В начале XVII века в Западной Европе и особенно в Италии
Стали записывать ноты большой длительности белыми знаками, а маленькой – чёрными.
В мензуральном письме были высота и длительность, но не было тактов и обозначения темпа. Сильная доля отмечалась прикосновением дирижёра к пульту – ТАКТИРОВАНИЕ*****. В XVI веке появились тактовые чёрточки, квадратные ноты округлились, определился дольный размер, стало развиваться нотопечатание.
Это был переход к современной системе нотной записи.
*Кондакар – от греч. κονδακτον – короткая песня в честь святого.
**от славян. Киноварь – красная краска.
***Кириллица – одна из первых славянских азбук.
****от лат. mensura – мера.
*****от лат. tactus – прикосновение.
ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ
XVII – XVIII столетия отмечены в истории огромным интересом широких масс населения к музыкальной культуре. Но музыкальная грамота была перегружена теоретическими сведениями. Чтобы упростить её для любительского образования, ввели цифровую систему записи нот.
Цифра в этой системе означала ступень звукоряда, а не высоту звука. Латинская буква в начале цифрового ряда обозначала высоту 1 ступени (тональность). Большая буква значила мажорный лад, маленькая – минорный; нули – паузы, чёрточки и точки – длительности.
Для разных инструментов были разные формы записи: ТАБУЛАТУРА* – запись цифрами, буквами и мензурами. Например, лютневая табулатура имела 5 – 6 линий по количеству струн лютни; органная табулатура была чисто буквенной, а горизонтальные линии соответствовали количеству голосов произведения; клавирная табулатура имела две линии – для правой и левой руки. Появился цифрованный бас – запись аккомпанемента для органа и клавесина. Его ещё называли генеральный (главный), или беспрерывный бас (Basso continuo). Цифры, выписанные под нижним голосом, давали исполнителю простор для творческой фантазии. Например, В.А.Моцарт в партитуре «Реквиема» записал партии виолончели, контрабаса и органа на одном нотном стане, обозначив цифрами интервалы для каждого инструмента. В результате получались аккорды, основа гармонии произведения.
|
|
Цифрованный бас был не только удобной формой записи, но и методом искусства импровизации, которое расцвело в XVII – XVIII веках. И только в XIX столетии он утратил своё значение и почти не употреблялся. В этот период уже сложилась современная система нотной записи.
*Табула (от лат. tabula) – доска, таблица.
♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!