешь нужный тебе образ из своей памяти. Больше того — выходя из одного образа и принимая другой, ты попадаешь из одного места действия в совершенно иное: из Дании — в Шотландию, из замка на краю Северного моря — на шабаш ведьм.

Единственный способ отказаться от локального осознания состоит в том, чтобы осмыслить то, чем ты уже обладаешь. Приходя к себе домой в День благодарения, ты, вероятно, неосознанно перевоплощаешься в того ребенка, которым когда-то был. У себя на работе ты выступаешь в одной роли, а находясь в отпуске — в совершенно другой. Человеческая память так хорошо умеет хранить самые разные и совершенно противоположные роли, что даже маленькие дети могут легко перевоплощаться из одной роли в другую. Когда играющих трехлетних малышей, рядом с которыми нет взрослых, снимают скрытой камерой, родители нередко приходят в ужас от того, как поразительно меняются их чада: милые, послушные детки превращаются в задир и забияк.

Некоторые детские психологи осмеливаются утверждать, что развивающие игры очень мало влияют на воспитание подрастающего человека. Двое воспитанных в одной и той же семье и окруженных одинаковой материнской заботой детей вырастают настолько разными людьми, что нам порою не верится, будто это родные братья или сестры. Но было бы правильней сказать, что, подрастая, дети усваивают сразу несколько ролей одновременно, и роль, усвоенная ими дома, является лишь одной из многих — а иначе и быть не может.

Если все это ты видишь в самом себе, значит, от нелокального осознания тебя отдаляет всего один шаг. Тебе остается только понять, что все твои роли существуют одновременно. Так же как и актер, ты хранишь своих разнообразных персонажей где-то вне пространства и времени. Макбет и Гамлет одновременно живут в памяти актера. Их роль на сцене длится несколько часов, но их реальный дом — не то место, где проходят часы. Усвоенная нами роль молча присутствует в нашем осознании, но мы различаем ее в каждой детали.

Кстати, заметь, что место, где ты хранишь свои противоречивые роли, кажется тебе куда ближе и родней, чем та сцена, на которой ты играешь своих театральных персонажей. Перебрав каждую из усвоенных тобою ролей, ты найдешь, что ни одну из них ты не можешь назвать собой. Ты — тот, по чьему велению эти роли появляются на сцене жизни. Из своего обширного репертуара ты сам выбираешь те ситуации, которые превращаются в твою личную карму, причем каждая черта и каждое движение создают очень достоверную иллюзию существования твоего индивидуального эго.

В реальности же ты отделен от любой своей роли, любой театральной декорации, любой драмы. В духовном плане отрешенность — это не уход в себя, а развитие своеобразного мастерства. Обладая этим мастерством, ты в любое время можешь переместиться в нелокальное осознание. Именно это имеет в виду «Шива-сутра», когда говорит о том, что нужно использовать память, но нельзя позволять ей использовать тебя. Можно постепенно упражнять свою отрешенность, стараясь дистанцироваться от своих привычных ролей; тогда связанная с каждой нашей ролью карма не будет властвовать над тобой. Если пытаться изменить свою карму по частям, то можно, конечно, достичь определенных результатов, но усовершенствованная модель тебя окажется не более свободной, чем прежняя.

Если тайна счастья действительно существует, то ее можно найти только в самом источнике счастья, которое имеет следующие признаки:

ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ...

Нелокален,

Отрешен,

Безличен,

Универсален,

Неизменен,

Являет собой саму сущность.

 

Этот список позволяет как бы разложить метанойю на составные части. Изначально метанойя означала изменение точки зрения, и, на мой взгляд, этому же соответствуют перечисленные ниже элементы:

Нелокальность. Прежде, чем изменить точку зрения, ты должен отстраниться от себя, чтобы увидеть более полную картину. Сталкиваясь с любой проблемой, наше эго всегда ограничивается одним и тем же вопросом: «Что я от этого буду иметь?» Стоит тебе сформулировать этот вопрос иначе, например: «Что мы от этого будем иметь?» или «Что все от этого будут иметь?», как перспектива твоего мировоззрения тут же расширится.

