Хосе Ортего – и - Гассет.



Считал, что к-ра явл-ся тем направлением, кот. человек придаёт развитию своих жизненных загадок.

К-ра как жизненная активность, кот подчиняется двум императивам: требованию жить и требованию быть нравственным.

Жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной.

Св. концепцию он называет рациовитализм.

К-ра не должна находиться в конфронтации с жизнью.

К-ра – спонтанность, отсутствие прагматич. направленности.

К-ра, будучи личным достоянием чел., осозн-ся им как спонтанная, внутренняя потребность.

Только живая к-ра способна сдержать экспансию массовой к-ры.

Кризис Совр. к-ры видит в восстании масс – омассовление к-ры, унификация всех сторон обществ. жизни, включ. духовную.

Масса – средний, заурядный человек.

Характ-е черты массы – высший диктат – сила, агрессивность, аморализм, отсутствие духовности, внутренней потребности к-ры.

К причинам обособления относит демократизацию и успех науки, кот. обеспечены доступностью соц. и мат. благ, обеспеч. высок. Ур-нь потребления в Совр. общ-ве, а т.ж. рост народонаселения.

Появл-е массового человека породило потребительский тип к-ры.

Только живая к-ра, будучи частью индивидуального бытия чел., способна спасти гибнущую фаустовскую цивилизацию и сдержать экспансию массовой к-ры.

 

Альберт Швейцер.

Немецко – французский мыслитель, кот. предлагает концепцию сострадательной культуры. его мировоззрение склад-ся под влиянием Шопенгауэра. Эгоизм+Злобность+Сострадатьльность (добавлена Ш.) Благодаря Состр. обосновывает содружество.

«Тот, кто здоров и благополучен, должен посветить собственную жизнь облегчению чужих страданий».

Гуманизм Ш. распростр-ся на всю вселенную, в рамках кот. человеч. отн-я лишь особый, частный случай.

«К-ра и этика».

Характ. совр-ю западн. к-ру как к-ру, в кот. гуманизм заменём принципом тихнич-й целесообразности и материальной эффективности.

Гуманизм обязан быть коллективным.

В центре учения Ш. – идея спасения гибнущей к-ры.

Спасти Совр. к-ру должно спасти этич-е обновление человеч-ва, особзание того, что моральный, а не технич-й прогресс должен стать целью духовного развития.

К-ра становится духовной только тогда, когда индивид соизмер. св. желания с мат. и дух. благами всего общ-ва.

В целях спасения к-ры выдв. треб-е преклонения, благоговения перед жизнью, разработка норм универсальной человеч-й этики.

 

Главн. задачей человека обязано стать сознание того, что необходимо сохранять и совершенствовать всякую жизнь.

 

Всё это – проявление и продолжение свободы выбора.

 

Делит к-ры на этические и неэтические.

Последние, как антигуманные, не могут претендовать на то, чтобы считаться к-рами.

 

Сер. 20го века – эпоха расцвета постнеклассической философии.

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!