Проанализируйте свою христианскую жизнь и определите, к какому именно виду почвы вы принадлежите?



О.В. Бинюков

 

ПРИТЧИ ИИСУСА ХРИСТА

(толкование)

часть I

 

г. Симферополь

 

ISBN 966-435-048-4

 

 

О.В.Бинюков. Притчи Иисуса Христа. Симферополь:

Таврия.- 2006. 96 с.

 

 

                                   © О.В.Бинюков

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ………………………….........................

 

 

ПРИТЧА О ЗАКВАСКЕ.………………………..........................

 

 

ПРИТЧА О ЖЕМЧУЖИНЕ…………………………………...

 

 

ПРИТЧА О СЕМЕНИ…………….…………….........................

 

 

ПРИТЧА О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ……………………………

 

 

ПРИТЧА О СВЕЧЕ ПОД СОСУДОМ…………………………

 

 

ПРИТЧА О СОКРЫТОМ СОКРОВИЩЕ…………………….

 

 

ПРИТЧА О НЕВОДЕ…………………………………………….

 

 

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

Притча о сеятеле - наиболее известная притча Иисуса, которую часто можно услышать на богослужениях в различных религиозных организациях прохристианского характера. Эта притча изложена в трех синоптических Евангелиях (Мф.13:1-23; Мк.4:3-20; Лк.8:4-15) и имеет глубокий смысл. Для того чтобы в этом убедиться, необходимо рассмотреть её подробно. Ниже мы рассмотрим все три встречающиеся в Библии варианта этой притчи.

 Мф.13:1 – «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря», – Иисус сидел возле Галилейского моря. Известное, также, под названиями: Тивериадское море (Ин.21:1) и Геннисаретское озеро (Лк.5:1), размер которого, примерно, 10 км. в ширину и 19 км. в длину.

Мф.13:2 – «И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу»; Лк.8:4 – «Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею», - Иисус, к тому времени, был уже известен как      необычный человек, совершающий различные чудеса. Люди по-разному воспринимали Христа, кто-то понимал истинный смысл Его слов и поступков, кто-то приходил к Нему просто ради интереса, чтобы быть свидетелем какого-нибудь чуда, кто-то приходил, чтобы получить исцеление, а кто-то приходил с надеждою уловить Иисуса в каком-нибудь грехе. Иисус проповедовал преимущественно в Галилее (одна из трёх основных территорий Палестины), небольшой по площади  (около 50 км. в ширину и 100 км. в длину), но густо заселенной, в то время. На ней находилось примерно 250 городов. Поэтому к Нему приходило весьма большое количество людей.

 Иисус учил народ при помощи притч. Притча – с греческого «παραβολη» - «параболе» - переводится как – «брошенное рядом». Поэтому притча сочетает в себе, как явный поверхностный, так и внутренний скрытый, духовный смысл. При массовом скоплении людей Иисус говорил притчами, дабы духовный смысл Его учения был воспринят теми людьми, которые не упрямы и не ленивы в том, чтобы попытаться понять Его. А тот, кто не готов был правильно воспринять духовный смысл притч в силу своего упрямства или гордости, его и не воспринимал. И, соответственно, не мог «попрать» его (Мф.7:6).

 

Мф.13:3 – «И поучал их много притчами, говоря: Вот, вышел сеятель сеять»; Мк.4:3 – «слушайте: вот, вышел сеятель сеять»; Лк.8:5 – «вышел сеятель сеять семя свое,…», - сеятелем в данном случае является ученик Христа, сеющий духовное семя, то есть, проповедующий слово Божье.

Мф.13:4 – «и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то»; Мк.4:4 – «и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то»; Лк.8:5 – «…и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его», - Во времена земного пребывания Христа, поля засеивали вручную. Сеятель обильно рассыпал семена в надежде обеспечить как можно большую всхожесть. Но он никогда не знал, куда какое семя упадёт. Несмотря на все его старания, часть семян не попадала на плодородную землю, а уносилась ветром на непригодную для прорастания семян почву. Греческое слово «οδον», переведенное в Синодальном переводе Библии словом «дороге», более точно можно перевести словом «пути». То есть, в данном случае, речь идет о пути, по которому идет сеятель. Сеятель шел по тропинке, протоптанной посередине поля, на которую в процессе засевания попадала часть семян, которые затем затаптывались и/или склевывалась птицами. Сеятель не знал, куда попадет то или иное семя. Также и благовествующий христианин не знает точно, как отреагирует на слова Божьи тот, кому он благовествует. Так как не знает, что у этого человека на сердце.

Мф.13:5,6 – 5 «иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока» 6 «Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло»; Мк.4:5,6 – 5 «Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока» 6 «когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло»;  Лк.8:6 – «а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги», - Лука пишет, что семя, взойдя, засохло, потому что не имело влаги, тогда как Марк и Матфей пишут, что семя засохло, потому что не имело корня. Лука не противоречит Марку и Матфею, так как он описывает причину усыхания, проросшего из семени ростка в целом. То есть говорит о том, что проросший из семени росток засох, потому что не было влаги для того, чтобы он смог расти дальше. Марк и Матфей описывают причину, по которой у проросшего ростка не смог сформироваться корень, способный добраться до содержащейся в почве влаги. Причина эта в том, что почва, на которой проросло семя, была каменистой, и плодородного слоя земли было на ней немного, и слой был неглубоким. Попав на эту почву семя, довольно быстро проросло, однако вскоре же и засохло.

Мф.13:7 – «иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» Мк.4:7 – «Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода»; Лк.8:7 – «а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его», - семя упало между/в терние, которое заглушило, проросший из семени росток, по-видимому, создав ему тень. Помимо этого, семена попадали на ту часть поля, где уже находились семена терновника, которые, прорастая, заглушали ростки, одновременно, прораставших семян, бросаемых сеятелем.   

Слова «и оно не дало плода», - означают, что семя, которое бросал сеятель, проросло и росток заколосился, однако колос был пустым и не дал семени, поскольку терние заглушило его, забрав необходимые питательные вещества из почвы.

Мф.13:8 – «иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать»;

Мк.4:8 – «И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто»;

Лк.8:8 – «а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный…», - добрая земля – без камней, богатая влагой и всем необходимым для нормального прорастания семян. Марк и Матфей говорят о том, что урожай будет в тридцать, в шестьдесят, и сто раз превышать посеянное. Лука говорит о сторичном (стократном) урожае, это слово он употребляет не в буквальном смысле. Под словом «сторичный», Лука имеет в виду, «во много раз больший». А Марк и Матфей говорят во сколько именно раз больше.

 Мф.13:9 – «Кто имеет уши слышать, да слышит!»; Мк.4:9 – «И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!»; Лк.8:8 – «…Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» - Иисус довольно часто использует подобный призыв, дабы побудить слушающих Его людей, вникнуть в суть Его слов (Мк.4:23; Мф.11:15; Мф.13:9; Мф.13:43; Мф.25:30; Лк.8:8,15; Лк.14:35; Откр.2:7,11,17,29; Откр.3:6,13,22; Откр.13:9). Иисус говорит о духовном слухе людей.                                                                                                                                                                     

Мф.13:10 – «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?»; Мк.4:10 - «Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче»; Лк.8:9 – «Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» - помимо двенадцати, избранных Иисусом для последующего апостольского служения учеников, в число близких последователей входили и другие люди, точное количество которых по некоторым версиям доподлинно неизвестно.Текст отрывка Мк.4:10, в переводе Кассиана, выглядит так: «И когда Он оказался один, стали спрашивать Его окружающие вместе с Двенадцатью о притчах (παραβολας)», то есть, ученики спрашивали Иисуса не только о смысле этой притчи, но и о смысле других Его притч. Несмотря на то, что ученики спросили Иисуса: «для чего притчами говоришь им?» - сами они ещё не понимали Его, потому и попросили Иисуса истолковать им эту притчу – «что бы значила притча сия?»

