Психолога интересует вопрос: каким образом нужда в том или ином оторванном от тела условии существования превращается в потребность, т. е. основание ликвидации разрыва?
Как возникают потребности? Как они начинают организовывать поиск? Как осуществляется поиск? Что такое стратегия поиска? Как животное ориентируется на будущее как условие своего существования? Это все вопросы психологические. Это предмет психологии, это изучение психики.
Итак, если животное оказывается оторванным от условий своего существования (а это перманентное, исходное условие животного существования), то оно не погибает благодаря наличию потребностей, поиска, способности к решению различных задач и ориентации на будущее. Животный организм преодолевает разрыв между своим телом и условиями существования и тем сохраняет свою жизнь.
То что мы называем психикой — это сложнейший механизм преодоления указанного разрыва. Данный механизм обеспечивает жизнь в совершенно, казалось бы, невозможной ситуации: когда нужно сохранить жизнь организма при отсутствии условий существования. Их надо создать или найти. Вот почему психику связывают с активностью и нахождением условий существования.
Теперь, я думаю, вам будет понятна и такая мысль:
психика есть такая организация поведения, когда сам организм ищет, находит и создает для себя необходимые условия существования.
У растений есть некоторые формы активности, но они все равно лежат в пределах непосредственного контакта тела с условиями существования. Вот почему у них нет психики.
|
|
У животных нет непосредственной связи с условиями существования, но есть механизм построения этой связи. У растений есть непосредственная связь с условиями существования, следовательно, нет ни потребностей, ни поиска, ни ориентации на будущее.
Если бы вас спросили: вот вы слушаете курс психологии, а что вам рассказывают про психику? Можно ответить очень просто: что это такое
по определению еще не ясно,
а вот по наблюдению — это такое проявление жизни, видимое в естественных условиях или на экране, когда животные и люди обнаруживают потребности, ищут предметы их удовлетворения, по ходу дела решают маленькие или большие задачки, а кроме того, еще ориентируются на будущее.
Это психические явления, которые психология и изучает. Правда, еще не умеет делать это хорошо.
Теперь вернемся к тому, что я вам говорил, когда рассказывал
О методе описания.
Помните, я сказал: планирование, выполнение, коррекция и взаимосвязь действий. Мы вновь пришли к этому. Лев проснулся — потребность — и начинает планировать свою охоту. Кстати, изучение повадок животных показывает, что когда они бредут, то делают это, планируя, зная, где что может быть.
Итак, начинается поиск. А что такое поиск? Это планирование достижения цели. Цель поставлена. Что дальше делает лев? Учитывает конкретно сложившиеся обстоятельства, пространственные и ситуационные, и начинает решать задачу: где удобнее достать, поймать, достичь. Был замысел, а теперь происходит его корректировка. Вдруг оказывается, что не только лев, но и какое-то другое животное ловит ту же добычу. Лев перестраивает свою тактику. Это не выдуманная ситуация. Лев учитывает конкретно сложившиеся обстоятельства.
|
|
Значит, когда осуществляется поиск — это планирование. Когда достигается абсолютное выполнение задачи поиска — происходит коррекция. А где же взаимосвязь действий? Да налицо. Если бы не было взаимосвязи действий, то лев съел бы все и себе на будущее не оставил и щенкам ничего не принес. Но лев этого не Делает. Поев сам, он тащит остатки пищи в убежище для будущего или отдает детенышам. Что это такое? Это взаимосвязь действий.
Итак, мы пришли к очень важному положению о том, что именно тогда, когда мы себе представим во всем многообразии ситуацию, когда животный организм оказывается оторванным от условий своего существования, то для сохранения жизни включаются механизмы психики как механизмы преодоления этого разрыва. И тогда психика обнаруживается в следующих своих звеньях.
|
|
Потребность, вызывающая замысел по ликвидации разрыва. Этот замысел строится как планирование поведения для ликвидации этого разрыва, как поиск того условия существования, которое необходимо, и как стратегия соединения с отсутствующим условием существования. Это первое звено.
