Что ждет нас на пути к творчеству



• Если полагаться на свои пять чувств:  обособленность, двойственность, эгоцентризм, подверженность страху, удаленность от Источника, ограниченность во времени и пространстве.

• Если полагаться на законы природы: контроль над ситуацией, меньшая подверженность страху, стремление обращаться к природным источникам, изобретательность, понимание, исследование благ, содержащихся во времени и пространстве.

• Если полагаться на сознание: творчество, глубокое знание законов природы, близость к Источнику, стирание обособленности, умение достигать поставленной цели, жизнь вне времени и пространства.

Знание — единственное, что изменяется во время нашего путешествия от обособленности к единой реальности. Когда полностью зависишь от своих пяти чувств, ты полагаешь, что первостепенной реальностью является материальный мир. В таком мире ты всегда будешь занимать второе место, поскольку воспринимаешь себя как твердое тело, состоящее из атомов и молекул. Единственное, на что способно в таком случае твое сознание, — это наблюдать за «внешним» миром.

Наши пять чувств очень обманчивы. Они говорят нам, что Солнце встает на востоке и садится на западе, что Земля плоская, что стальной предмет вряд ли сможет летать. Следующий этап познания опирается на законы природы, которые мы открываем путем рассуждений и экспериментов. Наблюдатель теперь уже не становится жертвой обмана. Он может вывести закон всемирного тяготения с помощью математических вычислений и мысленных экспериментов. (Ньютону вовсе не обязательно было сидеть под деревом и дожидаться, пока ему на голову свалится яблоко, — все это он мог представить в своем мысленном эксперименте, используя мыслеобразы и выражая их языком цифр. Точно так же поступал и Эйнштейн, когда старался представить себе, как действует закон относительности.)

Пока человеческий мозг изучает законы природы, мир все еще остается «внешним» и ждет, когда его откроют. В природе заключены огромные ресурсы, но если, изучив ее богатства, познание достигло бы своего предела (как думают многие ученые), вершиной технического прогресса стала бы утопия. -

Но к счастью, мозг никогда не прекратит мыслить. Законы природы, которые поднимают в небо самолеты, применимы к любому из электронов нашего мозга. Рано или поздно кто-то должен задать вопрос: «Кто же я, кто все это придумал?» Именно этот вопрос ведет к истинному знанию.

Ведь если опустошить мозг от мыслей (как в состоянии медитации), то наше сознание не станет пассивным и не наполнится пустотой или вакуумом. Лишь один, и только один процесс может развиваться вне пределов времени и пространства. Творчество творит самое себя, в качестве материала используя сознание. Сознание превращается в материальные вещи объективного мира и в ощущения мира субъективного. Разбей любое ощущение на составляющие его элементарные частицы, и ты сможешь услышать шум невидимых волн квантового поля. Различий не существует, и по замыслу высших волшебных сил человеческий разум не должен сторониться творчества. Тебе нужно только быть внимательным и иметь желание, чтобы самому стать творцом этого мира.

Ты им наверняка станешь, если будешь точно знать, что ты делаешь. Заложники своих пяти чувств (далекие от науки люди) и исследователи законов природы (ученые и философы) обладают тем же творческим потенциалом, что и люди, обладающие истинным знанием (мудрецы, святые, шаманы, сиддхи , чародеи — зови их как хочешь). Однако и они уверены, что их возможности ограничены рамками, которые они же сами и придумали. А раз так, то в конце концов эти рамки обрели реальные формы. В нашем духовном путешествии столько же героизма, сколько иронии: ты обретешь всю силу власти только тогда, когда сможешь направить ее на то, чтобы идти наперекор самому себе. Ты потенциальный узник, тюремщик и герой, который вызволит тебя из темницы, — все это в одном лице!

Интуитивно мы всегда это знали. В сказках всегда существует волшебная связь между героем и жертвой. Лягушка знает: она принцесса, которой нужно лишь одно чудесное прикосновение, чтобы она вновь обрела свой истинный вид. Во многих сказках жертва подвергается тяжким испытаниям, не может снять с себя злого заклятия и вынуждена ждать, пока волшебные силы придут к ней откуда-то извне. Лягушке нужен поцелуй, спящей принцессе требуется некто, способный разрушить заколдованную стену из колючих шипов, Золушку опекает добрая волшебница с ее волшебной палочкой. Волшебные сказки символизируют веру в чудеса, которая берет свое начало в древнейших глубинах эволюции человеческого сознания. Однако и в сказках чувствуется горькое сожаление о том, что хозяева всех этих чудес — не мы.

