И вот тот , у кого тяжелы весы , он в жизни блаженной . А тот ,
у кого легки весы , мать его - " пропасть ". А что даст тебе знать , что такое она ?
- Огонь пылающий ! (101:6-11) Всевышний Аллах также сказал:
﴿فَإِذَا نُفِخَ فِي الصُّورِ فَلاَ أَنسَـابَ بَيْنَهُمْ يَوْمَئِذٍ وَلاَ يَتَسَآءَلُونَ
فَمَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ وَمَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ فأُوْلَـئِكَ الَّذِينَ خَسِرُواْ أَنفُسَهُمْ فِى جَهَنَّمَ خَـالِدُونَ﴾
И когда подуют в трубу , то не будет в тот день родства среди них , и не будут они расспрашивать друг друга . И у кого тяжелы будут его весы - те счастливые , а у кого легки его весы , - те , которые нанесли убыток самим себе , в геенне пребудут вечно . (23:101-103)
Говорят , что на весы в Судный день будут класть деяния ,
хотя они в этом мире были событиями , Аллах материализует их .
|
|
Имам аль-Багави сказал: « Нечто подобное передают от ибн Аббаса» .
В Сахихе приводится хадис, в котором говорится, что суры « Корова » и « Семейство Имрана »
придут в Судный день в виде двух туч или двух стай белых птиц .
В Сахихе также приводится хадис,в котором сообщается,
что Коран явится в Судный день к своему приверженцу в виде молодого
человека с бледным лицом , а тот спросит : « Кто ты ?» он ответит :
« Я тот Коран , из - за которого ты не спал по ночам и голодал днём ».
В хадисе от аль-Бара приводится история о допросе в могиле:
«فَيَأْتِي الْمُؤْمِنَ شَابٌّ حَسَنُ اللَّوْنِ طَيِّبُ الرِّيحِ فَيَقُولُ: مَنْ أَنْتَ؟ فَيَقُولُ: أَنَا عَمَلُكَ الصَّالِح»
« И явится к верующему молодой человек в прекрасном обличие с хорошим запахом ,
А тот спросит у него : « Кто ты ?» и он ответит : « Я твои благие дела ».
В обратном случае с неверным или лицемером произойдёт обратное.
|
|
В хадисе о карточке говорится, что человека приведут в Судный день и положат
на чашу весов девяносто девять свитков , длина каждого до горизонта . На другую чашу положат карточку , на которой будет написано « Нет божества кроме Аллаха ».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«فَطَاشَتِ السِّجِلَّاتُ وَثَقُلَتِ الْبِطَاقَة» « Свитки поднимутся вверх , а карточка перевесит их [209] ».
(Ат-Тирмизи передал хадис с подобным текстом и сказал, что это достоверный хадис.)
Другие считают, что взвешивать будут именно обладателя этих поступков,
как об этом говорится в хадисе: «يُؤْتَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِالرَّجُلِ السَّمِينِ فَلَا يَزِنُ عِنْدَ اللهِ جَنَاحَ بَعُوضَة»
В Судный день приведут полного человека ,
И он не будет весить даже крылышка комара перед Аллахом ».
Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал:
|
|
﴿فَلاَ نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ وَزْناً﴾
И не восстановим Мы для них в день воскресения веса . (18:105)[210]
Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует )
также сказал по поводу Абдуллы ибн Мас’уда:
«أَتَعْجَبُونَ مِنْ دِقَّةِ سَاقَيْهِ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَهُمَا فِي الْمِيزَانِ أَثْقَلُ مِنْ أُحُد»
« Вы удивляетесь худобе его ног , я же клянусь Тем , в чьей длани моя душа ,
что на весах ( в Судный день )они будут тяжелее горы Ухуд [211] ».
Если комбинировать смысл всех этих повествований, то, вероятнее всего, будут
взвешивать как деяния, так и обстоятельства их совершения и совершивших эти деяния.
Аллах знает лучше.
