ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ



Объект исследования: предметно-ориентированные языки программирования.

Результаты, полученные лично автором: создана классификация языков по принципам значимости.

 

Мартин Уорд (англ. Martin Ward) в работе «Language Oriented Programming», использовал термины «problem oriented» и «domain oriented», но в англоязычном научном сообществе прижился термин «domain-specific», причём именно «domain-specific language», а не «domain-specific programming language». Именно с этой работы появилось направление доменно-специфичного программирования и предметно-ориентированного языка.

Предметно-ориентированный язык (англ. Domain-specific language, DSL — «язык, специфический для предметной области») — язык программирования, специализированный для конкретной области применения (в противоположность языку общего назначения, применимому к широкому спектру областей и не учитывающему особенности конкретных сфер знаний). Построение предметно-ориентированного языка затрагивает специфику определенной предметной области, и направлен в первую очередь на решение задач этой области.

Следует также определить совокупность языков, которые входят в эту группу:

- TeX/LaTeX для подготовки (компьютерной вёрстки) текстовых документов;

- Perl для манипулирования текстами;

- Verilog и VHDL для описания аппаратного обеспечения;

- Mathematica и Maple для символьных вычислений;

- AutoLisp для компьютерного моделирования (САПР);

- Prolog для задач, сформулированных в терминах исчисления предикатов;

Другими примерами предметно-ориентированных языков служат FoxPro, командные языки операционных систем (языки пакетных заданий, такие как JCL, языки интерактивной командной оболочки — сценарные и пакетные), неполные по Тьюрингу языки структурирования данных (XML), язык Вики-разметки, языки моделирования (UML, GPSS), Erlang для многопользовательских серверов, функционирующих в бесперебойном режиме.

Существуют языки программирования, встроенные в систему управления ресурсами предприятия (язык ABAP, языки систем Галактика, Парус, 1С) и применяемые для их дополнения специфичными для конкретной организации модулями. Некоторые геоинформационные системы и САПР также имеют встроенные языки программирования.

Также следует отметить, что предметно-ориентированные языки не играют роль самостоятельных языков. Их основное назначение в расширении возможностей основного языка, часто такие языки называют встраиваемыми.

Стоит отметить, что эти языки делятся на виды реализации:

- чистое встраивание;

- использование макросредств языка (и нередко отождествляется с термином «мета программирование»), которое подразделяется на: многостадийные вычисления, квазицитирование, использование шаблонов.

Также встречаются такие языки, которые служат для разработки новых языков. И в заключение стоит отметить, что значимость предметно-ориентированного языка определяется затратами на его разработку и поддержку, а также его практической полезностью.

 

Материал поступил в редакцию 11.04.2017


УДК 004.946

Д.А. Шнейдерман

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика, организация производства, управление», к.т.н. А.И. Демиденко

feu@tu-bryansk.ru

 

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Объект исследования: возможности, предоставляемые устройствами виртуальной реальности в сфере архитектуры и проектирования.

Результаты, полученные лично автором: проведен анализ современных решений, использующих виртуальную реальность, выявлены наиболее перспективные.

 

Термин "виртуальная реальность", предложенный в 1989 году, обозначает искусственный трехмерный мир – киберпространство, созданное с помощью компьютера и воспринимаемое человеком посредством специальных устройств. Такие "синтетические среды" отличаются от обычных компьютерных анимаций более точным воспроизведением деталей и работой в режиме реального времени. В случае виртуальной реальности человек видит не изображение объекта на плоском экране монитора, но воспринимает объект объемно, точно так же, как это обычно происходит в реальном мире. При этом помимо зрения могут быть задействованы и другие органы чувств человека, что обеспечивает более полное его погружение в виртуальную реальность.

Процесс прототипирования при конструировании и разработке промышленного дизайна — область, где использование систем виртуальной реальности дает огромные конкурентные преимущества. Использование виртуального окружения позволяет создавать и воспринимать конструктору виртуальный прототип как реальный и изменять его в реальном времени. Виртуальные прототипы позволяют отказаться от натурных моделей и обеспечить связь между отдельными подразделениями крупной корпорации или различными субподрядчиками, работающими над разными аспектами одной и той же задачи. Особенно актуальны подобные системы на стадии концептуального дизайна.

В качестве примера эффективности виртуального прототипирования можно привести лабораторию по имитации полетов компании Lockheed Fort Worth, где на базе тренажера производится отработка виртуальных полетов с целью изучения удобства взаимодействия пилота с тем или иным оборудованием кабины еще на этапе проектирования истребителя.

Представление архитектурных проектов с использованием 3D-визуализации позволяет почувствовать объем и масштабы будущего объекта, фактически побывать в нем еще до строительства. В отличие от бумажного макета, стоящего на столе, виртуальная реальность позволяет менять модель быстро. Главным преимуществом виртуальной реальности по сравнению с просмотром модели на экране обычного ПК является возможность увидеть все в реальном масштабе, походить по виртуальной сцене, погрузиться в ее пространство и воспринять все так, как это будет выглядеть в реальности

Очень часто новые проекты представляются на крупных профессиональных мероприятиях, где присутствуют потенциальные клиенты. Показ виртуального проекта с высокой степенью достоверности, прогулки и облеты объектов, интерактивное изменение всего проекта или его частей — все это позволит передать потенциальным клиентам и инвесторам наиболее полную информацию о будущем объекте.

Также системы виртуальной реальности получили широкое применение в области стратегического проектирования развития городов (Urban planning) и разработки генерального плана развития. Фактически, система VR является динамически изменяемым макетом города, и работа с таким макетом междисциплинарных групп экспертов из различных областей знаний (коммуникации, коммунальное хозяйство, транспорт, демография, экология и т.д.) позволяет создавать качественные и действительно работающие стратегические планы организации жизненного пространства города.

Материал поступил в редколлегию 14.04.2017


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!