Общее понятие К. Культура. Цивилизация. Природа. Личность.



Билет 1.

Культурология - самая молодая из гуманитарных наук. Оформилась во второй половине 20 в. Сравнивали со лженаукой. Культурологическая тематика присутствует во многих гуманит. трудах. Милюков Вернадский – основопол. Аверенцев Лотман Фонвизин Хализев -продолжатели.

На западе К. имела больше шансов к глубокому развитию. До сих пор не отраб. тема, специфика, предм., объект-субъект.

Наука ли это?

Культурология: История к. и теори к. Это позволяет называть К.- наука о наиболее общих закономерностях культуры. Изучает не отдел культурн явления, а универсальные свойства, приущ всем культурам, не зависимо от специф.

К. как теоретич наука многое обобщает, абстрагирует и намечает лишь общие тенденции, закономерности. Разные теоретич ракурсы рассмотрения проблемы. Но теория не всегда совпадает с практикой. К. - гумантарная наука. Всё гуманит отчасти культурология.

Специфика к.

1. осмысливает к. в целом. От бытового уклада до концепции мира и человека, интегрируя знания др наук.

2. К.- качественно своеобразный феномен, система - богаче чем сумма элементов ее составл.

3. Ей подсилу выявить наиболее общ культурология законы. Применимы ко всем уровням культуры: к отдел представит. к-ры и человечества в целом.

Объект исследования - культура

Предмет - частные её проявления: специфика, функция...

Винер: всякая наука настолько н - насколько в ней математики.

Но критерий-формулировка проблемы, закономерности доказательности... У к. это есть.

Смежные науки:

1. Философия. много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

2. Социология. «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии.

3. Политология. Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом — все это дает (или в идеале должна давать) политология.

4. Психология. изучение внутр мира человека. Психологич модели поведения. Реакции челов. Тестовые методики. Повед человека в экстрим ситуациях. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями.

5. Этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

6. История. Развитие феноменов культуры со времен древних.

7. Эстетика и литературоведение. Многие культурологич модели сформированы, их осмысление.

Естественно-научн.:

1. Археология. Интерпретация древних обществ. Древний образ культур.

2. Биология.

3. Зоопсихология

4. Антропология. Образ человека

5. Математика. специч дисциплина. Психология м. – модель реакций на окружающую действительность

Все это нужно обобщить. Задача К.- выявление закономерностей присущих культуре (качественно новое образование из всех этих сфер).

Билет 2.

Общее понятие К. Культура. Цивилизация. Природа. Личность.

К. - от лат. возделывать, обрабатывать, почитать. до 600 опред культур.

Воспитание, образование, уважение в культуре. Цивилизация и К. синонимы.

В философии вопрос что такое К? О. Шпенглер разделил понятия культура и цивил. К - дух сторона человеч бытия. Ц - технологическая материальная сост челов жизни. Это в основе совр. интерпретации К, и Ц, Традиция соврем разводит понятия. Категории их тесно соплетены, взаимозавис. Но отраж разные стороны отнош челов к действительности. С эпохи первобытности человек задается мыслью как стать чеовеком, с тех пор как он выделился из природы, но продолжает оставаться ее частью. Появляется оппозиция Ч. и природа (до этого не было)Сознание направлено само на себя. Человек осознает грань между я и не я. Человек слабый и беззащитный перед лицом природы. У рода человек нет собств биологич ниши. он был обязан создать её сам-но. занимается этим до сих пор. попытка защититься чел. от окруж мира. Генеральная враждебность - 2 способа выживания: Цивил и Культура.

Ц. – способ выживания при помощи активного измен этого мира. Создание орудий труда...охоты..прируч животных...огонь...радикальный скачок изменил принципиально мир. В мире появились новые сущности. Физич предм и явл меняли свой смысл. Обретали его. П. палка и палка-копалка. Создание специфич мира предметов. Удовлетв потребности. Человек подгибает мир под себя. Физич комфорт человека.