Аллах Всевышний сказал далее:
وَلَقَدْ مَكَّنَّـاكُمْ فِي الأَرْضِ وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَايِشَ قَلِيلاً مَّا تَشْكُرُونَ
|
|
(10) Мы утвердили вас на земле и устроили вам там средства жизни ,
- мало вы благодарны !
Всевышний Аллах напоминает Своим рабам о том, что Он утвердил их на земле
и сделал её для них пристанищем. Установил на ней горы и реки, устроил им дома,
позволил им пользоваться ими, подчинил им тучи, дабы обеспечить их пропитанием.
Он устроил им средства жизни и добывания пропитания, устроил им причины для заработка и торговли, но не смотря на это, большинство из них неблагодарны.
Как об этом сказано в слове Аллаха: ﴿وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَةَ اللَّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإنْسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ﴾
И если вы будете считать милость Аллаха , то не сочтете ее .
Поистине , человек - обидчик , неблагодарный ! (14:34)
Далее сказано:
وَلَقَدْ خَلَقْنَـاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَـاكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ لَمْ يَكُن مِّنَ السَّاجِدِينَ
(11) Мы создали вас , потом придали вам форму , потом сказали ангелам :
" Поклонитесь Адаму !" - и поклонились они , кроме Иблиса ;
Он не был из поклонившихся .
Всевышний Аллах обращает внимание людей на почтенность их предка Адама,
а также разъясняет причину вражды со стороны Иблиса и о том, что он испытывает зависть к их предку Адаму и к ним, дабы они остерегались его и не следовали его путями.
Всевышний Аллах сказал: ﴿وَلَقَدْ خَلَقْنَـاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَـاكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُوا﴾
Мы создали вас , потом придали вам форму , потом сказали ангелам :
" Поклонитесь Адаму !" - и поклонились они – и это подобно словам Аллаха:
﴿وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي خَـالِقٌ بَشَرًا مِّن صَلْصَـالٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِي فَقَعُواْ لَهُ سَـاجِدِينَ﴾
И вот сказал Господь твой ангелам :
" Я сотворю человека из звучащей глины , облеченной в форму .
А когда я выровняю и вдуну от Моего духа , то падите , ему поклоняясь ". (15:28-29)
Это произошло, когда Аллах сотворил Адама ( мир ему ) из звонкой глины и придал ему облик совершенного человека, затем вдул в него дух и приказал ангелам пасть ниц перед ним, дабы возвеличить деяние Аллаха. Все они послушались и повиновались кроме Иблиса, который не стал падать ниц. Об Иблисе уже говорилось при комментарии суры « Корова ».
По нашему мнению в аяте (7:11) идёт речь об Адаме,а то, что обращение
во множественном числе, то ведь Адам ( мир его ) был праотцем человечества.
Всевышний Аллах, например, обратился к сынам израилевым, жившим во время пророка ( да благословит его Аллах и приветствует ): ﴿وَظَلَّلْنَا عَلَيْكُمُ الْغَمَامَ وَأَنزَلْنَا عَلَيْكُمُ الْمَنَّ وَالسَّلْوَى﴾
Мы осенили вас облаками и ниспослали вам манну и перепелов . (2:57)
хотя здесь подразумевались их предки, которые жили при пророке Мусе ( мир ему ).
Но так как, это было упоминанием милости, оказанной предкам,то эта милость,
будто бы была оказана и потомкам. Но это правило не применимо в слове Аллаха:
﴿وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنْسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ﴾ Воистину , Мы сотворили человека из эссенции глины . (23:12) - в том смысле, что Адам был сотворён из эссенции глины, а его потомство было сотворено из капли. В рассматриваемом аяте (7:11) подразумевается весь род человеческий,
а не конкретные люди. Аллах знает лучше.
Аллах сказал далее:
قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ
(12) Он сказал : " Что удержало тебя от того , чтобы поклониться ,
раз Я приказал тебе ?" Он сказал : " Я - лучше его :
Ты создал меня из огня , а его создал из глины ".