Потом начинается развертывание поведения, которое реализует замысел, план, связывается с решением задач в процессе достижения замысла и цели. Это второе звено.
И когда данная цель достигнута, вновь предполагается последующая жизнь, последующие действия, последующие потребности и производится какая-то взаимосвязь совершенного действия с будущими возможными действиями. Это третье звено.
Вот три звена психического в качестве способа преодоления разрыва между организмом и условиями его существования.
Если бы с этой точки зрения спросили: а что является предметом изучения психологии?
Я уже говорил об этом, повторю еще раз: потребности, поиск, решение задач по достижению цели, соответствующее плану, и взаимосвязь действий как отношения к будущему.
А что такое психика?
Я вам назвал и буду много раз повторять эти звенья. Потребность, план, поиск — решение системы задач (это всегда учет конкретного стечения обстоятельств) — и взаимосвязь действий, всегда предполагающая отношение к будущему.
|
|
Проблема сути психики, ее назначения и условий ее происхождения является фундаментальной и пока еще не разрешенной проблемой науки.
О природе психики, о ее конкретных механизмах сведений очень мало.
Экспериментальные работы, работы фундаментально-познавательного характера здесь только начинаются, поэтому много гипотез, соображений, теорий, но остается непонятным, где психика начинается, с какого момента, зачем она возникла.
То, что я вам говорил, — это один из возможных подходов, но данный подход оправдан тем, что он общего порядка. Подход направляющего характера, не показывающий конкретных закономерностей возникновения и функционирования психики в ее исходных, всеобщих, начальных формах.
Но все-таки: а что значит психика?! У термина «психика» есть ряд синонимов: сознание, мышление, душа. В различных контекстах, от религиозных до художественных и научных, в разных планах используются все эти термины-синонимы. Но я хотел бы различить основные сферы их приложения.
В философском плане, во всеобщем, в самом распространенно-объемном эти термины используются в одинаковой значимости. Философ может сказать «природа сознания», и тут же — «природа души», «природа мышления». То есть речь идет о неком духовно-идеальном явлении вообще, которое можно обозначить всеми этими терминами. Здесь не различаются ни ступени, ни формы, речь идет о принципиальном явлении, идеально-духовном. Оно может быть обозначено рядоположенно: психика, сознание, мышление. Это в философских традициях.
А вот в психологии дается более четкое деление.
Психика — это такая форма жизнедеятельности, которая присуща животным и человеку, без подразделений качественного характера. Психика вообще.
Можно сказать: психика животного, психика человека. Но вместо термина «психика человека» можно употребить термин «сознание». С этой точки зрения нельзя сказать: «сознание животного». Психика — животных. Но сознание — человека. Термин «сознание человека» лишь конкретизирует психику человека.
И наконец, термин «мышление» в психологии употребляется совсем узко.
Для философа вообще сознание человека является мышлением, потому что мышление есть высшая форма сознания. А психология под мышлением понимает особый процесс в отличие, например, от памяти и внимания, воли, характера.
В литературе публицистично-общефилософской вы можете встретить термины, которые я вам перечислил как рядоположен- ные. А вот в психологии их так употреблять нельзя.
Психика, как уже говорилось, — это явление, присущее животному и человеку, сознание качественно характеризует именно психику человека, а мышление есть особый психический процесс, отличающийся от других психических процессов. Мышление, к примеру, отличается от других особенностей психики человека — памяти, внимания.
И вместе с тем мышление есть форма проявления нашего человеческого сознания.
Зачем же нужна психика? Если она возникла и у животных, и у человека, следовательно, ее надо искать где-то на грани между растительным и животным миром. Я вам сформулировал одну из гипотез, что тайну происхождения психики нужно в последующем искать только в изучении различия между растительным и животным образом жизни.
Растение, как бы оно высокоразвито ни было, всю систему своих органических нужд реализует через прямой контакт между своим телом и условиями его существования. Этот контакт либо вообще никогда не нарушается, либо нарушается на очень короткое время. Стоит растение как тело оторвать от условий его существования, дающих ему минеральные ресурсы, как растение погибает.