Отрешенность. Будучи заинтересован в определенном результате, ты не позволишь себе изменить свою точку зрения. Границы очерчены; каждый выбрал, на какой стороне ему следует быть. Эго настаивает, чтобы ты нацеливал себя на главный приз, то есть на необходимый ему конечный результат. Однако, будучи отрешенным, ты осознаешь, что и другие результаты могут принести тебе пользу. Ты делаешь все, чтобы достигнуть той цели, которую считаешь верной, но все же остаешься достаточно отрешенным, чтобы изменить свою точку зрения, если об этом попросит твое сердце.

Безличность. Нам кажется, что те или иные ситуации просто происходят с нами. Но на самом деле каждая ситуация имеет свою глубинную кармическую причину. Вселенная развивается в самой себе, используя для этого всякую необходимую причину. Не примеряй этот процесс к себе лично. Проблема причины и следствия существует вечно. Ты сам являешься частью того волнообразного движения, которое никогда не кончится, и ты должен скользить по этим волнам, чтобы в них не тонуть. Эго примеряет все лично к себе, не пытаясь искать руководства свыше или какой-то цели. Постарайся понять, что постепенно перед тобой раскрывается гигантский космический план. Словно вышитый замысловатым узором ковер, он являет собой проект небывалого чуда.

Универсальность. Однажды, когда я упорно пытался постичь буддийское понятие умирания эго (в то время это понятие казалось очень жестоким и бессердечным), некто успокоил меня, сказав: «Это не значит, что ты уничтожаешь того, кем ты являешься на самом деле. Ты просто развиваешь ощущение своего «я» — от малого эго до вселенского эго». Это была сильная мысль, но что мне понравилось в ней больше всего — так это то, что она ничего не исключала. Ты начинаешь с того, что воспринимаешь каждую ситуацию как часть нашего огромного мира. И пусть поначалу ты будешь присоединять к этому миру малые части того, что когда-то считал своим: свою семью, свой дом, свое окружение — постепенно все это будет расти. И когда твое эго поймет, что нелепо твердить: мой мир, моя галактика, моя вселенная, — это будет означать, что с твоим эго происходят определенные перемены, которые оно не могло бы осуществить самостоятельно. Главное — помнить, что осознание универсально, сколь бы ограниченным ни делало тебя твое эго.

Неизменность. Счастье, к которому ты привыкаешь, постепенно уходит. Вместо того чтобы смотреть на него как на высыхающий колодец, представь себе нашу атмосферу. В атмосфере всегда присутствует влага, и иногда она проливается па землю дождем. Если день ясный, это не значит, что влага из атмосферы исчезла; она постоянно присутствует в воздухе и ждет, когда условия изменятся и она сможет выпасть на землю в виде осадков. Так же ты можешь воспринимать свое счастье, которое постоянно присутствует в твоем осознании, даже если оно не каплет, как дождик с неба. Рано или поздно оно проявится — когда изменятся определенные условия. Люди по-разному проявляют свои эмоции. У некоторых из них жизнерадостности, оптимизма и удовлетворенности жизнью больше, чем у других.

В этом проявляется разнообразие мироздания. Ведь климат пустыни не может быть точно таким же, как и в тропическом лесу. И все же эти различия в характере людей весьма условны. Единое и неизменное счастье может быть доступно всеобщему осознанию. Знай, что это так, и помни, что нельзя бояться ухабов и рытвин на пути, если хочешь найти источник собственного счастья.

Сущность. Счастье — это не нечто уникальное. Это один из многих ароматов сущности. Однажды некий ученик посетовал своему наставнику на то, что длительная духовная практика так и не сделала его счастливым.

«Но твоя задача не в том, чтобы быть счастливым, — не раздумывая ответил наставник. — Твоя задача — воистину стать самим собой».

Сущность реальна, и, когда ты обнаружишь ее, счастье не заставит себя ждать, поскольку все свойства сущности неразрывны. Пытаться сделать себя счастливым — удел людей ограниченных; этим ты всего лишь удовлетворишь потребности своего эго в соответствии с его представлением о счастье. Если же вместо этого ты исполнишься решимости перейти на другой уровень осознания, то счастье придет к тебе как подарок, дарованный твоим сознанием.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!