Эта дилемма — вечный источник разочарования для всех, кто пытается постичь единую реальность. Даже когда справедливость восстановлена и ты наконец понимаешь: это твой собственный ум является творцом всего, что ты видишь вокруг, обретенный тобою дух творчества может оказаться иллюзией. Но есть средство, способное нам помочь. За каждым ощущением стоит тот, кто ощущает, — кто отдает себе отчет во всем, что с ним происходит.

Когда я научусь сознательно занимать позицию наблюдателя, мне откроется точка покоя, вокруг которой вращается мир. Путь в эту точку покоя начинается здесь и сейчас. То, что мы называем жизненным опытом, приходит к нам одним из четырех путей — через чувство, мысль, действие или через непосредственное ощущение жизни. Случаются моменты, когда воспринимающий более открыт этим четырем аспектам, чем обычно. Когда это происходит, мы чувствуем, что что-то изменилось, что мир вокруг чем-то отличается от того, каким мы привыкли его видеть. Здесь я предлагаю тебе список этих неуловимых изменений, взятый из моего блокнота, который я держал при себе в течение нескольких недель.

Чувства

Ощущение необычайной легкости в теле.

Ощущение потока или течения в теле.

Ощущение, что все в полном порядке, что я в этом мире как дома.

Чувство мира и отдохновения.

Ощущение покоя, словно несущийся на большой скорости автомобиль вдруг тормозит и вскоре останавливается совсем.

Ощущение пребывания в каком-то уютном и безопасном месте.

Чувство, что я не тот, кем кажусь, что я долгое время играл роль, которая имеет мало общего с настоящим мной.

Ощущение, что за пределами небес и за гранью зеркала таится что-то неведомое.

Мысли

Я знаю больше, чем мне кажется.

Я хочу понять, что реально, а что нет.

Я хочу узнать, кто я такой на самом деле.

Мое сознание становится спокойнее; мне хочется прекратить суетиться и успокоиться.

Мои внутренние голоса стали гораздо тише и спокойнее. Мой внутренний диалог внезапно прекратился.

Действия

Внезапно я понимаю, что мои действия словно бы совершаются не мною.

Я чувствую, что моими действиями руководит какая-то высшая сила.

Кажется, мои действия раскрывают то, кто я такой на самом деле и зачем пришел в этот мир.

Я действую абсолютно прямо и искренне.

Я отказался от контроля над событиями, и то, что мне было нужно, само пришло ко мне.

Я прекратил бороться, и моя жизнь не расстроилась, а наоборот — наладилась.

Все мои действия — часть какого-то великого плана, который я с трудом понимаю, но который, несомненно, существует.

Ощущение жизни

Я чувствую, что обо мне заботятся.

Я понимаю, что жизнь имеет смысл и я в ней что-то значу.

Я сознаю, что случайные на первый взгляд события на самом деле не случайны, а причудливым образом связаны между собой.

Я вижу, что я неповторим и уникален.

Я вижу, что жизнь идет своим чередом и не нуждается в контроле с моей стороны.

Я чувствую, что постигаю природу вещей.

Я с удивлением осознаю, что жизнь — замечательная штука.

Этот список может показаться довольно кратким потому, что все в нем касается познания жизни. В него не вошло множество других мыслей, чувств и действий, сосредоточенных на внешней стороне жизни. Конечно, как всякий человек, я думал об очередной деловой встрече или спешил на нее, несся куда-то в автомобиле, радовался или огорчался, был растерян или уверен, сосредоточен или рассеян. Все это можно назвать содержимым нашего духовного багажа. Люди пихают туда порой всякую всячину. Но познание — это не чемодан и не вещи, которыми его можно набить.

