Глава IX. Общие знакономерности развития отношения к природе 28 страница



Однако, в отдельных случаях, животные могут выступать в качестве субъектов совместной деятельности в самом строгом понимании этого термина: брать на себя инициативу, принимать нестандартные решения в критических ситуациях и т.д. Немалый материал по этому вопросу накоплен любителями собак, лошадей, знатоками природы. Именно рассказы о подобном поведении животных составляют «самую соль» общения таких «фанатов» между собой. Л.Н.Толстой, немало в своей жизни имевший дело с лошадьми, в романе «Анна Каренина» описывает особенно «одаренную» лошадь Вронского Фру-Фру. Перед скачками жокей предупреждает Вронского, что он не должен ни удерживать лошадь, ни понуждать ее брать препятствия: «Давайте ей выбирать, как она хочет». Во время скачек Вронский решает обогнать одного из находящихся впереди него соперников, но этот последний никак не освобождает для него дорожку. Едва только Вронский задумывает обогнать его с внешней стороны, как Фру-Фру меняет ногу и начинает обходить именно так, как нужно. Наверное, каждый из нас может вспомнить подобные случаи поведения каких-то животных при их взаимодействии с человеком.

Именно при контактах человека с природными объектами — носителями полезной функции — наиболее отчетливо проявляется двойственность отношения к ним: в одних ситуациях это субъектно-этическое отношение, в других — тот же человек к тому же живому существу демонстрирует своими поступками объектно-прагматический тип отношения. В этом случае можно говорить о невысоком уровне такого параметра субъективного отношения, как принципиальность.

Итак, влияние характера цели деятельности, направленной на объект природы, на развитие субъектно-этического или объектно-прагматического отношения может быть классифицировано следующим образом:

1. Использование непосредственно самого природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.

Примеры: нутрии на шкуру, капуста в пищу, лес на древесину и т.д. В этом случае формируется только объектно-прагматический тип отношения.

2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект продолжает свое существование.

Примеры: курица для откладывания яиц, яблоня для получения яблок, корова для получения молока и т.д. Доминирует объектно-прагматический тип отношения, но возможны и элементы субъектно-этического.

3. Использование какой-либо поведенческой функции природного объекта.

Примеры: кот-крысолов, верблюд-носильщик и т.д. Объектно-прагматическое отношение в процессе взаимодействия может трансформироваться в субъектно-этическое.

4. Использование природных объектов в качестве источника какой-либо информации. Если природные объекты при этом прекращают свое существование или подвергаются деструктивному воздействию (лабораторные опыты), то формируется объектно-прагматическое отношение к ним. Если же информация извлекается путем наблюдения и процесс их естественного существования при этом не подвергается деструктивному вмешательству, то наиболее вероятно развитие субъектно-этического типа отношения.

Примеры: кино- и фотосъемка в природе, фенологические наблюдения, этологические исследования и т.д.

5. Забота о благополучии самих природных объектов.

Примеры: содержание аквариумных рыбок или комнатных растений, изготовление и развешивание искусственных гнездовий и кормушек, охрана животных в заповеднике и т.д. В этом случае, как правило, формируется субъектно-этическое отношение.

Однако в ситуациях, когда мотив натуралистической деятельности побуждает, прежде всего, к достижению каких-либо профессиональных успехов, обусловливающих социальное и признание, повышение статуса, природные объекты могут использоваться лишь как средство, и тогда к ним складывается объектно-прагматическое отношение. Например, при выведении «чистых линий» пород аквариумных рыбок аквариумист «выбраковывает», т.е. уничтожает, тех мальков, которые не вполне соответствуют стандарту и т.д.

Анализируя мотивы природоохранных поступков людей, В.Борейко (1997в) выделяет десять мотиваций, не связанных собственно с уровнем развития их субъективного отношения к природе. «При отсутствии непосредственного интереса к природе у таких людей на первый план выступают совершенно другие мотивы, в основном связанные с личностным «Я» (с. 58). К таким мотивам отнесены: 1) мемориальное поведение («поступок будет служить доброй памяти о них»); 2) материальная выгода; 3) потребность соответствовать социальному окружению; 4) потребность быть полезным обществу; 5) потребность в удовольствии (от пребывания в походе, в экспедиции и т.п.); 6) потребность в уважении, высоком статусе, престижном деле; 7) желание не обострять, не ухудшать отношения с кем-либо; 8) потребность в самоутверждении; 9) потребность в общении, ощущении «чувства локтя»; 10) потребность освободиться от чувства вины, желание «замолить грехи».