Парадоксальность и таинственность животного образа жизни состоит в том, что животное по своей телесной организации таково, что не имеет прямого контакта либо со всеми, либо со многими условиями своего органического существования, тело животного свободно. Животное передвигается, оно может не быть в какой-то момент в той точке, где находятся условия существования, и сравнительно долго может быть от них оторвано. Казалось бы, оно должно погибнуть. Ан нет! В отличие от растений животные, не имеющие прямого контакта тела со значительными условиями своего существования, не погибают. Почему? Животное обладает поведением как такой формой жизнедеятельности, которая позволяет ему преодолеть этот разрыв. Преодоление разрыва между условиями существования и телом, требующим органических ресурсов, — это и есть поведение.
В чем функция поведения животных как проявления образа его жизни? Основная функция поведения — это преодоление разрыва между условиями органического существования и телом. Функция поведения ясна.
А при чем тут психика? Психика и есть тот механизм, тот управляющий аппарат, который позволяет осуществить поведение как способ преодоления указанного разрыва. Поэтому можно сказать: психика — это механизм осуществления поведения. Почему?
Поведение — это реальные перемещения животного. Размахивание лапами, принюхивание, борьба — все это поведение, обнаруживающееся в телесных движениях. Поведение всегда есть преодоление разрыва между телом и условиями существования, ликвидация препятствий на пути к этому. А психика — все то, что позволяет осуществить поведение.
При всей таинственности психики в ней вместе с тем много понятного.
1. Будет ли осуществляться поведение, если есть только тело, требующее органических ресурсов? Нет. Почему? Чтобы осуществить поведение, надо двигаться. Надо преодолевать разрыв. Вот поэтому нужда должна превратиться в потребность, в побудителя поведения.
Забегая несколько вперед (я вам буду специально читать лекцию о фундаментальном понятии психологии — о потребности), скажу следующее.
Хорошо известно, что если животное идет на охоту и остается без добычи, оно не погибнет. Почему? А зачем же оно шло на охоту? Потому что потребность начинает побуждать к поведению не тогда, когда ндступает прямая нужда в органических ресурсах, а когда тело еще питается за счет внутренних ресурсов, но уже испытывается возможность их недостатка.
Потребность — это такая нужда, которая толкает к поведению до того, когда полностью истощились ресурсы организма. Она как бы предусматривает необходимость насыщения.
Помните знаменитую басню Крылова о стрекозе и муравье. Стрекоза не имела потребностей в том смысле, что она не предусматривала будущего. А муравей трудился на это будущее. Но это лишь художественно-аллегорическое выражение принципиальной особенности наших потребностей.
Значит, потребности нужны? Но вот началось поведение. Что дальше нужно?
Необходим план поведения. Если вы начнете суетиться под влиянием потребности туда-сюда, то ничего не получите. Нужно спланировать свое поведение, соотнести этот план с фактическими условиями достижения цели. Поэтому в поведении всегда присутствует его планирование. И особая работа по планированию.
2. Если животное, и мы в том числе, планируем, то знаем, что, столкнувшись с конкретным препятствием, обстоятельством, должны скорректировать план. Поэтому есть важнейшее звено психики — корректировка намеченного плана.
3. Потребность, вообще, сама уже есть предусмотрение будущего. Надо найти жертву, прежде чем животному захочется по- настоящему есть, когда оно уже не может голодать, когда наступает смерть. Надо заранее это предусмотреть.
Образ поведения многих животных связан с заготавливанием продуктов (белка, например, прячет орехи на зиму). Все уже рассчитано на будущее.
Но есть в поведении животных (и человека также) более частные моменты, когда некоторые виды деятельности сами по себе смысла не имеют. Я вам говорил о белых медведях, которые, не съев жертву полностью, закапывают ее в снег. Для чего? Нужно данное действие связать с последующими, т.е. опять предусмотреть будущее.
Если свести психику к одной характеристике, то я бы сказал так (думаю, вы поймете основания для такого суждения):
психика обеспечивает поведение как преодоление разрыва между телом и условиями его существования за счет того, что позволяет животному относиться к будущему.