Мф.13:11 - «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны (букв. сокровенное или сокрытое) Царствия Небесного, а им не дано»;  Мк.4:11,12 – 11 «И сказал им: вам дано знать тайны (букв. сокровенные истины) Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» 12 - «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи»; Лк.8:10 - «Он сказал: вам дано знать тайны (букв. сокровенную истину) Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют», - этими словами Иисус подчеркивает учение об избранности (Ин.6:44; Ин.6:65). Понимание Божьих слов является исключительно даром Бога. Словами: «а им не дано», - Иисус подчеркивает избранность, спрашивающих Его учеников. Тех, кому не дано понять истинный смысл притчи, Иисус называет: «внешними» и «прочими». Люди не понимали Христа, так как, возможно, что непонятый ими смысл Его слов не соответствовал тому, что они от Него ожидали услышать. Так же они не желали задуматься о Его словах, так как боялись быть отлученными от синагоги (Ин.12:42; Ин.9:22). Людей, не стремящихся понять Его слово, Он называет глупыми, мятежными, слепыми и глухими (Иер.5:21; Иез.12:2). Иисус прославляет Бога Отца за то, что Он не открыл Свою мудрость людям, которые мудры исключительно в своих глазах, то есть в мире, в котором Божья мудрость отвергается (Мф.11:25). Истинные ученики Христа - это те люди, которым Бог открыл Себя (2Кор.4:6). Проповедуя людям, христианин должен помнить, что не все из них могут сразу адекватно воспринять его слова о Боге и спасении, так как еще не все из них к этому готовы. Однако, к таким людям, христианин, всегда должен относиться благоразумно и отвечать на все их вопросы с мудростью (Кол.4:5,6); (1Фес.4:12).

Непонимание со стороны людей, с которым столкнулся Иисус, аналогично тому непониманию, с которым пришлось столкнуться пророку Исаии. Люди не смогли понять слова Божьи и смысл, совершаемых Богом чудес (Ис.6:9), (Мф.13:14).  

Понятием «тайны Царствия», Иисус определяет завуалированный смысл ветхозаветных пророчеств. После того, как Он воплотился на земле, сакральный (внутренний, духовный) смысл всего Ветхого Завета раскрывается тем, кто к этому стремится. Ищущий истину, человек сможет спастись (2Тим.3:15); (1Тим.4:16); (Ин.5:39).

Перевод Кассиана, отрывок Мк.4:11: «И говорил им: вам дана тайна Царства Божия, тем же внешним всё бывает в притчах». Из этого следует, что избранным ученикам дано не просто знание тайн Царства Божия, но дана им сама тайна, которая является Царством Божиим.

Перевод Кассиана, отрывок Мк.4:12: «чтобы они глазами глядели и не увидели, и слухом слышали и не уразумели, чтобы не обратились они, и не было прощено им», - обладание тайной Царства, которую не имеют «внешние», дает разумение. Именно обладание тайной Царства ведет к её разумению, а не разумение к обладанию тайной (Лк.17:21).

Смысловой перевод отрывка: «…да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк.4:12) следующий: «поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи».

 

Мф.13:12 – «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет», - Иисус говорит, что мы должны чувствовать ответственность за всё, чем мы обладаем. Если мы, искушаясь, согрешаем и не каемся пред Богом, в совершенных грехах, - мы отвергаем Христа и губим всё духовное знание и опыт, которые уже имеем. Теряя духовные знания и опыт, мы рискуем потерять спасение, так как отвергаем и отрекаемся от Христа (2Тим.2:12). Посему мы должны бороться, с восстающими на нас, искушениями.   

Мф.13:13 – «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют», - современный перевод IBS: «Я говорю им притчами потому, что «они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают»». Человек, незнающий Бога и не стремящийся познать Его не может воспринимать мудрость Божью напрямую. Такому человеку необходимы различные образные и сравнительные примеры. Говоря притчами, Иисус изъяснялся на понятном для всех слушающих языке. Помимо этого, все притчи Иисуса Христа содержат в себе глубочайшую мудрость, которая раскрывается постепенно при многократном прочтении и обдумывании притч. 

Мф.13:14,15 – «и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите»; 15 - «ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»», - см. (Ис.6:9,10; Иез.12:2; Втор.29:4; Ис.29:10-13; Зах.7:11) - яркий пример, приведенный Иисусом, доказывающий согласованность Ветхого и Нового Заветов. Согласованность проявляется в исполнении пророчеств о том, что не все люди правильно воспримут откровения Божьи (Лк.19:42; Ин.12:40; Деян.28:26,27; Рим.11:8; 2Тим.4:4; Евр.5:11) и не все увидят согласованность Заветов (2Кор.3:14,15). 

   В переводе Кассиана отрывок Мф.13:15 звучит как: «ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их (современный перевод IBS – «и Я исцелил бы их!»)». Аллегорическим выражением «ожирело сердце», Иисус объясняет людскую пресыщенность мирскими благами, накопление, которых осуществляется ими путем мирской мудрости, которая противоречит закону Бога (Пс.118:70). Выражение «ожирело сердце» подобно выражению «заключились в туке (жире)» (Пс.16:10) - (иной возможный перевод - «зачерствели сердцами», что является первопричиной заключения в тук). Выражение «заключение в тук» есть следствие того, что определяется выражением «ожирело сердце». Поскольку под сердцем, в данном случае, понимается средоточие чувств, которое сравнивается с сердцем как органом плоти (тела). Где по всему телу циркулирует кровь человека, в которой находится душа человека (Лев.17:11). Исходя из этого, под выражением «ожирело сердце» так же понимается неспособность души человека понимать услышанные ушами плоти слова Божьи. Так как такой человек не стремится направить свое средоточие чувств на осознание Божьей мудрости. Это приводит к невозможности принять Духа Святого, следовательно, «ожирение сердца», которое можно назвать и как «зачерствение», приводит к «заключению в тук» всего человека, то есть к деградации души. Подобный смысл, помимо буквального, содержится и в отрывках: (Иов.15:27); (Иер.5:28); (Пс.72:7); - под выражением «выкатились от жира глаза» можно понимать и выражение Иисуса «око твое будет худо» (Мф.6:22,23; Лк.11:34). Перевод Кассиана, отрывок Деян.28:27: «ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать…», - по смыслу этот отрывок тождественен отрывку (Мф.13:15).

«и Я исцелил бы их!» - только Бог способен исцелить «ожиревшее сердце».

 

Насколько ваше сердце исцелено Иисусом? Проанализируйте свою жизнь во Христе!

 

Мк.4:13 – «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» - Иисус удивлен тем, что ученики не понимают Его, так как они уже обладают тайной Царства, которая даёт понимание. Он видит, что ученики ещё не умеют пользоваться тем, что уже имеют, поэтому далее подробно объясняет им притчу. Притча о сеятеле является основополагающей притчей Иисуса, поскольку говорит о первичном моменте – принятии человеком в свое сердце слова Божьего.

