Память 19 декабря / 1 января (вместе с мч. Тимофеем диаконом)



Пострадал в Кесарии Каппадокийской в 309 году. За успешное обращение ко Христу язычников после тяжких мучений он был сожжен.

МУЧЕНИК ТИМОФЕЙ, ДИАКОН МАВРИТАНСКИЙ

Память 21 мая / 3 июня (Греч., Афр.), 19 декабря / 1 января (Зап., Афр.)

Пострадал за проповедь Евангелия в середине II или начале IV века в Мавритании Кесарийской[20] вместе с диаконами Полием и Евтихием. После многих тяжких мучений они были сожжены на костре.

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Дни памяти: 28 Сентября / 11 Октября (Печер.(Б)), 19 Декабря / 1 Января

прп. Илия Муромец Печерский

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины[21].

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII - XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. Как пишет святитель Димитрий Ростовский: «Простодушный паломник в 1701 г. писал: «видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люде; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая его рука изображена крестным знамением»…».

Предание об Илье Муромце как о богатыре отчасти было подтверждено медико-антропологическим исследованием святых мощей, которое проводилось в 1988-1990 годах.

Исследование показало, что Илья Муромец был погребен в XI-XII вв., имел высокий для своего времени рост (177 см), исключительно развитую мышечную систему, в юности страдал заболеванием позвоночника, которое привело к перестройке организма. Экспертиза обнаружила несколько переломов ребер и правой ключицы, сквозную рану на левой руке, проникающее ранение груди (вероятно, копьем), которое, по всей видимости, послужило причиной смерти (в возрасте 40-55 лет).

Был канонизирован как местночтимый святой в 1684-1690 годах, когда при киево-печерском архимандрите Варлааме установилось празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня.

Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы.

Тропарь

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

События дня.

Вечерня и утреня.

Служба этого дня не предусматривает никакой торжественности, а под именем чтимого в этот день мученика Вонифатия стоит значок «служба без праздничного знака». Тем не менее, у нас принято служить в этот день полиелей. Вечерня и утреня с полиелеем в нашем соборе состоялась накануне вечером. Служил о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Традиционный для многих из праздников мучеников отрывок из последней беседы Христа перед своими страданиями. Гонения от иудеев им приходилось терпеть и ранее, но их Учитель был с ними, а потому до времени Господь хранил их. Теперь же приближается время, когда Господь вознесется на небеса, а они пойдут на проповедь по всему миру. И Господь предупреждает их, что далеко не все будут рады этой проповеди. Господь даст им силу, мудрость и мужества, дабы противостоять гонителям, но и гонения эти будут много сильнее, нежели это было ранее. Их соплеменники распяли Христа, а когда Его ученики начнут проповедовать о Нем, то они с особой злобой будут стремиться противостоять им, ведь оттого они и распяли Христа, что Он отнимал у них паству. А теперь, когда казалось, что он победили и устранили «конкурента», вдруг возникли Его ученики, которые снова взялись за проповедь. Даже язычники не противились им с такой силой, как их собратья. Но позднее, когда основное усилие они переключат на проповедь среди язычников, встревожатся языческие жрецы, у которых они тоже будут отнимать паству. Тогда и язычники поднимут против них гонения. Потому Господь предупреждает их об этом, дабы они знали, что все это будет и были к этому готовы. Эти слова адресованы не только апостолам, но и всем их преемникам, тоже свидетельствующим о Христе, да и всем христианам, так как в дни особо лютых гонений сам факт принадлежности к христианам становился для людей мира сего преступлением. И теперь во многих регионах мира христиан гонят и предают смерти за сам факт веры. Мы с вами переживаем время покоя, но среди нас предостаточно людей неверующих, либо холодных к вере. С их стороны часто раздаются насмешки над верой нашей, поскольку для мира наша вера – безумие. Потому и нам требуется хоть капля мужества, чтобы не стыдиться, не бояться своей веры, но свидетельствовать о ней своей жизнью….

