На житейском уровне мы довольно хорошо ориентируемся во всех этих вещах. Ну а на научном уровне не всегда.



Иногда говорят: у Ивановой плохие способности. А что это зна­чит — плохие способности? От чего это зависит? И что такое вообще способности? Можно ли их воспитывать? Это вопросы научной психологии.

Иногда говорят: плохая память. А что такое плохая память? Можно ли ее сделать хорошей? Вопрос научной психологии.

Иногда говорят: у этого человека плохой характер. А хорошо или плохо иметь плохой характер? А что такое хороший характер?

Мы с вами постоянно общаемся, проявляем самые разные ка­чества своей личности. А что такое личность? И что такое качества личности? Вопрос научной психологии.

И хотя, конечно, во многих других областях жизни мы сталки­ваемся с этими понятиями, но полный набор их мы наблюдаем в школе и на производстве.

На производстве чаще всего мы говорим о психологии труда или о социальной психологии взаимоотношений людей, а в шко­ле—о возрастной и педагогической психологии. Возрастная педа­гогика и психология судят о том, как развиваются деятельность и психика, а педагогическая психология — о том, как учить челове­ка, принимая во внимание закономерности его познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения и т.д. и т. п. Вот вам еще одна область приложения психологии.

Можно перечислять до бесконечности. Например, очень важ­ная область — медицинская психология.

У нее много отраслей. Есть целая область, тончайшая область, взаимоотношений больного и врача. Часто неудачи лечения связа­ны с тем, что врач не учитывает индивидуальных особенностей психики того или иного больного при назначении лекарств и при сообщении о характере течения болезни. Люди по-разному реаги­руют на сообщение о том, что с ними происходит.

Медицинская психология, в частности, специально разраба­тывает вопрос о том, как учитывать индивидуальные особенно­сти больного и очень восприимчивого человека при его лечении.

Кстати, существует парадоксальный факт. Он хрестоматийный, описанный в популярной литературе. Если дать человеку нейт­ральное лекарство, т.е. не имеющее никакого значения с точки зрения его болезни, и заявить: «Иван Иванович, вот мы вам даем лекарство, и вам станет лучше». Если врач это скажет, учитывая индивидуальные особенности Ивана Ивановича или Ивана Пет­ровича, то объективные физиологические показатели засвидетель­ствуют, как организм реагирует (и чаще всего в положительную сторону) на прием такого «лекарства».

Иногда это необходимо. Это может не иметь значения для пол­ного выздоровления, но важно для каких-то частных, локальных целей, которые всегда возникают в медицинской практике. Такое психологическое внушение может быть весьма полезным.

Известна очень интересная закономерность. Новые лекарства всегда после ввода в широкое употребление первоначально дей­ствуют, а со временем теряют свою лечебную силу. Это факт чис­то психологический. Вот узнаете вы о каком-то новом модном лекарстве, принимаете его, и вам кажется, что стало лучше. Это чисто социально-психологический фактор, перекрывающий, мо­жет быть, подлинные возможности того или иного препарата. Вот вам область медицинской психологии, связанная с оценкой ха­рактера взаимоотношений врача и больного.

Это также область нейропсихологии, имеющей чисто восста­новительный медицинский характер.

Человеку удалили часть мозга. Известно, что после удаления части мозга появляются некоторые психические нарушения. Это страшная вещь. Человек после мозговой операции теряет зрение, слух, речь. В более тонких случаях он лишается воли, т.е. он не может заставить себя делать хоть что-то. Но особенно страшно потерять речь. Человек взрослый, а речи нет. В результате опера­ции на мозге можно потерять любую психическую функцию. И личность можно потерять. Это наиболее страшно. Как быть?

Особая отрасль нашей науки — нейропсихология занимается изучением путей и средств компенсации утерянных функций за счет сохранившихся и нормальных участков мозга. Надо сказать, что эта область очень важная, потому что значительное число людей возвращается к относительно социально-положительной жизни с помощью нейропсихологии. Относительно, потому что абсолют­но нормальной ее, конечно, трудно назвать.