К. собственно - противоположн способ выжив. Приспособл и приобретение душевного и психологич комфорта. Приобретает свое знач там где бессильна цивилизация (кто защитит от смерти, стыда, низкой самооценки). Необходимо изменить себя, чтобы это пережить. К. - ментальное измен человека, его мышление. обретение челов внутр устойчивости. Она порождает новые сущности идеальный хар-ра, что проявляется в мотивации поведения. Человек преодолевает страх смерти, идет и совершает героич. поступок. Человек делает это сознательно в рамках концепции идеи.

У человека коллективн ценности – они помогают Ч. преодолев страх перед активной реальностью, обретать относит устойчивый душевн комфорт. Мысль осознания того, что он живет не зря. Вера в оптимизм физич страданий.

Есть вещи от кот. Ц. и К. защитит не могут. Это конфликт между Ц. и К. связан с категорией природы.

В контексте эволюции К. и Ц. эволюц-ли по-разному. Прогресс – синоним эволюции по-разн. выст. отношения К и Ц. Прогресс Ц. – восход. послед-ть, где кажд. нов. явление лучше предыдущего – новая ценность обесценив. старую. Многие явления заменили др. на старой основе. Происх. поглощение. Прогресс в области К. имеет иной характер. его смысл в накоплении ценностей, расшир. их круга и сферы влияния. Ценности Ц. в опр. услов. станов. цен-и К, могут продлев. свою жизнь как последние (откр. костер). Ч., раздавленный Ц. стремится к природе, откр. костру, жители деревни стремятся к городским благам. Ч. стремится сделать свою жизнь счастливее.

Челов. К. основана на 2х материях.: природа и цивилизация. Противопоставл. Сумма явлений нерукотворн и созданных челов. Соотношение К. и Ц. отраж. на К, ее св-ва, формир. опред. материал. ценностей. Ц – защита Ч. от природы. Подавление природы, изменение. Цель Ц заставить П служить человеку. специфич вечная борьба. историч соотн меняется в пользу цивилизации. До опред. времени эта тенденция не порожд. культуролог. проблем, т.к. Ч оставался долго включенным в природу. Не было отторжениея чел от своей первоосновы. ничего катастрофического. культурн гармония. Достижения Ц не грозили П. Но чем дальше, тем больше Ч теснит природу. 2ая природа приобретает все больше знач для жизни человека. каково ценностное соотнош природы и цивилизации. Возникает проблема цив и прир на культурологич уровне. Что лучше, важнее природа или физич комфорт? впервые в Европе в 18 веке. Эпоха просвещ и романтизма.

Во Франции втор пол 18. противост защитники природы (Ж Ж Руссо) осмыслил отрицат рез-ты Цивил.Концепция не испорченного цивил человека... цивилиз Дидро, Де Ламбер,, Дефо

Эпоха романтизма подхватила и расширила проблематику. Цыганы Поэма Пушкина...Лермонтов. Поиск спасения в природе.

Цивил увелич комфорт, но уменьш дух баланс.

Ответы в пользу цивилизации – она необходима. Но любовь к природе должна быть.

Рубеж 19-20 веков. Научно-технич прогресс. строит водоканалов...обострение конфликта между субъектом и природой. Цивилиз уж слишком напирает. БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – призыв второй пол. 20 в.:

1. Технич силы прир стали превыш возм. природы, цивил. - экологич катастрофа(ее нельзя предотвратить или предсказать: Чернобыль, Япония)

Значение ЦИВИЛ. она внутр противоречива. Недостатки - порождение её достоинств. Человек утомлен не физич, а псих. Ч не м. снять это давление. Но П медицина. спид. искусств поддерж жизни. К учит вариантам выживания. Культур делает человека счастливым.

Эволюция. Ц и К функционируют по-разному. Прогресс (Эволюция) выстраевает по-разному отнош.

Прогр ц. - восходящ последоват. Каждое новое явл лучше предыдущего.

Новые ценности обесценивают старые.

Прогр в обл к имеет иной хар. Его смысл не в замене старых ценностей на новые. а их накопление и расширение круга их влияния. Шостакович не отменяет Моцарта... Ценности цивилизации могут быть ценностими культуры. П. открытый огонь костров. Взаимостремление. Каждый стремится сделать свою жизнь счастливее.

