Русская культурфилософия



Данилевский Николай Яковлевич – социолог. Работа «Россия и Европа: отношение славянского мира к романо-германскому» 1869 г. Концепция обособленных локальных культурно-историч. типов (цивилизаций), кот. проходят стадии: рождения, расцвета, упадка и гибели. Его теория – первый вариант широкораспр. последствий в западной философии и т.д.

Он называет 13 культурно-историч. типов. 10 в хронологич. порядке, они наиболее полно исчерпали воз-ти своего развития. Европейская, египетская и т.д. Особое место в концепции: мексиканская и перуанская культура, кот. погибли насильственным путем и не успели завершить своего развития. Опред. явл-ся славянский тип, он д. стать полным четырехосновным культурно-истор. типом. (КИТ)

Среди всех культур несколько подтипов: уединённый(китайская) и преемственный(европейская, еврейская) – от одного культ. типа к другим как подпитка или удобрение почвы, но не влияние, не элемент, кот. окажет большое влияние. Каждый КИТ самобытен, поглощён своей внутр. эволюцией, он проходит от этнограф. сост. к госуд., потом к цивилизации. Цивилизация не передается от одного КИТа к другому.

В качестве основания для типологии КИТов – он берет направление деятельности человека. В соотв. с 4-мя разрядами деят-ти чел: религиозная, культурная, политическая, обещств.- экономичная. Отсюда след. КИТы: первичные, одноосновные, двухосновные, четырехосновные.

Первичные – не проявили себя ярко ни в одной из разрядов соц-культ. деятельности (иранская, индийская, египетская, китайская и т.д.)

Одноосновные КИТы – проявили себя ярко в одном из разрядов су-культ. деят-ти чел. (еврейская – первая монотеистич. религия, ставшая основой христианства, греческая – воплощала в классическом искусстве и философии достижения человечества, римская – политики-правовая дея-ть.

Двухосновная культура: европейская – политико-культурный тип(основ. основа творч. дея-ть европ. народов, была создана парламентерская правовая система, колониальная система, развитие науки и искусства; в эконом. отношения преуспели в меньшей степени, они не отражала идеала справедливости)

 

Трехосновная отсутствует.

Четырехосновные (принципиально гипотетические, не сущ-ет их, но могут сущ-ть в будущем). Сможет реализовать все 4 ценности истинную веру, собств. культуру, совершенный обществ. экономич. условия, справедл. политику). Таким станет славянская культура, если не соблазнится западной культурой.

Суть законом развития культуры истор. типов: соединение нект. племен, кот. близки друг другу по фонетич. основам языка, политич. независимость, выработка каждый КИТом только ему присущих черт, кот. не передаются по наследству и никем не воспринимаются, разноообразие элементов, составляющих опред. культурно-историч. тип, развитие любого Кита от этнограф сост-я через государственное к цивилизации. Проскакивать стадии КИТ не может.

Прогресс не связан с определенным КИТом, эта характеристика этапа восходящего развития любой цивилизации. Другой этап развития цивилизации (необходимый) – ее упадок, это вещи неизбежная, кот. приводит к разложения КИТа, исчезновения его.

КИТ нельзя заимствовать у другого народа.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!