Лекция, произнесенная перед Дорсетской ложей мастеров в Зале масонов, в Дорчестере, 12 июня 1912 года



 

Как исследователь масонов, изучивший их историю гораздо глубже, чем любой из них, считаю своим долгом и обязанностью оказать реальную помощь в той великой деятельности, ради которой эта ложа была основана.

Основная трудность связана с выбором наиболее интересного и показательного предмета или объекта для изучения, ибо современным состоянием масонства занимаются многие. Мне кажется, полностью оценить роль масонства можно, лишь обратившись к истории, ибо, только проникнув через мрак темных веков, можно продемонстрировать подлинное явление масонства во всех его символических проявлениях. Кроме того, это позволит понять роль Божественного создателя в свете законов эволюции. Ведь именно масоны принадлежат к числу тех немногих, кто обладает подлинными первоисточниками.

Соответственно, необходимо поднять следующие вопросы:

1. Что такое масонство?

2. Откуда происходят наши знаки, символы и ритуалы?

3. В какой степени наши современные практики сохранили первоначальное значение и какие претерпели нововведения?

Во всех своих степенях, от первой до тридцать третьей, масонство восходит к древнеегипетской эсхатологии, или учению о конечности всех вещей. В настоящее время мы делимся на три, даже скорее два класса (если исключить оперативных братьев).

Первый класс включает в себя Мастера масона, Марка масона и Капитана Королевской арки, восходя к семи степеням древних звездных культов или низшим мистериям. В то время семь мистерий представляли их астромифологию.

Второй класс, известный как высшие степени, под началом Высшего совета, восходит к десяти степеням солнечного культа, то есть десяти Великим мистериям. Сейчас я не стану вдаваться в объяснения по поводу последних, ибо они находятся вне юрисдикции этой ложи и, возможно, будут интересны только некоторым из вас.

Они представляют результат эволюции первых, то есть показывают, как человек постепенно продвигался в своем интеллектуальном развитии и в его духовной сфере развивался высший идеал связей, которые мы изучаем и используем.

В настоящее время многие исследователи масонства не сомневаются в том, что все наши знаки, символы и ритуалы передавались из поколения в поколения с незапамятных времен. Однако откуда они происходят и как нам удалось стать величайшим Братством во всем мире, тесно связанным и постоянно растущим количественно, по‑своему воздействуя на это мир, – вот вопрос, над которым размышляют ученые. Многие хотели бы получить на него ответ.

Рядовые братья, как правило, не задумываются над подобными вещами, большинство смотрит на масонство всего лишь как на разновидность Братства, имеющего своей целью благотворительность и социальную защиту. В некоторой степени их точка зрения верна, ибо наши собрания в ложах и последующая социальная деятельность направлены на то, чтобы развить братское чувство и проявить дружелюбие по отношению друг к другу.

Сказанное подкрепляется красивыми узами и ритуалами, которым мы обучаемся и наблюдаем неоднократно. Поскольку милосердие является главным в мире, все мы, масоны, горды участвовать в этом, каждый дает в соответствии со своими средствами, зная, что его дар будет с благодарностью принят и должным образом использован для благих целей, которые вытекают из наших установлений.

Однако масонство не ограничивается вышеперечисленным, ибо множество тайн передано нам из глубины веков, из доблестного прошлого. Знание, которое хотели бы постичь многие. Его можно получить, только изучив символику звездного культа и раннюю историю человечества по древнеегипетским источникам или их переводам. Единственный путь для познания происхождения и значения всего, что связано с понятием «масонское братство».

Вы должны обучаться вовсе не в силу невежественности, а для того, чтобы постичь истинное значение и внутренний смысл наших идеограмм, знаков и символов .

Так поступали многие исследователи масонства в прошлом и настоящем. В частности, Армитедж полагает, что символы, найденные в античных зданиях, использовались только строительными рабочими, иначе говоря, оперативными масонами. Я совершенно с этим не согласен, поскольку так мог подумать только человек, не способный постичь язык знаков. Отметим, что Р. Гулд также пребывал в заблуждении на эту тему.

Символы построек в Мексике и Центральной Америке интерпретируются подобно древнеегипетским иероглифическим знакам и символам. Я неоднократно доказывал их принадлежность к части эсхатологии древних египтян, они ничего общего не имеют с оперативным масонством или знаками оперативных масонов, за исключением чисто внешнего сходства.

Оперативные масоны ведут свое начало со времени строительства храмов звездного культа. Они посвящались только в некоторые мистерии первой и второй степеней, никогда не продвигаясь далее в старые семь мистерий. Вопреки распространенному мнению, оперативные масоны не могли прочитать и не понимали древних сочинений.

С древнеегипетскими ритуалами были связаны не масоны, а строители пирамид и храмов, работавшие на древних Верховных жрецов , и все это было не менее трех тысяч лет назад. Жрецы нашего культа, будучи просвещенными, способствовали появлению определенного класса людей и посвящению некоторых из них в первую и вторую степени, поскольку им было необходимо возвести Великую пирамиду и другие храмы, а затем сохранить тайны построек.

Эти люди происходили из семнадцатого нома Верхнего Египта, являлись потомками нильского племени мади. Из них набирали строителей и будущих служителей храмов, наподобие компаньонов и ремесленников, но в понимании египтян. Они давали обет хранить свои знания в тайне. Однако я сильно сомневаюсь, что современные масоны смогли бы воздвигнуть строения, которые построили эти древние мастера.

Сказанное, я полагаю, объяснит различие между оперативными и спекулятивными масонами, хотя многие авторы и смешивают их, приписывая им то, что они не делали. Книга мертвых доказывает, что в свете сказанного мной их нельзя отождествлять.