Новогодний молебен.

Как и в прошлом году, я решил идти на ночную службу, дабы не иметь соблазна участвовать в царящем в новогоднюю ночь разгуле, так как с постом это несовместимо. «Всему свое время, время сетовать, и время ликовать…» - написано в книге Екклесиаста. Впрочем, молясь в эту ночь в храме, мы тоже отмечаем приход Нового года, но по-своему, вполне так, как это сказано у апостола: «…и не упивайтесь вином, ибо в нем – распутство, но, прежде всего, укрепляйтесь духом, назидая себя в псалмах, и песнопениях, и в песнях духовных, воспевая и превознося в сердцах ваших Господа….».

Итак, ночь. В 22.00 в соборе проходила исповедь. Проводил ее о.Антоний Новицкий. Народа было мало, но он очень спешил, стремясь закончить ее побыстрей. Завершив, он вместе с диаконом прочитал входные молитвы. Облачившись для литургии, они вышли в центр храма для совершения молебна. Пел при этом боковой хор, певчие которого также пришли задолго до службы. Как и молебен накануне, начался он обычным возгласом «Благословен Бог наш…» (в книгах обычно указывается литургийный возглас «Благословенно Царство….». Традиционное «Царю Небесный[22]…» пел хор, но ему традиционно подпевали многие верующие. Как и накануне, чтец читал Трисвятое по «Отче наш…», а затем – 64 псалом. Великая ектения посвящалась благодарению за пройденный год и молитве о благополучном начале будущего. После этого было провозглашено «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» и тропари. Пелся тропарь благодарения, взятый из молебна Недели торжества православия:

Тропарь, глас 4-й:

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди,/ о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших,/ сла́вяще Тя, хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие/ и ра́бски любо́вию вопие́м Ти:// Благоде́телю, Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Тропарь, глас 3-й:

Твоих благодеяний и даров туне,/ яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко,/ к Тебе усердно притекающе,/ благодарение по силе приносим/ и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием:// слава Тебе, Боже Прещедрый.

И уже затем был пропет тропарь новолетия:

Тропарь новолетия (индикта).

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы // и спаси ны

После этого был возглашен прокимен и читалось Апостольское послание (в книгах и на сайте патриархии эта часть показана по типу чина полиелея, то есть, по-другому). Итак, отрывок из послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

Традиционно, читалось Евангелие. Итак, Евангелие (от Луки): 14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не

Иосифов ли это сын?

23Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то', что', мы слышали, было в Капернауме.

24И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30но Он, пройдя посреди них, удалился.

31И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

По окончании чтения последовала сугубая ектения, также посвященная благодарению и прошению о благополучии в новом году…. Завершился молебен, и священник с диаконом уходят в алтарь. Начинается совершение проскомидии – предварительной части литургии, во время которой священник готовит Агнец (куб, вырезанный из специальной просфоры), из которого будут готовиться Святые Дары, а также вынимает частицы из просфор, читая записки верующих (напомню, что с некоторых пор записки у нас подаются не отдельно на проскомидию и на освящение Даров, а вместе)….

Литургия.

А пока в алтаре совершается проскомидия, в храме начали читаться часы. Таким образом, как и писалось в расписании, утреня перед литургией не совершалась…. Традиционно, в конце 6 часа, после окончания проскомидии, диакон кадил весь храм. Народу на службе было совсем немного…

Как и всегда, на такие праздники, на литургии пелись традиционные изобразительные антифоны, хоть после малого входа пелся тропарь Небесным Силам Бесплотным, а также заупокойный кондак, как это положено при службах «без праздничного знака».

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2В ней свидетельствованы древние.

