Автор благодарит владельцев за предоставленные фотографии. 45 страница



Если просят помочь, почему нет? Тем более времени навалом, консер­ ватория закончилась. Короче говоря, решил я с «алисовцами» записаться. Поехал я с ними в Шушары. Там был совершено жуткий концерт. И Костя мне говорит:

 

— Миша, пойдем играть с нами прямо в концерте. Что захочешь, то и играй.

 

А я к тому времени уже преподавал в музыкальной школе. У меня были ученики, вполне приличные, такие как Саша Журавлев, ставший впослед­ ствии саксофонистом «Алисы». Денис Медведев сейчас один из лидеров группы «Два самолета». Тоже мой ученик. Учил я по системе Гольштейна. Нормальные получились ученички. Короче, отыграл я с «алисовцами» в концерте, потом бухали всю ночь. А утром состоялась запись. Я с ними


 

 

записал пластинку «Блок ада». Играл в нескольких песнях: «Ветер перемен», «Воздух» и так далее.

Необходимое отступление. Как-то раз я ехал из «Нарвы», с работы, на метро. А у меня футляр от саксофона в сумасшедших фестивальных наклейках. Напротив сидят три волосатых, один — наголо стриженый. Ругаются жутко. А бритый, в очках, стриженый, все мне подмигивает. Ну и пусть. Я относился к ним не шибко приязненно, прямо скажем. Другого направления я музыкант. Но эти тоже имеют право на существование. Вадик, Доца, Андрей Васильев и Шевчук ехали с репетиции, и ругань стояла ужасная. Дода оказался моим соседом, на Васильевском, в соседнем доме — иду как-то домой и увидел Доцу — какой-то музыкант живет рядом, больше никакой информации мозг не отметил.

 

И вот в Шушарах рублюсь с «Алисой». Выхожу за кулисы. Стоит Игорь Доценко.

 

— Старик, ты живешь рядом со мной, «на кораблях». А где ты играешь?

 

— В «ДДТ».

 

— Что это такое, дуст что ли? На чем играешь?

 

— На барабанах.

 

Обменялись телефонами. Пригласили друг друга на видик. В один прекрасный день звонит мне Доца:

 

— Миша, надо бы записаться с нами. Не мог бы помочь?

 

А тогда за запись не было принято платить. Я согласился, но у меня не было саксофона. Игорь обещал достать. Привез какой-то допотопный альт, немецкий, жуткий, с ужасной тростью. На нем с ними я записал — «Тер­ рориста», «Революцию» и «Ни шагу назад!». «Ни шагу назад!» вошла в лазер­ ный диск «Я получил эту роль» без переписи. А «Террориста» потом перепи­ сывали. За пультом сидел Юра Морозов. В капелле. Записались, договорились вместе выпить и расстались. Я стал приходить к Доце смотреть музыкальные фильмы. Он мне поставил записи «ДДТ». Так я услышал, что они делают. Я сказал:

 

— Вот это действительно команда, по сравнению со всеми «аквариумов-цами» и «алисовцами». Мощная группа. Все звучит и все играет. С удоволь­ ствием поиграл бы в такой группе. Потом они пригласили меня сняться на крышу в фильме «Игра с неизвестным». Перед сведением пластинки «Я получил эту роль» заговорили, кто куда поедет. У них гастроли на Южный

 

Урал.


 

 

— Счастливые, а я вот все сижу в кабаке. Со старперами. У них одно на уме — заработать денег.

«Алисовцы» предлагали с ними ездить, но я сунул им Пончика — Сашу Журавлева. Доца мне говорит:

 

— С «Алисой» ты смотрелся бы смешно, а вот с нами... Давай, поговорю с Юркой.

 

А мне очень понравился «ДДТ». Юра согласился взять меня на пару месяцев с сентября, без отрыва от производства. Прошло несколько репетиций, и сразу концерты в СКК. Как задвинули «Пластуна»! Покатило у меня, вписался я в команду. Юрка говорит:

 

— Все, бросай прежнюю работу. Железно берем.

 

Так я стал работать в «ДДТ». Это было в сентябре 1988 года.