Мф.13:16 – «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат», - Иисус называет счастливыми тех, кому открывается духовный смысл сказанных Им притч.

В современном переводе IBS, отрывок читается так: «Счастливы вы, что ваши глаза видят и ваши уши слышат».Ученики Христа счастливы, когда Бог открывает им смысл Своих слов (Лк.10:23). Возможность правильно воспринимать слова Божьи зависит от Бога, то есть является исключительно даром Божьим. Так как именно Бог создал наши уши и глаза, которыми мы воспринимаем все Его слова (Притч.20:12). 

Первые ученики, лицезревшие Иисуса, были счастливы, мы счастливы не менее их (Ин.20:29), так как и сейчас Иисус с нами (Мф.28:20) и говорит нам те же слова, принимая и практикуя, которые мы спасаемся и совершенствуемся в Божьей любви.

Мф.13:17«ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали», - Христос исполнил ветхозаветный Божий закон. Ветхозаветные пророки находясь во плоти не застали исполнения Богом данных им пророчеств - (Лк.10:24; Ин.8:56; Евр.11:13; 1Пет.1:10,11).

Мф.13:18 - «Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле», - современный перевод IBS отрывка следующий: «Так послушайте, что значит притча о сеятеле». Для того чтобы эффективно воспринять и понять слово Божье, от нас требуется внимание и доверие Богу.

Мк.4:14 – «Сеятель слово сеет»; Лк.8:11 – «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие», - сеятель – ученик Христа. Только настоящий ученик Христа, может обладать «качественным семенем», то есть проповедовать неискаженное слово Божье. Ученик Христа, искажающий слово Бога, не является настоящим учеником Христа. Посмотрите на свою жизнь и на ваши убеждения, соответствуют ли они истинному учению Христа? Можете ли вы назвать себя настоящими учениками Христа?

Мк.4:15 – «[Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их»; Мф.13:19 – «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге»; Лк.8:12 - «а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись», - с почвой при дороге ассоциируются, например фарисеи, которые не могли принять слова Христа, чтобы применять их в своей жизни. К этому виду почвы можно отнести всех людей, которые слышат Благую Весть, и отвергают её. Люди, которые за всю свою жизнь так и не приняли слово Божье, и умерли, не примирившись с Богом, оказались не избранными Богом. Бог позволил сатане помешать им познать Его (2Пет.2:9). Придорожная почва представляет собой утрамбованный участок поля. Попавшее на неё семя не прорастает. Эта почва символизирует сердца людей, которые не способны воспринять Божье слово. Слыша слова Божьи, они не понимают их должным образом. В сердце таких людей нет желания вникнуть в услышанное ими Божье слово. Они часто стремятся узнать какое-либо новое учение, но при этом у них не хватает ни терпения, ни желания разобраться, в чем заключается смысл того или иного учения. Среди многочисленных слушателей Христа было достаточно много таких людей. Они приходили, прежде всего, для того, чтобы услышать что-то новое. Учение, которое проповедовал Христос, было совершенно отличным от учения популярных в те времена учителей, проповедовавших различные оккультные практики и языческие культы. Совершаемые Христом исцеления больных и воскрешение умерших людей (Мф.11:5; Лк.7:22; Ин.6:2), бесплатная еда, которую давал Иисус (Мф.15:36-38) и многое другое привлекало этих людей к Христу. Однако чудеса, которые совершал Христос, рассматривались ими не более чем очередное развлечение. Желание лицезреть знамения и чудеса у них всегда было неутолимое (Мф.12:38; Мф.16:1; Мк.8:11; Лк.11:29). И в наше время таких людей очень много. Слушая слово Божье, они не воспринимают его и не пытаются прислушаться и трезво проанализировать услышанное. Таким образом, они сами позволяют сатане «затоптать семя», то есть позволяют ему лишить их желания прислушаться и вникнуть в Божье слово способное спасти их. Сатана похищает слово Божье из их сердец, словно птицы склевывающие семена. Примечательно, что птицы часто сравниваются с ангелами – служебными духами, в данном случае птицы олицетворяют ангелов сатаны.

При описании похищающего семя, каждый из трех Евангелистов использует различные названия. Марк называет его «сатаной», Матфей - «лукавым», Лука – «диаволом». Используя разные названия похитителя, каждый Евангелист описывает его особенности. Так название «сатана» означает - «противник», восставший против истины Бога. Название «лукавый» означает - «злой», который держит зло на любящих Бога людей. Название «диавол» означает - «клеветник», который пытается обмануть учеников Христа и людей, ищущих Бога, пытаясь лишить и/или не допустить их общения с Богом. Похититель семени действительно является мощным врагом людей, ищущих Бога. Но, познавший Бога человек, и доверяющий Ему всю свою жизнь не потерпит вреда от этого врага (Иак.4:7).

 

Мф.13:20 – «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его»; Мк.4:16 – «Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его»; Лк.8:13 – «а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают», -есть ученики Христа, которые охотно слушают Божьи слова и пытаются исполнять, то чему учит Бог. Однако, как только им приходится сталкиваться с жизненными трудностями, где необходимо проявить терпение, испытать в своём сердце веру, надежду и любовь, так тотчас сатана, предлагает другой вариант выхода из сложившейся трудной ситуации. И такие ученики принимают именно сатанинский вариант решения своих проблем, нарушая заповеди Божьи. Такой вариант губит в их душах все семена духовности. И, в итоге, губит и самих учеников, мешая им следовать за Христом.

Так же эти слова Христа можно понимать и как реакцию учеников Христа на различные жизненные трудности, являющиеся испытаниями их веры. Бывает, что ученики Христа в одних сферах своей жизни принимают слово Божье, а в других сферах противятся ему. Что, в свою очередь, всегда негативно сказывается на их духовном росте. Так как сознательное противление хотя бы одному повелению Бога - делает нарушителя виновным во всём (Иак.2:10). С каменистой почвой можно также сравнить ученика Христа, который, например, хорошо разбирается в слове Божьем (Библии), но в тоже время не стремиться донести это Божье слово до людей никогда не слышавших здравого учения о Боге и о спасении. Или, например не стремится оказывать милость и необходимую помощь человеку в ней нуждающемуся, сознательно отказывается применять слово Божье на практике. Это происходит из-за того, что такой ученик по маловерию своему позволяет сатане принимать ключевые решения в своём ученичестве. Постепенно всё это приводит к тому, что вера этого человека становится мертвой и соответственно бесполезной (Иак.2:14,20,26). Настоящий ученик Христа всегда должен стремиться к тому, чтобы быть исключительно «доброй почвой» при любых испытаниях и жизненных обстоятельствах.

«с радостью принимает его», – некоторые люди, следовавшие за Иисусом, не стремились вникнуть основательно в Его учение, воспринимая слова Иисуса лишь эмоционально. В связи с этим им не удалось рассмотреть в Иисусе - Христа. Подобное отношение к Божьему слову описано в книге пророка Иезекииля (Иез.33:31,32). После того как пророчества Иезекииля стали сбываться, он был признан многими людьми, но для большинства из них он был всего лишь объектом их увеселения. Так и слова исцеляющего и творившего множество чудес Иисуса (Лк.7:21, Ин.11:47) воспринимались ими с радостью.

