Определение меры (или граница) «спокойствия»



 

Под «спокойствием» имеется в виду временное замедление после того, как части тела полностью выпрямятся. Ученые установили его минимальную меру, и она равна мере одного тасбиха.

«Спокойствие» приходит от сидения в таком положении, когда тело остается неподвижным. Некоторые ученые говорят, что нужно оставаться в неподвижном состоянии как минимум на то время, которое требуется, чтобы сказать один раз «Субханаллах».

 

Части тела, принимающие участия в земном поклоне:

 

Этими частями тела являются: лицо, руки, колени и ноги.

 

Передают со слов аль-‘Аббаса ибн ‘Абд аль-Мутталиба о том, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

 

﴿ إذا سجد العبد سجد معه سبعة آراب: وجهه ، وكفاه ، وركبتاه ، وقدماه ﴾ رواه الجماعة إلا البخاري .

«Когда раб (Аллаха) совершает земной поклон, то вместе с ним участвуют (в поклоне) семь частей его тела: лицо, руки, колени и ноги». Этот хадис передали Муслим 491, Абу Дауд 891, ат-Тирмизи 272, ан-Насаи 2/208, Ибн Маджах 885.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:

 

﴿ أمر النبي صلى الله عليه وسلم أن يسجد على سبعة أعضاء ولا يكف شعرا ولا ثوبا : الجبهة ، واليدين والركبتين والرجلين ﴾

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел при совершении земного поклона опираться на семь частей тела, не подбирая волосы или одежду: лоб, руки, колени и ноги». В другой версии этого хадиса говорится:

 

﴿ أمرت أن أسجد على سبعة أعظم : على الجبهة - وأشار بيده على أنفه - واليدين ، والركبتين ، وأطراف القدمين ﴾ متفق عليه .

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мне велено совершать земной поклон семью костями: лбом, и он указал рукой на свой нос, руками, коленями и кончиками ног». Этот хадис передали аль-Бухари 812 и Муслим 490.

В другой версии этого хадиса говорится:

 

﴿ أمرت أن أسجد على سبع ولا أكفت الشعر ولا الثياب ، الجبهة ، والانف ، واليدين ، والركبتين ، والقدمين ﴾ رواه مسلم والنسائي .

«Мне велено совершать земной поклон семью частями (тела), не подбирая волосы или одежду: лбом, носом, руками, коленями и ногами». Этот хадис передали Муслим 331/490 и ан-Насаи 2/209.

Передают со слов Абу Хумайда:

 

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا سجد أمكن أنفه وجبهته من الارض ﴾ رواه أبو داود والترمذي وصححه

«Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон, то он касался земли носом и лбом». Этот хадис передали Абу Дауд 734 и ат-Тирмизи 270, который подтвердил его достоверность и сказал: «Ученые в этом вопросе поступают так: человек совершает земной поклон, опираясь на нос и лоб. Если он совершает земной поклон, касаясь земли только лбом и не касаясь носом, то некоторые ученые сказали: «Этого достаточно». Другие сказали: «Этого не достаточно, пока он не совершит земной поклон (касаясь земли) лбом и носом.[21]

 

Заключительное сидение и чтение ташаххуда

Установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время заключительного сидения читал ташаххуд и объясняя как совершать молитву, он говорил:

﴿ فإذا رفعت رأسك من آخر سجدة وقعدت قدر التشهد فقد تمت صلاتك ﴾

«Когда ты поднял голову с последнего земного поклона и присел на время (чтения) ташаххуда, то ты завершил молитву».

