Претензия по поводу смысла хадиса и ответы на них



Первая претензия

Этот хадис был сказан Пророком перед походом мусульман на Табук. Посланник Аллаха оставил Али заместителем в свое отсутствие. Али спросил его: «Неужели ты оставишь меня с женщинами и детьми?» Пророк ответил: «Разве ты не доволен тем, что по отношению ко мне ты подобен Харуну по его отношению к Мусе?» Так этот хадис приводит Бухари. Таким образом, подобие Али ибн Аби Талиба Посланнику Аллаха относится только к тому времени, когда Пророк отправился в поход на Табук, а Али остался его заместителем в Медине.
Ответ

Во-первых, каждый человек, впервые прочитавший этот хадис в сборнике Бухари, понимает его в том значении, что Имам Али по отношению к Пророку Ислама подобен Харуну по отношению к Мусе не только во время отсутствия Пророка в Медине, а постоянно, беспрерывно. Нет никаких оснований полагать, что это подобие существовало в течение короткого времени во время похода мусульман на Табук. Это всего лишь утверждение, не подкрепленное ничем. Тем более что Бухари в своем сборнике приводит несколько версий хадиса «Подобие», в некоторых из которых нет никакого намека на поход мусульман на Табук.

Во-вторых, в суннитской литературе имеется немало хадисов, из которых следует, что Посланник Аллаха говорил эти слова не только перед отправкой на Табук, но и в других местах и в другое время. Например, он говорил об этом в день битвы Хейбар, в дни, когда появились на свет Хасан и Хусейн (a). Он говорил об этом во время заключения братского союза между мусульманами, когда каждый человек заключал братский союз с другим. Тогда Пророк Ислама заключил братский союз с Имамом Али. Он говорил об этом в доме Умм Саламы (одной из своих жен), а также в тот день, когда Посланник Аллаха повелел закрыть двери домов всех сподвижников, которые непосредственно выходили в мечеть. Кроме двери дома Али и Фатимы. Такие хадисы приводят в своих трудах Ахмад ибн Ханбал, Табарани, Хайсами, Насаи, ибн Асакир и другие.

Вторая претензия

Некоторые сунниты обвиняют шиитов в том, что последние якобы уподобляют Имама Али Харуну в пророчестве.
Ответ
Последователи шиитского вероучения во все времена были убеждены в том, что Мухаммад (c) является последним посланником Всевышнего Аллаха, и после него пророков больше не будет. Несостоятельность данного обвинения понятна из текста хадиса «Подобие». После того, как Посланник Аллаха уподобил Имама Али Харуну, он сказал про это подобие: «С той разницей, что после меня пророков больше не будет». Имам Али подобен Посланнику Аллаха не в пророчестве и донесении откровений, а в руководстве исламской общиной и наставлении людей на путь истины.

[40]

Значение слова «ислам». Смысл ниспослания пророков(а). Чему учит ислам

Слово «ислам» с арабского языка переводится как «предание себя Богу», «покорность». Последователи же этой мировой религии называют себя «муслимами», в русской традиции – мусульманами. Важно обратить внимание на то, что корнем слова «муслим» в арабском языке является «салям», что переводится как «мир, безопасность, благополучие». Недаром верующие во время приветствия желают друг другу мира, говоря: «Ас-саляму алейкум!» (букв. – «мир тебе»). Все эти слова происходят от одного корня и, как мы видим, не несут в себе никакой негативной окраски. Напротив, мусульманин – это, в первую очередь, человек, несущий в себе целостность, Свет, а также – гармонию как с самим собой, так и с окружающим миром.

Для того чтобы люди пришли к Свету и пониманию всего мироздания, им были направлены посланники и пророки(а), которым было предначертано донести послания Бога. Ведь человечеству необходимо руководство, в котором воплощался бы смысл создания человека. Так, в Священном Коране написано: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никаких доводов против Аллаха. И Аллах Могущественный, Мудрый» (Коран, 4:165).

Особое место в религиозной традиции занимают пять пророков, о которых было сказано ещё в самом начале, к которым относятся Нух (Ной)(а), Ибрахим (Авраам)(а), Муса (Моисей)(а), Иисус (Иса)(а) и пророк ислама – Мухаммед(с). С помощью них Всевышний давал людям шанс исправить свое положение в ближнем мире и избавиться от невежества и предрассудков.

