Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 30 страница



 

нем психических фактов, он не был бы в состоянии выражать их в образе или условном знаке, они вовсе бы для него не существовали и он не имел бы об них ни малейшего понятия. Что психические факты выражаются в обра­ зах и условных знаках, показывает, во-вторых, что психические явления имеют в нашей душе действительное существование и свою точную опре­ деленность и объективность. Без этого нельзя было бы говорить о более или менее точном и совершенном выражении их во внешнем образе или знаке и был бы невозможен спор о том, соответствует или не соответствует образ или знак тому или другому психическому факту, или какое настоя­ щее значение этих образов и знаков. Сравнивая между собою художествен­ ные или литературные произведения, мы отдаем предпочтение одним пе­ ред другими, потому что одни глубже, лучше, точнее, чем другие передают психическую действительность, которую изображают; должна же эта дей­ ствительность иметь свою, точно обозначенную, определенную и очерчен­ ную форму, свою объективность; иначе как бы мы могли сравнивать между собою ее изображения и поверять, схожи ли они с оригиналом и в какой мере?

 

Мы рассмотрели теперь все основания материализма и видели, что ни один из них не может быть принят положительным знанием, потому что они выведены не согласно с правилами индуктивного метода, на авторитет которого материалисты обыкновенно ссылаются. Но этого мало: самое доставление задачи и исходная точка материализма крайне сбивчивы и шат­ ки. Материализм отрицает свободную волю, находя, что она несовместима с законом необходимости; но не странно ли, что он ссылается при этом на


 

177


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

естественные законы и науки физической природы, тогда как необходи­ мость естественных явлений как нельзя лучше уживается рядом с психи­ ческою свободою воли и между тою и другою нет собственно никакого про­ тиворечия? Мысль, что душа есть особого рода самодеятельный организм, должна вызвать возражения со стороны и идеалистов, и реалистов — этих последних представителей средневекового дуализма. Первым такой взгляд покажется слишком материальным, потому что он сближает душу с внеш­ ней природой; им душа все еще представляется чем-то неопределенным, неуловимым, не подлежащим никаким законам, чем-то состоящим в ка­ ких-то, тоже очень неопределенных, отношениях к телу и остальной при­ роде. Но если душа и психическая жизнь действительно таковы, то как могут они быть предметом научного исследования? Между тем идеалисты, очень непоследовательно, строят о таких неопределенных предметах це­ лые теории, которым силятся присвоить научное значение. С другой сто­ роны, реалисты, страстно и односторонне отрицающие туманные учения идеализма, вероятно, очень подозрительно взглянут на признание души за самостоятельный, самодеятельный источник явлений особого рода; в по­ добном воззрении им, без сомнения, будут мерещиться отжившие тезисы идеализма. И те и другие, судя о взгляде по готовым шаблонам и крепко дер­ жась за свои учения в виду противника, одинаково недружелюбно встретят всякую попытку развязать узел, завязанный давным-давно, при совершенно ином состоянии наук и остающийся до сих пор нераспутанным только благо­ даря бесчисленным старым и новым недоразумениям и предрассудкам. Одна­ ко когда-нибудь, рано или поздно, а придется его распутывать. С вопросом

 

психической жизни тесно связаны самые близкие, самые дорогие нрав­ ственные интересы человеческого рода. Идеалисты и реалисты, отворачи­ ваясь от положительных, несомненных фактов, не подходящих под их воз­ зрения, оказываются равно несостоятельными вывести психологию на прямой путь; но и те и другие, с различных точек зрения, предъявляют тре­ бования, которые вытекают из самого существа дела и не могут быть без­ наказанно пренебрежены или отвергнуты. Вся задача состоит теперь в том, чтоб понять эти требования и дать им место в науке. Мы это и стараемся сделать, выставляя гипотезу, что душа есть живой организм. Такая гипоте­ за, как мы думаем, разрешает все споры и недоумения; только она одна в состоянии придать явлениям психической жизни значение положитель­ ных данных, доступных научному исследованию. Постараемся объяснить нашу мысль.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!