Jewish Education Committee, 1946. 52 страница
Проблемы трансформации культуры | 109 |
лом давит на ребенка, имеет гораздо большее значе ние, чем любая частная методика обучения или от дельный воспитательный эпизод.
Можно возразить, однако, что такие общие по нятия, как «свобода», «власть» и «социальная ат мосфера», слишком расплывчаты и неуловимы, что бы к ним можно было апеллировать при построении реально работающих четких концепций. И тем не менее, мы вынуждены принимать в расчет тот факт, что эти абстрактные термины не только повсеместно используются при описании образовательных систем, но и, по сути своей, являются наиболее важными динамическими характеристиками любой социально-психологической ситуации. До некоторой степени «человеческая природа» универсальна, и определен ные социальные характеристики весьма схожи во всех капиталистических государствах, принадлежащих к так называемой «западной культуре».
|
|
|
|
НАБЛЮДАЕМЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Пространство свободного движения
Если мы пытаемся подойти к описанию ситуации
терминах ее динамики (иными словами, если наш подход делает возможным выдвижение некоторых предположений относительно развития и исхода со бытий), нам необходимо рассматривать ситуацию как целостную совокупность возможных событий или дей ствий. Каждое изменение в социальной позиции, та кое, например, как переход в следующий класс, зна комство с новыми друзьями или болезнь кого-то из членов семьи, означает, что какие-то определенные вещи, люди или виды деятельности становятся доступ ными или, наоборот, перестают быть таковыми. И в этом случае мы можем говорить о пространстве сво бодного движения и его границах. Под движениямимы понимаем не только физическое передвижения тела
|
|
|
|
Проблемы трансформации культуры
пространстве, но также (и прежде всего) и «дви жения» социальные и ментальные. Эти три типа дви жений значительно разнятся между собой, и в то же время все они безусловно признаются в психологии и социологии как реальные события.
Пространство свободного движения личности или социальной группы может быть представлено как то пологическая область, окруженная другими областя ми, которые для этой личности или группы недоступ ны. Существует два основных фактора, препятствую щих доступу в эти области. Первый из них — это недостаток способности, например, недостаточноевладение каким-либо навыком или недостаточное ин теллектуальное развитие. Второй фактор — это соци альный запрет либо любого рода табу, являющиесядинамическим «барьером» между человеком и его целью. Ребенок вполне может достать со стола ябло ко, но мать может запретить ему сделать это.
Если же мы анализируем ситуацию обучения, то степень свободного движения является наиболее важ ной, фундаментальной ее характеристикой. В учебном заведении, например, свободное движение личности ограничено гораздо больше, чем в семье. И если мы говорим, что все прогрессивные направления в обра зовании за последние двадцать пять лет делали осо бый акцент на идее свободы, мы имеем в виду глав ным образом два момента: во-первых, признание того, что у ребенка существуют и воля, и его собственные потребности, и во-вторых, тенденцию к снижению количества ограничений. Подобный подход увеличи вает пространство свободного движения ребенка.
Достаточно сложно сравнить актуальное простран ство свободного движения среднего ребенка в Со единенных Штатах и в догитлеровской Германии. Так, например, оказывается малопродуктивным сравнение базовых требований, предъявляемых к учителям, по скольку одни и те же слова могут иметь совершенно различное значение в разных странах; кроме того, разрыв между эталоном, на который ориентируется
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!