Подлинный ислам учит своих последователей тому, что лишь распространение Света и добродетели способно изменить сердца людей. Только добром можно показать то, как по-настоящему открыты и чувственны сердца верующих. Ведь в Священном Коране написано: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, - ведь Аллах любит справедливых» (Коран, 60:8).

Не только мусульмане, но и представители других религиозных течений должны понимать, что добиться понимания можно лишь искренней добротой и усердием. Так, в одном из хадисов от Имама Казима(а) говорится о том, что «проявление любви к людям – половина ума»

(Аль-Кафи, хадис 1014).

Джихад в Исламе

Миллиард с лишним мусульман в мире отметили почти пятнадцать веков с начала пророческой миссии Мухаммада(с). Этот праздник был связан с тем, что в этот день Посланник Аллаха взял на себя ответственность по установлению справедливости в мире. Аллах говорит в Коране: «Мы послали тебя только как милость для миров».[41] Ислам разрешил классовые проблемы и национальный вопрос, которые служат основой многих войн и междоусобиц. Миролюбие и стремление к справедливости Ислама настолько искренне, что людей Писания (христиан и иудеев) он призывал к единству и взаимопониманию ещё четырнадцать веков назад, тогда как для христиан того времени это было вещью удивительной.

Когда мусульмане переселились в Медину и знамёна победы уже развивались над их головами, язычники предложили заключить мир, и Посланник Аллаха одобрил их предложение и подписал мирный договор. Наглядный пример тому- заключение мусульманами мирного договора с несколькими из иудейских племён в первом году лунной хиджры.

Почему джихад?

Ислам - живая идеология и мировое учение, которое направлено на установление в мире порядка, благополучия и взаимопонимания. Ислам не ограничивает себя определёнными рамками, подобно религии древних римлян, и не подобен иудаизму, ограничивающемуся только одной нацией. Ислам обращён ко всем народам, независимо от национальности и географического месторасположения. Мусульмане обязаны на пути распространения исламского учения прикладывать максимум усилий. Исламский муджахед (борец за веру)- это не тот, кто стремится во что бы то ни стало свергнуть какой-либо режим, установив на его месте ещё более тиранический. Напротив, джихад для него - это, прежде всего, мирное стремление людей на пути Аллаха, на пути самосовершенствования и установления в обществе духовного равновесия. Эта великая цель, реализуемая в живом священном учении, кладет конец зависимости и разврату и взамен даёт человеку независимость и уверенность в себе. Бессознательное духовное стремление не признаёт разврата, оно ищет покой в Божественном законе, создающем все необходимые условия для внутреннего роста и прогресса человека.

 

Использовал ли Ислам меч?

Основная цель Ислама в применении военной силы - это стремление ознакомить людей с этим Божественным учением. Мусульмане никогда не принуждали кого-либо к Исламу, неверные могли с принятием мирного договора с мусульманами оставаться в своей религии. Так, при подписании худайбийского перемирия с язычниками, были оговорены следующие моменты:

1) если кто-либо из язычников примет Ислам и перейдёт на сторону мусульман, последние должны отослать его в Мекку;

2) если же мусульманин откажется от Ислама и перейдёт на сторону язычников, последние не обязаны возвращать его.

После взятия Мекки Посланник Аллаха простил курайшитских язычников, и никто не был принуждён к принятию Ислама. 

Становится ясно…

Использование меча в целях установления исламских порядков применялось только в тех случаях, когда противник, полностью познав Истину, по-прежнему продолжал упираться в своем неверии. Меч использовался только для того, чтобы предотвратить распространение разврата в обществе и устранить преграды, которые препятствовали духовному росту человека. Вера первых мусульман - свидетельство того, что Ислам не насаждался путём насилия. Мусульмане первых поколений были влюблены в Ислам настолько, что любые трудности для них были самой большой радостью, они готовы были даже оставить своих близких, родину и совершить хиджрат (переселение) во имя идеалов Ислама и Корана. Так, Билал Хабаши, будучи одним из тех, кто ещё в самый ранний период Ислама обратился в эту религию, на пути Аллаха перенёс множество трудностей и невзгод. Абу Джахл, требуя от Билала отрешения от религии, приказал в знойный день бросить его на раскалённую землю и положить на его грудь тяжёлый камень. Подобными пытками и мучениями враги стремились сломить дух мусульманина и обратить его в язычество. Однако, вопреки ожиданиям, в ответ они слышали слова Билала: «Един, Он Един!»[42]

И после подобного можно ли говорить, что люди принимали Ислам путём насилия?