Познание всегда таково, каково оно есть, — чистое, живое, чуткое и наполненное потенциальной энергией. Порой мы очень сильно ощущаем это чистое состояние и в такие минуты получаем очень ясные намеки — вроде тех, что я указал в своем списке, или им подобные. Все они выходят на поверхность вместо того, чтобы скрываться в глубинах нашего сознания. Некоторые из этих намеков осязаемы, они возникают в форме явственных ощущений нашего тела. Другие приходят на таком тонком уровне, что их трудно облечь в слова. Просто холодок пробегает по спине и появляется смутное предчувствие чего-то. Если тебе удастся уловить хотя бы один такой намек, в твоих руках окажется кончик нити, способной привести к чему-то необычайному, лежащему за пределами чувств, мыслей и действий. Если существует лишь одна реальность, все двери должны вести в одно и то же место, где законы Мироздания действуют открыто. Это место и есть познание.

Как же этому намеку удается пробиться через установленную эго защиту? Эго отчаянно защищает свое видение мира. Всем известно, сколь неверными и мимолетными могут казаться ощущения, когда они не соответствуют нашей системе верований. Англичанин сэр Кеннет Кларк, признанный специалист в области истории искусства, упоминает в своей автобиографии о прозрении, которое нашло на него в церкви, когда он вдруг совершенно ясно ощутил, что его заполняет некая всеобъемлющая сущность. Не успев ни о чем подумать, он почувствовал величественную реальность, которая источала свет, любовь и святость.

В тот момент у него появилась возможность выбора: погнаться за этой неведомой реальностью или вернуться к искусству. Он не колеблясь выбрал искусство. Ведь как бы ни было оно далеко от реальности, искусство было земною любовью Кларка. Одной бесконечности он предпочел другую. Вместо бесконечности незримой мудрости он выбрал бесконечность прекрасных предметов. (Однажды мне довелось увидеть одну остроумную карикатуру, на которой была изображена развилка дорог с двумя указателями. На одном указателе было написано «Бог», а на другом — «рассуждения о Боге». В случае с Кларком на первом знаке следовало бы написать «Бог», а на другом — «Изображения Бога».)

Подобный выбор стал уделом многих. Нужна идея, которая могла бы разрастись до таких размеров, чтобы вытеснить из твоего сознания уже известный тебе материальный мир. Нити твоего опыта должны сплестись в новое полотно, поскольку каждая отдельная нить слишком тонка и непрочна, чтобы оторвать тебя от той драмы повседневных радостей и страданий, которая так знакома и тем не менее так притягательна для каждого из нас.

Взгляни на мой список еще раз. Границы между категориями весьма условны. Между чувством безопасности и мыслью  о том, что я в безопасности, нет почти никакой разницы. От них легко перейти к действию , исходящему из предпосылки, что бояться нечего, и заканчивается все осознанием того факта, что, вне всяких сомнений, я пребываю в полной безопасности с самого рождения. С практической точки зрения, именно так и формируется абсолютно новая картина жизни. Взяв любой другой пункт списка, я с той же легкостью смогу построить все перекрестные связи. Сведя воедино мысль, чувство, действие и ощущение бытия, человек становится как бы более реальным. Я всеми силами стараюсь научиться этому. После чего остается только проверить, достаточно ли у новой реальности сил, чтобы заменить собою старую картину мироздания, которая уже стала мне мала.

Попробуй выкроить минутку и проделать следующее: выбери любой из вышеперечисленных пунктов, который тебе больше нравится, — например, чувство или мысль, которые периодически появляются у тебя, — и постарайся связать их с другими категориями. Допустим, ты выбрал фразу, относящуюся к ощущению жизни: «Я вижу, что я неповторим и уникален». Уникальность подразумевает, что во всем Мироздании не найдется ни одного человека, во всем подобного тебе. Какое чувство ты испытываешь, сознавая это? Возможно, это окажется ощущение силы и собственного достоинства или ты вдруг поймешь, что подобен цветку, форма, цвет и аромат которого не похожи ни на какие другие. Это чувство собственной значимости и гордости за то, что ты именно такой. Вслед за этим может прийти мысль: «Я не обязан подражать другим людям». Далее возникает желание говорить и действовать абсолютно искренне, чтобы показать миру, что ты знаешь, кто ты такой. Вот так из мимолетного ощущения рождается совершенно новая картина. Вот так ты найдешь путь к широкому пониманию жизни.