К каменистой почве относятся также люди, которые принимают Божье слово и, исповедуя Иисуса Христа своим Господом и Спасителем принимают крещение. Однако в последствии их христианские убеждения и вера в Христа оказываются не настоящими. Такие люди скорее играют роль христианина, нежели являются им на самом деле. Они ведут себя как ученики Христа лишь на собрании Церкви или просто в обществе христиан. Но индивидуальная их жизнь с Богом абсолютно несостоятельна. Оставшись наедине либо оказавшись в обществе не учеников Христа («мирских людей») они не живут как ученики Христа, предпочитая умалчивать о своих христианских убеждениях. Такое поведение не позволяет этим людям расти духовно и приносить плод духа и веры (Еф.5:9). Оставшись наедине с Богом, они не имеют общения с Ним. При малейших гонениях их вера терпит поражение. Порой даже грубое слово или же просто несогласие с их христианскими убеждениями разрушает их веру. Все это происходит из-за того, что в то время, когда они приняли слово Божье их сердце не изменилось, поскольку они не прочувствовали благодати Божьей, приняв Христа лишь формально. Сердце их по прежнему осталось «каменным» – «сердце каменное» (Иез.36:26). И поэтому, когда взошло солнце, которое в Библии часто олицетворяет Бога (Пс.83:12), взошедшее семя увяло и засохло (Мф.13:6; Мк.4:6). Взошедшее солнце символизирует обличение Богом человека. Бог не позволил получать духовную поддержку и мудрость Божью человеку, не ценившему и не любившему Бога и Его Слово.

Мф.13:21 – «но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется»; Мк.4:17 – «но не имеют в себе корня и непостоянны (перевод Кассиана: «держатся короткое время»); потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются»; - люди, слышащие слово Божье, но при этом боящиеся реакции мирских людей на их выбор, не примут решения покаяться и следовать за Христом. 

Так же, эти слова Христа адресованы и Его ученикам. Наивеличайшим испытанием нашей веры является гонение за слово Божье. Порой легко чувствовать в сердце святость когда ничто не угрожает нашей вере и нашим убеждениям. Однако, как только на пути нашего ученичества мы сталкиваемся с различными противодействиями относительно нашей веры и убеждений, мы не всегда оказываемся настолько мудрыми, чтобы противостать тем, кто противится нам и пытается довлеть на нас. Бывают случаи, когда ученики Христа становятся очень зависимыми от мирской мудрости. Это приводит к тому, что они часто начинают прислушиваться, чему учит не Божья, а именно мирская мудрость. В этот момент они забывают, что самое немудрое Божье гораздо мудрее всей глубины мирской мудрости (1Кор.1:25). Ощущая давление со стороны мира, настоящий ученик Христа всегда должен помнить, что стремление к благочестивой жизни всегда будет негативно воспринято людьми, живущими в соответствии с мирской мудростью, что может привести даже к гонениям (2Тим.3:12). Христианин, испытывающий на себе упреки со стороны людей не знающих Бога, должен всегда помнить о страданиях Христа, Который перенёс все поругания от людей незнающих Бога.

 «когда настанет скорбь», - скорбь неизбежна в истинной христианской жизни (Деян.14:22). Также как гнали Христа, будут гнать и Его учеников (Ин.15:20,21). И тот, кто стремится жить благочестиво, то есть по воле Бога, будет, гоним (2Тим.3:12). Жизнь ученика Христа не лишена проблем. Бог позволяет, чтобы верующие сталкивались с различными испытаниями (1Пет.4:12). Однако с какими бы сложными, тяжелыми и опасными испытаниями не сталкивались бы ученики Христа, Бог не позволит, чтобы они были искушаемы сверх своих сил (1Кор.10:13).

Помышление о Христе позволит выдержать любое испытание и любую скорбь (Мф.10:22), (Мф.24:13), (Мк.13:13), (Евр.12:3,4).

Мф.13:22 – «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно»; Мк.4:18,19 – «Посеянное в тернии означает слышащих слово» 19 «но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

Лк.8:14 - «а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода», - здесь идет речь о людях, принимающих слово Божье, пытающихся применять его в своей жизни, однако при этом обольщающихся всевозможными мирскими благами. Стремление к комфортной жизни делает их неспособными принять Христа полноценно, учение Которого фокусируется на испытаниях веры, и, соответственно, полном доверии Богу, основанном на отсутствии каких-либо стремлений обогатиться исключительно материальными благами и отсутствии забот о мирском (т.е. чрезмерных забот об обретении материальных средств для существования). Невозможно спастись тому, у кого основная цель в жизни это обогащение (Мф.19:23), (Мк.10:23), (Лк.18:24), (1Тим.6:9).

Люди, с засоренной тернием почвой, - это также и псевдо ученики Христа, которые пытаются жить двойной жизнью, пытаясь служить и Богу и маммоне (языческий бог богатства) (Мф.6:24, Лк.16:13). Они умудряются производить как «пшеницу», так и «плевелы», но их «колос пшеницы» всегда оказывается пустым. То есть такие люди среди учеников Христа стараются вести себя как ученики Христа, а в среде «мирских» людей ведут себя как «мирские» люди. Но в итоге их вера и служение Богу не приносят им никакой пользы, поскольку служить двум господам одинаково усердно не возможно.

Чрезмерные заботы могут одолевать и настоящих учеников Христа (2Тим.4:10). Чрезмерное стремление к комфортной жизни всегда отдаляет ученика от Христа, что приводит к угасанию веры, которая ведёт к духовной деградации, так как духовное семя в сердце такого ученика заглушается «терновником» (мирскими похотями), истощая добрую почву, которая есть душа этого человека. Происходит уподобление ученика Христа мирским людям (язычникам) (1Тим.6:9,10), (1Ин.2:16), (Мф.6:25,31,34), (Мф.10:19), (Мк.13:11), (Лк.12:11), (Лк.12:22), (Флп.4:6). Часто такой ученик думает, что он уже обогатился всем и хвалится, что способен принимать решения без особого применения слова Божьего в своей жизни, однако такое мнение свидетельствует лишь о его гордости и не полноценном понимании учения Христа (1Кор.4:6-8). А так же, свидетельствует о непонимании относительно того, что, означает быть безумным ради Христа (1Кор.4:10).

 Повседневные заботы этого мира могут заглушить «семя» в том случае, если ученик Христа не умеет планировать каждый свой день и пытается сделать, к примеру, за один день дела нескольких дней. Необходимо помнить, что каждый день имеет свою заботу (Мф.6:34). Не нужно торопить события и стремиться все решить за один день. Ведь такое желание не угодно Богу. Поскольку такое желание и стремление не основывается и не может быть основано на доверии Богу, Который хочет, чтобы мы не заботились о земных благах сверх собственных сил (Мф.6:25). Но хочет, чтобы, прежде всего, мы искали Царства Божьего, и только такое наше стремление будет благословлено Богом, и все наши нужды будут Им удовлетворены (Мф.6:33).

Наша цель, как учеников Христа, совершенствовать свою веру настолько, чтобы проживать каждый день как последний, в полном доверии Богу, не имея чрезмерных забот и не строя грандиозных планов на будущее без мыслей о Божьем промысле (Иак.4:13-16). Так как мы не знаем, когда настанет тот день, в который нам необходимо будет дать отчёт за всю нашу жизнь (Лк.21:34).