Французский мыслитель Густав Лубун говорит: «Ислам, распространяясь с невиданной быстротой и лёгкостью, просто не может не удивлять и поражать. Необходимо признать этот момент особенностью этой религии. Куда бы ни приходил Ислам, там он оставался навсегда».[43]

Цель военных действий и статистические данные о погибших при военных действиях

Его светлость Мухаммад в противовес монархам, императорам и королям, которые вели войны, преследуя цели обогащения, славы, принимал военные действия только по указу Аллаха и только в тех случаях, когда в этом была большая необходимость и решалась судьба исламской уммы. Можно ли считать подобные действия Посланника Аллаха(с) незаконными?

Очевидно, что такие действия для каждого Пророка были крайне необходимы, и всякий свободомыслящий человек признает их правильность и справедливость. Ведь поистине для достижения цели, пути, кроме как борьбы, не существовало. Пророк Иисус (да будет мир с ним!) по той причине, что социальная атмосфера того времени не была подготовлена в должной мере, а период его миссии был ограничен, не предпринимал военных действий против тех, кто препятствовал распространению небесной религии. Христианские организации с целью ослабить дух мусульман и препятствовать их освободительной борьбе против империализма, стремились представить военные действия Посланника Аллаха(с) как агрессивные и противоречащие гуманистическим идеалам человека. Тем самым они стремились представить незначительными преступления, которые творили христианские миссионеры в истории человечества. Миллионы ни в чём неповинных людей погибли в результате инквизиции и крестовых походов. Мы хотим, освещая военные действия Посланника Аллаха(с), подсчитать погибших за все периоды войн и определить результат, который ясно показал бы нам истину.

Кто такой шахид?

В арабском языке существует принципиальная разница между словами «шАхид» (شاهد) и «шахИд» (شهيد). Эти слова – однокоренные, и они образованы от одного глагола – «шахида» (شهد), что означает «свидетельствовать». Однако перевод и значения у слов разные. Первое переводится как «свидетель», второе – «мученик, жертва». С пониманием и восприятием последнего слова существуют определенные проблемы, которые в мусульманской среде создают крайне негативную обстановку.

Дело в том, что в нашем современном мире существует бесчисленное количество доказательств того, что люди всё меньше и меньше отдают себе отчет в том, к каким понятиям они апеллируют и о чём говорят. К одной из таких проблем и относится тема мученичества (шахадата). Здесь важно заметить, что на самом деле, согласно исламу (!), шахидом считается не только человек, павший за веру на войне, но и тот, кто, познав и осознав исламскую религию, признает единого Бога и свидетельствует (!) о Нем, верит в потусторонний мир, освобождается от всех земных и бытовых привязанностей и только затем (как следствие) – не боится встретиться со своей смертью и отправиться в тот мир. Чтобы стать шахидом на пути Господа вовсе не обязательно отправляться на войну и умирать. И для этого тем более не нужно убивать невинных людей. Кроме того, такое убийство – страшный грех, который «приравнивается к убийству всего человечества» (Коран, 5:32). Так, свидетельствующим истину веры на пути Аллаха может стать и человек, совершающий благие деяния, занимающийся благотворительностью и увещевающий людей добрым словом. Истина, как мы знаем, доносится добром и светом, а не враждой и кровопролитием.
Мы все должны понимать, что экстремизм и терроризм - это не проявления истинного ислама, это лишь пространство, в котором наша вера искажается для того, чтобы отвечать чьим-то грязным интересам. И это то, что противоречит исламу.

 

Предписание о выплате закята

 

После переселения Посланника Аллаха(с)(с) в Медину, ему было ниспослано божественное предписание о выплате закята. После этого он отправил сборщиков закята в окрестности Медины. В одних документальных источниках сказано, что данное событие произошло 1-ого числа месяца Мухаррам. Из других источников следует, что предписание о выплате закята было ниспослано в месяце Рамадан.

 

Салават: кому, как и зачем?

Салават – благословление и приветствие Пророка(с), в котором также упоминается его пречистое семейство. Присоединение рода пророка Мухаммада(с) во время салавата является обязательным не только при произнесении, но и считается необходимым при написании. Для этого на письме после его имени в скобках указывают следующие аббревиатуры:

1) С/СААВ (саллаллаху ̒алейхи ва алихи ва саллям!);

2) ДБАР(с).

