ТЕМА ГРЕХОПАДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В «ПОВЕСТИ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ»



Зеро Е. А. (УО МГПУ им. И. П. Шамякина, Мозырь)

Научный руководитель – Т. Н. Чечко, канд. пед. наук, заведующий кафедрой белорусской и русской филологии

 

«Повесть о Горе-Злочастии» выполнена в широком морально-философском плане. Тема грехопадения человечества, с акцентом на причинах происходящего, раскрывается уже во вводной части. Автор рассказывает об изгнании первых людей из рая, о «заповедях законных», которые дал человеку Творец. Однако, несмотря на все блага, созданные для человека «по великому замыслу», стало «зло племя человеческо», за что и были посланы на него несчастья: «Попустил на них скорби великия, и срамные позоры немерные, безживотие (бедность) злое, сопостатные находы, злую немерную наготу и босоту, и бесконечную нищету и недостатки последние...» [1].

Тема грехопадения человечества представлена в литературе не впервые. Однако автор «Повести…», в отличие от классического сюжета, акцентирует внимание на ответственности человека за свою судьбу и жизни близких. Не «змий искуситель» виноват в грехопадении первых людей, а они сами осознанно сделали свой выбор, ослушавшись при этом Творца мироздания. Таким образом, в повести происходит смелая для литературы средневековья, трансформация классического библейского сюжета.

Молодец, главный герой произведения, изображается одним из представителей этого «злого», «непокорливого племени». Разорившись, Молодец, прежде всего, чувствует свою вину перед семьей, кается «добрым людям» в своем «ослушании». Само Горе-Злочастие, настигая Молодца
в минуту отчаяния, помышления о смерти, напоминает ему первую его вину:«Не захотел ты им (родителям) покоритися, постыдился им поклонитися, а хотел ты жить, как тебе любо есть:
а кто родителей своих на добро учения не слушает, того выучю я, Горе злочастное!»

История безымянного Молодца открывается обстоятельными наставлениями, поучениями родителей «чаду», когда оно подросло и стало «в разуме». Моральные заветы автора учат «чадо» обычной житейской мудрости, жизни в почитании и уважении старших. Автор подчеркивает, что традиции воспитания молодого поколения незыблемы. Домостроевская мораль готовила молодого человека к самостоятельной серьезной жизнедеятельности с учетом требований благочестия. Моральные наставления и бытовые запреты учат Молодца тому, чему учил сына и Домострой, обобщивший веками накопленные в «пословицах добрых, хитрых и мудрых» правила. Не только скромный, но «смиренный», покорный, склоняющийся перед «старым и молодым», «вежливый»
и «не спесивый», знающий свое «среднее место» сможет постичь мудрость мироустройства, а значит разумно оценить значимость происходящего и сделать правильный выбор в жизни. Молодец, а это обобщающий образ, должен быть также целомудренным, правдивым и честным («не збирай богатства неправаго»). Только обладая данными качествами, будучи настоящим человеком, можно научиться находить надежных друзей среди «мудрых» и «разумных»[2, с. 225].

Итак, «Повесть о Горе-Злочастии» представляет собой цельное художественное произведение, все части которого нераздельно связаны единой мыслью о несчастной судьбе людей из-за их собственных ошибок, а порой и намеренных злодеяний. Автор «Повести…» все-таки дарит своему горою шанс на спасение в случае его искреннего и глубокого раскаяния.

Литература

1. Древняя русская литература: хрестоматия / сост. Н.И. Прокофьев. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1988. – 429 с.

2. Древняя русская литература в исследованиях: хрестоматия / сост. Л. Н. Гусева, Л. Л. Короткая. – Минск: Изд-во БГУ, 1979. – 312 с.

 

СООТНОШЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ

Змушко В. О. , Коваленко О. Ю. (УО МГПУ им. И. П. Шамякина, Мозырь)

Научный руководитель – Е. П. Дыгун, ст. преподаватель

 

Ценностные ориентации занимают важнейшее место в структуре личности и определяют важнейшие грани ее жизни. Многие исследователи акцентируют внимание, что особенности ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность, определяют позицию человека по отношению различным явлениям действительности. Также утверждается, что ценностные ориентации, являясь личностной диспозицией, играют главную роль в регуляции социального поведения человека, влияя на установки, мотивы, интересы и смысл жизни [1].

В юношеском возрасте роль ценностных ориентаций особенно очевидна. Они во многом определяют ход и результаты процессов самоопределения и осознанного формирования мировоззрения. Поэтому так важно задействовать ресурс психологических исследований ценностных ориентаций для решения разноплановых задач юношей и девушек, в том числе
и в процессе профессиональной подготовки в вузе.

В исследованиях, раскрывающих проблему ценностей в историческом аспекте, выделяется два подхода к определению этого понятия: объективистский и субъективистский. Одни авторы выносят ценности за пределы субъективности, другие видят источник и причину ценностей
в субъекте. В рамках каждого подхода сложились определенные подходы. C объективистских позиций понятие «ценность» определяется как сущность, находящаяся вне пространства и времени. Здесь выделяют объективно-идеалистические теории (А. Бергсон, В. Виндельбанд, Г. Коген, Н. Лосский, Ж. Маритен, К. Раннер, Г Риккерт); материалистические теории (С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, Л. П. Буева, Ю. А. Замошкин, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов и др.). В них анализируются специфические проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания.

Для выявления того, в какой мере юноши и девушки, обучающиеся в вузе, осознанно и оптимально выбрали свою будущую профессию, мы решили исследовать их ценностные ориентации и сопоставить их с профессиональными интересами. С целью выявления ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей было предложено выполнить задания методики М. Рокича. Она базируется на теоретических положениях о структуре человеческих ценностей, согласно которым система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Для изучения профессиональных интересов мы использовали методику Е. А. Климова, которая предназначена для выявления предпочтений в выборе соответствующих систем профессий.

По результатам диагностики мы выявили, что доминирующим типом профессии для студентов оказался тип «Человек – Художественный образ», а тип «Человек – Человек» оказался на втором месте. Понятно, что и для педагогической деятельности зачастую важно проявлять творчество. Но очевидно, что интерес к общению, взаимоотношениям с другими людьми должны доминировать у будущих педагогов. Что касается результатов исследования ценностных ориентаций, то было выявлено, что у будущих педагогов доминируют такие терминальные ценности, как «здоровье», «развитие», «уверенность в себе». Можно предположить, что эти ценности значимы как для педагогов, так и для их воспитанников. По инструментальным ценностям (или качествам) у исследуемых преимущественный ранг получили такие ценности, как «аккуратность», «воспитанность», «самоконтроль», «исполнительность», «рационализм». Предположим, что данные характеристики минимум не препятствуют, а, скорее всего, могут быть хорошей внутренней основой для успешной педагогической деятельности.

Таким образом, наше исследование показало, что у студентов, принявших участие
в исследовании, имеются достаточные ценностные основания для подготовки к будущей деятельности. В то же время желательно, чтобы у них укреплялась мотивация трудиться в системе «Человек – Человек». Для этого важно содействовать развитию у них соответствующих интересов
и устремлений.

Литература

1. Ценностные ориентации в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/645065/psihologiya/tsennostnye_orientatsii_yunosheskom_vozraste. – Дата доступа: 01.02.2019.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!