Потребность в отношении к будущему есть? Есть! Планирование отношения к будущему есть? Есть! Взаимосвязь действий есть отношение к будущему? Есть!
Поэтому можно (конечно, без раскрытия механизмов, природы, закономерностей) исходя из повседневных наблюдений за жизнью животных и людей сказать:
общая функция психики, обеспечивающей поведение, состоит в том, что для животных и человека выступает такая реальность, как будущее (и организация жизнедеятельности и поведения по отношению к будущему).
В этом тайна психики. Знаете, почему? Всё в природе: и космос, и звезды, и наша Земля, и все процессы существуют в настоящем по причинам, идущим от прошлого.
Животное и человек — это явления природы, для которых впервые выступает такая действительность, как будущее (т. е. действительность того, чего еще нет). Животное и человек каждый момент живут в настоящем, опираясь на опыт прошлого. Но организовать свое поведение они могут только в своем отношении к будущему.
В организме еще есть сила, он может двадцать дней голодать, и животное может выдержать двадцать дней без пищи (без воды меньше), но оно уже идет на охоту. Что такое охота, когда организм еще ничего не требует? Вы скажете: про запас. Так это и есть отношение к будущему! Прежде чем совершить обгон своей жертвы, хищник должен спланировать свои действия, предположить, как она будет двигаться. Идти наперерез или гнаться? Постоянные хитрости. Что такое хитрости, план? Отношение к будущему.
Когда милая кошечка, подбегая к одной стороне трубы, вместо того чтобы засунуть в нее морду и стоять, наблюдая за хвостиком мышки, забегает вперед, к другому концу трубы, когда мышки там еще нет, она знает, что мышка там будет!
Что это такое? Это отношение к будущему, это план. Кошечка уже спланировала и ждет осуществления своего замысла. Если, конечно, мышка не перехитрит кошку. Но сама хитрость уже предполагает планирование. Это отношение к будущему.
Когда обезьяна смотрит на бананы и не может их достать, а потом вдруг хватает две палки и в течение нескольких минут их соединяет. Зачем она соединяет палки? Полная бессмыслица! Вы скажете: да, но она потом... «Потом» — это отношение к будущему.
Вся психика укладывается в две основные идеи. Во-первых, психика — регулятор поведения, и, во-вторых, она связана с отношением человека к будущему, к ориентации на то, что возможно и нужно в будущем, как спланировать будущее, как его реализовать.
Кошечка не поймает мышки, и, в конце концов, умрет, если не будет планировать возможность и предусматривать траектории движения мышки.
Смотрите, какой парадокс. Что значит бегать? Это значит предусмотреть возможность того, чего нет, но что может случиться.
Вообще, нужно спросить (извините, это уже чисто моральное отступление): в чем обнаруживается наша глупость? В том, что мы поступаем на основании фактического положения вещей, не предусматривая, как оно может измениться. Дурак отличается от умного тем, что он всегда исходит из наличного положения вещей. А надо исходить из возможного будущего. Это житейское правило. Но это суть психики.
Гениальный ученый, философ, непревзойденный образец ума, великий мыслитель античного мира, энциклопедист Аристотель первым в истории европейской науки написал книгу о психике. Его трактат так и называется «О душе». Вот как он определил душу: «Душа есть функция тела, состоящая в предусмотрении возможности того, что имеет возможность быть осуществленным». Гениально сформулировано. Итак, душа — это функция нашего тела. Конечно, тела! Кому еще душа нужна, в аристотельском и в нашем понимании. Так ведет себя тело! Все тело! Двигается, перемещается, страдает, радуется наше тело.
Что же это за функция — душа? Смотрите, как интересно сказал Аристотель: «Предусматривающая возможность того, что имеет возможность быть осуществленным».
Вы вышли из дома. В чем ваша функция, функция вашего тела как психическая функция? Вы прикидываете, какие же возможности у меня есть для перемещения из точки А в точку Б? Вы предусматриваете эти возможности.
Дальше у Аристотеля еще одна гениальная идея: предусмотре- ние возможности того, что имеет возможность быть осуществленным.
