Эффективное применение правил риторики



Ключевое сообщение — это и поручни, за кото­рые цепляется оратор, и единственное средство, помогающее удержать речь от бортовой качки

Кодекс законов риторики, безусловно, нужда­ется в индивидуальной творческой доработке, об этом писал еще Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс, более известный как Марк Твен. Попытки изу­чить немецкий язык сначала привели великого писателя в отчаяние, а потом послужили ему источником для множества язвительных на­смешек и остроумных шуток.

 

Смею вас заверить, что такого безалаберного, бессистемного, скользкого и увертливого языка, как немецкий, во всем свете не сыщешь <...>.

Глубокие филологические изыскания привели меня к выводу, что человек, нелишенный способностей, может изучить английский язык за тридцать часов (исключая произношение и правописание), французский — за тридцать дней, а немецкий — затридцатьлет. Отсюда как будто следует, что не мешало бы этот последний язык пообкорнать и навести в нем порядок. Если же он останется в своем нынешнем виде, как бы не пришлось почтительно и деликатно сдать его в архив, причислив к мертвым языкам. Ибо, поистине только у мертвецов найдется время изучить его.

Марк Твен. Об ужасающей трудности немецкого

Языка

Вот что может существенно помочь вам в дора­ботке правил риторики, усилении их действеннос­ти и получении кодекса, действительно ориенти­рующего оратора и обеспечивающего результат.

 

 

Ситуативно успешный подход

Программирующий подход

В социопсихологии различаются три основных под­хода к публичным речам, презентациям и беседам.

 

 

1. Слушатели (собеседники) настроены по от­ношению к вашему сообщению доброжела­тельно или нейтрально-положительно. При этом применяйте программирующий под­ход.

  1. Слушатели (собеседники) настроены по от­ношению к вашему сообщению негативно или сдержанно-скептически. Здесь приме­няйте депрограммирующий подход.
  2.  Слушатели (собеседники) настроены поло­жительно благодаря некоторому общему позитивному воспоминанию. В таких слу­чаях применяйте репрограммирующий под­ход.

 

При программировании вы устанавливаете у речевого партнера якорь, с помощью которого на­правляете его мысли по нужным рельсам.

Чтобы закрепить сообщения в памяти, вы их повторяете.

Еще раз: чтобы закрепить сообщения в памя­ти, вы их повторяете.

Целенаправленное повторение сообщения ус­танавливает у слушателя рамки мышления и шаб­лоны восприятия.

Повторение, имеющее целью так называемое «якорение», осуществляется в точности теми же словами при той же структуре предложения, т.е. ранее произнесенное сообщение воспроизводится дословно.

Повторение соответствующего якоря помогает сохранению сообщения в эпизодической, семанти­ческой и рабочей памяти.

Итак, фиксируем: повторение, имеющее це­лью так называемое «якорение», осуществляется в точности теми же словами при той же структуре предложения, т, е. ранее произнесенное сообще­ние воспроизводится дословно.

Сказанное относится и к презентациям Роздег-Ропи, сопровождающим доклад, поэтому важный текст, вынесенный на слайд, должен слово в слово повторяться в устном выступлении.

 

По той же причине для заседаний обязательно «протоколирование», которое ограничивает сво­боду для позднейших интерпретаций, обусловлен­ных забывчивостью.

Депрограммирующий подход

Депрограммирующий подход направлен на то, чтобы заставить мысль слушателя (собеседника) сойти с накатанных рельсов; ваша задача — рас­критиковав соответствующую позицию, создать для нее негативный якорь и перевести речевого партнера на новые, позитивные рельсы.

Репрограммирующий подход

Репрограммирующий подход заключается в вос­становлении и закреплении в памяти слушателей прежних положительных впечатлений. Затем вы переносите сформировавшееся доброжелательное восприятие на новую идею или сообщение.

 

 

Удобная поза

Что внутри — во внешнем сыщешь, что вовне — внутри отыщешь.

Наш любимый классик Гете

 

Стоя

Точки зрения разных тренеров по данному вопросу не совпадают. Основных школ две: одна рекомен­дует стойку «смирно», другая — стойку «вольно».

В положении по стойке «смирно» вы опирае­тесь на пол обеими ногами; преимущество этой позы — в устойчивости, но при прямой спине ру­ки автоматически располагаются по швам.

Для жестикуляции их необходимо поднять, а для этого напрячь тело. Нередко руки опускаются и оказываются ниже, чем требуется.

