Глава II. Простота и человечность
Владыка Зиновий отличался необыкновенной сердечностью, радушием и гостеприимством. Мягкий, открытый, доброжелательный, старец умел расположить к себе человека, ободрить его. Для каждого у него находилось слово утешения. Он был всегда доступен, прост и добр.
Валерий Лялин, приехавший в Тбилиси, чтобы увидеть митрополита Зиновия, так описывает свою первую встречу со старцем: «Вижу, у церковной ограды стоит старый монашек, стоит и разговаривает со старушками в белых платочках. Пойду — расспрошу. Подхожу ближе: монашек сухой, старенький. Одет неважно: на голове поношенная скуфья, ряса старенькая потертая, на ногах лапти. Стоит, опирается обеими руками на посох. Эх, думаю, какой-то пустынник с гор из бедного скита. Слушаю, перебивать неудобно. Разговор шел за жизнь. Старушка жаловалась, что зять пьет горькую и ее обижает. Старичок- монах наставлял ее, как приняться за дело, чтобы отвадить зятя от пристрастия к хмельному.
Я дождался окончания разговора и обратился к монашку:
— Простите, Христа ради, где мне найти митрополита Зиновия?
Старичок посмотрел на меня ласково своими ясными добрыми глазами и тихо сказал:
— Митрополит Зиновий — это я.
Ну, я так чуть и не повалился от удивления!
— Владыко, это Вы?
Я видел наших ленинградских митрополитов в черных шелковых рясах, в белых клобуках, с алмазными крестами, с драгоценными посохами в руках, как их с почтением принимали из черной лакированной машины, вели под руки в храм со славой колокольного звона, через строй подобострастно склонившихся священников, а они милостиво, обеими руками, раздавали народу благословение. А тут бедный старенький монашек с посохом и в лаптях. Это был старец Зиновий — митрополит... Вот перед таким святителем стоял я, онемев, уставившись на лапти.
|
|
Старичок засмеялся тихим серебристым смехом.
— Что, лаптям удивляешься?! Нас, духовных, всех к старости ноги подводят. На службе, на молитве стоим долго, вот ноги то и прохудились, болят. А в лаптях то, ой как хорошо ногам то. Я специально заказываю духовным детям своим. И везут мне лапоточки из России, с Украины, а здесь, в Иверских землях, лапти не знают».
Рассказ Валерия Лялина напоминает случай, происшедший с преподобным Сергием Радонежским, когда один князь приехал в Троицкий монастырь, желая увидеть игумена. В это время преподобный Сергий копал огород в поношенном подряснике. Князь, увидев его, спросил: «Где я могу увидеть игумена Сергия?» На что получил ответ преподобного: «Игумен Сергий — это я».
Архиепископ Алексий (Фролов) вспоминает: «Владыка умел всегда с искренней радостью встречать приехавшего человека, и я не видел ни одного, кто, расставаясь с Владыкой, не испытывал грусти. Владыка любил всех. Он очень волновался и беспокоился за уехавших людей и огорчался за тех, кто не давал знать о себе после расставания с ним».
|
|
Глава III. Благословение Святорусско-Иверской женской обители во имя Боголюбско-Взыскание погибших Матери Божией
Это было в 1970-е годы. Тогда как в России, так и в Грузии число действующих монастырей исчислялось единицами. На окраине Тбилиси в поселке Дидубе в маленьком домике, поделенном на две равные половины — мужскую и женскую, жил духовный сын владыки Зиновия отец Виталий. Ему помогала матушка Мария. Отец Виталий в тех случаях, когда не имел возможности бывать в храме, по благословению владыки, совершал Литургию у себя в комнате, где были домашний престол и жертвенник. Начинал служить он в четыре часа утра и заканчивал в семь. Перед Литургией он совершал продолжительную проскомидию, почти всю ночь вынимая частицы за живых и усопших. Во время проскомидии матушка Мария читала помянники. «И никто не подозревал, что за самой обычной калиткой на незаметной улочке, тянувшейся вдоль горного склона, скрывается самый настоящий монастырь».
|
|
Здесь часто совершались тайные монашеские постриги. «Название у обители было необычное, двойное — "Святорусско-Иверская женская обитель во имя Боголюбско-Взыскание погибших Матери Божией". Так называли ее владыка Зиновий и отец Виталий, а основательницей они считали Саму Божию Матерь. Постриженницы жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, в Донецке, Перми, Одессе, Воронеже, на Дальнем Востоке, Донбассе, Сибири... Жили в основном в миру, каждая выполняя свое послушание и служа ближним на своем месте. Но их духовной родиной оставался этот уголок на окраине Тбилиси. Святейший Патриарх Илия назвал его монашеским уделом, который необходимо сохранить для будущего».
Схиигумения Серафима рассказывает: «Умирая, старцы не оставили нашу маленькую обитель, но вручили всех под покров молитв Святейшего Патриарха Илии II. Наша святая обитель жива, и все мы не забыты, в каком бы ни были краю земли, и хранит Господь удел, где получали радость и утешение».
И владыка Зиновий, и отец Виталий не спешили давать свое благословение на уход в монастырь и на монашеский постриг, понимая, что не все могут понести трудности монашеской жизни. Все постриги на Дидубе совершались по благословению владыки. Он же нарекал и имена постриженным. «Когда духовные чада отца Виталия приезжали к нему за советом в Тбилиси, он всегда сначала посылал за советом к владыке: "Как Владыка благословит". И не было случая, чтобы у обоих старцев в чем-то случались расхождения». Отец Виталий очень любил мудрого старца Зиновия и относился к своему духовному отцу с особым благоговением. Всякий раз, встречая владыку, он падал ему в ноги, испрашивая благословения.
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!