Глава IX. Общие знакономерности развития отношения к природе 25 страница



Таким образом, отдельные релизеры (или целые их комплексы), присущие природным объектам, могут формировать у человека устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к ним, то есть симпатию.

«В травяном гнездышке на дне копошилась крохотная, не больше трех с половиной дюймов в длину, белочка. Судя по тому, что ее до сих пор покрывал тонкий, блестящий, как плюш, пушок и глаза еще не открылись, ей было всего несколько дней отроду. Я осторожно взял ее на руки. Попискивая она лежала на моей ладони, и ее розовый ротик складывался в кружочек, как у юного певца из хора мальчиков, а крохотные лапки гладили мои пальцы. Я терпеливо ждал, когда иссякнет поток антропоморфизмов, на которые так щедра моя супруга» (Даррелл, 1994, с. 262).

В свою очередь, воздействие на человека других релизеров может вызвать противоположную реакцию — неприязнь.

 

Рис. 40. Животные — обладатели психологических релизеров отрицательной модальности.

 

«Огромные пальмовые пауки всегда вызывали у меня отвращение. Туловище их величиной с яйцо, длинные ноги легко обхватывают большую тарелку. Обычный цвет этих пауков темно-коричневый, сверху они покрыты густым, светло-коричневым мехом. Взгляд их маленьких блестящих глаз казался мне злобно-вызывающим» (Даррелл, 1994в, с. 105).

В то же время необходимо отметить, что между воздействием релизеров на животных и человека существует принципиальное различие: животное дает на релизер строго определенную безусловно-рефлекторную реакцию, воздействие релизеров на человека всегда так или иначе опосредствовано его установками. На разных людей одни и те же релизеры действуют несколько по-разному, на одного и того же человека одни и те же релизеры также могут влиять различным образом в зависимости от ситуации: его настроения в данный момент, контекста ситуации и т.д.

Таким образом, психологический релизер — это специфический стимул, получаемый от объекта, определяющий направление и характер развития субъективного отношения к данному объекту.

 

 

10.2. Психологические релизеры естественного происхождения

Психологические релизеры естественного происхождения — это релизеры, действие которых эволюционно обусловлено и связано с определенными характеристиками, присущими самим природным объектам.

Их можно классифицировать в зависимости от того, на какие сенсорные системы они воздействуют: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые.

Визуальные релизеры воспринимаются зрительным анализатором и связаны, в первую очередь, с цветом, формой, очертаниями силуэта, симметрией, пропорциями, величиной, размерами, свето-теневыми особенностями и т.д. Положительное эмоциональное восприятие природного объекта может быть обусловлено, например, относительно большими глазами, которые характерны для ночных и сумеречных животных (например, совы, сони, галаго и т.д.). К положительным естественным релизерам можно отнести также длинные уши у зайцев и кроликов, пустынного ушастого ежа или лисицы-фенек. Разноцветные птицы, особенно с длинными перьями хвоста (петух) или хохолками (какаду), также воспринимаются положительно.

«У самой дороги, утопая по колено в желтых кустах, стояли и смотрели на нас шесть гуанако. Гуанако — это дикие родичи лам... Огромные, широко раскрытые глаза придавали им до того невинный вид, что это зрелище исторгло у женской половины экспедиции восторженные вздохи и сюсюканье» (Даррелл, 1994а, с. 52).

Об отрицательном эмоциональном воздействии змееобразной формы уже говорилось. Кстати, угорь, совсем не имеющий отношения к змеям, воспринимается многими людьми отрицательно, в отличие от других рыб. К отрицательным визуальным релизерам относится и длинный голый хвост (крыса, мышь). Любопытно, что хомяк, который отличается от «противной» мыши практически лишь отсутствием «мышиного хвоста», пользуется репутацией симпатичного комнатного животного: «внешне зверек — симпатичнейший маленький дружище: большие глазища на этой толстой голове так лукаво всматриваются в окружающий мир, что взгляд их кажется более разумным, чем это есть на самом деле, а пушистая шубка ярко раскрашена в золотистый, черный и белый цвета» (Лоренц, 1995, с. 261).

Аудиальные релизеры действуют через слуховой анализатор и связаны со звуковыми характеристиками: тон, тембр, ритм, высота и т.д. Аудиальные релизеры положительной модальности — это мелодичное пение птиц, журчание ручья, тихий шум листвы («зеленый шум»), кукование кукушки и т.д. К отрицательным можно отнести, например, карканье вороны, пронзительные крики некоторых лесных птиц (многих из попугаев), «леденящее душу» уханье филина и т.п.