 

Кое-что уточним из моей биографии. К восьмому классу я стал интересоваться легкой музыкой основательно. Была очень модная песня «Стамбул - Константинополь». И тогда мы начали носить модные прически. Вообще, стильность появилась с года 53-го, после смерти Сталина. Прошел фильм «Тарзан». В городе начали появляться молодые люди с «тарзанными» прическами. В каких-то длинных пиджаках. Очень узких коротких брюках. Белые или красные носки. Туфли были на очень толстой каучуковой подошве. Чем толще подошва, тем круче шик. И к этому «тарзанная» прическа. Вот такая была мода. Но так как я парнем был кудрявым, «тарзанную» прическу было не сделать. А еще у нас в школе заставляли строго стричься под «бокс», «полубокс», «бобрик». «Полька» считалась крутым криминалом. И потом, я занимался спортом, чисто утилитарно носить длинные волосы было не удобно. Не дай Бог, перчаткой проедут и выдерут клок! К 56-му году «Тарзан» отошел. Плотно устоялась прическа «канадка» — такая скобочка на шее. Делалась бритвочкой. Затылок не подстригался. Кто мог, наворачивал себе «кок» феном, у меня это было естественно. Мне даже мальчишки в школе завидовали, что мог позволить себе носить такую прическу. Потом, наверное, начала поигрывать молодая кровь. И хоть в магазинах по-прежнему ничего не было, вдруг появились ярких цветов пальто. Причем такого цвета, какого бы раньше ни за что не надели. То, что раньше допускалось только у женщин, стали носить и мужчины. Появилось много импортных товаров из Чехословакии. Моя мама не работала «за кордоном», жили скромно, поэтому мы не могли себе позволить фирменные шмотки. У мамы была задача


 

 

прокормить меня. Поэтому, конечно, она не могла меня одевать круто. Сам я работать не мог, а предприимчивости у меня никакой не было.

 

Были ли у меня на почве моды столкновения с правоохранительными органами? Сейчас расскажу. Мы изгонялись, как могли, точнее нас изгоняли. У меня был друг детства Миша Юрин, сейчас он доктор наук, занимается фундаментальной наукой. Он на полгода меня младше, но ростом всегда был выше. Когда он вырастал из какой-то шмотки, то она переходила ко мне. А у него родители — мама и папа профессора. Довольно обеспеченная семья. Так что вещи он носил более-менее добротные. Я их донашивал. Однажды мне попался американский костюм. Я вывернул брюки наизнанку. Нарисовал линию, и мне их прострочили — ушил. Эти брюки налезали на меня буквально с мылом. Дудочки. 19 сантиметров ширина манжета. Почему-то они сразу стали лопаться у меня на определенном месте. Заднем. Ушиты были неправильно. Но факт — я в них щеголял. Жили мы не далеко от Невского проспекта и ходили туда компаниями. Торчали на углу Невского и Литейного, у гастронома с зеркалами. Собиралась компания малолетних, 15-16-летних стиляг. Мальчишки с накрученными прическами, молодые всякие фарцовщики. Я тоже там бывал частенько. Насвистывали всякие модные песенки. Обезьянничали. Да просто тусовались. В один прекрасный день туда нагрянул комсомольский патруль и мне обычной машинкой сделали дорожку по волосам. Простригли борозду посередине. Для меня это была просто страшная трагедия. Этому комсомольцу так просто это не обошлось. Он посидел у меня на заднице. Я умудрился засадить ему в челюсть. Мало того, я еще умудрился и убежать. Не арестовали тогда. Казусы такие были частенько. Ходили такие рабочие люди, ребята-комсомольцы. Не люберское движение, а вполне организованное комсомолом. Следили за порядком. Чистили от зарубежной заразы Питер. Цепляли ребят за пиджаки. Пьехе на остановке разорвали нейлоновую блузку. Брюки-дудочки разрезали ножницами. Делали что хотели эти рабочие парни, считавшие себя правыми. Ходили стриженными под полубокс. На содержание они внимания не обращали, обращали на форму.

 

Какое в то время производил впечатление Ленинград? Очень чистый, просто невероятно чистый город. Бросить спичку или трамвайный билетик

 

значило тут же подвергнуться штрафу на сумасшедшую сумму, девять рублей. И целая армия дворников. У каждого двора, подъезда и арки с воротами стоял дворник в белом фартуке со значком, свистком и так далее.


 

 

Активно помогали милиции. У милиции был участковый и квартальный. У квартального собирались дворники на развод в одиннадцать часов вечера. И тут же выстраивались у ворот. Мало того, в полночь ворота запирали. Для прохода надо было звонить дворнику, и если ты тут жил, тебя запускали, но за плату. Идеальная чистота во дворах. По сравнению с сегодняшним днем город сверкал. Бывало, идешь в белые ночи, только что проехала поливальная машина, и до того город красив! Просто сказка. Я влюблен в этот город! Много ходил и хожу по нему. Тем более, что тогда ходить было безопасно. Были хулиганствующие группы, но по мелочи. Выпускные вечера. Красивые девчушки и пацаны. Все было очень красиво и здорово.

 

Я помню 250-летие Ленинграда. Его должны были отмечать в 1953 году. Но умер Сталин, и юбилей перенесли на 1957 год. Я работал в колхозе от школы, но на праздники нас отпустили. Мы гуляли по городу. Первый раз тогда зажгли факелы на Ростральных колоннах. Это была сказка. Ощущение такого праздника...