3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

И снова мы читаем слова апостола о вере. Снова речь идет об Аврааме, а заодно и его потомках, от Исаака, до Моисея. Все они доверяли Богу более, чем доверяли себе. Потому апостол и приводит их в пример, ведь мы часто как бы сомневаемся в благости Промысла Божия, все время желая делать все по собственной воле. Но и в Новом Завете Господь сказал: «не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники, ищите же прежде Царства Божия и правды его и все прочее приложится вам». Это не значит ничего не делать, а только ждать, пока Бог пошлет нам все необходимое, но означает, что трудясь, заботу о результате мы должны доверить Богу, сами все свои мысли обратив на спасение душ своих. Это очень далеко от того, о чем мы, преимущественно, мыслим, но именно поэтому текст этот и читается….

Евангелие (от Марка): 33Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: 37кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40Ибо кто не против вас, тот за вас.

41И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

2Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7Посему оставит человек отца своего и мать 8и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Призыв к радикальному отсечению греховных наклонностей. Некоторые понимают эти слова буквально и ужасаются. Есть даже иные жития, где святые буквально исполняют этот призыв и списатель жития восхваляет этот поступок. Жития же святых зачастую писались через века после того, как чтимые нами подвижники предстали пред Богом, а потому нет ничего удивительного в том, что наряду с действительно имевшими место подвигами в жития вторгается вымысел, часто перетолковывающий жизнь святых в соответствии с представлениями людей мира сего. Церковь же такое членовредительство, мягко говоря, не поощряет, зачастую, древние правила налагают за это суровые прещения. Однако если сохранение отношений с иными людьми, либо еще что-то в нашей жизни угрожает нам падением в грех, то идеальный выход из ситуации – вырвать и выбросить. На практике это зачастую легче сказать, чем сделать, но если это можно совершить, вероятно, лучше с этим не медлить. Если же я не делаю этого, то сохраняю тем самым на шее камень, который тянет меня вниз… Увы, у нас таких камней множество, а мы держим их на себе, боясь расстаться с пристрастиями. Именно поэтому эти строки и читаются здесь, дабы мы имели эти слова перед собой.

И чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Апостол наставляет ученика, уподобляя здесь его воину, ибо проповедь в те времена действительно была подобна войне, так как для ее продолжения проповеднику требовалось немалое мужество. Ныне как проповеднику, так и просто христианину уже не требуется рисковать жизнью ради этого, но вот, терпеть насмешки часто приходится. Многим и насмешек хватает для отступления от веры, от заповедей Господних, но сам Господь сказал: «кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот недостоин Меня или кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот недостоин Меня…..». Мы должны любит людей. но Бога любить должны еще больше…. Да даст нам Господь хоть малую частичку этого мужества, чтобы оставаться верными Богу. не опасаясь поношений со стороны ближних наших….