Наше Братство является результатом длительной эволюции религиозных представлений от первобытного человека, вначале принявшего священные знаки и символы для умилостивления элементарных сил, а затем верившего в великого духа. Вплоть до периода окончательного оформления и совершенствования эсхатологии (учения о конце мира) древних египтян в период расцвета их культуры.

Все же очевидно, большинство источников утрачено и заменено более поздними нововведениями. Таковы, например, подлинные секреты Великих мастеров, владевших тайнами подземного мира в звездном культе и Аменты в солнечном культе. Последний появился в результате эволюции первого.

Причина наших путешествий с востока на запад в поисках утраченного заключается в том, что, когда Осирис расстался с жизнью из‑за интриг Сета, как и все Манты, он путешествовал с востока на запад, чтобы войти в Аменту. В звездном культе он перемещался в подземный мир.

Затем в Аменте, преодолев мучения, опасности и тьму в нижнем мире Туат, духовно возродился как Амсу‑Гор, или Духовность Гора, и поднялся из Аменты, вновь взойдя на Сияющую гору востока как воскресший Манна, или Божественный дух. Хотя все это составляет суть солнечного культа, древние источники доказывают, что он привнесен из звездного и тождествен с мифом о смерти Гора и его последующем духовном возрождении как Амсу.

Таково происхождение части Ритуала, которую мы заменили мифом о Хираме, не убитом, но дожившем до весьма преклонного возраста. Доказательства находим в книгах Ветхого Завета – пророка Осии и других. «И кончил Хирам работу, которую производил для царя Соломона в доме Божием» (3 Цар., 7: 40). И у Осии: «Потом он жил в Тире много лет» (2 Пар.).

Сначала Исида и Нефтида попытались воскресить его, но потерпели неудачу, тогда Анубис поднял и воскресил его духовно. Это было не физическое, но духовное его тело, или Саху, которое поднялось из мертвой плоти.

Он вернулся на восток вместе со всеми тайнами Аменты. Здесь находим истинный и естественный ответ на вопрос «Что же утратили?». Секреты Аменты или подземный мир являлись истинными тайнами Великих мастеров.

Подлинным паролем для Мастера ложи в Египте был Маат‑Херу, что означало «голос, которому следовало повиноваться». Он находился в Аменте, где низвергли крест Татт, сбросили покров с храма, кубический камень оросился кровью и водой, и все возродилось. Здесь ему показали все знаки, передали и обучили тем паролям, или словам власти и могущества, которые охраняли от злых сил и власти тьмы, что позволило ему пройти через подземный мир и вновь подняться к блистательному возрождению в духовной форме.

Одно время египетская мифология, основанная на воскресении душ людей из тела мертвой материи, была распространена по всему миру. Тело из плоти и крови не могло воскреснуть ни в какой другой форме, кроме как в виде духа, который появлялся из него и оказывался видимым посвященными.

Мечта об ином высшем мире и стремление туда попасть является неотъемлемой частью любого религиозного культа. Вера в иную жизнь основывается на возрождении духа. Вера в возрождение духа основывается на способностях необычного видения.

Как свидетельствует Книга мертвых, именно из египетской эсхатологии происходит та прекрасная и пространная церемония, которую мы отправляем при посвящении в Великие мастера. Именно здесь соединилось посвящение в Мастера и в восемнадцатый градус. Это символическое обретение жизни, которую следовало вести в мире и которую следовало пройти в следующем, чтобы получить обещанную вечную жизнь.

Чтобы сильнее воздействовать на братьев, знаки вводились с самого начала в символической форме. Для этого использовался тайный язык знаков, известный только жрецам. Естественно, он постепенно эволюционировал, и в нем происходили изменения, но дешифровка идеограмм доказывает, что суть оставалась неизменной.

Хотя мы открыто не признаем существование никаких религиозных доктрин в франкмасонстве, считая, что они представляют собой высшую форму религии, доступную человеческому разуму, вы с удовольствием осознаете, что «Амента» представляла собой всего лишь «иероглиф», необходимый для обучения мистериям, и сомнительно, что она действительно символизирует настоящий проход через Землю.

Это очень ограниченная точка зрения, в настоящее время встречаем братьев всех вероисповеданий, собирающихся вместе в наших храмах, ни малейшим образом не ощущающих, что они встретились не в том месте, не в то время. Почему так происходит? Дело в том, что франкмасонство основывалось на универсальной религии древних египтян, опиравшейся на вере в Единого Великого духа, создателя всего сущего и основанной на воскрешении духа из мертвого тела. Все это исходило из древнеегипетской Книги мертвых.

Во время падения древнеегипетской империи жрецы рассеялись по всему свету, сохраняя части Ритуала. Впоследствии они вошли в различные верования. Если задаться целью их изучать и задуматься над источником, можно прийти к единому знаменателю – Древнему Египту.

Некоторое изменение имен и форм обрядов ничего не значит, ибо они не переменили источник. Вот почему, когда братья всех верований и обозначений встречаются вместе, они связаны нерушимой нитью. С моей точки зрения, таковы непреложные законы Божественного создателя, которые мы вскоре, причем в недалеком будущем, снова соединим в одно целое. Его обозначение не играет никакой роли, ибо станет «франкмасонством», обладающим истинной формой древних ритуалов, в отличие от любого другого культа.

 

Кирка

 

Символ (рис. 27) является первоначальным священным знаком, использовавшимся пигмеями, первыми людьми, появившимися в Африке от человекоподобных обезьян. Мне доводилось находиться среди этих небольших особей, среди них он обозначался как «Великий он», «Главный». По форме представлял собой всего лишь пересекающиеся три палки, что видно и на рисунке 28.