Тактильные релизеры связаны с воздействием на комплекс тактильных и температурных рецепторов различных динамических свойств объектов, осязаемых свойств их поверхности и т.д.

Положительные эмоции возникают у людей, когда они соприкасаются с мягкими, пушистыми, теплыми объектами. Это может быть кролик или кошка, мягкая верхняя губа у лошади или ухо спаниеля. К отрицательным можно отнести соприкосновение с холодными и скользкими объектами, такими, например, как лягушка.

«Моя жена и мой секретарь, увидев что-нибудь пушистое, неизменно будут впадать в... сюсюкающее умиление» (Даррелл, 1994, с. 253).

Обонятельно-вкусовые релизеры воздействуют на вкусовые и обонятельные рецепторы и также могут иметь определенное значение в эмоциональной регуляции восприятия природного объекта. Наличие приятного запаха у многих цветов делает эти растения желанными объектами для контактов. В других случаях именно неприятный запах оказывается решающим препятствием для возникновения симпатии к объекту: «вонючий хорек» или американский скунс стали даже отрицательными символами, ругательствами.

Поведенческие (витальные) релизеры. Особое положение среди естественных релизеров имеют ключевые стимулы, поступающие при демонстрации природным объектом определенных форм поведения, витальных (т.е. жизненных, связанных с жизнедеятельностью) проявлений, которые вызывают у людей соответствующий эмоциональный отклик.

Например, птицы «без устали» приносят в гнездо корм птенцам, проявляя себя как «образцовые родители», чем вызывают симпатию; то же можно сказать и о «пчеле-труженице», «бобре-строителе» и т.д. Особенно привлекательными для нас оказываются животные, витальные проявления которых внешне совпадают с нашими собственными: собака сопит и вздыхает во сне «как ребенок», кошка «умывает мордочку» лапкой, белка держит орешек передними лапками, «ну прямо как ручками» и т.п.

 

Рис. 41. Поведенческие психологические релизеры положительной модальности: поза и функциональное использование конечностей подобно человеческим рукам.

«Она спала, повернувшись на бок, в одном конце клетки, где устроила себе удобное ложе из сухих банановых листьев. Подушкой ей служила собственная рука, а одеялом — полученный от нас старый мешок, которым она старательно укрылась, зажав концы под мышками.

— Ва! — удивленно воскликнул Фон. — Она спит, как человек.

— Да-да, — подхватили члены совета, — она спит, как человек» (Даррелл, 1994, с. 318—319).

С другой стороны, репродуктивное поведение кукушки, «подбрасывающей своих детей», делает ее отрицательно воспринимаемым объектом.

В связи с этим можно проанализировать интересную проблему иерархии релизеров. Хотя почти все люди знают о таком «нехорошем» поведении кукушки, тем не менее большинством она воспринимается положительно: нам нравится, как она кукует, да к тому же кукушка еще и «считает года». Аудиальный релизер оказывается сильнее, чем поведенческий. (В то же время, по нашим наблюдениям, для детей-детдомовцев кукушка — резко отрицательно воспринимаемая птица: проблема «подброшенности» для них особенно значима. Не случайно женщин, оставляющих в роддоме своих детей, называют «кукушками». В рассматриваемом случае поведенческий релизер оказывается сильнее аудиального, что обусловлено соответствующими установками.)

Типичным отрицательным поведенческим релизером можно считать охотничье поведение «кровожадных» хищников: тигра, волка и их «прихвостней» — шакалов и гиен. Названия последних стали даже нарицательными.

Поведенческие релизеры оказывают большое влияние и в тех случаях, когда животные демонстрируют свое дружелюбие, доверчивость или, наоборот, агрессивность по отношению к людям. Яркий пример — дружелюбное виляние собаки своим хвостом: всем людям это нравится. Описывают случаи, когда больные и раненые лоси заходили в поселки «за защитой и помощью людей», что также вызывало всеобщее сопереживание.

Следует отметить, что поведенческие (витальные) релизеры могут быть присущи и растениям. Например, мимоза при прикосновении к ней сжимается, «выражая свое недовольство», — такое ее «поведение» оказывается психологическим релизером.

В сущности, наиболее точное название данной группы релизеров — витальные, поскольку они в любом случае связаны с витальными проявлениями природных объектов: как животных, так и растений. Но для воспринимающего они субъективно являются «поведением» природного объекта (в прямом, как с животными, или переносном, как с растениями, смысле). «Поведение» природного объекта вызывает определенные ответные проявления воспринимающего человека.

Интересно в аспекте проблемы поведенческих (витальных) релизеров рассмотреть анализ Жан-Жаком Руссо механизма развития чувства жалости у ребенка. Если экстраполировать ситуации, вызывающие, по Руссо, жалость к людям, на объекты природы, можно показать один из специфических вариантов действия витальных релизеров.