Не видя другого выхода, некоторые ораторы при необходимости сделать энергичный жест при­встают на цыпочки (в результате возникает лож­ное впечатление заносчивости). Жестикуляция обеими руками зачастую выглядит неловко — это еще один неприятный эффект.

Многие, выступая перед большой аудиторией, поворачивают только верхнюю часть туловища, но это лишь подчеркивает скованность их дви­жений.

В стойке «вольно» вы опираетесь на одну ногу, а другую можно расслабить. Когда вы жестикули­руете правой рукой, основной вес тела приходится на правую ногу, левая же служит для поддержания равновесия и уменьшения напряжения.

Меняя опорную ногу, оратор может поворачи­ваться к разным частям аудитории. Легкая жести­куляция подчеркивает свободный характер обще­ния и уменьшает напряжение в аудитории точно так же, как вторая нога — напряженность тела оратора.

Если вы — правша, то выставленная вперед правая нога позволит вам вложить в речь больше энергии и увеличить ее выразительную силу. При выставленной вперед левой ноге экспрессия слегка снизится.

Учитывая определенную зажатость и нервоз­ность ораторов, им примерно в 90% случаев насто­ятельно рекомендуется стойка «вольно» — кстати, ее предпочитают также спортсмены-единоборцы.

Подумайте о следующем: стойка «вольно» по­могает уменьшить напряжение; когда одна нога устанет, вы — профессиональный оратор — пере­несете вес тела на другую ногу. Как писал сэр Уин-стон Черчилль, «лучший способ оставаться после­довательным — это меняться вместе с обстоятель­ствами».

 

Советы против условностей

Не стесняйтесь засунуть руку в карман брюк. Главное — вы себя хорошо чувству­ете! Другую руку (ту, которой вы жестику­лируете, у большинства правшей это пра­вая рука) оставьте снаружи.

Модно одетым руководителям нередко ме­шает однобортный пиджак, застегнутый на все пуговицы. Из-за него они слегка накло няются вперед — и совершенно деревене­ют, а жестикуляция практически отсутству-: ет или очень скована. Поэтому оставьте пиджак незастегнутым — это подчеркнет вашу хорошую осанку.

Сидя

 

На конференциях или совещаниях ставьте свой стул слегка под углом и садитесь боком к столу. Тогда вы не будете ни опираться обеими руками на стол, ни откидываться на спинку стула.

Если вы жестикулируете в основном правой рукой, спокойно опустите на стол левую, чтобы энергия направлялась на жестикуляцию и не рас­ходовалась понапрасну.

няются вперед — и совершенно деревене­ют, а жестикуляция практически отсутству-: ет или очень скована. Поэтому оставьте пиджак незастегнутым — это подчеркнет вашу хорошую осанку.

 

 

Зрительный контакт – залог доверия

 

 

Участники семинаров по риторике зачастую уве­рены, что, обращаясь к человеку, нужно смот­реть:

· ему в глаза,

·  ему в рот,

·  на все лицо в целом или

·  в точку между глазами над переносицей.

·

Забудьте все эти рекомендации! Правильный зрительный контакт требует фокусировки: смо­трите неизменно на какой-нибудь один глаз собе­седника.

Выступая перед камерой, следует смотреть не прямо в объектив, а чуть выше, на логотип изгото­вителя.

Если вы теряете зрительный контакт с собесед­ником при произнесении важных слов, в его созна­нии (или подсознании) поселяется сомнение в правдивости сказанного.

Поэтому перед тем, как переходить к чему-либо существенному, сначала обязательно устано­вите с собеседником (или слушателем) зрительный контакт и лишь потом говорите, а в дальнейшем сохраняйте этот контакт. Тогда вы передадите со­беседнику сигнал, подтверждающий, что вам мож­но доверять.

Соблюдая правильный ритм речи, обращайтесь каждый раз к той части аудитории, с которой пред­варительно установили зрительный контакт. Про­изнесите так три-четыре слова, не теряйте контакт. Теперь установите зрительный контакт с кем-нибудь другим, после чего произнесите следующие три-че­тыре слова; смотрите туда же, затем переведите взгляд на кого-либо еще и закончите предложение. Поддерживайте зрительный контакт в паузах!

Время от времени давайте своему взгляду по­бродить по залу, но непременно сохраняйте зри­тельный контакт в процессе говорения.

Точно так же при зачтении важных фактов или данных сначала загляните в листок, затем устано­вите зрительный контакт и лишь после этого начи­найте говорить, оставаясь в контакте.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!