Тропарь Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской, прав.,



Благочестно в законе поживши /и благими делы украсившися, /яко крепкий адамант, явися, /
целомудренная святая благоверная княгине Иулиание, /тленную славу и добротство телесное презревши, /злокозненнаго врага победила еси, /целомудрия ради мученическую смерть прияла еси. /Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, /ныне с лики мученик ликуеши /и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему, обильно источаеши. /Темже ти вопием: /молися Христу Богу о всех нас, /верою и любовию страдания твоя почитающих.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ КИСЕЛЕВ

Память 21 декабря / 3 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился около 1856 года.

В 1877 году окончил Пермскую духовную семинарию по II разряду.

Не позднее 1894 года был назначен настоятелем Богоявленской церкви завода Никитинского (Майкора) Соликамского уезда Пермской губернии.

С 1899 года упоминается благочинным II округа Соликамского уезда.

Не позднее 1911 года был возведен в сан протоиерея.

Расстрелян в ночь на 3 января 1919 года.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Награды

  • скуфья (не позднее 1894)
  • камилавка (не позднее 1899)
  • наперсный крест от Св. Синода, ордена св. Анны 3 и 2 степеней (не позднее 1911)

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...c**
  • Адрес-календарь Пермской епархии на 1894 год и справочная книжка для духовенства / Сост. свящ. Иаков Шестаков. - Пермь, 1894, с. 134.
  • Памятная книжка для духовенства, с приложением адрес-календаря Пермской епархии на 1896 год /

Сост. свящ. Иаков Шестаков. - Пермь, 1896, с. 69.

  • Юбилейная памятная книга для духовенства, изданная по случаю 100-летия Пермской епархии / Сост. свящ. Иаков Шестаков. - Пермь, 1899, с. 217.
  • Справочная книга Пермской епархии на 1912 год / Сост. диакон Петр Ершов. - Пермь, 1911, с. 89.

Священномученик Никита (Прибытков), епископ Белевский, (1938).

Память 3 января (21 декабря по церковному календарю).

священномученик Никита

Священномученик Никита, епископ Белевский, викарий Тульской епархии, (в миру Николай Григорьевич Прибытков) родился на Алтае в 1859 году в селе Елбанское Бийского округа Томской губернии в семье пономаря, ставшего впоследствии священником, Григория Трофимовича Прибыткова. После окончания Духовной семинарии[74] в 1880 году служил псаломщиком. 8 / 21 мая 1884 года был рукоположен в сан диакона. По сведениям 1886 года, служил в Михаило-Архангельском храме села Мартыновского Кузнецкого уезда Томской губернии.

3 / 16 марта 1887 года переведен к Одигитриевской церкви города Кузнецка (ныне Новокузнецк), позднее состоял на должности псаломщика в Преображенском соборе города Кузнецка. 17 / 30 мая 1888 года был определен на священническое место к церкви Рождества Христова села Подгороднего. 18 / 31 июля того же года рукоположен в сан священника. Служил священником в различных приходах Томской губернии[75]. Принимал активное участие в общественной деятельности. С 1896 года состоял сотрудником Попечительства о бедных духовного звания. За участие в Первой Всероссийской переписи населения в 1897 был награжден медалью. В 1899 - 1918 годах был действительным членом Алтайского православного миссионерского общества.

Не позднее 1903 года вернулся в Кузнецк, где служил.

С 19 марта / 1 апреля 1910 года служил священником в Бийском Тихвинском женском монастыре[76]. В 1912 году

он овдовел, после чего отец Николай Прибытков принял монашеский постриг с именем Никита. К 1920 году он стал игуменом, и вскоре архимандритом Бийского Тихвинского женского монастыря.

В 1924 году архимандрит Никита (Прибытков) был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Кузнецкого. В том же году переведен на Рубцовскую кафедру.

С 1927 года епископ Никита был епископом Бийским.

Во время обновленческого раскола епископ Никита возглавил "тихоновские" приходы. Фактически он управлял тихоновскими приходами Бийской епархии с 1924 года, но лишь к 1927 года епископу Никите удалось добиться регистрации епархиального управления. Епископу приходилось исполнять свой архипастырский долг в тяжелых условиях. Чекисты усмотрели контрреволюцию и в том, что в храмах ежегодно, в первое воскресенье Петровского поста, праздновалась память всех святых, в земле Российской просиявших, поскольку в их числе есть князья и цари... При обыске у Владыки Никиты нашли меморандум местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия. В меморандуме митрополит Сергий изложил Правительству ряд просьб и предложений по поддержанию хотя бы мало-мальски сносных условий церковной жизни "тихоновцев": " - не приравнивать духовенство к нетрудовому элементу; - не закрывать детям духовенства доступ в школы и вузы; - членов церковных советов не приравнивать к кулакам; - при решении вопроса о закрытии храма принимать во внимание голос прихожан; - разрешить открытие богословских курсов (обновленцы имели Духовные Академии); - разрешить издание журнала при Патриархии; - в новой Конституции не ухудшать положения верующих в СССР". Также при обыске у владыки Никиты нашли список из 71 фамилии, лишь у некоторых были указаны имя и отчество. Список не имел названия. Владыка, похоже, заполнял его постепенно, день за днем. Чекисты разобрались, что это список лиц, взятых "по линии ОГПУ" и включили его в "дело", как еще одно доказательство недовольства епископа Советской властью.