Рис. 27

Рис. 28

 

Теперь проследим его бытование до наших дней, не в теоретическом, а в практическом аспекте, опираясь на многочисленные свидетельства и доказательства. Прослеживая эволюцию и историю человеческой расы, я обнаружил два момента, вытекающие из этого первоначального знака, хотя их символический смысл одинаков.

Во‑первых, среди некоторых нильских племен, следовавших за пигмеями по всему миру, оказался особый развитый тип людей (подробнее в «Происхождении и эволюции первобытных людей»). Они преобразовали знак (рис. 28) в двойной крест (рис. 29), разместив две палки иначе, создав главный и один из их самых священных знаков в их тотемных церемониях. Он был принят теми, кто следовал им в современных христианских и других культах как священный знак братьев высших степеней.

Рис. 29

 

Символическое значение данного знака всюду совпадает. Среди людей звездной мифологии (тех, кто вначале фиксировал время и изменение положения семи полярных звезд) он использовался в примитивных формах. Встречается египетский иероглиф для Амсу, то есть первое имя воскресшего Гора или, как скажут позже христиане, воскресшего Христа. Позднее этот знак в форме двойного молотка или оси стал символом Единого сущего Великого Господина.

Когда первобытный человек узнал больше, он начал активнее почитать этого бога, а в некоторых племенах для него даже строили отдельную хижину. Его позволялось видеть только жрецу и Главному вождю. Подобная традиция сохранилась среди нильских негров в Африке и по сей день. В звездной мифологии этот знак также являлся символом Гора, Великого жреца Молота. Таковым было одно из его имен. Очиститель пути, Бог двойной власти или двойного равноденствия, как его продолжали именовать и в солнечном культе, когда стали отмечать время изменений движения Солнца. Великий бог Птах стал не только Великим Архитектором Вселенной, его также называли Великим вождем Молота (см. Книгу мертвых).

Доказательства сказанному находим в древнеегипетских храмах, в ритуалистике Древнего Египта, Центральной и Южной Америки, Азии. Эванс раскопал в центре храма на Крите три стоящих друг на друге куба с одинаковыми идеограммами на каждом (см. рис. 4). Образно они представляли Великого единого бога севера Гора I, Величайшего единого бога юга Сета, Эль Шаддаи, первичного бога евреев, Великого единого Шу, бога равноденствия.

В нашем Братстве переняли этот символ, используя его подобно древним египтянам. Египетский двуглавый молот стал символом Мастера, Великого могущественного единого, Единого великого вождя. В нашем случае – всемогущего единого Ложи Достопочтенного мастера. Полагаю, вы согласитесь со мной, что перед нами один из тех символов, которые дошли до нас из древности. Однако его символизм не менялся на протяжении всей эволюции человеческой расы с самого начала до настоящего времени. Мы также получили два других молотка, представляющих этот тройной куб, как старший и младший надсмотрщики в ложе. Таким образом, выстраиваются представители трех Великих первичных в Королевской арке.

Теперь обратимся к дате происхождения и форме ложи . Наши храмы или ложи впервые появились еще в период тотемистических верований, более шести тысяч лет назад, сначала в семнадцатом номе Верхнего Египта, где храмы строились в виде круга, а затем в форме двойного квадрата. Насколько нам известно, первое время они были без крыши, окруженные стенами, изготовленными из камня вместе с фигурами Стража и Глашатая, стоявшими у входа и вооруженными ножами.

Когда древние египтяне разрабатывали свою астрологическую мифологию, они сначала поделили небеса на северное и южное, изображенные в виде столбов J и B, иногда в виде двух кругов (рис. 30), затем треугольника, впоследствии квадрата и, наконец, круга. Когда они представили небо в таких формах, в каждом случае изображенной в символической форме оказалась земля. Она всегда представляла собой Землю и Мир вечности. Первое, что они заметили во время Равноденствия, – полярные звезды, которые никогда не заходили.

Рис. 3

 

Первобытные люди расселились повсюду вокруг Великих озер, верховий Нила в Африке и, хотя они совершенствовали знания и разрабатывали свою астрологическую мифологию, никогда не забывали традиции своей родины, которые должны были в вербальной форме передаваться из поколения в поколение. На высший небесный мир они смотрели как на величайшую землю или ее вершину, которую они называли Та‑Нутер, или Святая Земля, земля духов, или Хуи. Она происходила от двух полярных звезд, никогда не заходивших за горизонт. Это была вершина Небесной горы.

Ее идеограммой служило изображение двух глаз, постоянно смотревших сверху. Полярная звезда, или Глаз, следовательно, стала выражением Вечного, возможно, и это казалось очевидным, никогда не менялась со временем. Она представляла собой самую раннюю идеограмму всевидящего, непогрешимого и истинного высшего разума, породившего нерушимый небесный порядок, и стала центром приполярного рая, главной точки небосвода относительно человека, находившегося в центре и обозревавшего окружающий мир. Та точка в круге, которую можно было определить. Но тайны Великих мастеров обнаруживались вовсе не здесь, поэтому мы ошибочно отталкивались от нее в позднейших нововведениях в наш Ритуал, не понимая его истинного происхождения. Их следовало искать в Аменте, а вовсе не в небесном раю на севере.

Именно там вас примет Великий Архитектор Вселенной, после того как вы преодолеете трудности, опасности и пройдете долину смерти, когда Ап‑Сенуи взвесит душу и вас сочтут достойным принять пароль, открывающий двери, ведущий к вечной жизни (рис. 31).

