Jewish Education Committee, 1946. 59 страница
свою очередь, тоже будет воспринимать такое от ношение к себе как естественное и подождет, пока машина проедет. Американский же пешеход посту пит совершенно иначе.
Проблемы трансформации культуры | 123 |
Такие ситуации — маленькие, но значимые при меры того более уважительного отношения, которое проявляет американец к любому человеку. Они по казывают, что нежелание воспитателей вмешиваться
деятельность ребенка, уже отмеченное нами выше, является выражением целостного, основополагающе го принципа отношения между людьми; того самого отношения, которое так разнится в Соединенных Штатах и в Германии. Очевидно, что это различие тесно связано с американским идеалом демократии, с лежащей в основе всего идеей о том, что каждый человек обладает одним и тем же набором прав, независимо от того, беден он или богат, президент ли он или обычный гражданин. И то же самое от сутствие требования покорности, свойственное отно шениям между взрослым и ребенком, характеризует
|
|
|
|
взаимодействие американского работодателя и слу жащего, профессора и студента. В качестве иллюст рации я мог бы описать ситуацию некоего немецко го служащего, работающего в одном из немецких консульств в Соединенных Штатах на небольшой должности. После войны он вернулся в Германию и занял аналогичный по статусу пост в правительст венной структуре. Его коллеги часто обращали его внимание на то, что он ведет себя «не должным образом» по отношению к вышестоящим лицам. И несмотря на всю его старательность, такие промахи, свидетельствующие о «невежливости», случались снова и снова. И в конечном счете он вернулся в Соединенные Штаты на свою прежнюю работу, за явив следующее: «Здесь, как и в Германии, мы под чиняемся правилам, и все же, несмотря на все огра ничения, мы не чувствуем себя столь неполноценны ми». (Нелишне заметить, что эта история произошла в догитлеровский период.)
|
|
|
|
Если немецкий ребенок в автобусе сидит, то при появлении взрослого он должен уступить свое мес то— таково правило; от современных американских детей никто ничего подобного не ожидает. И такая
124 Проблемы трансформации культуры
ситуация — тоже всего лишь одно из множества проявлений этого отличительного основополагающего принципа межличностных отношений. Немцы, даже в очень короткий промежуток времени между монар хией и фашизмом, испытывали на себе сильное влия ние этих традиционных отношений властного и под чиняющегося; в Америке ничего подобного никогда не было. Демократическая идея о равенстве прав настоль ко прижилась в Соединенных Штатах, что иногда кажется, что людям приписывают еще и равенство возможностей и способностей, а любой неуспех рас сматривают как свидетельство моральной неполноцен ности. Имея в виду тот же самый базовый принцип, можно объяснить и идеал независимости и самостоя тельности каждой личности. Американские подростки стремятся как можно раньше обрести независимость гораздо сильнее своих сверстников в Германии. И это мы можем рассматривать как одну из причин, по которой состоятельные американские отцы семейств тратят гигантские суммы на благотворительность. Щедрость такого масштаба немыслима в Германии, где отцы стараются любым способом сохранить свое со стояние для подрастающих детей.
ОЧЕВИДНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Особенности образования и социальной жизни в целом, описанные мною выше, вполне согласуются друг с другом; по крайней мере, мы не наблюдаем очень уж явных противоречий. Однако было бы ошибкой не остановиться на нескольких тенденци ях, как в области образования, так и в социальной сфере, которые явно вступают в конфликт друг с другом. Несмотря на демократическую идею о ра венстве людей, провозглашенную в американской конституции в качестве одного из основополагаю щих принципов, едва ли существует еще хоть одна нация, столь же сильно, как американцы, заинтере-
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!