Изучаемые на уроке произведения:



Н.А. Римский-Корсаков Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» (вступ ление ко II действию,

музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», характеризующий образ «белки»

музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», характеризующий образ «33 богатыря»

музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», характеризующий образ «царевны Лебедь»

На доске написано:

Что за прелесть эти сказки!

 

Содержание урока:

У:дети заходят, садятся, учитель зачитывает отрывок из стихотворения:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет налево, песнь заводит,
Направо, сказку говорит…

У: Как вы думаете ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Д: О сказках…

У: Но ведь мы на уроке музыки?! Давайте вместе подумаем, как же нам объединить эти два понятия в одну тему? Как назовем сегодняшний урок?

Д: Что за прелесть эти сказки

Учитель: Молодцы

Учитель: Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А.С. Пушкину рассказывала сказки его няня. Эту любовь к русским народным сказкам Пушкин пронес через всю свою жизнь. Он мастерски пользовался искусством слова для изображения своих сказочных персонажей, умея передать самобытный дух русской сказки.

К сказочной тематике обращались и художники (показать картинки из книги (книгу я, к счастью, нашла)на сказочную тему)

Рисуя сказку, они пользуются своим « художественным» языком. С помощью чего художник рисует сказку?

Д: Кисти, краски

У: А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку?

Д:с помощью средств музыкальной выразительности

У: Правильно! Давайте с вами вспомними какие средства муз. выразительности бывают

Д : Мелодия, гармония, темп, ритм, динамика тембр, регистр.

Учитель: Молодцы! А теперь попробуйте угадать, о какой сказке идет речь?

Три девицы под окном,
Пряли поздно, вечерком…

Д: «Сказка о Царе Салтане» А.С. Пушкин

У:Ребята, а вы помните, как мы знакомилимсь с творчеством Римского-Корсакова?Помните ли вы, что композитор был профессиональным морским офицером, образы моря – отнюдь не редкость в его музыке. Римский-Корсаков, будучи еще совсем молодым, участвовал в настоящем морском походе. вот эту любовь к морю пронес через всю жизнь. Море – это его любовь, его интерес. Тема моря встречается во многих его произведениях, таких операх как  «Садко», «Шехерезада» в том числе и «Сказка о царе Салтане».Кто напомнит мне, что же такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором сюжет «рассказывается» при помощи певцов-актеров, хора, симфонического оркестра.

У: Очень хорошо. Оперу «Сказка о царе Салтане» можно отнести к жанру «Опера сказка».Давайте в вами послушаем вступление ко 2 действию. Скажите мне после прослушивания, какой образ у вас возник? Какие срадства муз. выразительности использует автор? Какой характер музыки? Настроение?

Д: настроение напряжённое, лад минорный, темп медленный, динамика приглушённая, чувство безысходности

У: Правильно, ребята. А помните ли вы, что в этой сказки есть и три чуда? Вспомните какие?

Д: Белка, 33 богатыря и Царевна Лебедь

У: Послушайте, как Пушкин описал нам белку:

…Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница, какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупы золотые!...

Тридцать три богатыря:

…Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря!

И царевну лебедь:

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу - звезда горит!

(показываю картинки из книги- там всё три чудо красочно нарисованы)

Посмотрели, почитали, мысленно представили…. А теперь послушайте, и постарайтесь угадать, какому чуду принадлежит данная музыкальная зарисовка.

(Включается музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», характеризующий образ «царевны Лебедь», затем «Белки», затем «33 богатыря»

Угадываем музыку.

Обобщение:

С чем знакомились, что слушали, что такое «опера», «опера – сказка», какие средства муз.выразительности повторили.

Вокально-хоровая работа:

1. Распевка: Ух! Ух! Ух! Ух!.

2. Продолжаем разучивать песню «Ты слышишь, море» (слова А.Зацепина)

Проговариваю слова и исполняю вместе с детьми мелодию со словами, показывая звуковысотность мелодии. (1 куплет и припев )

Работаю над артикуляцией, интонацией, выразительным исполнением песни.

Завершение занятия: понравилось ли произведение, подведение итогов.

 

Самоанализ

                            Выполнила : Романова Надежда

                                          Класс: 4

                                       Дата: 2.12.2010г.