Рис. 31

 

Здесь они представлены двумя полюсами, северным и южным (происхождение наших столбов Яхина и Боаза). Эти два глаза напрямую связаны с линией от северной звезды к южной (рис. 32), которая делится на две равные части Шу и Равноденствие, как показано на рис. 33. Таким образом, Шу придавались два треугольника Шу и Гора, а всего образовывались четыре четверти, из которых состоял общий квадрат (рис. 34).

Рис. 32

 

Рис. 33

 

Рис. 34

 

Теперь небо и земля, обозначенная квадратом, делились на четыре четверти, откуда происходил двойной квадрат в планах храмов. В такой форме храмы строились по всему миру, отражая символизм земли и небес вместе с пьедесталом первичной троицы в центре (рис. 35). Отметим, этот план был представлен во всех звездных и лунных культах.

Рис. 3

 

Когда солнечный культ сменил звездный и лунный, Птах, Великий Архитектор Вселенной, метафорически проложил тоннель через землю, называемую Аментой, чтобы Солнце, Луна и души умерших прошли через подземный мир, преодолев все опасности, трудности и суды, прежде чем войти в приполярный рай, расположенный на севере. До этого (то есть на ранней стадии звездного культа) души проходили через потусторонний мир, расположенный под землей, – «Великую пустоту».

Во времена звездной мифологии Египет также символически разделили на квадраты. Маны входили на севере и двигались к югу через подземный мир, выходя в пещере, расположенной на острове в озерах (Великое озеро, Виктория, Ньянза и Танганьика), которые тогда считались единым целым, то есть землей Хуи, местом, откуда, как они знали, пришел первый человек, равно как и источник воды жизни – Нил. Сказанное сначала отразилось в звездной мифологии.

Аменте также придали форму двух квадратов, соединенных вместе (рис. 36), двойной земли. Затем Египет поделили на два квадрата, северный и южный, соответственно получив Корону севера и Корону юга. Во всех храмах, построенных согласно этому плану, представлено два помещения квадратной формы – первоначально Дом Земли (квадрат) и Дом Вечности (прямоугольник), в звездном культе завершенные треугольником.

Рис. 36

 

Этот же план представлен и в конструкции Аменты как двойной квадрат, в результате все храмы строились по этому плану и не меняли свою форму при смене культа. Эта же форма представлена в семи малых и в десяти Великих мистериях, наши ложи построены по тому же принципу, изменилась только ориентация по сторонам горизонта.

Таково происхождение формы нашей ложи, это первоисточник формы всех храмов, хотя во времена звездного культа, то есть первые пятьдесят две тысячи лет, главным направлением был север. После этого в солнечном культе, вплоть до настоящего времени, им является восток.

В наших ложах нет кубов, хотя Королевская арка сохранилась, и это верная форма. Однако в ирландских ложах куб является центром и используется как алтарь, на котором помещен Указ и книга Конституций, а также рабочие инструменты, представляющие египетскую первичную троицу.

Так, ирландские ложи восстановили истинную форму, более того, в Первой Ирландской ложе имеется адрес, указывающий на то, чем является масонство, аналогичный тому, что давали древнеегипетские жрецы.

Я использую понятия «квадрат» и «двойной квадрат», потому что мне не нравится американская форма, которую я не считаю верной. Как и древние египтяне, я предпочитаю использовать понятие «квадрат», поскольку оно первично, и не думаю, что нам удастся улучшить их идеи. Хотя Амента некоторыми может быть истолкована как «куб», это вовсе не идея египтян, что доказывается образными идеограммами Верхней и Нижней земли в Книге мертвых. Иначе говоря, двумя идеограммами для двух небес (одна из них перевернута), то есть небом для каждого (рис. 37). Это тот же квадрат, что и в прежнем культе.

Рис. 37

 

Франкмасонство считается эсхатологией, первоначально зафиксированной в знаках и символах, происхождение которых в сознании человека исходило из объективных форм. Она является субъективным представлением духовных связей, которые в тот ранний период не имели словесного выражения, а впоследствии превратились в тайное и священное учение и язык жрецов.

Знаки предшествовали словам, а слова предупредили письменность. Они учили высшим идеалам и концепциям, которые человеческий интеллект когда‑либо воплощал, как в моральном, так и в эсхатологическом смысле.

Мы все стремимся приобрести знание «чего‑то», в чем чувствуем потребность, однако многие не осознают, чего же они на самом деле хотят и как достичь желаемого. Вот почему написанное на камне и на папирусе (сохранившееся на протяжении сотен тысяч лет) показывает, что нам полагается делать в этом мире, чтобы достичь желаемой вечной жизни и счастья в следующей духовной форме, предопределенной Божественным создателем, которую все должны принять, независимо от времени. Именно данные узы в огромной степени сохранились для нас франкмасонами, прямыми наследниками первоначальных ценностей.

 

 

Прошлое и будущее масонства

Лекция перед Мид‑Кентской ложей мастеров № 3173 в Четеме, произнесенная 15 марта 1913 года

 

Среди нашего Братства встречается немного ученых и еще меньше тех, кто способен выйти за пределы «современного дискурса» франкмасонства. Сам же я намереваюсь обсудить «древнее происхождение» франкмасонства, не затрагивая древнего аспекта, охватывающего всего лишь несколько сотен лет. Братья Гулд, Андерсон, Армитедж, Горсли, Лоуренс и многие другие являются компетентными исследователями, изучившими данную проблему[5].