В 1931 году епископ Никита был арестован в Бийске и этапирован в барнаульскую тюрьму. В анкете, заполненной со слов епископа Никиты, сказано, что он "вдов, братья и дети все умерли". Однако в справочной книге Томской епархии за 1911 год значатся три священника Прибытковых: Василий, Семен и Михаил Григорьевичи. Вполне вероятно, что это его братья. Там же назван и священник Николай Николаевич Прибытков 1882 года рождения. Скорее всего, это его сын.

Владыку допрашивали 8 раз. После изнурительных допросов он "признался" в том, что он руководил вымышленной чекистами "контрреволюционной организацией церковников. Вот строка из его признания: "Хотя я и невиновен, но руководство контрреволюционной организацией я принимаю на себя". Во время одного из допросов владыка сказал: "Признание свое я мотивирую тем, чтобы скорее закончилось следствие". Из осужденных по этому делу 29 человек один человек был приговорен к расстрелу, остальные к различным срокам заключения, а епископ Никита к 5 годам лагерей с заменой ссылкой в Нарымский край ввиду преклонного возраста.

Епископ Никита был со спецконвоем доставлен в Новосибирск. В Новосибирске на него было заведено новое следственное дело, в котором он проходил как "инициатор и руководитель Алтайского филиала к/р повстанческой организации церковников".

Из 46 священнослужителей, проходивших с ним по делу, 24 были расстреляны, остальные были приговорены к различным срокам лагерей и ссылок. Измученного ссылкой, потрясенного новым неожиданным арестом престарелого епископа следователь принудил подписать заранее составленные протоколы допроса. Епископ, убедившись в бессмысленности сопротивления, положился на волю Божию, утешая себя словами Нагорной проповеди: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное".

Однако вскоре Комиссия по разгрузке мест заключения освободила его по причине глубокой старости, хотя этому и пытались противодействовать органы ОГПУ.

В 1935 году епископ Никита был назначен епископом Белевским, викарием Тульской епархии.

Приняв постриг в пожилом возрасте, епископ Никита всю оставшуюся жизнь отдавал воплощению воспринятых им церковных идеалов. Когда святитель прибыл в Белев, там уже существовала крепкая православная община, созданная в начале 20-х годов епископом Игнатием (Садковским) и его братом иеромонахом Георгием (Садковским). Вначале община существовала при храме закрытого Спасо-Преображенского монастыря города Белева[77], в нее входили и монашествующие, и священнослужители и миряне. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. Он сохранял монастырские общины закрытых монастырей подпольно, и поддерживал в них соблюдение богослужебного устава. Службы совершались им ежедневно.

В начале 30-х годов в России начались тотальные небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось "политическим противником ВКП(б)". Началось массовое закрытие храмов. За полгода в Тульской епархии были закрыты или даже разрушены 219 церквей. Епископ Белевский Игнатий (Садковский) был осужден на 3 года лагерей. В 1938 году он погиб в заключении. В 1933 году арестован епископ Тульский Флавиан (Сорокин), он также погиб в лагере. Епископ Тульский Онисим (Пылаев) был арестован в 1935 году и осужден на 5 лет лагерей, где и был расстрелян. В 1937 году был расстрелян епископ Тульский Борис (Шипулин). В 1937 году арестован епископ Тульский Аполлос (Ржаницын), судьба его неизвестна. В конце 1937 года наступила очередь епископа Белевского Никиты (Прибыткова). В ноябре 1937 года арестовали полсотни человек из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных монастырей. В этот раз епископ Никита не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные были приговорены да к расстрелу. Через месяц был арестован епископ Никита. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек.

Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, "являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя. Из 20 арестованных только один человек был светским - это врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Епископу Никите в то время было 78 лет.

В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщает только схиархимандрит Исаакий (Бобриков Иван Николаевич) - старец Оптиной Пустыни[78] и схимонахиня Августа (Зощук Лидия Васильевна), тоже имевшая отношение к Оптиной Пустыни - она была первым директором музея в скиту после

закрытия монастыря; приняла постриг от старца Анатолия (младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Ее обвинили в том, что она была игуменьей подпольного монастыря.

В деле содержатся протоколы допросов "свидетелей" - нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Из двадцати человек пятеро не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность.

Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 3 января 1938 года все арестованные были расстреляны вместе с владыкой Никитой в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.

17 июля 2001 года Священный Синод Русской православной церкви определил включить имя епископа Никиты (Прибыткова) в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!