                           Что получилось и почему:

 - Мне кажется, я смогла создать благоприятную атмосферу для проведения урока, так как сразу вошла в эмоциональный контакт с детьми;

- Я хорошо объяснила, как выражается выразительность и изобразительность в музыке, мы послушали фрагменты оперы Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане» (вступ ление ко II действию, «три чуда»). Сначала внимание некоторых детей было немного рассеяно, но я смогла их вовлечь в процесс прослушивание музыки, так как в начале предупредила, что буду задавать вопросы и спрашивать только ту колонку, которая будет слушать внимательнее;

- При распевке и разучивании песни «Ты слышишь, море»», я тщательно следила за посадкой детей, чтобы они не клали ногу на ногу и держали спины ровно. Мы разучили второй куплет песни. Меня порадовало, что мы смогли не просто механически разучить слова, а спеть их эмоционально и обратить внимание на динамические оттенки произведения, его темп и настроение.

                        Что не получилось и почему:

- Во время проведения урока я поняла, что удерживать их внимание очень трудно. Для этого мне нужно постоянно задавать вопросы, с помощью которых дети будут сами вовлечены в процесс урока;

- Была немного рассеяна, поэтому трудно было поддерживать дисциплину.

                                         Вывод:

В целом, урок прошёл успешно. Дети усвоили изученный материал, остались довольны проведённым уроком, эмоционально отозвались на мини-викторину.

 

                     

                           План-конспект урока музыки.

                Выполнила: Романова Надежда Михайловна.

         ТЕМА УРОКА для 4 класса гимназии № 227 на 9.12.2010г.:

 «Воздействие традиций песенного фольклора на профессиональное композиторское творчество (на примере хоровых сцен из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»)».

Цель – Показать влияние традиций песенного фольклора на профессиональное композиторское творчество на примере сравнения хоровых сцен из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту - мосточку» и « Девицы, красавицы».

Задачи урока:

- актуализировать знания по темам «Жанр оперы», «Музыкальный фольклор»;

- кратко познакомить с сюжетом оперы П. И. Чайковского « Евгений Онегин»;

- рассказать о влиянии традиций народной музыки на творчество П.. Чайковского;

- познакомить с двумя хорами из оперы П. И. Чайковского « Евгений Онегин»: «Уж как по мосту - мосточку» и « Девицы, красавицы»;

- сравнить характер двух хоров из оперы П. И. Чайковского « Евгений Онегин»;

- ввести понятие «обработка русских народных песен»;

- работать над вокально-хоровыми навыками

Тип фрагмента: Комбинированный;

Методы обучения:

-Беседа;

-размышления;

- зрительная и слуховая наглядность;

Изучаемые на уроке произведения:

Два хора из первого действия оперы П. И. Чайковского « Евгений Онегин»: «Уж как по мосту - мосточку» и « Девицы, красавицы».

Оборудование на уроке: проигрыватель, фортепиано, доска.

На доске выписано:

П. И. Чайковский, « Евгений Онегин».

«Уж как по мосту - мосточку», « Девицы, красавицы».

«Кабы не было зимы», « Новогодняя хороводная».

Содержание урока.

Начинаю с проверки домашнего задания.

У.: Сегодня мы с вами поговорим о знаменитой опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (1877 — 1878). Она была написана по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина. Какие произведения П. И. Чайковского вы изучали до этого?

Д.: « Детский альбом»…

У.: А сегодня мы поговорим об опере. Что такое опера?

Д.: Опера - жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение.

У.: С самого детства П. И. Чайковский знакомился с народным музыкальным творчеством, с различными народными песнями и хорами. Он горячо любил родную природу и русскую песню. Чайковского также очень интересовали быт, нравы разных народов и, конечно, их музыкальный фольклор. В его библиотеке сохранились многочисленные труды из этой области. Поэтому естественно, что народное творчество проникло в его музыку.

Использование этих хоров придает опере историческую достоверность – в то время, о котором идет речь в опере, крестьяне действительно пели такие песни и хоры. И во многом поэтому и роман, и затем оперу стали называть «энциклопедией русской жизни…».

Народное творчество – очень разнообразно. Учебники на стр. 19. Какие были песни и хоры (плясовые, трудовые, солдатские, колыбельные, шуточные…..)