Мы не располагаем письменными свидетельствами ранних этапов истории масонства, так что основным источником является традиция. Ведь масонство под разными наименованиями существует по крайней мере шесть тысяч лет. Первые упоминания этого термина относятся к 1376 году. Но понятие «Братства» существовало значительно раньше. Тогда франкмасонство встречалось не только во Франции, но и по всей Африке, Европе, Америке и на многих островах в Тихом океане. Можно спросить, откуда я все это узнал? Исключительно благодаря тому, что смог прочитать написанное на стенах зданий, сохранившихся в разрушенных древних городах, а также множество рукописей и папирусов, найденных в различных частях мира. Более того, я обнаружил, что эти люди происходят из одного культа или братства, аналогичных каждое в своей особенности с нашим собственным братством. Мои познания в геологии помогли мне сделать выводы, относящиеся к столь давним временам.

Секреты прошлого раскрываются только при обращении к развитию человеческой расы, прослеживая историю «подъема и падения» всех великих наций, чтобы понять, как менялись знаки и символы, некогда сформировавшиеся для замены произносимых звуков, и, соответственно, откуда появились те, которыми мы располагаем сегодня.

Критически оценив все существующие свидетельства, мы можем вынести только одно суждение: наше братство происходит от древних мистических традиций, носителями которых были верховные жрецы Древнего Египта. Впоследствии оттуда начались великие исходы, во время которых уходившие уносили с собой все ритуалы, знаки и символы братства, первоначально организованные при звездном культе, а затем вошедшие в солнечную эсхатологию.

Доказательством произошедшего можно считать многочисленные находки во многих странах наших знаков и символов вместе с объясняющими их выгравированными идеограммами, а также иероглифы, начертанные на папирусе. Для их распространения по всему миру потребовались сотни тысяч лет, поскольку в то далекое время были возможны лишь пешие путешествия.

Самая глубокая археологическая страта, в которой обнаруживаются остатки звездного культа, относится к плиоцену и датируется возрастом шестьсот тысяч лет или более. К этому же времени относится и череп из Пилтдауна в Суссексе, хотя некоторые сомневаются в подобной датировке.

Таким образом, мы имеем доказательство древности бытования человека на земле, расходящееся в хронологии с библейской датировкой. Хотя некоторые братья продолжают оспаривать приведенные мной даты, они не могут пойти против геологических фактов.

Мне хотелось бы, чтобы вы вместе со мной углубились в прошлое, в то время, когда человек еще не так владел языком, как мы сейчас, соответственно выражая свои идеи и мысли в виде знаков и символов. Многие полученные выводы основывались на наблюдениях за природными стихиями и созерцании естественных явлений.

Осознав это, вы сможете лучше понять происхождение наших знаков и символов. Поймете также, почему в каждом религиозном культе обращают так мало внимания на подробное изучение древних источников. Многие наши знаки и символы восходят к звездному культу, именно в этот период построили Великие пирамиды, равно как и храмы, которые встречаются практически по всему миру. Ритуалы древних братств одинаковы и характеризуются теми же знаками и символами в Африке, Азии, Америке и на некоторых островах Тихого океана.

Храмы и строения приверженцев звездного культа похожи и легко узнаются, потому что они иконографичны, в отличие от солнечного культа, хотя строились из полигональных многоугольных камней и монолитов. Следовательно, всегда можно определить, в какое время построены храмы и кем.

Заметим также, что основанием служит то, что в звездном культе использовались зооморфные изображения, которые не позволяли представить Великого Архитектора Вселенной и его свойства. В солнечном же культе их место заняли антропоморфные персонажи.

Наши храмы отличало наличие в их центре пьедестала для Великого Архитектора Вселенной, как это было в древних храмах. Хотя формально они относятся к двум разным стадиям культа, но на самом деле отражают одну систему верований, что явствует из сравнения храмов в Кноссе и аналогичных сооружений в Центральной Америке.

Дверь храма представляла собой равносторонний треугольник – символ неба (рис. 38). Первоначально древние мистики делили небо на две части, северную и южную, которые на юге обозначались Полюсом или Столбом Сета, финикийского Эль Шаддаи, на севере – Полюсом или Столбом Гора – «Опора Небес».

Рис. 38

 

Иногда в качестве двух полюсов или двух полярных звезд изображались два глаза. Это традиционный символ двух богов полярных звезд, северной и южной, называвшихся также двумя судьями. Идеограммами служили изображения двух шакалов, позже в египетском – два столба Татт. Один означал «в силе», другой – «установить», объединяя Татту, которые на древнеегипетском также означали «место, установленное навсегда». Четыре линии сверху представляли небесный и земной миры.

Следующие линии символизировали разделение неба на два круга, северный и южный. Мы встречаемся с ним во множестве мест в Корнуолле и Шотландии, впрочем, и по всему миру. Перед нами первая и старейшая в мире форма храма в виде круга из двенадцати камней.

Следующая небесная стадия изображалась двумя треугольниками (рис. 39). № 1 считался идеограммой и символом Сета, № 2, соответственно, идеограммой и символом Гора. В более позднюю эпоху оба треугольника соединили (см. рис. 8), полагая характерным символом для неба или представляя как землю духов или богов.

Рис. 39

 

Когда же Гор стал Первичным богом севера и подавил Сета, первичного бога юга, они впоследствии изображались как на рис. 7, связываясь только с именем Гора. В египетском он обозначался как Ра Хармак, другим именем считался Айю, Бог двойного Горизонта. Именно из данной части древнеегипетской эсхатологии и образовался еврейский культ.