Билет № 3. Субъект К - её носитель. Это творец. активн элемент реальности. И носитель и творец. Творцом может выступать отдел взятая личность,(философ, писатель). Но чаще Субъект К - образ социума, общества в целом!. Нет общепринятого варианта. Для одних культурологов в центре – общество, дл др субъект – личность. Личность и её усилия делают ценности, она творец. Важна индив-ть, кот. ставит вопрос о смысле жизни, сущность смерти, пытается организовать над этим некую систему ценностей. Нет человека, кот идеально воспроизводит нормы. Проблема ценностей и необходимостей в этом мире. решается каждым отд. взятым индивидом самостоятельно. Этот субъктивная активность чел. - из неё выраст культура.

Нельзя полностью абстрагироваться от общества. Право на свое мнение Ч. сохраняет – это необходимо.(Воля. Свобода выбора.) Свобода индив. рефлексии.

1. Человек -сущ-во принципиально общественное. Становление Ч. невозможно вне группы себе подобных.

2. Какова роль Ч. в становлении индивидуума культурного? Процесс становления Ч – процесс индивид. с соц. компонентом. Это практика активного становления в культуре. Все решается индив-но, нет опред. норм. Культур-й образ – индив. решение, социум не влияет.

3. Есть много такого в науке, где есть традиции, где Ч. сам должен решить проблемы, можно наблюдать в различ. доктринах. Пример: концепция К И. Канта. Его этич, эстетич, гноселог. категории: чистый разум, носят ярко выраж-й ассоц-й хар-р.

2.Масса теорий в науке. Социал ценности не ведущ. Противоп. Человек один на один с миром. В филос доктринах. Филос концепция. Иммануил Кант!!!: этич и эстетич гносеолог.: чистый и практич разум. категорич императив. Ярко выраз асоциал характер. Я и мир. Шоппенгаур Ницше Камю. Они решают проблемы в контексте личности. Есть только активный субъект в культуре.(До этого была практика)

3.История повыш личность, инд-ть как субъект К.

Мы узнаем о ценностях, пытаемся реализовать их. Не все разделяют общие ценности. Чтобы почувствовать себя в социуме индивид реализует культ. модели в любое удобное ему время. Ч. реализует многие культ. образцы по культ. практике в завис. от места (университет, дом, друзья)

Это теория, практика объекта в К. Мы обязаны общаться с обществом, другими людьми, несм. на то, что там др. ценности. Это диалоги культур.

 

Лекция 2.

История культурологической мысли.

4 этапа.

1. Доклассический. Представл Эпохи античности и средневек.

2. Классический. Возрожд и Новое время. Пер пол 19 в.

3. Неклассический. кон 19 - пер пол 20 в.

4. Пост Неклассический. Втор пол 20-нач 21.

Античность.

В эпоху др Греции Культура - влияние человека на природу, сов-сть навыков умений. результат деятельности чел-ка. Видоизменение природы. Воспитание. Возделывание земли. культ: поклонение и почитании. Образованность, просвещение – ПАЙДЕЙЯ - категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания. Процесс становл гражданина в полисе. Уникал система образования. Антропоцентризм. Очень важно воспитание. Осн ценности. специфич тип культуры. гениалогич тип культуры. Совершенство духа и тела. Красота. Физич совершенство. честь. Достоинство.Слава. Все это наследуется!!! Пайдейя - глубокий филос комплекс. Агонистич (примиримый) тип культуры. Активная филосовств личность.

Эллинизм.

Разрушение идеалов греч Пайдейи. Город оказался поглощен империей. Человеку нужна атараксия - невозмутимость духа не смотря ни на что. Иррационал образы, основ на вере и самосозерцании. Изменился дух тип человека.

Др. римляны. Терминологич близкий к нашему. Цицерон. Тускуланские беседы. 45 г. до н.э. Культура анимэ. culture animal. Душа - возделывание поля. Хлеб - реальная ценность культуры. Дух возделывание - достойный человек. Антиномная пара: природа и человек. в античности и рождался образ культуры.

Софисты!!!! впервые заявили... рассудительность мудрость. 5-пер пол 4 в до н.э. Противопост природы - постоян элемента и челов закону, изменчивому. Они насилуют чел вопреки природе. культура менее значима природы. философия киников. Культура отчуждает чел от природы. Антисфен и Диоген Финопские. Возврат к природе. естеств состояние. Независимость внутр мира.