У.: Сейчас мы послушаем хор крестьян « Уж как по мосту - мосточку». Они пришли сказать барыням, что закончили жатву, и повеселить их. Какое настроение вызовет эта песня у вас? К какому жанру мы отнесем эту хоровую песню? Какие средства?

Слушание хора « Уж как по мосту - мосточку».

Обсуждение:

 Жанр – к плясовой, шуточной – упругий ритм, оживленный темп, повторы, мажорный лад….

Какое настроение передала эта песня вам?

Д.: Шутливое, радостное, веселое…

У.: Представьте: уединенный уголок сада при усадьбе Лариных. Дворовые девушки собирают ягоды. Звучит их хор « Девицы, красавицы». Он обрамляет главную сцену этой картины - свидание Татьяны и Онегина, их объяснение. Сейчас мы послушаем эту музыку. Подумайте, чем она будет отличаться от хора « Уж как по мосту - мосточку». Определите жанр и средства…

Слушание хора девушек «Девицы, красавицы».

Д.: Жанр: хороводная. О средствах выразительности…

У.: Светлый идиллический характер музыки хора . Песня девушек звучит лукаво и в то же время простодушно.

 Во время сбора ягод крепостных девушек заставляли петь и с определенной практической целью – чтобы рот был занят песней, а не поеданием господского урожая клубники

На сей раз, Чайковский не стремился придать звучанию сугубо крестьянских очертаний. Эта народная мелодия – в сопровождении симфонического оркестра. Композиторы очень часто собирали подлинные народные мелодии и сочиняли для них профессиональное сопровождение. Это и есть – обработка народной песни!

Народное творчество всегда было неисчерпаемым источником вдохновения для всех русских композиторов. Именно поэтому они русские.

Обобщение:

С чем знакомились? Что такое опера? Какие фрагменты слушали? На каких традициях П.И. Чайковский основывался? Что такое музыкальный фольклор? В каких жанрах написаны услышанные сегодня хоры? Что такое обработка русских народных песен?

Вокально-хоровая работа:

1. Распевка: Ух! Ух! Ух! Ух!.

2. Продолжаем разучивать песню «Ты слышишь, море» (слова А.Зацепина)

Проговариваю слова и исполняю вместе с детьми мелодию со словами, показывая звуковысотность мелодии. (2 куплет и припев )

Работаю над артикуляцией, интонацией, выразительным исполнением песни.

Завершение занятия: понравилось ли произведение, подведение итогов.

                                           Самоанализ

                             Выполнила : Романова Надежда

                                              Класс: 4

                                       Дата: 9.12.2010г.

                           Что получилось и почему:

 - Мне кажется, я смогла создать благоприятную атмосферу для проведения урока, так как сразу вошла в эмоциональный контакт с детьми;

- Я хорошо повторила вместе с детьми понятия «жанр опера», «музыкальный фольклор» мы послушали два хора из оперы П. И. Чайковского « Евгений Онегин»: «Уж как по мосту - мосточку» и « Девицы, красавицы». Сначала внимание некоторых детей было немного рассеяно, но я смогла их вовлечь в процесс прослушивание музыки, так как в начале предупредила, что буду задавать вопросы и спрашивать только ту колонку, которая будет слушать внимательнее;

- Подробно рассказала о влиянии традиций народной музыки на творчество П.. Чайковского;

- При распевке и разучивании песни «Ты слышишь, море», я тщательно следила за посадкой детей, чтобы они не клали ногу на ногу и держали спины ровно. Мы разучили второй куплет песни, соединили его с первым. Меня порадовало, что мы смогли не просто механически разучить слова, а спеть их эмоционально и обратить внимание на динамические оттенки произведения, его темп и настроение.

                              Что не получилось и почему:

- Во время проведения урока я поняла, что удерживать их внимание очень трудно. Для этого мне нужно постоянно задавать вопросы, с помощью которых дети будут сами вовлечены в процесс урока;

- плохо объяснила, что такое «обработка русских народных песен»

- Плохо распланировала время урока, поэтому не оспели доучить второй уплет песни «Ты слышишь, море»

                                            Вывод:

В целом, урок прошёл успешно. Дети усвоили изученный материал, остались довольны проведённым уроком. К минусу можно отнести моё невнимательное отношение ко времени урока.

 

План-конспект урока музыки.

                         Выполнила: Романова Надежда.