Для нас оба треугольника должны представлять особый интерес из‑за тех разнообразных форм, с помощью которых они изображались. Все это любопытно, достаточно рассмотреть обнаруженную мной форму (рис. 40), практически такую же, как на рис. 7 с всевидящим глазом.

Рис. 4

 

В другой стадии эти треугольники образуют пятиконечную звезду (рис. 41). Позже в центре появилась точка, которую мы убрали, однако первоначально она располагалась именно здесь, в центре круга (рис. 42), равная точке на вершине треугольника или конуса (рис. 43), увенчанного звездой на вершине. Значение то же самое, что и у глаза.

Рис. 41

 

Рис. 42

 

Рис. 43

 

Сам же глаз представлял собой идеограмму Полярной звезды, следовательно, два глаза являлись символами двух полярных звезд. Когда два треугольника соединялись в форме, как на рис. 7, глаз оставался идеограммой северной полярной звезды, относящейся только к Гору.

Именно он обозначает центр вращения шести других полярных звезд Малой Медведицы. Следовательно, Полярная звезда являлась символом или обозначением вечного, потому что никак не менялась со временем. Это ранний тип высшего разума, который породил закон, непогрешимый, справедливый и истинный. Он стал отправной точкой на небесах для мыслящего человека, воспринимавшего его как покоившуюся в центре и отражающую обстоятельства точку внутри круга, которая остается неизменной, также являясь типом или символом Судьи или Всеединого.

Становится ясно происхождение и значение символов, которые вы используете в своей деятельности, и они связываются с этими двумя треугольниками. Объяснение следующее: они являются символом Справедливого Бога, давшего закон, Великого Архитектора Вселенной.

Что же касается «точки, что внутри круга», в данном случае провели плохое обновление, не осознавая истинного происхождения Ритуала Древнего Египта и места, где тайны раскрывались и познавались. «Центр Круга» представляет рай.

Все тайны передались в Аменту, которая пришла на запад, и перемещались, пока не оказались на востоке, прежде чем вошли в рай, расположенный на севере. Тайнам обучались и передавали их в Аменте, которая изображалась как идеограмма, чтобы обучать мистериям. Полагали, что именно мистическая составляющая являлась ее сущностью, так считали и древнеегипетские мистики. Посвященный восемнадцатого градуса соответствует в нашем учении Аменте.

Следующая эволюция связана с небесами, изображавшимися в форме квадрата, когда же их стали изображать в виде уранографической картины, то символизировали землю. Таким образом, мы получаем два квадрата, последний образовался из двух треугольников, именно в этой форме строились храмы, двойной квадрат ряд в ряд вместе с кубами в центре обозначал разделение между небом и землей.

На вершине куба находился золотой круг, замыкавший священный треугольник, в каждом углу которого помещалось наименование одного из первичной троицы или трех великих первоначальных (рис. 44).

Рис. 44

 

Мы видим прогрессирующие изменения разума человека, это отражается в различных знаках и символах, которые использовались, чтобы выразить мысли и верования, не располагая языковыми возможностями в современном понимании дискурса.

1. Он разделил небеса на северное и южное, символически изобразив это в виде двух столбов, Сета для юга и Гора для севера.

2. Две полярных звезды, северная и южная, изображались как два глаза, являя символы Сета и Гора, как двух судей.

3. Затем мы получили небеса, разделенные на два круга, север для Гора и юг для Сета.

4. Следующими стали небеса, символически обозначенные как два треугольника, и в двух равных разделах оба имели одно и то же значение, связанное с кругами.

5. В следующем изображении Сет или южная полярная звезда уходила за горизонт, как у древних людей из экваториальных провинций Африки, где они родились или откуда происходили, приходил север. Полярная звезда севера поднималась на небесах, то есть Гор становился самым высоким и высшим единым и вбирал в себя все свойства Сета, и тогда небеса представлялись как квадрат. Два треугольника входили в один, имевший четыре поддержки, в символической форме изображавшие братьев или детей Гора.

6. Полярная звезда Север (Гор) представлялась как один глаз, теперь становилась «Всевидящим глазом», разновидностью Великого судьи всех (см. рис. 17).

Отмеченные символы и знаки использовались древними мистиками, чтобы представить Великого Архитектора Вселенной и его различные качества в то время, когда они не имели словесного выражения в той форме, как сегодня. Они являлись частью языка знаков, их священных символов, которые переходили из поколения в поколение, дойдя до настоящего времени, хотя их толкование менялось соответственно каждому последующему культу.

Так многие, даже образованные люди, стремившиеся узнать подробнее о прошлом, начали в словесной и письменной форме осмысливать тот факт, что древние египтяне поклонялись многим богам в образах птиц, кошек и других животных. На самом же деле древние жрецы, отцы нашего Братства, всего лишь поклонялись Одному Верховному Богу, Великому Архитектору Вселенной, выражавшемуся различными знаками и символами.

Если треугольник оказывался знаком и символом Великого Бога, то вовсе не треугольнику, а именно Великому Богу поклонялись. Он же продолжал считаться священным, потому что оставался символом, введенным, чтобы представлять Его. В последующие двадцать тысяч лет, вполне вероятно, те, кто придет после нас, обнаружат «агнца», высеченного в наших церквях, и скажут, что мы поклонялись овце, и это вполне в духе многих наших высказываний о древних египтянах. Поклоняются именно Божеству, а вовсе не символу, который его представляет.

В своем письме в журнал Freemason брат Гобс заявляет, что я с насмешкой говорил о Томасе Пейне и тех, что возводят происхождение масонства к друидам. Позвольте мне четко заявить, что я не имел в виду ничего подобного. Я всего лишь отметил, что древние друиды поклонялись не солнцу, луне и звездам, как считал Пейн.