Возможностей-то много, рассуждать можно так: если я очень спешу и у меня есть деньги, сяду в такси, если ни того ни сего — можно проехать в трамвае, а если погода хорошая и я не спешу, я эту возможность реализую через приятную прогулку. То есть вы выходите, предусматриваете спектр возможностей, а потом в своем плане исходите из той возможности, которая может быть осуществленной.
Вся психическая жизнь и животных, и человека на разных уровнях, в разных формах состоит в том, что мы всегда перемещаем свое тело или относимся к своему телу с точки зрения возможностей и средств их реализации.
Что такое неудача? Это неправильный выбор спектра возможностей и неправильный выбор той возможности из спектра, которая могла быть осуществлена. Ошибка, неудача, промах.
Интересная вещь. Идут тучи по небу. Вот сейчас пойдет дождь. Налетел ветер, тучи развеяны, дождя нет. Можно было сказать так: тучи промахнулись. Тучи потерпели неудачу.
Вы скажете: «Да что вы! Это естественное сцепление событий, когда тучи плыли, вовсе не предусматривая необходимости дождя. Ну исчезла вещь!»
В этом случае нельзя говорить об ошибке, промахе, нереализации возможности. А про человека говорим: промах, неудача. Почему? Потому что человек заранее планирует свою деятельность. Неосуществимость плана есть промах, ошибка, неудача.
Можно дать еще одну характеристику психики. Психика есть возможность предвидения.
Психика есть возможность и умение предвидеть. Психика как регулятор поведения есть предвидение. Есть планирование. У растений этой функции нет, у животных и человека она имеется. Без предвидения, без планирования нельзя осуществить поведение, т.е. соединить свое тело с необходимыми условиями существования. Всё. Круг замкнулся.
Кстати, если вы внимательно прочтете известную вам в общем и целом статью Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» («Диалектика природы»), то вы обнаружите, что Ф.Энгельс, когда говорит о своеобразии поведения животных и человека, то выделяет фундаментальную особенность образа их жизни — способность к активности, планированию и предусматриванию. Прогресс этой функции есть прогресс животных и человека.
Что такое прогресс в поведении животных? Это развитие механизма предусматривания. Что такое прогресс в развитии сознания человека? Это развитие средств предусматривания.
Я сформулировал суть психики. Что такое исследование психики? Я вам рассказывал о методах психологии и исследовании процесса решения задач. Я уже говорил, что
психолог начинается с того, что он ставит человека в ситуацию задачи и выясняет, какие качества испытуемого он при этом обнаруживает.
Теперь я могу уточнить: психолог всегда ставит перед своими испытуемыми такие задачи, которые позволяют испытуемому продемонстрировать свое умение предвидеть и планировать, выяснять возможности, а потом корректировать меру их выполнения.
Что такое мудрость как высшее проявление человеческого сознания? Мудрый человек отличается от немудрого тем, что он далеко, как говорят, видит, далеко смотрит. Он проигрывает то, что есть сейчас, в будущем плане.
Все дело в том, что предусмотреть общую возможность и спектр возможностей — это одно. Научное предвидение указывает лишь в общей форме аспекты будущего. Эта способность у нас есть. При помощи науки она становится широко распространенной, но в определенных пределах и в общем виде. Этого достаточно для руководства.
Дальше, логически углубляя эту способность человека к усмотрению возможностей будущего, доводя ее до предельной конкретности, мы переходим в область мистики.
Абсолютно угадать и предвидеть будущее нельзя. Абсолютно. Но можно развить в себе исключительно высокую способность ориентации на будущее, когда по отношению к другим людям некоторые люди могут предусмотреть будущее других людей более полно, более точно, .более определенно, чем остальные. Это уже мера развития способностей и нет никакой мистики. Повторяю, мистика начинается тогда, когда более или менее развитую у отдельных людей способность абсолютизируют.
Многие сказки, поверья, фантазии основаны на том, что люди верят в ту исходную, фундаментальную способность человека к предвидению будущего и по-разному ее оценивают, по-разному ее развивают.
