Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 28 страница




 

174


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

движений. То же следует сказать и о деятельности задерживающих аппа­ ратов; толчком для их деятельности могут служить и рефлексы, и созна­ тельный акт воли, в чем нетрудно убедиться каждому, кто даст себе труд наблюдать за своими собственными движениями.

 

Из сказанного следует, что оба открытия, при всей своей важности для науки, не дают никакого права отвергать произвольные движения, дру­ гими словами, отвергать самодеятельность души как источника действий.

 

Наконец, материализм указывает на животных как на доказательство, что нет ни основания, ни возможности, ни надобности, предполагать в че­ ловеке особое психическое начало и психическую самодеятельность.

 

Приравнение человека к животным стало в наше время одною из лю­ бимейших тем. Она повторяется на всевозможные лады и вошла, так ска­ зать, в плоть и кровь взглядов и убеждений значительнейшего большин­ ства современного образованного общества. Все так ею проникнуты, что мы теперь едва уже сознаем, чем, собственно, разнится человек от осталь­ ного мира. Между тем именно сравнение человека с животным есть довод не в пользу, а скорее против материалистических воззрений.

 

Прежде думали, что человека отличает от остальной внешней приро­ ды дар слова; но этот признак нельзя считать характеристическим для че­ ловеческого рода, потому что мы не знаем, ведут ли животные между со­ бою разговор или нет. Многие данные не оставляют никакого сомнения в том, что животные, особливо одной породы, понимают друг друга и умеют взаимно сообщать не одни половые влечения, но и разные доступные им ощущения и впечатления. Значит, у них, по-видимому, есть свой язык, нам непонятный, как наш непонятен им, и, следовательно, в этом отношении, человек мог бы отличаться от животных только большим совершенством, большим развитием своих способностей.

 

Говорили также, что человек мыслит, а животные не мыслят. Но выра­ жение «мыслить» слишком неопределенно и неточно. Если под мышлени­ ем разумеет соображение, то тысячи наблюдений доказывают, что живот­ ные тоже мыслят. Их соображения часто поражают соею сложностью и тонкостью. Стало быть, и в этом отношении, за человеком остается только преимущество большей степени развитости. Впрочем, кому не приходило

 

в голову, глядя на иного извозчика и его лошадь, на иного пастуха и его собаку, что животное бывает иногда умнее и способнее человека.

Специфического различия человеческой породы от животных искали также и в других признаках, например, в способности человека жить семь­ ей и обществом, в развитии в нем чувства, в уменьи приспособлять внеш­ нюю природу к своим нуждам и потребностям; но ближайшее знакомство

 

нравами и привычками животных показало, что этими же свойствами, качествами и способностями одарены и различные породы животных, так что вся разница состоит опять только в формах выражения и в большей или


 

175


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

меньшей степени развития, причем, как сказано, нередко преимущество остается на стороне животных, а не человека.

Единственное, чем человек действительно, коренным образом, отли­ чается от всего остального мира, — это способность его выражать во внеш­ них предметах психические свои состояния и движения, передавать в об­ разах и знаках совершающиеся в нем психические явления, неподлежащие внешним чувствам. Ни одно, даже самое развитое и совершенное животное не может изваять статую, нарисовать картину, начертать план или фасад, положить звуки на ноты, написать письмо или книгу. В этого рода деятель­ ность человека не находит даже подражателей между животными.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!