         ТЕМА УРОКА для 4 класса гимназии № 227 г. на 23.12.2010 г.:

«Приют, сияньем музы одетый…» ( на примере Романса «Венецианская ночь» М.И. Глинки, романса «Я помню чудное мгновенье» )

Цель: познакомить учащихся с романсами на стихи Пушкина

Задачи:

-актуализировать знания по темам «Романс. Дуэт. Женские и мужские голоса, средства музыкальной выразительности»

- приобщить учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина

- познакомить учащихся с традициями домашнего музицирования того времени

-продолжить развивать вокально-хоровые навыки

Тип фрагмента: Комбинированный, обобщающий

Методы обучения:

-Беседа;

-размышления;

- зрительная и слуховая наглядность;

Изучаемые на уроке произведения: Романс «Венецианская ночь» М.И. Глинки на слова Пушкина, романс «Я помню чудное мгновенье»

На доске написано:

Романсы на стихи Пушкина

«Венецианская ночь» М.И. Глинка

«Я помню чудное мгновенье»

Содержание урока:

Здравствуйте ребята, тема нашего сегодняшнего урока – «Приют, сияньем музы одетый…»Он посвящён романсам. В нескольких верстах от Михайловского было имение местных помещиков Осиповых-Вульф. Владелица поместья Прасковья Александровна Осипова жила с детьми и племянниками в просторном уютном доме. Сюда часто по вечерам приезжал Александр Сергеевич Пушкин.

Приду под липовые своды,
На скат Тригорского холма…

В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса… Центром этих собраний был А. Пушкин. Он устраивался на диванчике в углу и готовился слушать музыку. На подобных вечерах звучали фортепианные ансамбли Гайдна и Моцарта, музыка Россини. Сочинения итальянского композитора очень нравились А. Пушкину. Кто-то снимал со стены гитару, начиная ее настраивать, кто-то садился к роялю, перебирая лежащие на нем ноты, находил что-то интересное и предлагал гитаристу: «Споем романс…» Таким было домашнее музицирование того времени. Давайте с вами повторим что такое «романс»

Д:романс— вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.

У: Хорошо.Во времена Пушкина был очень популярен романс на стихи поэта И. Козлова «Ночь весенняя дышала». Эти стихи в уютном сельском имении распевали на итальянскую мелодию. На эти же стихи М. Глинка написал романс «Венецианская ночь».

Давайте послушаем с вами этот романс. После прослушивания ответьте мне, пожалуйста, на вопросы – какое настроение передаёт музыка? Что вы представили? Кто поёт этот романс? Какой инструмент сопровождает? Какие музыкально-выразительные средства использует композитор?

(слушают)

Д. Настороение лирическое, светлое. Представили тёплую венецеанскую ночь. Поёт жещина, сопровождает гитара. Мажорный лад, медленный темп, приглушённая динамика.

У: хорошо. А вы знаете, что этот романс очень любила петь Анна Керн, возлюбленная Пушкина? Вы знаете, какое стихотворение посвятил он ей?

Д: Нет

У: «Я помню чудное мгновение». У Глинки есть одноимённый романс. Давайте послушаем его. Как вы думаете, как относился Пушкин к Анне Керн, если написал такие стихи? Какое настроение передаёт музыка? Кто поёт этот романс? Какой инструмент сопровождает? Какие музыкально-выразительные средства использует композитор?

(слушают)

Д: настроение также светлое, лирическое, романс передаёт настроение стихотворения, мажорный лад, умеренный темп. Поёт мужчина, сопровождает фортепиано.

У: Молодцы. На этой лиричной ноте мы заканчиваем знакомиться с творчеством Пушкина, связанным с музыкой. Все это время с нами были стихи поэта и замечательная музыка, написанная на его стихотворения.

Наше путешествие хочется завершить словами современного поэта Д. Самойлова:

Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.

 

Обобщение: С чем знакомились, что повторяли, какую музыку слушали, впечатления.

 

Вокально-хоровая работа:

1. Распевка: Ух! Ух! Ух! Ух!.

2. Продолжаем разучивать песню «Ты слышишь, море» (слова А.Зацепина)

Проговариваю слова и исполняю вместе с детьми мелодию со словами, показывая звуковысотность мелодии. (2 куплет и припев )

Работаю над артикуляцией, интонацией, выразительным исполнением песни.

Завершение занятия: понравилось ли произведение, подведение итогов.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!