Ибн Къудама сказал: «Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

﴿ كنا نقول قبل أن يفرض علينا التشهد : السلام على الله قبل عباده ، السلام على جبريل ، السلام على ميكائيل ، فقال النبي صلى الله عليه وسلم : ﴿ لا تقولوا : السلام على الله ، ولكن قولوا : التحيات لله ﴾﴾

«До того, как было предписано (чтение) ташаххуда, мы говорили: “Ассаляму ‘ алал-Лахи къабла ‘ ибадихи, ассаляму ‘ аля Джибрил, ассаляму ‘ аля Микаил” /Мир Аллаху прежде Его рабов, мир Джибрилу, мир Микаилу/. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не говорите “Ассаляму ‘ алал-Лахи”, а говорите “Атта х ийату ли-Лляхи”»/Приветствия Аллаху/. Это указывает на то, что «ташаххуд» был предписан, хотя прежде этого не было».[22]

 

Самое достоверное сообщение о ташаххуде

 

Наиболее достоверным сообщением относительно «ташаххуда» является то, которое передано Ибн Мас’удом, где говорится, что он сказал:

 

﴿ كنا إذا جلسنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في الصلاة قلنا السلام على الله قبل عباده ، السلام على فلان وفلان . فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : لا تقولوا السلام على الله ، فإن الله هو السلام ، ولكن إذا جلس أحدكم فليقل : التحيات لله ، والصلوات ، والطيبات ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته ، السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين ، فإنكم إذا قلتم ذلك أصاب كل عبد صالح في السماء والارض . أو بين السماء والارض . أشهد أن لا إله إلا الله ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ، ثم ليختر أحدكم من الدعاء أعجبه إليه فيدعو به ﴾ رواه الجماعة .

«Когда мы сидели с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершали молитву, то говорили: “Мир Аллаху прежде Его рабов, мир такому-то и такому-то”. И (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не говорите “Мир Аллаху”, поскольку Аллах и есть мир. Однако, когда кто-то из вас сидит, пусть говорит: “Атта х иййату лил-Ляхи, ва-с-салавату , ва -т-т аййибату. Ассаляму ‘ алейка аййухан-набиййу ва ра х матул-Лахи ва баракатуху. Ассаляму ‘ алей-на ва ‘ аля ‘ ибади-л-Лахи с - с али х ийн”/Приветствия Аллаху, и молитвы, и добрые дела. Мир тебе о пророк и милость Аллаха, и Его благословение. Мир и нам праведным рабам Аллаха/. И, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле, или между небесами и землей. “Ашхаду ан ля иляха илля-л-Лах, ва ашхаду анна Му х аммадан ‘ абдуху ва расулюху” /Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник/. Затем пусть каждый выбирает ту мольбу, которая ему нравится и взывает ею”». Этот хадис передали аль-Бухари 831, Муслим 402, Абу Дауд 968, ат-Тирмизи 289, ан-Насаи 3/40, 41 и 50, Ибн Маджах 899.

Муслим сказал: «Люди сошлись на ташаххуде Ибн Мас’уда, поскольку его сподвижники не расходятся во мнениях, тогда как сподвижники другого расходятся».

Ат-Тирмизи, аль-Хаттáби, Ибн ‘Абдуль-Барр и Ибн аль-Мунзир сказали: «Ташаххуд Ибн Мас’уда является самым достоверным хадисом на тему ташаххуда».

После ташаххуда Ибн Мас’уда по достоверности следует ташаххуд Ибн ‘Аббаса, который  говорил:

﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم يعلمنا التشهد كما يعلمنا القرآن ، وكان يقول

( التحيات المباركات ، الصلوات الطيبات لله ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته ، السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين ، أشهد أن لا إله إلا الله ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ) ﴾ رواه الشافعي ومسلم وأبو داود والنسائي .

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас ташаххуду подобно тому, как учил нас Корану, и он говорил: “Атта х иййату-ль-мубаракату- с - с алавату- т - т аййибату ли-Лляхи. Ассаляму ‘ алейка аййуха-н-набиййу ва ра х матул-Лахи ва баракатуху. Ассаляму ‘ алей-на ва ‘ аля ‘ ибадил-Лахи- с - с али х ийн. Ашхаду ан ля иляха илля-л-Лах, ва ашхаду анна Му х аммадан ‘ абдуху ва расулюху”».  Этот хадис передали аш-Шафи’и, Муслим 60/403, Абу Дауд 974, ат-Тирмизи 290, ан-Насаи 2/242, Ибн Маджах 900.