По общему мнению всех мусульман, если во время молитвы при произнесении ташаххуда (свидетельства о приверженности исламской религии) салават будет неполным, то молитва молящегося будет считаться недействительной. Именно поэтому пророк Мухаммад(с) запретил посылать салават ему одному и сказал: «Приветствие одному пророку без приветствия его рода будет считаться несовершенным». Вот что имам Шафи‘и пишет о благословении семейства Пророка(а):

«О семейство Посланника Аллаха(с)! Любовь к вам – обязательство от Аллаха, о чём Он ниспослал в Коране. Достаточно для вас того великого превосходства, что не принимается молитва того, кто не пошлёт вам благословение!» («Муснад», Ахмад, т. 6, стр. 323).

Аллах обязал каждого правоверного мусульманина приветствовать (т.е. произносить салават) пророку Мухаммаду(с) и его роду. По этому поводу в Священном Коране говорится: «Пoиcтинe, Aллax и Его aнгeлы блaгocлoвляют пpopoкa! O вы, кoтopыe yвepoвaли! Благословляйте его и пpивeтcтвyйтe пpивeтcтвиeм» (Коран, 33:56).

Во многих достоверных преданиях говорится, что Посланника Аллаха(с)(с) спросили: «Мы знаем, как приветствовать тебя. Скажи, как посылать тебе благословение?» Пророк Мухаммад(с) ответил: «Говорите:

“Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад, кама салляйта ‘аля Ибрахима ва али Ибрахим, иннака Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад, кама баракта ‘аля Ибрахима ва али Ибрахим, иннака Хамидун Маджид”.

“О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада подобно тому, как благословил Авраама и род Авраама, воистину, Ты – Хвалимый, Славный! О Аллах! Ниспошли благодать Мухаммаду и роду Мухаммада подобно тому, как ниспослал благодать Аврааму и роду Авраама, воистину, Ты – Хвалимый, Славный!” («ас-Сунан аль-кубра», Ниса’и, т. 1, стр. 382).

Али ибн Абу Талиб (мир ему!) передал от пророка Мухаммада(с) следующий хадис: «Скупой – это тот, кто не благословляет меня, когда при нём упоминают меня».

Почему все правоверные мусульмане произносят салават Пророку(с)? Религия представляет собой демонстрацию богобоязненности и духовной приверженности божественным принципам. Посылая благословение истинным избранникам Аллаха и проявляя любовь к ним, мы демонстрируем свою верность руководству людей, которых Он облагодетельствовал. В суре «аль-Фатиха» мы не раз повторяем: «Веди нас путём тех, кого Ты облагодетельствовал». И кто, как ни Пророк(с) является человеком, указывающим нам на «ас-сырат аль-мустакым» (истинный путь). Выказывая свою любовь и почтение к нему, мы демонстрируем нашу богобоязненность и любовь к Богу. Ведь Пророк(с) является Его избранником. В этом заключается истинное понимание тавассуля (посредничества).

Иблис проявил неверие и непослушание, возгордившись и не поклонившись перед Адамом, который также являлся одним из Божьих избранников. Таким образом, люди, отказывающиеся принимать и признавать Божьих ставленников, следуют примеру Иблиса.

 


События 2-ого года хиджры

Изменение киблы

В течение тринадцати лет в Мекке и семнадцати месяцев в Медине Посланник Аллаха(с) и мусульмане совершали ритуальные молитвы, повернувшись в сторону мечети аль-Акса. Иудеи Медины постоянно попрекали мусульман тем, что они молятся в сторону киблы иудеев, что расстраивало Посланника Аллаха(с). Он ждал повеления Аллаха об изменении киблы. 15-ого числа месяца Раджаб Посланник Аллаха совершал коллективную полуденную молитву. Когда он совершил два раката молитвы, ангел Джибрииль повернул его в сторону Каабы. По этому поводу Всевышний Аллах ниспослал аят: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Запретной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (Сура «Корова» аят 144). Оставшиеся два раката полуденной молитвы Посланник Аллаха завершил, обратившись к новой кибле. Его примеру последовали и все мусульмане, принимавшие участие в коллективной молитве.

(Вакаи’ аль-аййам, стр.308)

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!