 

...Трудно ли мне было перейти из джаза в рок-н-ролл. Я разделяю музыку не по стилям, а просто на хорошую и плохую. Рок-н-ролл, конечно, другая культура. Но в принципе она мне была известна. Напоминаю. Я же был первым исполнителем рок-н-ролла в Питере. Как играть в старом рок-н-ролле на саксофоне, я знал. Как играют джаз-рокеры, я тоже знал. Технических проблем тоже не было.

 

Миша, я о другом. Ты попал в другую среду...

 

Да я же попал в среду музыкантов.В джазе такие же отношения.Никакой субординации. Такой же рок-н-ролл. Джазмены тоже пьяницы, наркоманы и кто угодно. Немножко другой пласт культуры. Но ведь рок-н-ролл вышел из джаза. Корни-то все равно джазовые. Так что особых трудностей я в принципе не ощущал. Разве что, когда надо сыграть очень стильное соло, Юра иногда говорил:

 

— Понимаешь, Миша, это не так.

 

Как, он и сам не знал. Пытался что-то напевать. Я пытался симитировать его пение, в общем, мы находили общее решение. Потихоньку ДДТшную манеру я усвоил. Может, с другой командой мне было бы легче играть. Вот московская «Кросс-Роудс», такой «Перекресток» — играют одни блюзы, там было бы мне намного проще. Были трудности в связи с тем, что джаз-музыка более сложная. Гармонически. Она предусматривает необыкновенную виртуозность. Здесь этого меньше. В рок-музыке больше упор на мелодизм,


 

 

на построение фразы, на тембр звука. В основном. В технологию вдаваться скучно. Главное в рок-н-ролле музыка. Поймешь и — все.

Михаил, немного о другом. В русском рок-н-ролле ты остаешься самым взрослым человеком.

 

К моему сожалению,это так.Слава Богу,что я не являюсь дедушкойрусского рок-н-ролла. Вообще целый пласт отечественного рока для меня упущен. Когда начинал работать в «ДДТ», молодая часть публики отнеслась ко мне с недоверием. Целый год. Я тогда был сайд-меном, сессионным музыкантом. Публика первое время меня не замечала. А если и замечала, то воспринимала с удивлением. Пока мы как следует не прокатились по стране

 

и в прессе не появились соответствующие заметки. Дядей Мишей меня назвали ребятишки из разогревающей команды «Опасные соседи». Они езди­ ли с нами на несколько концертов. Женя Чередин, их менеджер, меня и назвал. Самое интересное, что я своего возраста не чувствую. Основные ДДТшники — Юра, Никита, Доца, Васильев относятся ко мне, как к ровес­ нику. Бывает, что ссоримся между собой, как пацаны, и никто не говорит:

 

— Ты старый, тебе этого не понять.

 

Такого нет вообще. Как сказал Андрюшка:

 

— Уж если ты поступил в этот детский сад, то и ходи в него.

 

Может быть, я более спокойный, чем остальные ребята. В отношении музыки у меня вообще нет снобизма. Музыка есть хорошая и плохая, а кто и что играет, это уже дело личное. Что касается внешнего вида на сцене, то тут тоже забавная ситуация. Как-то у нас был перерыв в работе. В Питере есть команда «НЭП». Во время одной комсомольско-советской поездки на агитпоезде к Черному морю у них случилась страшная трагедия. Саксофонисту группы оторвало руку. Надо их было выручить. Я съездил с ними на пару гастролей. Помог записать альбом. Группа стилевая. Все одеты в «косухи», «бандана». Типичный хард-роковский прикид. Я, естественно, попытался принять такой же имидж. Подарили мне «косуху», «бандана». Джинсы я купил себе сам. В «ДДТ» я работал в маечке и «бандане». Когда я впервые появился в «косухе», Никита поднял меня на смех:

— Такое впечатление, будто ты с сына «косуху» снял.

 

«Бандану» же я надевал только на концертах. Такой сценический имидж. Но это прикид металлический, к «ДДТ» подходит менее всего, и в один прекрасный момент ребята мне сказали:

 

— Миша, мужик-то ты уже солидный, пора бы тебе образумиться.


 

 

Хотя в Америке «косухи» и «банданы» таскают 60-летние старики. Не считается позорным. Хотя форма молодежная. Но дело не в этом. Просто куртка сама по себе практичная. Но здесь ходить по улице в «косухе» просто неприлично. А если еще надеть «бандану», то в городе вообще будешь белой вороной.