Последовав за едва мелькнувшим проблеском самосознания, ты с удивлением обнаружишь, что он тут же начнет обретать объем и краски, как если бы одна-единственная нить вдруг привела тебя к роскошному, замысловатому узорному ковру. Однако эта красивая метафора не объясняет, как можно изменить саму реальность. Чтобы постичь эту чистую мудрость, тебе придется воплотить ее в свою жизнь.

Когда подобное осознание себя столь сильно, что заставляет человека изменить всю свою жизнь, мы называем его прорывом, или прозрением. Это не просто какое-то новое волнующее озарение. Можно просто идти по улице и увидеть какого-то человека. Ваши взгляды пересекутся, и между вами внезапно возникнет связь. В ней нет ничего сексуального или эмоционального, она не похожа на любовь или на предчувствие, что этот человек может сыграть какую-то роль в твоей жизни. Напротив, ты неожиданно прозреваешь , понимая, что ты и этот незнакомец — одно и то же, а его ощущения сливаются с твоими. Не важно, назовешь ли ты это мыслью или чувством, — главное, что мир вдруг раскроется перед тобой — пусть даже на мгновение, — но ты выйдешь за рамки своего узкого восприятия, и это изменит все. Ты прикоснешься к иному измерению бытия. В сравнении с тесной каморкой своего эго , в которой ты упорно томил себя долгие годы, новая реальность окажется светлее и чище. У тебя появится ощущение, что ты вырвался из-под власти собственного тела.

А вот другой пример. Когда ты наблюдаешь за ребенком, который очень увлечен игрой, но в то же время совершенно беззаботен, ты не можешь отвести глаз от этого притягательного зрелища. Разве ты не ощущаешь невинности этого малыша едва ли не собственной кожей? Разве ты не чувствуешь — или не желаешь почувствовать — того же удовольствия от игры, какое испытывает он? Разве в этот момент тело ребенка не кажется тебе столь же хрупким и тонким, как пузырек воздуха на воде, но в то же время переполненным кипящей в нем жизнью — чем-то огромным, вечным и непобедимым?

Много веков назад в Индии была создана рукопись, которая называется «Шива-сутра », в ней приведен список прозрений, очень похожий на наш. Любое из этих прозрений представляет собой внезапный проблеск внутренней свободы, в котором некий подразумеваемый наблюдатель рассматривается без всякого вмешательства извне. Кто-то смотрит на красивую женщину — и вдруг видит перед собой саму красоту. Кто-то смотрит на небо — и неожиданно постигает лежащую за ним бесконечность.

Ни один другой человек, как бы ты ни любил его, не в силах постичь истинное значение твоих прозрений. Эта тайна принадлежит тебе одному. Она всегда с тобой. Она всегда в тебе.

Название литературного памятника «Шива-сутра» состоит из двух слов, где «Шива» означает Бог, а «сутра» — нить. Эта священная рукопись напоминает читателю о тех тончайших нитях, которые неизменно соединяют каждую душу с ее вечным источником.

«Шива-сутра» — в ее широком смысле — требует от человека следовать по пути его прозрений. В духе ведических традиций, каждый человек может избрать для себя четыре пути, которые берут свое начало в чувствах, мыслях, действиях и бытии. Каждый из этих путей называется йогой , что в  переводе с санскрита означает «союз», ибо целью этих путей является слияние с единой реальностью. Четыре йоги пронесли через века концепцию четырех путей, и каждый из нас может выбрать тот, который больше всего подходит его темпераменту, хотя на самом деле ты можешь избрать несколько из этих путей или все сразу:

Бхакти-йога ведет к единству через любовь к Богу.

Карма-йога — действие через отречение от всякого эгоизма.

Джнана-йога — через познание и созерцание.

Раджа-йога — через медитацию и самоотречение.

Буквальный перевод названия этого последнего пути означает «царский путь к единству». Причиной столь высокой оценки является вера индийцев в то, что сила медитации превосходит все остальные пути. Но этот четвертый путь также включает в себя все остальные: занимаясь медитацией, ты одновременно следуешь всем четырем путям, ибо таким образом можешь проникнуть в самую суть бытия. Именно к этому ведут нас любовь к Богу, самоотверженное действие и знания.