Для развития субъектно-этического типа отношения к природным объектам необходимо, чтобы характер вектора «мотив—цель» в качестве условия достижения цели деятельности задавал процесс взаимодействия, общения с этими объектами. На возможность общения человека с природными объектами обращает внимание М.С.Каган, который подчеркивает, что «животное... может стать партнером человека в процессе общения. Более удивительно, однако, что в такой же роли выступает подчас и растение, и море, горы, облака» (1988, с. 225).

Характерно, что к комнатной собаке развивается субъектно-этическое отношение, а к сторожевой во дворе на цепи — скорее всего, объектно-прагматическое. Ведь целью взаимодействия с комнатной собакой является собственно общение, а со сторожевой — получение определенной пользы: охраны имущества. Интересно, что профессиональные дрессировщики цирковых собак часто заводят себе еще и специальную собаку «для души», которую ничему не обучают, а только возят ее повсюду с собой на гастроли в качестве «компаньона» для общения.

О возможности изменения типа субъективного отношения к домашним животным с объектно-прагматического на субъектно-этический именно в процессе общения с ними ярко свидетельствует, например, отрывок из сочинения, написанного студенткой психологического факультета после прослушанного курса зоопсихологии и сравнительной психологии: «... я (как человек сельский) имела довольно-таки одностороннее отношение к животным: это, в первую очередь, «охранник» дома (собака), поедатель мышей (кот) и, конечно же, пища (куры, утки, корова и т.д.). Оказавшись здесь, в Москве, я столкнулась с тем, что к животному можно относиться как к ребенку. Хозяйка, у которой я снимаю квартиру, живет только своей Викой – это старый пудель, действительно очень напоминающий ребенка. Сначала я долго привыкала к собаке в доме на правах равноправного члена. Даже сопротивлялась: раздражение от запахов, шерсти. Сейчас хозяйка в санатории, и я с Викой одна. Бедная, как она тоскует. Наверное, не каждый человек может проявлять такую привязанность. Дело в том, что в ней мало чего осталось от “собачьего”. Так где же правда, я вас спрашиваю, что же лучше? Как говорил Жеглов: “Вор должен сидеть в тюрьме”, т.е. собака должна оставаться собакой, или как?» Последние вопросительные интонации свидетельствуют о мировоззренческих сомнениях автора, о процессе постепенного преодоления доминирующего ранее четко выраженного объектно-прагматического отношения к животным под влиянием новых представлений, полученных как в процессе близкого взаимодействия с собакой в условиях «совместного проживания» с ней, так и в курсе зоопсихологии.

 

 

12.2. Мотивы натуралистической деятельности в условиях естественной природной среды

Американский исследователь С.Келлерт (1997) подчеркивает, что человеку свойственно «глубокое стремление к присоединению к природе и дикой жизни». С этим стремлением связаны «девять основных ценностей природы»: утилитарная, натуралистическая, эколого-научная, эстетическая, символическая, доминионистическая, гуманистическая, моралистическая и негативистическая.

Утилитарная ценность природы обусловлена традиционными представлениями о материальных благах, извлекаемых из эксплуатации природы.

Натуралистическая ценность природы обусловлена удовлетворением, которое человек получает в процессе деятельности, связанной с наблюдением дикой природы, пребыванием в естественной природной среде. Люди получают огромное удовлетворение от пребывания в лесу, на озере, на морском побережье и т.д. «Разнообразие жизни по-прежнему является не имеющим себе равных контекстом для того, чтобы активизировать человеческий дух любопытства, исследования и открытия в почти детской манере вне зависимости от возраста» (с. 10). Экспериментально установлено успокаивающее и расслабляющее влияние пребывания среди дикой природы, а также стимулирующее воздействие как на интеллектуальное, творческое, так и на физическое развитие личности. Натуралистический опыт обостряет восприятие, стимулирует воображение, развивает художественные способности и т.д.

Эколого-научная ценность природы обусловлена представлением о взаимозависимости различных видов живых организмов и естественных сред их обитания.

Эстетическая ценность природы обусловлена удовлетворением, которое человек испытывает переживая сильные эмоции при восприятии многогранных проявлений природной красоты. «Важность эстетической ценности природы предполагается неадекватностью искусственных заменителей. Предпочтение, отдаваемое природному образцу, по-видимому, является глубоко укоренившимся уклоном в человеческом существе» (с. 13). В нескольких исследованиях было установлено, что природные пейзажи, оцененные по специальной шкале «ниже среднего», оказались более предпочитаемы людьми, чем подавляющее большинство «искусственных видов».