 Мы не должны стремится к тому, чтобы делать всё, чтоб нажить себе только материальные блага (Притч.23:4,5). Богатство, нажитое подобным образом, никогда и ни при каких обстоятельствах не принесет нам счастья (Еккл.5:12,13), (Лк.18:24). Богатство не может сделать нас счастливыми. Ведь невозможно купить здоровье, так и богатством не откупиться от дня смерти. Невозможно богатством приобрести настоящую любовь. Невозможно материальное богатство обменять на духовные ценности! И глубоко несчастен и крайне беден богач, не осознающий этого!

Чтобы сделаться способными воспринимать мудрость Божью, которая есть абсолютная истина, мы должны распахать (то есть очистить) свою почву (то есть душу (сердце)) (Иер.4:3), покаявшись пред Богом и, тем самым, расчистив путь для полноценного прорастания духовного семени (слова Божьего). И только после этого наша вера, действительно, вменится нам в праведность, и мы подобно Аврааму будем благословлены всем (Быт.24:1), в том числе словом Божьим и познанием о Боге (1Кор.1:5). И будет благословение это постоянным (Втор.28:1-14), так как Бог будет с нами во всех делах наших (Быт.21:22). И это благословение послужит и другим людям, через осуществления нами добрых дел (2Кор.9:8,11).

Если Бог благословляет нас обильно, то помните, что мы призваны благодетельствовать (1Тим.6:17-19) с любовью, так как любовь стремиться помочь ближнему, никогда не ища ничего своего (1Кор.13:4,5).

Если Вы не стремитесь к тому, чтобы очистить свое сердце от терний, то вспомните, что из такого же терния, символизирующего греховные заботы, которое Вы так усердно выращиваете в своем сердце, был сплетён венец для Христа. Этот венец символизирует глумление над Ним (Мк.15:17; Ин.19:5). Иисус искупил наши грехи Своею кровью (Откр.5:9). И кровь Его текла с окровавленных ран, в том числе и ран от шипов тернового венца, которым Он был увенчан. Наши греховные заботы оскорбляют Христа! Каждый раз, когда мы проявляем недоверие Богу и каждый раз, когда мы ропщем на Него и пытаемся в своей жизни отодвинуть Его на второй план, а то и еще дальше, мы словно совершаем глумление над Ним! Но Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то он и пожнет (Гал.6:7). Мы пожнем духовную смерть, если не покаемся!  

Мф.13:23 – «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»; Мк.4:20 - «А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат»; Лк.8:15 - «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» - человек, слышащий слово Божье и принимающий его в свою жизнь, становится истинным учеником Христа, приносящим плод праведности, который заключается в благочестии, совершенствовании любви и благовествовании. Истинные духовные плоды можно принести, только имея терпение. Бог постоянно заботится о нашем духовном росте, являясь Источником нашего духовного роста (Ин.15:2-5), (Рим.7:4), (Флп.1:11), (Кол.1:6).
Тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный урожай (Мф.13:8; Мк.4:8; Лк.8:8) по тем временам был очень большим урожаем. Нормальным урожаем считался семикратный урожай. Помимо этого доподлинно известно, что в одном пшеничном колосе может содержаться как тридцать, так и шестьдесят и даже сто семян. Таким образом, Иисус говорит не только о многократности урожая в целом, но и об отдельно взятом колосе. Давая понять нам, что если каждый ученик Христа приносит духовные плоды, то вся Церковь принесет обильный урожай. Плод, принесенный в тридцать, в шестьдесят и в сто крат одинаково хорош и угоден Богу. При одинаковом усердии нескольких учеников Христа каждый из них может принести различный плод, один больше, другой меньше. Количество плодов в данном случае зависит от Бога. Только Он принимает решение, какой плод и в каком количестве принесет тот или иной ученик Христа (Ин.15:5). Если ученик Христа всецело доверяет Богу, он принесет много плодов (Ин.15:8).
Также имеето значение и символика цифр. Число «100» это «10» умноженное на «10». Число «10» символизирует проявление Божьей воли и совершенствование человека, поскольку представляет собой сумму числа «3» и числа «7». Число «3» подтверждает «триединство» Бога (1Ин.5:7), а число «7» символизирует Его совершенство. Уверовавший в триединого Бога, и соответственно, ставший учеником Господа Иисуса Христа человек, стремится к совершенству, духовно обновляясь «со дня на день» (2Кор.4:16). Произведение числа «10» на само себя, то есть число «100», символизирует человека, достигшего полного совершенства. Такой человек символически определяется как «столетний юноша» (Ис.65:20). Так же «столетним», но грешником символически назван человек, который за всю свою жизнь так и не воспользовался возможностью примириться с Богом и обрести спасение. Таким образом, «сторичным плодом», Иисус символически определяет огромное количество людей, которые придут к Богу по средствам проповедей учеников Христа, имеющих «добрую почву» (плодотворно воспринимающее Божье слово сердце) и в последствии достигнут полного совершенства.
Помимо этого, под плодами понимаются не только люди, которых приводят к Богу ученики Христа, но и «плод духа» (Еф.5:9), который проявляется «во всякой благости, праведности и истине».
Сама по себе почва, независимо от того хорошая она или нет, никакого плода принести не может. Только лишь семя, попавшее в хорошую почву способно принести хороший плод.
Это означает, что каким бы не был хорошим человек, и какие бы добрые дела он не совершал, он не обретет спасения и вечную жизнь с Богом, если не примет в свое сердце слово Божье.

Шестьдесят крат, это "6" умноженное на "10",где "6" символизирует грех, дьявола, нечестие, несовершенство, разрушение и т.п., а "10", в данном случае, символизирует проявление Божьей воли (3+7). Таким образом, умножение "6" на "10", указывает на победу Господа Бога над дьяволом (проявление Его воли по отношению к дьяволу). Верующий (христианин), пребывая в Господе, противостоит дьяволу верою своей (1Пет.5:9)

.
Тридцать крат - это три умноженное на десять, где "3" означает Троицу, а "10" путь, таким образом, тридцать это путь познания Триединого, Бога. На этом пути стоит верующий (христианин) и приносит в Господе много плода (Ин.15:5,8). Число "30", означает, также, совершенство Божьего устроения (Лк.3:23). Таким образом Господь всё совершенным образом устроит во благо верующему и утвердит его на истинном пути жизни в Боге. То, что в Мф.13:23, обилие плода перечисляется в порядке убывания: «во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать», а в Мк.4:20 говорится в порядке возрастания: «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат», говорит о том, что человек, идущий по пути совершенства (сто крат), противостоит дьяволу верою (шестьдесят), и так утверждается (сохраняется) на истинном пути жизни в Боге (тридцать), а также, противостоит соответственно, утверждаясь на пути жизни в Боге (тридцать), дьяволу верою своею (шестьдесят), и так продвигается по пути совершенства (сто крат).

 

Проанализируйте свою христианскую жизнь и определите, к какому именно виду почвы вы принадлежите?

 

2005 г .

дополнено 2006 г.

ПРИТЧА О ЗАКВАСКЕ

  

Притча о закваске содержится в Евангелии от Матфея (Мф.13:33) и Евангелии от Луки (Лк.13:20,21). Эта притча Иисуса о Царстве Небесном и Царстве Божием является одной из самых сложных притч для истолкования. В этой короткой притче сокрыт глубокий смысл, вникая в который мы можем понять фундаментальную причину многих исторических аспектов жизни и деятельности Церкви Христа в Царстве Небесном и Царстве Божием, как в первом столетии, так и в наше время.