Не стоит слишком прочно связывать четыре пути с восточной традицией. Эти четыре йоги представляют собой природные источники, средства для достижения единства. Каждый человек способен чувствовать, поэтому каждый из нас способен встать на путь чувства. То же касается мысли, действия и бытия. Поэтому йога предполагает, что единство доступно каждому, — не важно, в какой момент жизни человек начнет свой путь к нему. Ведь на самом деле единство присутствует в каждом мгновении нашей жизни. Со мной не может случиться ничего, что находится за пределами единой реальности. В космическом плане нет ничего, что было бы лишним или случайным.

Давай посмотрим, что означает в нашей жизни каждый из этих путей:

Чувство указывает нам путь всякий раз, когда мы испытываем и выражаем любовь. На этом пути наши личные эмоции становятся всеобъемлющими. Любовь к себе и своим близким перерастает в любовь к человечеству. В наивысшем своем проявлении любовь обретает такое могущество, что нам открывается Лик Бога. Жаждущее сердце обретает беспредельный покой в слиянии с сердцем Вселенной.

Мысль указывает путь тогда, когда наше сознание становится менее суетным и любопытным. Следуя этому пути, ты постепенно останавливаешь внутренний диалог, дабы обрести покой и ясность. Именно ясность требуется нашему уму, чтобы мы не расточали свое внимание по мелочам. Размышление может превратиться в знание, которое есть не что иное, как мудрость. Обладая ясностью, наш ум сможет в любой проблеме увидеть возможность решения. По мере расширения твоих познаний личные вопросы и треволнения угасают. Единственное, что продолжает нас интересовать, — это тайна бытия. Теперь ответ на ваши вопросы может дать только Создатель. Наивысшего единства на этом пути мы достигнем тогда, когда наши мысли сольются с мыслями Бога.

Действие указывает нам путь через смирение. На этом пути твое эго постепенно ослабляет контроль над происходящим. Эгоистичные желания и стремления перестают управлять нашими действиями. Поначалу мы неизбежно будем действовать в своих интересах, поскольку, даже стремясь к полному отказу от эгоизма, мы стремимся к личному удовлетворению. Однако со временем действие отделяется от эго.  Его причиной и побудительным мотивом становится сила, находящаяся вне вас. На санскрите эта вселенская сила называется дхармой. Суть пути действия сводится к изречению «Карма открывает врата дхармы». Другими словами, личная заинтересованность в своих действиях уступает место полному бескорыстию, если мы будем исполнять волю Бога. Высшей самореализации на этом пути можно достичь, если наше смирение будет столь велико, что всеми нашими действиями станет управлять Бог.

Бытие указывает путь везде, где мы развиваем не эго , а свое высшее «Я». Вначале значение «я» отождествляется с отдельными чертами нашей истинной личности. «Я» аккумулирует в себе все то, что происходит с нами начиная с момента рождения. Эта поверхностная форма личности — не более чем иллюзия, маска, скрывающая истинное великое «Я», которое есть у каждого из нас. Истинная личность дает чистое и простое ощущение себя, которое лучше всего можно выразить в словах «Я есмь». Все, что живет и дышит на земле, обладает одним и тем же «Я есмь», и наивысшая самореализация наступает, когда наше личное бытие обнимает собой всю Вселенную и самого Бога. Единство — это состояние, в котором ничто не остается за рамками вашего «Я есмь».

На Западе принято считать, что йога — это путь отречения от мирских благ, следуя которому человек вынужден отказаться от своей семьи и от всего, чем он владеет. Действительно, в Индии на каждом шагу можно встретить бродячих йогов с чашами для подаяния. Но внешние атрибуты еще не означают подлинного самоотречения, ибо оно происходит внутри, независимо от того, сколь великим или малым количеством благ мы владеем. Именно твоя душа должна сказать себе: «Я все начинаю сначала». Это означает, что ты отрекаешься от прежнего образа жизни, а не от своего имущества.

Если царящие в мире насилие и разобщенность надрывают нам душу, то остается лишь все начать сначала. Глядя в зеркало, старайся увидеть не отражение, а его источник. Вселенная, как и любое зеркало, ни хороша и ни плоха — она показывает то, что в ней отражается, не осуждая и не искажая. Если ты сумел поверить в это, значит, ты уже сделал свой первый шаг к самоотречению. Ты отрекаешься от веры в то, что мир управляет тобою. И теперь, чтобы достигнуть единства, ты должен воплотить его в жизнь.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!