Мы с вами как материалисты думаем следующим образом. Да, способность предвидения есть. Это внутренняя, конституирующая черта психики и сознания, но она имеет свои пределы (и по точности, и по определенности, и по конкретности). Пределы эти широки, поэтому можно находить людей с точной ориентацией на будущее. Вам могут предсказать такое, что вам поначалу кажется мистическим, но тот человек, действительно, может предсказать, у него эта способность развита лучше, чем у вас.
Я остановился на этом столь подробно потому, что здесь имеют место три особенности.
Первая — это фундаментальное признание того, что мы как люди обладаем грандиозными возможностями в области предвидения будущего. Мы все в этом живем (от младенца до старца). Младенец предусматривает, как бы ему выпросить у родителей игрушку, а мы с вами все время предусматриваем, что с нами случится, а что нет.
Это принципиальная постановка вопроса о том, что психика и сознание есть отношение человека к будущему.
Вторая. Есть разные ступени предусматривания, предвидения будущего. Задача науки психологии (кстати, далеко не решенная) — изучить разные формы ориентации на будущее, разные уровни, разную меру проникновения в будущее, т.е. объяснить многие события, которые нам кажутся удивительными, но которые коренятся в возможности нашей психики.
И третья — это то, что чрезмерно высокая оценка этой способности, своеобразная спекуляция на возможности проникновения в будущее, чрезмерная конкретизация предусматривания будущего на определенной грани переходит в мистику. Но эта грань очень подвижная, установить ее сложно, порой человек все-таки точно предусматривает будущее, но через некоторое время он превращается в гадателя.
Что такое мистика? Мистика — это уверенность в том, что при относительно малом запасе знаний о настоящем можно абсолютно точно и конкретно предусмотреть будущее.
Научное предвидение свидетельствует, что для точного предвидения есть основания, но при огромном количестве конкретных сведений, при знании условий развития явлений и при определенной доле вероятности.
Кстати, если кто и будет интересоваться описательной психологией, то у нас есть две книги француза Реми Шовена. Это довольно известные книги: «От пчелы до гориллы» (в популярной книге описаны основные этапы эволюции животного мира с точки зрения организации поведения и особенностей психики) и «Поведение животных». В этих книгах в основном представлены
описательные моменты, характеризующие разные уровни поведения разных типов животных, но читать их интересно.
Вот теперь, когда я довольно подробно объяснил вам, зачем нужна психика, какова ее основная жизненная функция и как она ее выполняет (за счет ориентации на будущее), теперь, надеясь на то, что вы понимаете, каково общее строение психики, я попробую обрисовать эту общую структуру.
Эта структура существует у животных и у человека. Вы поймете из следующей лекции, в чем своеобразие психики человека по сравнению с животными.
Первое, что необходимо всякому существу, обладающему психикой, — это иметь какие-то нужды (см. рис. ниже).
Если бы у нас было все, то зачем нам было бы действовать. Итак, в чем-то мы всегда нуждаемся.
Но как я вам уже говорил, сама нужда еще ничего не делает. Иванушка-дурачок во всем нуждался, но занимался чем угодно, кроме того, чтобы удовлетворять свои нужды. Нужда должна превратиться в потребность. Поэтому второе в структуре психики — это потребность.
Почему я включил нужду в потребность? Потребность включает в себя нужду и опирается на нее.
Правда, есть точка зрения, по которой нужду не следует относить к психологическим механизмам, но поскольку психологический механизм превращения нужды в потребность есть, я так и нарисовал.
Существует механизм реализации потребности. Потребность должна повести к постановке цели. Есть особый процесс превращения потребности в цель.
Субъект поставил себе цель: чтобы удовлетворить потребность, надо достигнуть того-то. А в каких условиях? Следовательно, есть оценка условий (помните, я вам говорил: включение цели в условия), есть задача. Поэтому потребность ведет к постановке задачи.
|
1//////1
Ч Нужда
г к Планирование решения задачи |
11111 I I I I И I I I I I и п \\\ Коррекция решения задачи |
11111
|
Общая структура психики
Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!