Символическая ценность природы отражает тенденцию использовать мир природы для человеческой коммуникации и в процессе мышления. «Люди использовали богатую палитру форм природы для выражения идей и эмоций, вероятно, так долго, сколько люди умеют разговаривать... Использование природы представляет собой символическую трансформацию природы внутри нас самих... Рассказ, миф и сказка, часто сфокусированные на животных и природном мире, в течение долгого времени помогали детям в решении дилемм индивидуальности, авторитета, власти, родительских и социальных отношений» (с. 15—16). Мир природы — это уникальный инструмент для представления в человеческом языке абстрактных идей и качеств; это арсенал кодовых образцов, с помощью которых из памяти извлекаются соответствующие образы.

Доминионистическая ценность природы отражает архаическую потребность человека в соревновании с дикой природой, которая создает условия для его физических и умственных испытаний. «Успешно бросая вызов природе и дикой жизни, люди получают чувство уверенности в себе, которого трудно достичь в отношениях без испытаний или посредством простого опыта общения с природой в качестве наблюдателя. Хищник ценит свою жертву в той степени, в какой не может ценить ни одно живое существо, и это может быть в такой же степени правдой для человека, охотника за утками или грибами, как и для волка, подкрадывающегося к оленю» (с. 18).

Гуманистическая ценность природы заключается в возможности транслировать на природные объекты свою привязанность, заботу, достигая таким образом чувства эмоциональной близости и единения. «Гуманистический опыт общения с природой развивает способности к заботе, единению и родству. Будучи высоко социальными животными, люди требуют этих привязанностей... Человеческие существа жаждут товарищеских отношений. Эмоциональная связь с другими живыми существами может удовлетворить эту потребность и усилить нашу способность направлять эти эмоции на других. Это чувство родства может также представлять собой противоядие для изоляции и одиночества» (с. 19).

Моралистическая ценность природы заключается в ощущении духовной связанности людей с миром природы и этической ответственности за благополучие этого мира. «Моралистическая ценность вытекает из распознавания базового сходства, соединяющего вместе все живое, и возникает этика, направляющая людей на минимизацию вреда для других созданий» (с. 20). Ощущение моралистической ценности природы способствует также кооперации в межчеловеческих отношениях, наполнение духовной значимостью повседневной жизни человека.

Негативистическая ценность природы обусловлена возможностью природных объектов вызывать враждебные чувства со стороны человека. «Змеи, пауки, акулы, скорпионы, крупные хищники, сильные ветры, застойные болота, темные пещеры — все это может вызывать острые ощущения и реакции избегания у многих людей. И если они однажды возникли, эти чувства трудно искоренить» (с. 22). Боязнь тех или иных природных объектов или явлений может также способствовать развитию чувства уважения, благоговения и почтения перед миром природы.

С.Келлерт констатирует, что личностная целостность и реализация духовного потенциала человека обусловливаются осознанием этих ценностей. Однако, данный процесс требует социального подкрепления, без которого невозможно эффективное развитие экологической культуры отдельной личности. Представляется принципиально важной точка зрения американского исследователя, согласно которой «отрицание обществом важности богатых и вознаграждающих отношений с природой вносит свой вклад в кризис уничтожения, что в свою очередь еще более отдаляет людей от мира природы» (с. 7).

Украинский специалист по охране природы В.Борейко (1997б) анализирует «ценности заповедной природы с позиции экологичес­кой этики». Им выделяются утилитарные (инструментальные) и идеальные (внутренние) ценности. К утилитарным — приносящим­ пользу человеку — им отнесены: патриотическая, естественно-научная, образовательная, лечебно-рекреационная, хозяйст­венная,­ экологическая и политическая ценности. К идеальным ценностям заповедной природы — безотносительным к использованию их человеком — отнесены: этическая, эстетическая, религиозно-мистическая, историко-культурная, ценность наследия, ценность «дикой» природы. В.Борейко подчеркивает, что «в современном мире идеальные ценности преднамеренно затираются утилитарными. Этот процесс является идеологическим и порождается мощными социальными силами: коммерческой масскультурой, политическими группировками, государством при помощи образовательных институтов. Поэтому так важны любые усилия по поддержке идеальных ценностей и их носителей» (с. 47). Отмечается, что если нация игнорирует идеальные ценности природы, то «качество жизни в этой стране заметно беднеет, а нация начинает вырождаться» (там же).