Мф.13:33 - «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё», - более точный перевод греческого текста следующий: «Другой пример Он сказал им: Подобно есть Царство небес закваске (дрожжам), которую взявшая женщина спрятала в муки сата три до которого [времени] было заквашено всё».

Лк.13:20,21 – «20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? 21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё», - более точный перевод греческого текста следующий: «20 И опять Он сказал: Чему Я уподобил бы Царство Бога? 21 Подобно есть закваске (дрожжам), которую взявшая женщина спрятала в муки сата три до которого [времени] было заквашено всё».

   На первый взгляд, смысл этой притчи идентичен смыслу притчи о горчичном зерне. Закваска (дрожжи или перебродившее тесто), символизирует все то же самое, что и горчичное зерно. Соответственно рост и распространение Царства Божиего (Небесного) и Церкви Христовой на земле сравнивается с вскисанием (заквашиванием) трёх мер муки.

   Однако такое понимание этой притчи не является однозначным, поскольку в Библии закваска и квасное символизирует нечестие, всевозможные грехи и ложь (Исх. 12:15; Исх.12:19; Исх.12:20; Исх.13:3; Исх.13:7; Исх.23:18; Исх.34:25; Лев.2:11; Лев.6:17; Втор.16:4; Ам.4:5,6).

   Библейское сравнение закваски с действиями, противоречащими Божьей воле, является основанием того, что Иисус использовал подобное сравнение именно для описания всего злого, что угрожает Церкви Христа.

Под всем злым понимается всё, что противно и не угодно Богу. В беседе с учениками Иисус неоднократно сравнивал зло с закваской. Отрывки (Мф.16:6; Мф.16:11,12; Мк.8:15) подтверждают, что Иисус не связывал понимание закваски с распространением Царства Божиего (Небесного) на земле и с ростом Церкви Христа. А сравнивает закваску с ложными учениями основных Иудейских партий: фарисеев, саддукеев и иродиан. 

Фарисеи - олицетворяли лицемерие, лукавство, двуличие и чрезмерную религиозность (Мф.23:13-39; Лк.12:1).

Саддукеи - представляли полное отрицание существования духовных реалий, не верили в воскресение мертвых и Божий суд над всем человечеством (Мф.22:23; Мк.12:18; Деян.23:8). Они не признавали ветхозаветные пророческие Писания, кроме Пятикнижия Моисея (тора).

Иродиане - политическая партия, поддерживающая власть Рима. Членами этой партии были в основном богатые и знатные иудеи. Иродиане олицетворяют политиканство Церкви Христовой и вмешательство государственной власти во внутренние дела Церкви, а также проникновение в Церковь светского образа жизни, приводящего к безудержному желанию учеников Христовых - обогащаться (Мк.12:13-17).

 

Эти три партии наносили огромный вред, как духовной, так и материальной жизни иудеев.

Именно представители этих партий объединились, чтобы распять Иисуса Христа и в последствии противились Его Апостолам (Мк.3:6; Деян.4:1-3).

С первого столетия эта закваска начала квасить Церковь Христову.

Иисус не зря говорит о Царствии Божием и о Царстве Небесном. Предупреждая учеников, что Царство Небесное и Царствие Божие подвергнуться пагубному влиянию закваски. А именно будут активно атаковаться лжеучениями, что подтверждается сравнением Царства Небесного и Царствия Божиего с самой закваской (Мф.13:33) - «…Царство Небесное подобно закваске…»; (Лк.13:20,21) – «20 …чему уподоблю Царствие Божие? 21 Оно подобно закваске…».

Иисус говорит, что закваску в три меры муки положит женщина. На первый взгляд нет ничего необычного в том, что Иисус говорит, что именно женщина положит закваску в муку, ведь у иудеев первого столетия хлеб, как правило, пекли женщины. Однако все притчи Иисуса Христа обладают глубочайшим смыслом и поэтому для того чтобы вникнуть в смысл данной Его притчи и правильно её понять, нам нужно отнестись с особым вниманием ко всем словам этой притчи.

Иисус не случайно упомянул женщину в этой притче, поскольку женский образ в Священном Писании часто символизирует как духовные, так и анти духовные аспекты.

Например: в отрывках Откр.17:1-7,18 – в виде женского образа представлена «Вавилон-блудница», символизирующая деятельность дьявола в мире. А в (Зах.5:7-8) женский образ символизирует нечестие.

   Следовательно, кладущая закваску женщина (женский образ) в этой притче символизирует нечестие и блуд, проявляемые в ложном, разрушающем учении сатаны, вызывающем брожение всего теста и таким образом оказывающем губительное воздействие на духовное состояние всей Церкви.

   Под тремя мерами муки понимается не весь мир, а Церковь Христа, так как мука символизирует богоугодную жертву Богу (Лев.2:1-3; Лев.7:12; Иез.46:14), кроме того в ветхозаветные времена она была пищей для священников (Лев.6:15,16).

Мука, в данном случае символизирует именно Церковь, Которая является Телом Христовым (1Кор.12:27). Из следующих мест Писания: Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19 известно, что Само Тело Христово и есть пресный хлеб, приготовленный из муки и воды.

 Иисус сравнивает с мукою Свою Церковь для богоугодной жизни Которой необходимы полное доверие, покорность неискаженному Божьему Слову и работа Святого Духа, Которые сравниваются с «водой живой» (Ин.3:5; Ин.4:10-14). Соответственно, именно «живая вода» (Слово Божье и Дух Святой) позволяет из «муки» (Церкви) творить «пресный хлеб» (истинно богоугодная Церковь), который и есть Тело Христово. 

Тем самым Церковь Христова и Тело Христово, Которое Христос предал на смерть (Лк.22:19; 1Кор.11:24), воссоединяются в Духе Святом.

Именно поэтому Апостол Павел сравнивает истинное учение Бога с «опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8), а не со старой закваской (1Кор.5:7) символизирующей порок и лукавство (1Кор.5:8). И одновременно предупреждает нас, используя слова Христа, что закваска квасит всё тесто (1Кор.5:6; Гал.5:9).

Мф.13:33; Лк.13:21 «…доколе не вскисло всё», - закваска, проникая в пресное тесто, видоизменяет его, однако состав теста остаётся в принципе тот же, ведь само тесто по-прежнему состоит из муки и воды, добавляется только лишь закваска. Так и Церковь, начиная с первого столетия, пропиталась лжеучениями и в последствии разделилась. На сегодняшний день в мире насчитывается более двадцати тысяч различных конгрегаций, деноминаций и всевозможных прохристианских организаций. Проникновение лжеучения в Церковь может происходить незаметно. Как правило, сатана, имеющий вид ангела света (2Кор.11:14) проталкивает свое учение в Церковь под видом Божьего учения. Это подтверждается словами: «женщина, взяв, положила» (Мф.13:33; Лк.13:21), - которые точнее с греческого языка можно перевести, как: «взявшая женщина спрятала (греч. ενεκρυψεν )». Сатана словно прячет лжеучение в Церкви и сразу это, как правило, не видно. И порой бывает очень сложно различить истинное учение той или иной Церкви от ложного учения.

   Особого внимания в притче о закваске требует количество заквашиваемой муки. Количество муки равно трём мерам. Обычно три меры муки использовались для приготовления хлеба примерно для средней по численности еврейской семьи. Словом «меры» переведено греческое слово «сата» (греч. «σάτα», еврейское «сеа»). Сат (греч. «σάτον») это мера сыпучих тел равная 1/3 части ефы, либо 13,3 литра.