Друиды прекрасно понимали, что являются всего лишь символами или самого Бога, или его отдельных качеств. Но образованные люди нашего времени не должны так поступать, принимая тень за вещество и смешивая понятия. Так невозможно проникнуть в мудрость Древнего Египта или представить какое‑либо понимание всего, что мы находим у людей прошедших эпох.

Многие хотели бы знать, как возникли подобные вещи и впоследствии были восприняты и использованы в наших ложах. Подробный ответ на все эти вопросы потребовал бы многотомного описания. Я попробую кратко обозначить суть, вы же, на основании приведенных подробностей, сможете развить сказанное.

Начнем с того, что все священные знаки и символы вначале использовались древними в звездном культе, а со временем перенеслись в лунный и солнечный культы. Первые христиане восприняли их именно из солнечного культа. Некоторые первоначальные формы слегка изменились, иные были просто отброшены последователями христианства.

Примеры находим во многих древних церквях в Англии. Одна из них, Ланчестоне в Корнуолле, совершенно особенная и построена первыми жрецами друидов, перешедшими в христианство между 1000 и 1500 годами, содержит множество ранних символов, выполненных в камне. Множество подобных примеров приводится в книгах Гарольда Бейли. Их также можно найти в коптских храмах в Абиссинии.

Наличие подобного у китайцев объясняется тем, что они принадлежали к древнему звездному культу. Покинув Египет, иероглифический язык претерпевал изменения, приобретая суффиксы и аффиксы, добавлявшиеся к первоначальным идеограммам, до того как ввели иератические священные древнеегипетские письмена и демотические, использовавшиеся в повседневной жизни, близкие к разговорному языку.

Встречающиеся у индусов и евреев, они появились вследствие того, что, покидая Египет, они стали носителями солнечной мифологии и продолжали оставаться ими (в двух различных формах или временных эпохах). Сегодня многие считают, что у них различные религиозные взгляды, хотя на самом деле это не так.

Имена менялись, языки усложнялись, многие понятия теперь выражались сложными словами, вместо бывшего ранее языка знаков. Но их происхождение одинаково, поскольку народы путешествовали по одной дороге, некоторые следовали друг за другом. У них в запасе различные истории, чтобы рассказывать о тех дорогах, по которым странствовали, однако суть и источник оригинала не терялись, и вы сами можете проследить, откуда и каким путем они пришли. Только не стоит затрагивать те догмы, которые они представляли.

Старые братья были необычайно образованными людьми, легко интегрировались во все страны, что доказывается тем фактом, что их приглашали на высокие посты, прежде чем они задумывались об этом. Никто из простолюдинов и необразованных людей не допускался к их таинствам и не входил в Братство, точно так же, как мы не допускаем сегодня рабов в свое содружество.

Какова же причина разрушения и предполагаемой потери древней эсхатологии, или учения о конечности всех вещей?

Когда Египет находился в расцвете, среди жрецов начались разногласия, неизбежным последствием которых стало крушение старого культа. Ни один народ, поднявшийся до великой нации и затем павший, не проходил такой путь, как египтяне, и не пережил столь сокрушительное падение.

Их храмы были разрушены и преданы огню и мечу, древние сочинения сожжены или утрачены, оказавшись непонятыми разрушителям. Однако убежавшие жрецы принесли в наши древние Братства остатки древней традиции. Другие устроились в иных странах, в частности друиды в Англии, а также на севере Франции и в Америке, куда им снова пришлось бежать от расправы.

Тем не менее древняя вера вовсе не была совершенно утрачена, напротив, сохранила свои тайны и духовные ценности немного разрозненными. Вам же следует помнить о том, что их знаки, символы и значение ритуалов становились известны лишь немногим избранным. Людям безупречного нрава, честным и доблестным, которых пытали и проверяли. От этих немногих избранных старейшины, имевшие те же самые священные ритуалы и церемонии, организовали современное братство франкмасонов.

Многие нововведения оказались необходимыми, чтобы заменить некоторые утраченные секреты, чтобы обозначить высшую стадию эволюции, которой достигло человечество. Так, например, для истинного пароля Великого мастера использованы слова Маат‑Херу, в древнеегипетском значении «Тот, чьему голосу следовало повиноваться», мы ввели другой.

Аналогично в своих паролях для рукопожатий мы заменили наше настоящее на первоначальное. Фактически получилось несколько степеней паролей, однако я знаю все древнеегипетские с первой до тридцать третьей. Полагаю, сегодня не следует вводить никаких изменений. В течение последней сотни лет Братство пыталось снова подняться, следуя «величайшему стандарту», и прийти к высшему развитию.

Таков краткий итог прошлого, я не располагаю достаточным временем, чтобы выдвинуть все доказательства того, что обозначил. Кроме того, в моих «Знаках и символах первобытного человека», особенно во втором издании, приводится больше доказательств.

Мне потребовалось двадцать лет, чтобы закончить эту книгу, однако я делал ее с любовью, потому что хотел проинформировать братьев, «которые не могли прочитать написанное на стене». Не стану отрицать, она совершенна во всех смыслах. Написана как руководство, указывающее правильный путь к знаниям, которых вы хотите достичь, наметив тропинку через густой темный лес. Надеюсь, другие братья расширят и углубят тропу.

В последнее время много говорят о связи франкмасонства и религии. Некоторые братья, весьма замечательные и образованные богословы, утверждали, что «франкмасонство не является религией». Без сомнения, они бы так не высказались, если бы сами не верили в это. Братья, я совершенно убежден, что франкмасонство представляет собой величайшую, самую истинную и наиболее чистую религию в мире, и вот доказательства:

1. Истинная религия начинается и должна нести веру в другую жизнь и стремление к ней.