Софисты - первые критики культур в рамках европ философии. поворот культуры от внешнего к внутр миру человека. ресурсы человеческого духа. Космос. Мировой разум. Гл задача философии заключается в этике. Знание лишь средство для приобрет мудрости. А жить нужно сообразно природе.

конец4 нач 3 века. ЭПИКУРЕИЗМ. филос интересуется судьбой человека в мире. где человек может найти успокоение. бестрашие. невозмутимость самосознания, а не познание природы самой по себе. Культур кретич мотивы.

Культурологич мысль.

Ярк черта средневековья – христианская направленность. Недолюбливали античность. Монотеизм духовн и самоанализ. Идеал аскетизма. Согласно аскетизму, человеческий мир представлялся воплощением греха и зла. Обязанностью верующего человека было постепенное освобождение от земных оков, чтобы подготовиться к переходу в лучший, загробный, мир. Для этого церковь рекомендовала посты, покаяние, умерщвление плоти. Наивысшим подвигом считался полный уход от мира в монастырь. Книжн знание схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Мир и человек имеют свои основания о боге. Перерастают в концепцию постоянного творения, воления. Люди не понимют природы действий Бога и осознать результат. Но христианский бог сообщ миру смысл значения свое активности. Божеств символика-человек вчитывается в письмена бога. = Огромное хранилище символов.мир. но его познать может не каждый. Специфические руководства восприятия символов, реальности. Библия – особая роль. Книжный характер Христианской культуры. Книжна ученость, начитанность. Хар-ен для раннего средн.Королинское возрождение. Посзже становится недоступно. В КВ первые универы школы...

Наряду с чтением слова Божего оказыв необход вчит в писан отцов церкви. Читабельность, символ. Принципиал читаемость. Нельзя упрекать за темноту, нерациональность. Средн. Созн не было ориентиров на выявл причин вещей, объективн явлений. Презрение к бесплодному труду. Поиски духовности и душевности. Сохранение равновесия мд челов и богом. Способ преобщ к божеств – ВЕРА. Предпочтение вере перед знанием в средневек.

К. В средн. – способности возделывания с верой. Иначе выгл и сам человек.

Бердяев: Христ освободило человека от власти космической бесконечности.

А так то природа космос заменяется богом. Изменился характер качественности, но не объем. Преодоленность. Замена на теологическую. Человек – творение божие. Зависит от него. Методологич знач христ установок – противоречиво.

Христ: зависимость от бога - предел исслед и понимания человека. Человек – подчин элемент, когнит и герменевтич. Закрытость бога.

Измерение человека – высокая шкала. Не бездух космос, а сам бог, как высш справедл и высш добродетель. Человек уверен он создан по образу и по подобию божьему. Человек способен приблизиться богу и уподобиться ему. Но практич невозможно. Душа принцип была ориентирована на бога. Душа принадл ему. Свобода выбора себя. Двойственность полож челов не радовала и не успокаивала.

Легов: Чувство неуверенности – влияло на умы и души. Неувер материал и дух. Неувер в буд жизни, блаженства не было обещано, не гарантированность.

Страх побеждал. Преобладал над надеждой. Крайний фатализм, завис челов и прир от бога. Спасение от этой растерянности – вера, осн на любви и надежде. Отс. ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ. Человек смог осознать свою индивидуальность. Счастье в познании бога. Достигать недостижимое.

К – не воспитание меры, гармонии, порядка. А постоянное дух совершенств личности, культивир непознав, бездонности личности. Человек-бог-культура. Принцип неисчерпаемые. Поиск мог бы быть вечным. Челов разум сбился бы с пути если бы не Церковь. Осозн важности. Необход наставления. Спец филос традиция. Теология культуры. Уточн опред Христ Культура с историч созн.

Провиденциализмом – теологич понимание культуры. Предопределение, провидение. Проявл воли бога относит судьбы человек и этого мира. План божеств спасения человека этого мира. Августин Баженный 5 в до н э эсхатологич развит челов. Учение о конце света. Принцип эмоц и духовной приверж человека к богу. Мир противоречив, воля –интеллект, любовь-знание и вера....бог любит человека. Грехопадение и искупление этого греха. Сделать необход. Тк. У чел вечная душа – свобода или вечное терзание. Тело свое, душа свое развит. Но это предопред богом. Но он не отриц идею свободу человека. Но в рамках божеств предопределенности – свобода выбора человека и мир порядок вещей и культура. Грех предусм богом. Глуб страд и вел радость – все предопределено.