Иисус мог бы сказать, что количество муки равно не трем сатам, а одной ефе, которая равна примерно 39,9 литров (иногда примерно 39 литров), так как три сата и составляют одну ефу. Однако Он говорит именно о трёх сатах и тем самым упоминает о троичности. Число три в Библии имеет символическое значение, поскольку практически всю Библию пронизывает учение о единстве Бога именно в трех лицах. Все три лица (ипостаси) Бога едины и равны между Собой. Бог присутствует в трех лицах во всем Своем творении (Иер.23:24) и владычествует над любой плотью (Дан.14:5 – греческий второканонический текст). И, соответственно, присутствует как в отдельно взятом ученике Христовом (Ин.14:23), так и во всей Своей Церкви, преобразуя её духовно.

 Таким образом, говоря именно о трех мерах муки, Иисус дает нам понять, что Церковь является истинной, а это означает, что она будет существовать под руководством истинного, то есть триединого Бога. Примечательно, что 1/3 часть ефы равна именно 13,3 литра. Число 13 также символично.

 В ветхозаветный период существовало тринадцать колен Израилевых (Чис.1:17-54), из которых тринадцатым было колено Левитов (Чис.1:49). Левиты были избраны Богом вместо первенцев Израильских (Чис.3:11-12; Чис.8:18-22) и их «частью» и «уделом» был Сам Бог (Чис.18:28). На это колено возлагалась ответственность за помощь священникам (Исх.28:1) в духовном воспитании Израильского народа (Втор.17:8-13), то есть остальных двенадцати колен, в том числе и различные функции в осуществлении служения Богу (Чис.3:6-9).

 В новозаветные времена число 13 символизирует избрание Иисусом Христом двенадцати учеников - высших Апостолов (Лк.6:13; 2Кор.11:5 - «…высших Апостолов»), которые были избраны Им в качестве фундамента для Своей Церкви (Мф.16:18 - Иисус объясняет это на примере Апостола Петра), в Которой Сам является краеугольным камнем (Зах.10:4) и главою угла (Пс.117:22,23; Мф.21:42; Мк.12:10; Лк.20:17; Деян.4:11; 1Пет.2:7). Таким образом, Иисус Христос и (плюс) двенадцать Апостолов составляют собрание тринадцати, которое является прообразом тринадцати колен Израильских. Тут просматривается аналогия между коленом священников Божьего Закона Ветхого Завета - Левитов и Господом Иисусом Христом, Который стал исполнителем Божьего Закона Ветхого Завета (Мф.5:17-18). А также между двенадцатью коленами Израиля и двенадцатью Апостолами, ставшими прообразом духовного восстановления Израиля. В связи с этим, 13,3 литра символизирует истинную Церковь Христа, основанную Господом Иисусом Христом на двенадцати Апостолах.

Смысл библейского учения о триедином Боге заключается в том, что Иисус Христос является одной из трех ипостасей триединого Бога (Иеговы), все ипостаси, Которого едины и равны между Собой. Тем самым Они действуют согласовано. А это означает, что Иисус Христос - Бог Сын основал Свою Церковь в совершенном согласии с остальными ипостасями – Бога Духа Святого и Бога Отца. Согласованность действий между ипостасями при основании Церкви подтверждается символически тремя десятыми литра.

Что касается одной ефы, которая составляет три сата муки, то она также имеет особое символическое значение. Как уже говорилось, одна ефа составляет 39,9 литров, а иногда примерно 39 литров. Число 39,9 можно представить в виде: 30+9+0,9. Где число 30 можно представить в виде произведения 3 и 10. Число 3 символизирует триединство истинного и совершенного Бога, а число 10 символизирует путь духовного совершенства человека на земле. Произведение этих двух чисел символизирует воссоединение окончательное духовное совершенство в Боге, к которому стремятся все христиане. Число 9 можно представить в виде произведения числа 3 само на себя, что символизирует полноту совершенства каждой ипостаси Бога, а также суд Божий. Таким образом, число 39 символизирует цель христианина (члена Церкви Христа) - достигнуть окончательного полного совершенства в истинном совершенном триедином Боге, все ипостаси Которого едины и абсолютно равны между собой. Это совершенство человек обретёт только при условии полного смирения перед Богом. И именно истинный Бог будет судить мир (Деян.17:31; 1Пет.4:5; 2Пет.2:3; Рим.2:2; Рим.3:8; 2Фес.1:5,8; Откр.11:18). Церковь же не будет судима, тем судом, которым Бог будет судить мир (Ин.5:24). Церковь, а точнее каждый христианин даст отчет Богу о прожитой жизни (Рим.14:10).

Число 39,9, которое можно представить, как сумму числа 39+0,9 подчеркивает полноту совершенства Бога и грядущий суд Божий. Это определяется двойным присутствием числа 9. Двойное присутствие слова, например в утверждении, подчеркивает важность этого слова. Например, Иисус часто говорил: «Истинно, истинно» (Ин.16:20; Ин.21:18), акцентируя внимание людей на произносимую Им фразу.

Так как число 0,9 включает в себя число 0, которое символизирует хаос, бесформенность, отсутствие чего-либо, либо начальную стадию чего-либо, число 0,9 символизирует начало суда Божьего и обретение усовершенствованными христианами судебных полномочий, которые они до этого не имели (Мф.19:28; 1Кор.6:2,3; Откр.20:4). 

Определяя Церковь числом 39,9, - Иисус говорит о том, к чему должен стремиться каждый христианин (член Церкви) и что его ожидает, если он смирится пред Богом.

Итак, мы выяснили, что Церковь основана Богом и находится под постоянной Его защитой. Однако при этом Церковь будет постоянно атаковаться сатаной, который будет вносить в неё ложное учение, чтобы искусить, соблазнить и «поглотить» словно рыкающий лев (1Пет.5:8) всех учеников Христа. Такие намерения сатаны можно сравнить с заквашиванием теста, при котором абсолютно все тесто видоизменяется.

Проблемы религиозности, неверие в Божественность Христа, неверие в Его телесное воскресение, неверие в различные чудеса Божьи, стремление к неправедному обогащению, различные манипуляции в деятельности Церкви государственными, неоцерквлёнными чиновниками и многое сему подобное, развращало и сегодня развращает практически все деноминации и религиозные организации прохристианского характера. Но Христос обещал, что сатана, как бы он не изощрялся, не сможет полностью одолеть Церковь Христову (Мф.16:18). Это означает, что на протяжении всей истории христианства всегда будут существовать истинно верующие люди, стремящиеся к истинному соблюдению заповедей Бога и к познанию неискаженной сатаной, истинной Божьей мудрости. Они и названы в Библии остатком (Рим.11:5). Они и представляют ту истинную Церковь, которую никогда не сможет одолеть сатана.

 

 

Притча о закваске является прекрасным назидательным примером в том, чтобы не увлечься пагубным, сатанинским учением и не уподобиться фарисеям, саддукеями и иродианам.

2005 г .

дополнено 2006 г.

ПРИТЧА О ЖЕМЧУЖИНЕ

 

Притча о жемчужине содержится только в Евангелии от Матфея (Мф.13:45-46) и представляет собой краткое, но очень емкое по смыслу учение о Царстве Небесном.

   Мф.13:45 - «Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,…», - более точный перевод греческого текста следующий: «Опять подобно есть Царство небес человеку торговцу ищущему хорошие жемчужины».