Итак, людям свойственно жалеть живые существа: 1) когда они находятся в положении, которое люди оценивают как относитель­но более плохое, чем их собственное (голодают, замерзают, лишены свободы и т.д.); 2) когда они находятся в неблагоп­риятном положении, в которое люди и сами могут попасть (сбиты транспортом, болеют, состарились и т.д.); 3) когда они активно сигнализируют о своем бедственном положении (кричат от боли, у них текут слезы и т.д.)*. Поведение животных в этих ситуациях является также психологическим релизером.

Поведенческие релизеры составляют специфическую группу естественных релизеров, поскольку обладают двумя особенностями, отличающими их от других: визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельно-вкусовых.

Во-первых, хотя они, безусловно, имеют естественное про­исхож­дение, но воспринимаются людьми с точки зрения «ана­логич­ного» человеческого поведения: действия животных оцениваются по ­моральным, этическим критериям, к естественному значению релизера добавляется, привносится социальное. Такой механизм восприятия сквозь призму социально выработанных значений сближает их с социальными релизерами, которые действуют по когнитивному каналу.

Необходимо отметить, что нередко возникает противоречие между человеческими этическими принципами и экологической целесообразностью. В этом случае даже экологически целесообразное поведение природного объекта вызывает отрицательную эмоциональную реакцию на этот объект. Например, у некоторых птиц, в частности у белого журавля (стерха), из яиц вылупляются два птенца, но родители выкармливают только одного, обрекая второго на гибель. Это экологически целесообразно, так как установлено, что двух птенцов журавли выкормить не в состоянии (в соответствии с кормовыми ресурсами их местообитания) и один из них является «запасным» на случай патологического развития второго зародыша. Но с точки зрения человеческой морали речь идет о «детоубийстве», что, конечно, может способствовать развитию отрицательного отношения к стерхам.

Во-вторых, поведенческие релизеры связаны с определенной ситуацией, в которой находится или действует объект природы, в то время как остальные естественные релизеры связаны с определенным качеством, свойственным этому объекту (визуальным, аудиальным и т.д.).

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что поведенческие (витальные) релизеры составляют особую группу естественных релизеров (так как они отвечают главному, критериальному признаку: связаны с первой сигнальной системой), являющуюся переходной между естественными и социальными релизерами (в силу указанной специфической связи с социально выработанными значениями).

 

10.3. Механизмы диффеpенциации и интеpпpетации психологических релизеров эмоционально-перцептивного канала

Результатом воздействия естественных релизеров на те или иные органы чувств являются ощущения. Ощущение «есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превра­щение энергии внешнего раздражителя в факт сознания» (Психология. Словарь, 1990, с. 261). Поэтому классификация естественных релизеров, в целом, соответствует классификации модальности экстероцептивных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные и т.д.).

Переживание воздействия релизеров сопровождается эмоциональным тоном ощущений. При этом положительный эмоциональный тон побуждает человека к его сохранению и продолжению, т.е. к контакту с природными объектами, обеспечивающими соответствующие стимулы, а отрицательный — обусловливает их избегание (Психологический словарь, 1983, с. 412).

Таким образом, ощущения выступают в процессе развития отношения к данному природному объекту в качестве своеобразного «фильтра»: отрицательные могут «блокировать» дальнейшие контакты с этим существом, в то время как положительные — стимулируют пролонгацию контактов с объектом, их вызвавшим, закладывают основу для формирования субъектно-этического типа отношения к нему.

Несколько иначе обстоит дело с поведенческими (витальными) релизерами: получаемые ощущения уже не играют сами по себе принципиальной роли. Ведущим механизмом становятся эмоции, возникающие при оценке определенного поведения, витальных проявлений природного объекта в контексте социально выработанных значений, стереотипов, человеческих этических норм и т.д.

Природные объекты, обеспечивающие релизеры, вызывающие положительные ощущения и эмоции, становятся привлекательными для человека. Н.Н.Обозов подчеркивает, что «привлекательность — первая фаза установления отношений. Привлекательность регулируется опытом прошлых контактов личности, визуальным обликом партнера (т.е. комплексом релизеров. — В.Я.). Она является внутренним стимулом для установления отношений... устойчивое переживание позитивных установок по отношению к привлекательности личности переходит в готовность к определенному типу взаимодействия с ней» (1981, с. 85).

Такие природные объекты, обеспечивающие положительные релизеры, становятся аттрактивными для человека. Наши действия, направленные на эти существа, это «результат... специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную­ гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки» (Психология. Словарь, 1990, с. 31).