Фома Аквинского:Человек-частица миропорядка, устан богом. Ценность – насколько он соответств этому миропорядку. Большее знач свобода выбора человека. Душа –субстанционал форма челов тела, личность. Л душа и дух разумны сами по себе. Они способны принимать реш сам-но. Душа и дух близки к богу. Право выбора и свободы. Личность – самое благородное.

Предпос возрожд. Где личность пост рядом с богом.

Возрождение. Капиталистич.отнош. соц полит роль города и бурж классов. Абсолютистские монархии. глуб соц конфликты. Религ войны. Эпоха возр ант культуры. Титаны мысли и духа. Эпоха эклектична. Капитал. И мыслители.

Соц истор предпос – становл бурж индивидуализма. Субъективн начало. Чел – дух индивид. осознает себя так. Новый тип личности. Уверенный в себе. Энергичн, предприимчив, не лишенный эгоизма и хищничества, властный, сам-но мысл, волевой человек. Не терпит преград, привык преодолевать проблемы. Его занимают земные проблемы, на потусторонние нет ни времени ни сил. Тякучие натуры. Вокруг них поле дух и делового напряж. Право мыслить свободно. Личность привыкла договариваться с богом. У нее досуг, церковь спонсировала свободу. Вкус к комфорту и земным благам. Красивые вещи. Планка эстетич ценностей поднимается вверх.

Личность весьма противоречива. Масса врагов и завистников. Инст активного продв культуры – нож, яд. Человек предельно целеустремлен, небезгрешен. Человек беспощаден. Принципиально-прагматичн критерии поступков. Абсолютный эгоизм. Если не здесь и не сейчас, то уже никогда. Человек ничего не боится, хотя он не атеист. Нет морал авторитетов.минимизация роли морал регул в социал общении. Атомизации общества – группы атом. Соц пространство –поле индивид воль.

Анизотропное поле индив воль. Разные векторы и ценности в обществе. Идентифик личности по от к др индивидам и в связи с ними. Бытие – совокупность множества отнош с др людьми. Мировоззренч. – не свойство и не субстрат вещи, а отнош вещей составл из сушность. МИР – отношение вещей. Практика культуры.

Пока бог безграничен как и космос. Природа и бог взаимозаменяемы. 15-17в пришла очередь природы. Но природа божественно одухотворенная. Филос постиж к. С нравств-этич концепц. Стоицизм возрожд античн представл. Неоплатонизм. Интерес к внутр миру человека. Душа и тело.

К Возрожд знаменует поворот духовн в ист созн Европы. Гуманизм. Убеждение в достоинствах человека. Несчерпаемость его физич и нравственного богатства. Творч возможности приближ его к богу. Не в контексте веры, а в конт рационализма.. Человек верит сознательно. Освобождение от сильнейшего влияния церкви. Постиж сам-но.

Верил как сильный и мощный ум. Предполагал что может встать с богом на равных. Хход истории в Новое время. Собств разум и воля – путь к совершенству, не искупление и благодать.

Пикаделло Мирандоло 15 в.

Антропоцентризм. Человек в центре космоса. Судья мудрости, величия, красоты мироздания.. чел -4 мир. Подлунный поднеб небесн. Ум и душа человека – наиб великое. Человек – кузнец собст счастья. Человек может превратиться в божет сущ-во или опус до сост животного. Человек-творец культуры. Новое поним культуры. Принцип челов мир, плод челов усилий – челов мир. Границы: усилия только человека.

Кон 17 нем Самуэля Пуфендорфа: культура – результат деятельности общест значимого человека. К. Противост челов деятельности. Противопоставл природному или естеств. Качественно иной человек. Не под природой и не под богом. А рядом.

Элитарный характер данной культуры. Образ данной культуры – не были близки широк кругу людей. Но подготовили к новому качеств скачку сознания – к просвещению.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!