Пастырское служение преподобного Зиновия



Вы получите неувядаемый венец славы

(1 Пет. 5, 4)

 

Ныне, как и прежде, Господь не оставляет лю­дей, не дает отпасть от Истины, но поддерживает в Правде через верных своих пастырей, подви­гом отречения от дел дьявола и своих греховных похотений стяжавших великую и живительную Благодать Божию, которую и изливают они на всех приходящих к ним за помощью, даже и после окончания своей земной жизни. Именно таким пастырем Церкви Христовой и был святитель Зи­новий. Уже первая встреча с этим великим стар­цем XX века производила на людей неизглади­мое впечатление и заставляла иначе смотреть на жизнь и на мир Божий. Здесь уместно привести слова Г. А. Гзиришвили, профессора, врача-хирурга, который так вспоминает о своих встречах с владыкой Зиновием: «В жизни каждого человека бывают незабываемые дни, которые остаются в памяти на всю жизнь. Это дни, когда встреча­ешься с человеком, который своим присутствием оказывает огромное влияние на твое созна­ние, заставляет тебя задуматься, открыть глаза на жизнь и иначе воспринимать мир. Вот именно такое произошло со мной, когда я впервые позна­комился с Высокопреосвященнейшим митропо­литом Зиновием... Каждая встреча производила на меня неизгладимое впечатление. Я изменился, иначе стал смотреть на жизнь, на богатство, на бедность, на людей и даже на больных. Если мой отец научил меня медицине и хирургической де­ятельности, то владыке Зиновию я обязан пони­манием человеческой души, страданий больного человека. Если я стал хорошим врачом, то в этом большая заслуга Владыки».

Владыка Зиновий был высокодуховным стар­цем. Его душа была озарена благодатью, обиль­но изливавшейся на всех, притекавших под его духовное окормлене. Господь даровал ему дар прозрения, и старец Зиновий вопрошавшим его открывал волю Божию.

Пастырем на земле может быть только тот, кто знает Истинного Пастыря — Христа и кого знает сам Пастырь: Я есть Пастырь добрый, и знаю Мо­их, и Мои знают Меня (Ин. 10, 14). Преподобный Зиновий всю свою жизнь связал со служением Господу Богу. Как мы знаем, задачей пастырей

Христовых является приведение заблудших овец в лоно Церкви. С уверенностью можно сказать, что этому старец Зиновий посвятил всего себя целиком. Многие люди благодаря владыке-старцу стали верными чадами Церкви Христовой.

 

Глава I. Старчество. Старец-митрополит

 

Будущий владыка начинает свой путь к пас­тырскому служению с поступления в Глинскую пустынь, известную своим старческим деланием. О необходимости обращения к старцам говорит Сам Бог, указывающий нам посредством Священ­ного Писания и через отцов путь ко спасению: спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7); и еще: при недостатке попечения народ падает, а при мно­гих советниках благоденствует (Притч. 11, 14); а также: с советом вся твори (Сир. 32, 21). Святой преподобный Филарет Глинский в своем труде «До и после пострига» советует истинно хотящим спастись не надеяться на себя, а со страхом и тре­петом совершать свой путь по совету духовных отцов, «объявляя им свои немощи и прося их молитв».

Господь наш Иисус Христос установил пастыр­ство в Церкви, и пастыри должны исполнять и возвещать Волю Божию, состоящую в том, чтобы Евангелие было проповедано всей твари, чтобы плоды Его Голгофской жертвы были усвоены все­ми людьми и чтобы во всем мире верующие в Него постепенно достигали совершенства.

«Старцами» называют «старых и старших мо­нахов, в особенности отличающихся строгостью иноческой жизни и по преимуществу умеющих руководить другими в жизни духовной». Старцы являются носителями благодатных даров Свято­го Духа.

Преподобный Серафим (Романцов), видя ду­ховное единство Глинской и Оптиной пустыни, говорил: «Из древних монастырей России стар­чество отчетливо было выражено в Глинской пу­стыни и Оптиной пустыни».

Владыка Зиновий уже в юности был вверен старцу Герасиму и возрастал духовно под его ру­ководством. По прошествии долгого времени он и сам стал духовным отцом и наставником для многих. Ибо сам искушен быв, может помочь и искушаемым (Евр. 2, 18).

Задача старца-наставника — привести свою паству в Царствие Небесное. Старец несет перед Богом ответственность за вверенные ему души людей. Апостол Павел в послании к евреям пи­шет: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ва­ших как обязанные дать отчет (Евр. 13, 17).

Вести других по пути духового делания мо­жет только тот, кто сам успешно прошел этот путь. «Иной подвижник, получивший без особых усилий благодатные дары за чистоту душевную, сохраненную им с детства, может и не обладать способностью руководить другими, т. к. опытно не знает зла, не прошел путем борьбы со страстями, а потому не видит зла и в других. Бывали случаи, когда такие старцы, будучи сами святы, вредили своим ученикам и даже "вгоняли их в прелесть"». Для того чтобы управлять, необходим дар рассу­дительности. «Искусство — половина святости», — говорил преподобный Леонид Оптинский.

«Неуклонно шествующие путем послушания старцам довольно скоро преуспевают в духовной жизни, достигают высоких ступеней духовного совершенства, приобретают дар рассуждения, легко отражают все козни диавола и, кроме это­го, чувствуют великий покой в душе, так что не боятся даже смерти. Этот покой и безбоязнен­ность проистекают из уверенности, что грехи их понесет старец, которому они вверили себя в совершенное послушание». Пастырское слу­жение является продолжением служения Самого Христа Спасителя.

Можно сказать, что обязанность старческого окормления была возложена на владыку Зиновия с того самого момента, когда к нему потянулись люди, и он начал их наставлять и укреплять в православной вере. Его всеобъемлющая любовь и великая сила духа влекли к нему множество лю­дей. К владыке приезжали со всех концов страны и из-за границы: одни — для того, чтобы узнать волю Божию в трудных жизненных обстоятель­ствах, другие — за наставлением и добрым со­ветом. Кто-то приезжал за утешением в скорби. Рядом с владыкой каждый чувствовал дыхание вечной жизни. Видя его, люди понимали, что у этого человека слово не расходится с делом. Он учил тому, что прошел на своем опыте. Один его вид вызывал благоговение и побуждал заботить­ся о спасении своей души. У владыки не было деления людей на плохих и хороших, на добрых и злых. Для него все были равны. Он никого не обделял своим вниманием.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!