Jewish Education Committee, 1946. 39 страница
Но как сделать это демократическим образом, как учить демократии без влияния, без того, чтобы гово рить людям, что делать? Или — в более широком плане — как оказывать на людей влияние, не прибе гая к уловкам или обману? Необходимость развивать демократию и свободы человека и в то же время оказывать на людей влияние в этом направлении Ле вин называл «парадоксом демократии». Его ответ на этот «парадокс» был следующим: «Чтобы побудить
|
|
Курт Левин: жизнь и судьба | 79 |
демократическим переменам, в течение определен ного периода времени должна быть создана ситуация, которую лидер достаточно контролирует, чтобы ис ключить нежелательные влияния и в необходимой степени управлять ситуацией. Цель демократического лидера в этот переходный период та же, что и любо го хорошего учителя, а именно, сделать себя ненуж ным, чтобы быть замененным лидерами из самой груп пы» (1948, с. 39). Как известно, сам Левин, послед ним детищем которого был Исследовательский центр групповой динамики, не успел этого сделать.
|
|
•ПОСТРОЕНИЕ ЛУЧШЕГО МИРА»
Тема конфликта и сопряженная с ней проблемати ка была одной из ключевых для научного творчества Курта Левина на протяжении всей его жизни. Левину всегда была свойственна «проблемно-ориентирован ность», он не способен был замыкаться внутри границ какой-то одной области или специализации.
|
|
Левин был первым психологом, исследовавшим конфликт. Это относится и к его описаниям конфлик та в теории поля, и к его изучению проблем интер персональных отношений в американский период его деятельности, и к его работам более широкого ха рактера, обобщенным в предлагаемой читателю кни ге «Разрешение социальных конфликтов». В свое вре мя эта книга считалась первой научной работой по проблеме психологии конфликтов не только в пси хологической науке, но и в конфликтологии.
|
|
Содержание этой книги, однако, не ограничено собственно конфликтной проблематикой. Она вклю чает в себя, как это следует из подзаголовка, из бранные работы Курта Левина в области групповой динамики, которые относятся к широкому кругу со циальных и психологических проблем — культуро логического, этнического, социально-психологического и собственно психологического характера. Однако эта
80 Курт Левин: жизнь и судьба
книга была издана уже после смерти Левина силами его коллег и близких, поэтому ее название не при надлежит ему самому. Точнее, возможно, было бы говорить о социальных проблемах и их разрешении.
Напомним некоторые исходные представления Левина, связанные с конфликтами.
Как известно, конфликт является одной из базис ных категорий в психодинамических концепциях че ловека. Наибольшее внимание к описанию личностных конфликтов проявляли сторонники психоанализа, ко торый исходит из того, что они являются следствием, результатом действия внутренних процессов самой психики. С их точки зрения конфликт является фак тически постоянным элементом душевной жизни че ловека, изначальным в силу противоречивости самой природы человека. Конфликт в психоаналитической традиции — это интрапсихический феномен, который может быть понят и объяснен только в рамках зако нов самой внутренней психической жизни человека.
Левин с его выходом за пределы сугубо интрапси-хической интерпретации в жизненное пространство индивида, естественно, не мог принять эту доминиро вавшую в те времена точку зрения. Левин выводит конфликты человека из анализа проблем, возникающих
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!