Современный перевод IBS отрывка следующий: «Еще Небесное Царство подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг».

Словами: «Еще подобно…» или «Опять подобно…» Иисус дает понять, что притча о жемчужине представляет собой продолжение смысла предыдущей притчи о скрытом сокровище, в которой говорится о достижении и обретении Царства Небесного. Сравнивая Царство Небесное с купцом, ищущим хорошие жемчужины, Иисус объясняет большую ценность Царства Небесного и основной принцип его достижения.

 Притча о жемчужине имеет двойной смысл.

Первый смысл притчи - Купец, ищущий хорошие жемчужины, это человек, стремящийся обрести смысл жизни и сделать свою жизнь счастливой. Пути достижения счастья различны. Они основаны на всевозможных, религиозных и философских убеждениях людей. Купец (человек) ищет «хороших жемчужин», надеясь из всех, на его взгляд, лучших найти самую лучшую жемчужину (истинный путь). Однако существует только один путь к достижению счастья - путь через Христа (Ин.14:6). Так как истинное счастье любого человека в мире основано на общении с Богом.

Смысл жизни человека заключается в поиске Бога (Деян.17:27) и общении с Ним. Но сатана искушает людей, пытаясь воспрепятствовать им прийти к Богу, предлагает ложные пути, будто бы ведущие к счастливой и полноценной жизни. Эти пути очень привлекательны и заманчивы, и часто сильно разняться между собой, но как бы они не были разнообразны и пространны, все они ведут исключительно в погибель (Мф.7:13). Сатанинские пути сосредоточены в образе Вавилон-блудницы (Откр.17:4,5), которая является «матерью» всем жизненным богопротивным человеческим путям (устремлениям). Эти пути образно изображаются в виде жемчуга, которым украшена жена (Вавилон-блудница) (Откр.17:4), где жемчуг – это любые богопротивные мысли и действия человека (Откр.18:12; Откр.18:16), как и богатство, обретенное неправедным путем. Истинный путь к Богу в Царство Небесное узок (Мф.7:14), и совсем не многие его находят. Так как для того, чтобы найти истинный путь к Богу, то есть совершенным образом войти в Царство Небесное, необходимо приложить усилие (Мф.11:12). Однако Бог всегда помогает прийти к Себе, избранным Им людям. Только по воле Бога, Который прежде Сам делает первый шаг к человеку (Ис.56:1; Рим.10:20), побуждая человека начать поиски Бога, человек может прийти к Нему (Ин.15:16) и обрести спасение.

 Мф.13:46 – «который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее», - более точный перевод греческого текста следующий:«нашедший же одну многоценную жемчужину ушедший он продал всё сколькое он имел и он купил её».

Купец приложил все свои усилия, чтобы найти самую драгоценную жемчужину. И Бог благословил его усиленные поиски, так как любой, искренне ищущий истинную мудрость, человек, находит её (Мф.7:7; Лк.11:9). Найдя драгоценную жемчужину, купец осознал всю бесполезность и пагубность остальных жемчужин (путей), основанных на человеческих измышлениях, пустой философии и предании человеческом (Кол.2:8), идущими вопреки мудрости Божьей - против Христа. Он понял, что только найденная им жемчужина, по истине, драгоценна. Под драгоценной (многоценной) жемчужиной понимается не только истинный путь, ведущий в вечную жизнь, но и все, что имеет в себе духовный источник, формирующий духовную целостность человека - мир Божий в сердце человека: «…и великий мир (евр. שָׁלוֹם допустимый перевод: полнота, безопасность, спокойствие, совершенство, счастье) будет у сыновей твоих» (Ис.54:13).

Драгоценная жемчужина символизирует спасение, Божью мудрость - тайны Царствия Небесного и Божьего (Мф.13:11; Лк.8:10). Царь Соломон определил мудрость выше всех сокровищ и драгоценностей – «лучше жемчуга» (Притч.8:11), где под жемчугом понимается не только буквально жемчуг, но и всевозможные пристрастия ко всему мирскому богатству.

Под драгоценной жемчужиной понимается и Сам Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Драгоценная жемчужина также символизирует вход (ворота) в новый Иерусалим - новую реальность, приготовленную спасенным людям – «…и ворота (евр.שַׁעַר допустимый перевод - вход) твои - из жемчужин…» (Ис.54:12); «А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины…» (Откр.21:21). Общее количество жемчужных ворот составляет двенадцать - по количеству «высших Апостолов» (2Кор.11:5; 2Кор.12:11), которых Иисус избрал по количеству Израильских колен (Быт.49:1-28), из Своих учеников (Лк.6:13-16). Апостолы являются уполномоченными представителями Иисуса Христа в вопросах истинного учения, определяющего и формирующего путь к Богу в Царство Небесное (драгоценную жемчужину). Каждому апостолу Иисуса Христа соответствуют одни жемчужные ворота. При помощи этого сравнения определяются обязанности и функции Апостолов – передача совершенной Божьей истины и условий спасения для избранных представителей человечества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что драгоценная жемчужина символизирует Божью истину, включая в себя все то, что в своей основе имеет духовный источник.

Осознав всю ценность найденной драгоценной жемчужины, купец решает приобрести её. Поскольку драгоценная жемчужина настолько ценна, что её цена соразмерна стоимости всего имущества купца, ему ничего не оставалось сделать, как пойти и продать все свое имущество - «…пошел и продал всё, что имел,…», и, таким образом, приобрести драгоценную жемчужину - «…и купил ее». 

Человек (купец), нашедший основанный на совершенной Божьей истине путь к спасению (драгоценную жемчужину) отвергает свою прежнюю, греховную жизнь (уходит) и отдает её Христу (продает все что имеет), Который прощает человеку все его грехи. Христос берет грехи людей на Себя (1Пет.2:24). И, таким образом, человек получает спасение и примиряется с Богом принимая Христа как Своего Господа и Спасителя (покупает драгоценную жемчужину).

Для того чтобы принять Иисуса в свое сердце, сделать Его Господом своей жизни и встать на истинный путь, необходимо отказаться от всех своих греховных убеждений и полностью отвергнуть все то, что неугодно Богу. Цена «драгоценной жемчужины» для каждого человека индивидуальна, однако она всегда пропорциональна всем грехам и неугодным Богу убеждениям данного человека.

Существует определенная категория людей, которая видит пользу от «драгоценной жемчужины» но не осознает всю ценность «жемчужины», не желает полностью отказаться от своих греховных жизненных убеждений. Эти люди пытаются жить двойной жизнью, стараясь извлечь выгоду с обеих сторон, служить двум господам, то есть быть и с Богом и с сатаной. Но нельзя исполнять волю Бога, слушая сатану. Невозможно служить двум господам! (Мф.6:24; Лк.16:13). Нельзя жить богоугодной жизнью, исполняя почти все заповеди (закон) Бога (Иак.2:10). Только при полноценном принятии всех, поставленных Богом, условий можно примириться с Ним и обрести спасение.

Если Вам удалось найти и приобрести в своей жизни драгоценную жемчужину, старайтесь никогда не забывать, насколько она драгоценна для Вас. Поскольку именно она необходима Вам для полноценной счастливой и богоугодной жизни! Берегите её от того, кто может повредить её (Мф.7:6), не достойно ею воспользоваться и, тем самым, попытаться лишить Вас драгоценной жемчужины.

Второй смысл притчи:    


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!