Осознание людьми тех или иных ценностей природы обусловливает мотивы их экологического поведения. Мотивы стремления людей проводить свое свободное время в условиях «дикой», «девственной» природы изучались рядом американских ученых. Г.Бультена и М.Тэйвс выделяют пять основных мотивов посещения таких территорий: 1) для отдыха и занятий специальными видами спорта (туризм, ориентирование и т.п.); 2) для того, чтобы «ощутить очарование природы»; 3) чтобы «отвлечься от повседневной жизни»; 4) чтобы увидеть места, имеющие символическое значение, ставшие элементом национального наследия; 5) для переживания чувства удовлетворения, обусловленного самыми различными причинами — от гордости собой за выдержку и сноровку при преодолении трудностей до эмоциональной разрядки (Bultena, Taves, 1961). В другом исследовании «структуры мотиваций посетителей этих мест» было выделено семь «типов притягательности диких территорий», наиболее распространенными из которых оказались три: 1) «спартанский» образ жизни; 2) максимум новых, необычных впечатлений; 3) ощущение «первобытности» (Hendee и др., 1968). Исследователи Е.Шейфер и Дж.Митц получили данные, согласно которым 47,4% опрошенных считают основным мотивом своего стремления «к дикой природе» получение «эмоциональных впечатлений восприятия и освоения диких территорий — впечатлений, связанных с преодолением чего-либо». Для 36,8% респондентов главными являются «эстетические моменты наслаждения красотой и бесконечным разнообразием всяческих взаимосвязей, существующих в полнокровной природной среде». Как менее важные оценивались такие мотивы, как «накопление социального опыта», «расширение кругозора», «укрепление здоровья» (Shafer, Mietz, 1972).

О.Леопольд (1983) отмечает, что условием этического восприятия мира природы, включения его в сферу действия этических норм может быть ситуация отдыха, досуга, т.е. рекреации. Д.Лукач (1987) подчеркивает, что уникальность ситуации досуга заключается в ее двойственности: с одной стороны, это возможность определенной отстраненности от природы человека, созерцающего пейзаж, «сидя на пеньке», а с другой — одновременное «чувство пребывания в ее средоточии».

Анализируя занятия людей, связанные с «общением с природой», О.Леопольд приводит пять видов мотивации отдыха на природе.

Во-первых, человек, находясь в условиях дикой природы, имеет возможность что-либо искать, находить, добывать и увозить с собой. Это может быть и непосредственно добыча, вроде дичи или рыбы, и различные «знаки победы»: головы, шкуры, фотографии и т.д. Все это охватывается идеей трофея.

Удовольствие от такой добычи заключается не только в обретении, но и в самом процессе поиска. Трофей — будь то птичье перо, крупный окунь, корзина грибов, фотография лося, засушенный цветок или записка, оставленная на вершине скалы, — это свидетельство. Оно подтверждает, что его владелец побывал там-то и там-то и сделал то-то и то-то, что он проявил при этом сноровку, настойчивость или сообразительность. Воспоминания, связанные с трофеем, обычно намного более значимы для владельца, чем его собственно материальная ценность.

Существенно, что добывание «косвенных» трофеев, вроде фотографий, не связано с причинением вреда объектам природы. Следовательно, можно выделить две категории трофеев: добываемые с ущербом для природы и добываемые без такового.

Вторая мотивация может быть обозначена как «чистый воздух и перемена обстановки». Попадая в условия дикой природы, человек получает возможность оказаться в мире, совершенно отличающемся от мира цехов, офисов, пыльных улиц и т.д.

Как отмечает Д.Лукач (1987), большая часть занятий «на лоне природы» (прогулки, собирание грибов, ловля жуков и бабочек, поиск интересных камней и т.п.) подобна некой игре: требования, предъявляемые ими человеку, имеют существенно иной характер, чем те, что предъявляет ему реальная жизненная практика. С потерей игрового момента психологическая связь с природой может ослабнуть до полного исчезновения, например, у биолога, собирающего коллекцию жесткокрылых.

Третьей, более сложной, мотивацией является ощущение уединенности среди природы. Такое ощущение может приобретать высочайшую ценность для некоторых людей, а в определенные моменты практически каждый человек испытывает потребность в нем (см., например, характеристику восприятия природы в юношеском возрасте по М.А.Рыбниковой, ч. IV, 9.1.).

Поэтому, когда в «необжитой глуши» строятся шоссе, туристические лагеря, тропы и санитарные удобства в целях «развития возможностей для отдыха», это нельзя считать однозначно положительным явлением: ведь описанная мотивация взаимодействия с природой совершенно игнорируется.

Четвертая мотивация — это «наблюдение природы», т.е. «восприятие естественных процессов, благодаря которым земля и все живое на ней обрели свои особые формы (эволюция), а также поддерживают свое существование (экология)» (Леопольд, с. 242).

Иными словами, речь идет об особом чувстве, которое возникает, когда человек начинает понимать «устройство» мира природы, существующие в нем взаимосвязи. Его можно сравнить с тем неповторимым состоянием, которое переживает человек, осваивающий иностранный язык, когда он вдруг на основе отдельных знакомых слов начинает разбирать смысл целых предложений: «Я понимаю!».


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!