Они отвлекли нас от среднего намаза – послеполуденного намаза».
Все эти тексты подчёркивают тот факт, что это послеполуденный намаз «Аср».
В хадисе, рассказанном ибн Умаром
посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подчёркивает важность совершения послеполуденной молитвы: «مَنْ فَاتَتْهُ صَلَاةُ الْعَصْرِ فَكَأَنَّمَا وُتِرَ أَهْلَهُ وَمَالَه»
«Кто пропустил молитву Аср, то будто бы потерял свою семью и имущество[186]».
В другом достоверном хадисе от Бурайды ибн аль-Хусайба
посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«بَكِّرُوا بِالصَّلَاةِ فِي يَوْمِ الْغَيْمِ، فَإِنَّهُ مَنْ تَرَكَ صَلَاةَ الْعَصْرِ، فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُه»
«Совершайте молитву в её раннее время в облачный день,
ведь тот кто пропустил молитву Аср, то станут тщетны его дела[187]».
Слово Аллаха: ﴿وَقُومُواْ لِلَّهِ قَـانِتِينَ﴾ И стойте перед Аллахом смиренно
– т.е. унижено и сосредоточенно. Это повеление содержит в себе запрет разговоров во время молитвы,ибо они противоречат её сути. Именно поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) неответил на приветствие ибн Масуда, в то время когда он
|
|
(да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву,после молитвы
пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснился:
«إِنَّ فِي الصَّلَاةِ لَشُغْلًا» «Поистине молитва занимает (человека)[188] ».
В Сахихе Муслима приводится хадис от Муавии ибн аль-Хакама ас-Сильми,
что когда он заговорил во время молитвы,
посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ هذِهِ الصَّلَاةَ لَا يَصْلُحُ فِيهَا شَيْءٌ مِنْ كَلَامِ النَّاسِ، إنَّمَا هِي التَّسْبِيحُ وَالتَّكْبِيرُ وَذِكْرُ الله»
«Поистине в молитва не предназначена для ведения людских разговоров.
|
|
Она предназначена для прославления Аллаха (тасбих),
возвеличивания Его (такбир) и поминания Аллаха[189]».
Имам Ахмад передаёт, что Зейд ибн Аркам,
да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы разговаривали
во время намаза и говорили друг с другом при необходимости, пока не был ниспослан аят
﴿وَقُومُواْ لِلَّهِ قَـانِتِينَ﴾ И стойте перед Аллахом смиренно” (2:238). Нам было велено
во время намаза соблюдать тишину и запрещено разговаривать[190]».
Этот хадис передала группа рассказчиков кроме ибн Маджах.
Слово Аллаха:
فَإنْ خِفْتُمْ فَرِجَالاً أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ
Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом.
|
|
Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так,
Как Он научил вас тому, чего вы не знали.
После того как Аллах повелел Своим рабам внимательно относиться к своим молитвам
и совершать согласно их правилам, Он упомянул о ситуациях, которые могут отвлечь человека от подобающего совершения молитвы. Такими ситуациями могут оказаться:
война, угроза вражеского нападения и другие подобные обстоятельства.
Всевышний Аллах сказал: ﴿فَإنْ خِفْتُمْ فَرِجَالاً أَوْ رُكْبَانًا﴾
Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом
– молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении.
Малик передаёт от Нафи,
что когда у ибн Умара спросили о мотиве страха и её описании он ответил:
«Если стах преобладает над вами, то молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении». Нафи сказал: «Я думаю, что ибн Умар мог сказать такое только исходя из слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Аль-Бухари и Муслим также передают этот хадис.
|
|
Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Маджах и ибн Джарир передают,
что ибн Аббас сказал: «Всевышний Аллах языком вашего пророка
(да благословит его Аллах и приветствует) предписал вам молится
будучи дома четыре ракаата, в пути – два ракаата, а в страхе – один ракаат[191]».
Это же мнение предпочли: аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак и другие.
В дополнении имам аль-Бухари в главе «Осада крепостей и встреча с врагом»
передаёт, что аль-Ауза’и сказал: «Если победа мусульман близка, и они не в состоянии совершить молитву, то им следует молится в полусогнутом состоянии по отдельности. Если они не могут молиться в полусогнутом состоянии, то им следует отложить молитву, пока битва не приобретет более спокойный характер и они окажутся в относительной безопасности. Тогда им следует совершить молитву в два ракаата, если они не в состоянии – то молитву в один ракаат с двумя земными поклонами.Если они не в состоянии,
то им следует отложить молитву до состояния безопасности, ибо один лишь
такбир не может заменить молитву». Также считает Макхуль.
Анас ибн Малик сообщает: «Я присутствовал при штурме крепости Тастар.
Во время утренней молитвы бои ужесточились так, что мы не смогли совершить
утреннюю молитву до восхода солнца. Мы совершили её с Абу Мусой уже когда солнце
было высоко. И тогда Аллах даровал нам победу. Я бы не обрадовался всему богатству мира, как я обрадовался этой молитве[192]». Это текст Бухари.
В пользу всего этого свидетельствует хадис о том, что посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) отложил послеполуденную молитву до заката солнца во время битвы у рва. А также хадис в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправляя сподвижников в экспедицию на племя Бану Курайза сказал: «Пусть не один из вас не совершит молитву Аср, пока не достигнет Буна Курайза[193]». Некоторые сподвижники помолились, когда настало время молитвы.
Они объяснили это тем, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просто хотел от них ускорения при марше. Другие совершили молитву уже после заката,
как только они достигли территории Бану Курайза. Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, не порицал ни тех ни других за это.
Слово Аллаха: ﴿فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ﴾
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!