 

Рис. 43. Специфические механизмы развития субъективного отношения к природным объектам по перцептивно-эмоциональному каналу.

 

Аттрактивные для человека природные объекты, привлекательность которых обеспечивается действием тех или иных релизеров, вызывают желание продолжить контакты с ними. Такое стремление может выразиться как в поиске и сборе информации об этих объектах (тогда дальнейшее развитие отношения идет по когнитивному каналу), так и в целенаправленном стремлении к практическому взаимодействию с ними (тогда отношение продолжает формироваться уже по практическому каналу).

 

Глава XI. Специфические механизмы когнитивного канала развития субъективного отношения к природе

11.1. Психологические релизеры социального происхождения

Если естественные релизеры действуют в рамках первой сигнальной системы, в процессе непосредственного восприятия, то социальные релизеры, оказывающие свое влияние на развитие отношения к природе в рамках когнитивного канала, действуют на основе второй сигнальной системы. Их «ядро» — заключенные в словах значения. Такие значения получаются личностью в «готовом виде», вырабатываются социумом, являются кристаллизацией опыта того или иного общества. В них отражается социальный характер этой группы релизеров, в то время как действие естест­венных релизеров, например визуальных (большие глаза), мало зависит от социальных факторов.

Филолог А.Брагина (1995) проводит подробный анализ образов различных животных в народных сказках, загадках, присказках, прибаутках и песнях. «Можно даже сказать, что сказки — это память человечества о добре и зле, о силе и слабости, о мудрости и глупости, о торжестве добра над постыдным злом. А как воплощаются эти истины? В сказочных героях. А их имена и будут теми ключевыми словами, которые пробуждают уже в нашей языковой памяти словесные связи в той или иной ситуации, пробуждают образ слова и образ того фона, на котором слово живет. Волк — это зло, грубая сила, а ягненок, петух — добро, часто беззащитное, и у них всегда находится много друзей! И возникает словесное окружение. Волк — слово, как и образ, известное многим языкам. Волк — злой, зубастый, серый, некрасивый, грубый, сильный, но глупый... Ягненок — красивый, кудрявый, белый, беззащитный, добрый, доверчивый (заметьте, доверчивый, а не глупый), милый... (с. 11—12).

Анализ социальных психологических релизеров позволяет выде­лить в них две группы: релизеры эстетического (эмоцио­нально-эстетическая оценка) и релизеры этического (эмоционально-этическая оценка) содержания.

Эстетические релизеры связаны с выработанными обществом эталонами прекрасного, своеобразными «стереотипами красоты», эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании.

Н.Г.Чернышевский, анализируя эстетическое в природе, связывает эстетические симпатии людей с их представлениями о «полно­кровной, хорошей, здоровой» жизни: «Животные ближе всего в природе напоминают о человеке и его жизни, потому в них более, нежели во всей остальной природе, мы находим и красоты и безобразия. Одно из красивейших животных — лошадь, потому что в ней кипит жизнь, но, например, нога лошади вовсе не так прекрасна, как нога льва или тигра, нога лошади слишком костлява, суха, нога тигра вся покрыта мускулами, она, если можно так выразиться, живее, здоровее, то же самое надобно сказать и о голове лошади: она слишком суха, сухость нам представляется следствием недостатка жизненных сил и потому не нравится. Зато полный, здоровый корпус лошади, так легко лежащий на ногах, ее широкая грудь, ее крутые бедра, как их называют наши песни, чрезвычайно красивы... Кошка (и все животные кошачьей породы) — красавица: какие полные, мягкие очертания у всех ее членов, как стройно она сложена! Одним словом, в животных нам нравится умеренная полнота и стройность форм, почему же? Потому что в этом находим мы сходство с выражением цветущей здоровьем жизни у человека, также выражающейся полнотой и стройностью форм» (1950, с. 237).

Своеобразный взгляд на сущность «безобразного» в мире животных представлен в работе В.С.Соловьева «Красота в природе». Им выделяются «три формальные причины или категории: 1) непомерное развитие материальной животности, 2) возвращение к бесформенности, 3) карикатурное предварение высшей формы» (1993, с. 97).

«Такую положительно безобразную форму... мы находим в черве. Форма червя... есть прямое выражение, обнаженное воплощение двух основных животных инстинктов — полового и питательного — во всей их безмерной ненасытности... Этот вобранный внутрь червь у некоторых позвоночных животных, принадлежащих к классам рыб и земноводных, опять получает такое преобладание, что сообщает свою форму всему телу животного. Таковы в особенности змеи, которые изо всех позвоночных животных суть самые похожие на червя, а потому и самые отвратительные...


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!