Евангелие (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздниками мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца, далее говоря на тему Нового года. Вот, наша планета в своем небесном вальсе прошла вокруг Солнца еще один круг. Прошел еще один год и наступил следующий. Все эти человеческие периоды и сроки, в значительной мере, условны, однако прошел еще один период нашей жизни, и Бог даровал нам множество благ. Посему, провожая еще один год, мы оглядываемся назад, видя, что сделали и что могли бы сделать. Поэтому нам, провожая каждый год, подобает благодарить Бога за благодеяния Его к нам, и просить «Господи прости…», каясь за все, чем мы согрешили пред Ним в это время. Встречая же следующий год, мы благодарим Бога, и просим Его благословения на год следующий, просим помощи в наших делах. Собственно, обо всем этом мы молились на традиционном новогоднем молебне, который мы совершали. Собственно, служба нынешняя началась с молебна, дабы мы начали службу эту с молитвы о том, чтобы достойно начать и прожить этот год. Итак, мы встретили этот год. Мы все слышали все эти фейерверки на улице. Мир встречает Новый год шумом и весельем, готовя трапезу, делая холодцы и прочие яства, устраивая ночное застолье, проводя время в веселье и праздных разговорах о годе ушедшем и пришедшем. Мы тоже встретили его, но по-своему. Мы встретили его молитвой к Богу. Другие встретили его по-другому. Нам же не подобает их осуждать. Не стоит, подобно Евангельскому фарисею, хвалиться, говоря, дескать, Слава Богу, что я не такой как все эти люди – грабители, убийцы, бандиты, пьяницы. Мы лишь помолимся о том, чтобы и их Господь просветил СВЕТОМ ИСТИНЫ. Кто-то говорит, что он вовсе не будет отмечать гражданский Новый год, а только так называемый «старый новый год» - 14 января, приходящийся на день памяти святителя Василия Великого. В этом нет ничего плохого, хоть по новому стилю сейчас выставляются все даты даже в церковных документах. Впрочем, если среди близких есть неверующие или люди немощные, не могущие пока отказаться от мирских традиций и удержаться от новогодних застолий, то не стоит от них совершенно отворачиваться, повернуться спиной к телевизору, дескать, я с грешниками не вожусь. Мы не должны оскорблять их. Разумеется, мы должны помнить о посте, но принять некоторое участие в трапезе можем. Можно «пропустить» и рюмочку – в этом греха нет. И в семинариях бывает, что на праздники дается вино. Главное, чтобы за первой не пошла вторая, а затем третья и четвертая, а за ними – и пятая рюмки, а потом нас не потянуло на холодцы и мясо, а потом – гулять, так гулять….. Главное, чтобы не вышло так. Мы не должны забывать о посте, тем более, что ближние наши, как правило, знают, что мы – верующие. Для нас такое застолье должно стать свидетельством о Христе. Мы можем говорить о том, как мы прожили этот год, чего не сделали, а что сделали. В миру говорят: «как встретишь Новый год, так его и проведешь». Потому нам подобает встречать его благочестиво… Сегодня же мы, собравшись в храме, молимся за себя, а также и за всех наших близких, еще немощных в вере (здесь он сказал, что и сам сугубо молился за литургией в эту ночь). Также он много говорил против ропота, говоря о том, что все мы должны быть благодарны Богу за то, что Он нам подает. Господь желает спасения нашего, и потому дает и сладкие пилюли и горькие – а это – скорби. Потому нам не подобает роптать, вспоминая все приключившиеся с нами неприятности («Я, например, сегодня и от архиерея получил и от матушки (то есть, супруги – прим. моё) получил….» - сказал он). Далее он рассказал анекдот (…) про священника, служащего где-то в селе. К нему приезжает и архиерей. Его приглашают на застолье, и тогда он спрашивает священника, дескать, как дела. Священник, в ответ говорит, дескать, сначала сарай сгорел, потом корова издохла, а потом «вы приехали»… В миру также говорят «с новым годом, с новым счастьем». Но что такое счастье. Для кого-то это дети, для кого-то – брак. Но все это относительно, поскольку сейчас люди не успев вступить брак, не успев венчаться, уже просят о разводе, на вопрос «почему» говоря: «не сошлись характерам». Но как же они могли сойтись характером?! Сошлись вместе два разных человека, с разным уровнем интеллекта, разным воспитанием, привычками. И как же они могут сойтись?! Сойдутся же они тогда, когда четко будут помнить о словах Христа: «Не знаете ли, что сотворивший мужчину и женщину в начале сотворил их, посему да оставит человек отца и мать и будут двое одна плоть. Итак, что бог сочетал, человек да не разлучает». Но все, что мирские почитают счастьем, все это временно и преходяще. Мы же знаем, что счастье в единстве с Богом, а обреете это единство мы только за гробом, войдя в Царство Его. Потому, мы должны стремиться стать ближе к Нему, не забывая просить Его о помощи. Тем более это важно, что скоро – праздник Рождества Христова. На наступающей седмице службы будут особые. В эти дни мы особо должны задуматься о том, насколько мы стали ближе к Богу. Итак, да будем просить Бога, дабы за год этот нам стать ближе к Нему….

В конце он снова поздравил всех с праздником, отметив, что довольно существенная часть находящихся в храме причащалась Святых Христовых Таин.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!