Аш-Шафи’и сказал: «О ташаххуде были переданы разные хадисы, но этот мне нравится больше, ибо он более совершенный».

Аль-Хафиз сказал: «У аш-Шафи’и спросили относительно его выбора и о ташаххуде Ибн ‘Аббаса, на что он ответил: “Поскольку я нахожу его обширным и слышал я его со слов Ибн ‘Аббаса, будучи достоверным. У меня были и другие формы не менее содержательные, но я выбрал его, не осуждая тех, кто сделал иной выбор”».

Есть другая форма ташаххуда, которую выбрал Малик. В «аль-Муваттаъ» (203) передается от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абдуль-Къари, что он слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб обучал людей произносить слова ташаххуда, стоя на минбаре. Он говорил: «Говорите:

﴿ التحيات لله ، الزاكيات لله ، الطيبات والصلوات لله ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته ، السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين ، أشهد أن لا إله إلا الله ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ﴾

«Атта х иййату лил-Ляхи , аз-закийату ли-Лля х и, а т - т аййиба-ту ва-с-салавату ли-Лляхи. Ас-саляму ‘алей-ка аййуха-н-набиййу, ва ра х мату-Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘алей-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-сали х ин. Ашхаду ан-ля иляха илля-Ллаху, ва ашхаду анна Му х аммадан ‘абду-ху ва расулю-ху» /Приветствия - Аллаху, (все) Пречистые (Имена) - Аллаху, (все) благие слова [- Аллаху], молитвы - Аллаху. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник/.

Ан-Навави сказал: «Все эти хадисы о ташаххуде являются достоверными. Ученые-хадисоведы едины во мнении, что самым сильным из них является хадис Ибн Мас’уда, а затем хадис Ибн ‘Аббаса. Аш-Шафи’и сказал: “Можно (читать) любой “ташаххуд”, поскольку  ученые едины во мнении, что можно (читать) любой один из них”».

 

9. «Ас- Салям» [23]

Обязательность «ас-Саляма» подтверждено высказываниями и действиями посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Со слов ‘Али передают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ مفتاح الصلاة الطهور وتحريمها التكبير ، وتحليلها التسليم ﴾ . رواه أحمد والشافعي وأبو داود وابن ماجة والترمذي . وقال : هذا أصح شئ في الباب وأحسن .

«Ключ к молитве - очищение, вход в нее – такбир, а выход из нее – таслим».

Этот хадис передали Ахмад, аш-Шафи’и, Абу Дауд, Ибн Маджах и ат-Тирмизи, который сказал: «Это самое достоверное и лучшее сообщение на эту тему».[24]

Передают со слов ‘Амира ибн Са’да о том, что его отец сказал:

 

﴿ كنت أرى النبي صلى الله عليه وسلم يسلم عن يمينه وعن يساره حتى يرى بياض خده ﴾ ورواه أحمد ومسلم والنسائي وابن ماجه .

«Я видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произносящего слова приветствия /таслим/ в правую и левую стороны так, что мог видеть белизну его щек». Этот хадис передали Ахмад 1/172, Муслим 582, ан-Насаи 3/61 и Ибн Маджах 915.

Сообщается, что Ваиль ибн Худжра сказал:

 

﴿ صليت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم فكان يسلم عن يمينه : ( السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ) . وعن شماله : ( السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ) ﴾ قال الحافظ ابن حجر في بلوغ المرام . رواه أبو داود بإسناد صحيح .

«Я молился с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он (повернув голову) в правую сторону произносил слова таслима: “Ассаляму ‘ алейкум ва ра х матуЛлахи ва баракатуху” /Мир вам и милость Аллаха и его благословение/, и  (повернувшись) влево (также говорил): “Ассаляму ‘ алейкум ва ра х матуЛлахи ва баракатуху”».

В «Булугъ аль-Марам» аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис передал Абу Дауд (997) с достоверным иснадом».[25]


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!