К медицинской психологии относится и такая область нашей науки, которая называется патопсихологией. Я хочу вам напом­нить, потому что в будущем мне не придется к этому возвращать­ся, что патопсихологию нужно отличать от психиатрии, которая является чисто медицинской наукой. Вы знаете, что есть такая наука —

 психиатрия. Психиатрия изучает совокупность психичес­ких, душевных заболеваний, которые связаны с нарушением (по­стоянным или временным) личности человека, его сознания. Это шизофрения, паранойя, различные глубокие психозы. Это то, что в обыденном смысле называется сумасшествием. Психиатрия за­нимается изучением сумасшествия и поиском средств избавления от него. Сумасшедший — это человек с ненормальным целостным сознанием, человек, который смотрит на мир иными глазами, чем нормальный.

Патопсихология близка к психиатрии, но не связана с ней непосредственно. Можно иметь нормальное целостное сознание и личность, т.е. быть нормальным человеком, но с нарушенными отдельными психическими функциями.

Есть профессиональное заболевание, связанное с потерей вни­мания. На некоторых поточных линиях, в электронной промыш­ленности, в фармацевтике люди не выдерживают темпа конвейер­ной работы, требующей постоянного сосредоточения внимания, и у них появляется хроническая рассеянность. Это заболевание, па­тологический процесс. Но человек-то в общем нормальный.

Кстати, может так оказаться, что в жизни этот человек доста­точно собранный, внимательный, способен внимательно слушать и читать, смотреть передачи. А вот на работе при ритмически мель­кающих предметах внимание у него исчезает. Это патологический процесс.

Изучение патологических психических процессов при нормаль­ной личности и сознании — это область особой отрасли медицин­ской психологии, которую мы называем патопсихологией.

Есть целая область юридической психологии. У нас она, к со­жалению, слабо развита. Но сейчас, когда в стране укрепляется и развивается законность, юридическая психология является очень важной областью науки.

Существует целая отрасль — психология допроса, изучающая психологию и свидетелей, и обвиняемых, и всего того, что связа­но с этой печальной страницей жизни.

Что такое «человек в состоянии допроса»? Как воздействовать на него, чтобы, если это требуется, получать настоящие данные? И вместе с тем не нарушить закона, потому что есть определен­ные права у того, кого допрашивают. Есть преступник, а есть сви­детель. В чем различие их личностных позиций? Как это учесть и не нарушить их прав?

Это область, которая имеет очень большое значение. В частно­сти, оценка личности преступника — дело труднейшее, от кото­рого многое зависит в делопроизводстве суда.

Иногда говорят: человек ошибся, он больше этого не повторит. Это одна ситуация. Это личность не преступная, хотя и совершив­шая жизненную ошибку. А иногда говорят: это личность преступ­ная, по сути, это не ошибка, а целостное и закономерное поведе­ние. А что это такое? И как, по каким признакам отличить дей­ствительного, закоренелого преступника от человека, допустив­шего лишь срыв в своем поведении. По каким признакам?

Ответы на эти и подобные вопросы ищет судебная, юридичес­кая психология.

Есть психология искусства, которая касается как личности, своеобразия деятельности творца, художника во всех сферах ис­кусства, так и психологии восприятия.

Кстати, из-за неразработанности психологии восприятия ис­кусства громадное количество ценной информации — и музы­кальной, и живописной, и театральной, и киноведческой — про­падает зря.

В чем же дело? А как вообще смотреть произведения искусства? Это целая тактика, это особый вид деятельности, это особый вид сознания.

Недостаточно человеку просто «крутить» симфоническую му­зыку, надеясь, что он ее поймет. Нет, это труднейшая вещь!

Для восприятия симфонической музыки нужно очень развитое воображение. А что такое воображение, как его развивать? И нуж­но ли его развивать? Вопросами восприятия художественных про­изведений занимается психология искусства.

Кстати, значительные усилия школьных учителей литературы, музыки, рисования оказываются безрезультатными, а коэффици­ент полезного действия их труда — очень низким из-за неразрабо­танности психологии восприятия произведений искусства. Учат учеников, как говорится, кому как бог на душу положит, и в результате учат всему, а школьник из десятого класса выходит в своем первозданном виде.

Все дело в том, что можно и нужно знакомить с произведени­ями искусства, но надо знать, как это делать, какие законы пси­хологии при этом действуют, особенно законы психологии эмо­ций.

Вот вам целая область психологии искусства.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!