 

Самое сильное ощущение за мой период работы в «ДДТ»? Это вообще счастье, что я оказался в этом коллективе. Во-первых, меня целиком накрыли стихи Юры. До репетиции я их не знал. На репетиции я буквально наслаж­ дался этими творениями. Мне очень нравился Юрин голос, его подача, его сумасшедшая энергетика. Вот это меня накрыло сразу. Накрыло несколькими песнями: «Церковь», «Я получил эту роль», «Дождь». Когда мы первый раз играли «Дождь», не знаю почему, но у меня буквально текли слезы. И музыкальная сторона — группа очень требовательно относится к музыке. Тщательно работает над звуком, фразой, аранжировками. Серьезное отно­ шение к музыке, хоть в принципе в группе серьезных музыкантов-то и нет. Юра вообще без музыкального образования, а ведь он, в целом, застрельщик и носитель всех идей. С высшим-то образованием были Андрюша Муратов да я. Никита прошел неполный курс музучилища по контрабасу. Андрей Васильев когда-то на баяне играл. Вадик не учился нигде. Но у него блестящие уши, блестящий слух. Он сам композитор и поет. Знает доско­ нально творчество «Битлз». Человек увлеченный этой музыкой, рок-н-ролльный профессор. Игорь Доценко — человек с огромной практикой, с прекрасным слухом и вкусом. Все эти ребята просто с безошибочным вкусом. Поэтому всю дешевку они отметают сразу. Меня не удивляет, что они не пишут ноты, а все это запоминается на слух. Сам для себя я записываю, чтоб лишний раз не напрягать память.

 

Однако самое главное — отношения этих людей между собой. Если группа тебя приняла, то отношения только братские. Если что-то у кого-то есть, то это есть у всех. Обделенных, пасынков, людей второго сорта у нас нет. Что рассказать о братьях?

 

Игорюша Доценко мой сосед. С ним я очень люблю общаться. Серьезный товарищ, очень ранимый. Умница. Добрый. Но добрые у нас все.

 

Вадик Курылев. Мой любимчик. Он — самый молодой, я — самый старший. Я очень любил, когда мы оказывались с Вадиком в одном номере на гастролях. У нас были бесконечные разговоры за жизнь. Причем, кажется, что он человек флегматичный. Но он очень остроумный, с живым умом, с


 

 

прекрасным петербургским юмором. Такой петербуржец, интеллигент. Интересная личность вообще.

 

Андрей Муратов. Человек, который знал абсолютно все. Разгадывал кроссворды любой сложности. У него столько энергии, что если ее направить в мирных целях, можно было бы реки вспять повернуть и все, что угодно. Андрюша энергетически очень сильный человек, который не может усидеть на одном месте. В трудную минуту всегда придет на помощь. Мы с Андрюшей цапались больше всех. Он меня все время задевал, цеплял. Андрей Васильев как-то мне сказал:


 

 

— Дядя Миша, ну что ты с детьми заводишься. Пришел в детскую команду, так будь таким же.

 

Никита Зайцев. Очень обаятельный человек, рассказчик, балагур. Когда у него хорошее настроение — рот не закрывается. В Америке, когда мы отыграли очень тяжелые концерты... Собственно, концерт был всего один. Остальное время мы сидели на даче у нашего менеджера и пили. Собственно, зачем для этого надо было тащиться за тридевять земель в Америку, не понятно. На третий день все эти невиданные цветы и птицы уже набили оскомину. Мы все время вращались в своем кругу. Восемь мужиков! В замкнутом пространстве. Без бабья. Было довольно тоскливо. Никита в этой ситуации оказался светлым пятном. Мы собирались в комнатушке, где он жил с Андреем Васильевым. Он пел нам песни под гитару и рассказывал всякие байки.

 

Андрей Васильев. Мой сосед по Васильевскому острову. У него довольно сложная жизнь. Человек достаточно сложной судьбы. Он из тех людей, к которым можно просто прийти и помолчать. Всегда был мне рад.

 

Юра. Эта личность мне нравится во всех отношениях. С ним интересно общаться, ехать в поезде. В одном купе. Юра очень начитан. О Питере знает намного больше, чем коренные ленинградцы. Врубился в эту питерскую атмосферу полностью. Юра чрезвычайно содержательный человек. Сложного характера. Но характер характером, однако этот человек сумел из ничего сделать конфетку, собрать такую команду! Получилось, пробивной человек. Там просто сумасшедшая энергия. И хотя он человек настроения, конечно, но справедлив. Мог бы быть душой, общительным или, наоборот, замкнутым, хмурым, но... Все дело в том, что он просто поэт. А у поэтов в голове происходят такие вещи, которые не происходят у простых смертных. Я часто думаю: «Юра, как рождаются эти фразы, забраться бы в твою голову и подсмотреть! Как находятся такие слова, я просто обалдеваю:


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!