2. Вера в другую жизнь основывается на убеждении в возрождение духа.

3. Мы все верим в одного великого Господа, Великого Архитектора Вселенной.

4. Следовательно, мы должны верить в воскресение человеческой души, живой, появляющейся из мертвого тела. Тело умершего не возвращается к нам, оно исчезает, но дух способен воскреснуть.

5. В нашем учении, обрядах и церемониале в драматической форме представлено, как мы должны жить в этом мире, как нам следует умирать, чтобы обрести великое и вечное счастье, предел желаний для всего Братства.

Следовательно, оно представляет собой величайшую, самую истинную и наиболее чистую религию в мире, свободную от всех догм. Ту, над которой способно трудиться бедное человечество в совершенной гармонии. Ту, которая без всяких разногласий неизменно возбуждает братские чувства, всегда существующие между нами.

Единственными доказательствами являются наша расшифровка и перевод некоторых символов и сочинений. Я их уже приводил, но, вероятно, многие о них не слышали. Они игнорировались или огульно критиковались теми, кто незнаком с результатами расшифровок и неспособен прочитать написанное на стенах. Только некоторые братья изучали историю и развитие человеческой расы, а также религиозные концепции, появившиеся во время этой эволюции, которые раскрывают тайны развития франкмасонства. Без знания прошлого мы не можем познать будущее.

Что можно сказать о будущем? Только изучая прошлое, вы сможете добиться истинного знания того, чем является франкмасонство. Вы располагаете формами, церемониями, знаками, символами и ритуалами, которые повторяете, не понимая их истинного происхождения и значения. Точно так же, как аборигены Австралии во время своих тотемных церемоний. Однако это не настоящее франкмасонство, а настоящее сродни хорошему оратору или драматургу.

Сказанное следует обязательно принимать в расчет, понимание способствует особой торжественности наших церемоний, лучше отпечатываясь в сознании посвящаемых как красивый ритуал. Однако мы не руководствуемся этими принципами в нашей жизни за пределами ложи, то, что мы в ней обещаем, не выполняем, поэтому и совершаем ошибки!

Прошлое постоянно занимает мысли большинства членов нашего Братства, особенно в той части, которая затрагивает их самих, – постах и благотворительности. В последние несколько лет очень яркая звезда вспыхнула во франкмасонстве. Появилось множество братьев, которые стремятся воплотить высокие идеалы в реальность, хотя они практически не поощряются тем руководством, которое управляет орденом.

Я приветствую братьев Мидкентской ложи, которые всеми силами пытаются возвысить наше Братство. Ведь совместные встречи, чтение лекций по разным предметам жизненно важны для масонов. Последующие дискуссии дадут положительный результат. Полученные результаты, в конце концов, должны принести пользу братьям независимо от того, пишут ли о них с интересом, порицанием или безразличием.

Хотя мы и осуществляем самую широкую благотворительную деятельность в мире, многих интересует, почему постоянно развивающееся и эволюционирующее франкмасонство не объединится в одно дружеское и всеобщее Братство.

В единое великое Универсальное Братство каждая личность привносит те возвышенные связи, которым обучилась в своей дневной жизни за пределами ложи. Именно к этому и должно стремиться франкмасонство. Многие братья не думают так и не проводят сказанное вне ложи.

Если мать беспечна и равнодушна, ее дети станут беззаботными и безучастными. Все братства мира смотрят на вас, видя в вас пример для подражания. Сколь завистливыми будете вы, если не подадите миру пример того, каким должен быть масон, связанный с Братством узами, а не тривиальными связями.

Пусть среди вас не будет раздора и разногласий, ибо если они возобладают, то, вместо единства Универсального Братства, будет усугубляться разделение. Пусть же между вами существует совершенное единение чувств, если же возникнут различия, демонстрируйте добрые качества, которые являются нашей сущностью и жаждой к возвышенному, красотой даже в низшем. Пусть принципы, нормы морали и истовой набожности постоянно нисходят из алтаря, подавляя всякие нечестивые мысли и порождая душевные и физические способности.

Почему так не происходит?

Ответ находим внутри себя и в наших ежедневных деяниях. Вы способны достичь идеала, если захотите, станете стремиться. Братство же останется действующей реальностью, обладающей силой управления миром ради счастья людей. Я верю, нужно только время, чтобы наш великий идеал реализовался.

В течение последних пятидесяти лет франкмасонство продвинулось и даже за небольшой период поднялось к этому образцу. Некоторые братья работают, чтобы достичь цели, изменившейся со временем. Так что есть надежда на будущее франкмасонов. Правда, хотелось бы привлечь больше работников, и мы соответственно хотим высшего стандарта.

Мы лишены догм или учения, которые бы порушили веру в Великого Единого Вечного и Божественного Архитектора Вселенной, Создателя всего. Следовательно, не возникает мнения о том, что различие в вероисповедании способствует разрозненности братьев различных районов и стран или мешает им прийти к истине. Именно ваше универсальное сочетание позволит продвигаться дальше на благо всего человечества.

Чтобы существовать, франкмасонство не должно стоять на месте, а двигаться вперед или упасть. Вот и ответ на ваш вопрос, существует ли прошлое и будет ли будущее?

Предоставим каждому упорно следовать за той яркой звездой, что взошла. Пусть она озарит нас своими лучами и приведет к Великому идеалу Универсального Братства и впоследствии сделает будущее франкмасонов явной реальностью, а не идеалом, которого следует достичь.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!