Слово Аллаха: ﴿مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ﴾ Что удержало тебя от того , чтобы поклониться
– « Что стеснило тебя , вынудило и заставило тебя не пасть ниц , когда Я повелел тебе », согласно комментариям ибн Джарира. Аллах знает лучше.
Слова Иблиса ( да проклянёт его Аллах ): ﴿أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ﴾ Я - лучше его – это оправдание,
само по себе, хуже самого преступления, он будто бы хочет сказать тем самым, что не следует приказывать более достойному поклониться менее низкородному.
«И раз я лучше его, как Ты можешь приказывать поклониться ему?» затем Иблис посчитал, что он лучше Адама, в силу того, что сотворён из огня, а огонь якобы благороднее глины, из которой Аллах сотворил Адама. Проклятый стал рассматривать материю сотворения, а не достоинство того, что Аллах сотворил Адама Своей рукой, и вдул в него из Духа Своего.
Иблис неверно принял слова Аллаха ﴿فَقَعُواْ لَهُ سَـاجِدِينَ﴾ То падите , поклоняясь ему !" (38:72) из-за чего был выдворен из собрания ангелов.
أبلس « Иблис» – значит, потерявший надежду на милость Аллаха.
Иблис ошибся, в своём анализе (рассуждая по аналогии),
когда заявил о превосходстве огня над глиной и землей, потому что земля является
смиренным и спокойным созданием, пригодным для земледелия. Она приносит много благ,
на ней растут деревья и всевозможные растения, тогда как огонь является неугомонным
и безрассудным созданием, которое сжигает и уничтожает.
В Сахихе Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен им Аллах),
в котором посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:
«خُلِقَتِ الْمَلَائِكَةُ مِنْ نُورٍ وَخُلِقَ إِبْلِيسُ مِنْ مَارِجٍ مِنْ نَارٍ وَخُلِقَ آدَمُ مِمَّا وُصِفَ لَكُم»
« Ангелы были сотворены из света , Иблис был сотворён из огня ,
а Адам был сотворён из того , что вам было описано [212] ».
Ибн Джарир сообщает, что аль-Хасан прокомментировал слова Иблиса:
﴿خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ﴾ Ты создал меня из огня , а его создал из глины
– « Иблис был первым , кто рассудил по аналогии (Кыяс ), и он был первым , кто сравнил ».
Ибн Сирин сказал: « Иблис был первым , кто рассудил по аналогии (кыясу ),
солнце и луна стали объектами поклонения тоже из рассуждения по аналогии (Кыяс )».
(Это повествование с достоверным иснадом.)
Аллах сказал далее:
قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّـاغِرِينَ
(13) Сказал Он : " Низвергнись из него ; не годится тебе превозноситься там !
Выходи же : ты - среди оказавшихся ничтожными !"
قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ
(14) Сказал он: «Отстрочь мне до дня Воскрешения»
قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ
(15) Сказал Он : " Поистине , ты - из тех , кому будет отсрочено
Всевышний Аллах обращается к Иблису с приказом ﴿ فَاهْبِطْ مِنْهَا ﴾ Низвергнись из него
– по причине твоего ослушания и выхода из повиновения Мне. Многие знатоки
тафсира считают, что под словом ﴿ مِنْهَا ﴾ «из него » подразумевается - из рая.
Возможно речь идёт о том месте, где находился Иблис – в высшем царстве.
﴿فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّـاغِرِينَ﴾ Выходи же : ты - среди оказавшихся ничтожными
﴿ الصَّـاغِرِينَ﴾ – униженных и презренных. Это обращение Иблис заслужил своим актом неповиновения желанию Аллаха. Только тогда проклятый понял всю серьёзность
ситуации и попросил отсрочку до дня воскрешения:
﴿قَالَ رَبِّ فَأَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ ﴾ Сказал он: «Отстрочь мне до дня Воскрешения»
Об этом также сказано в слове Аллаха: ﴿قَالَ رَبِّ فَأَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ﴾
Сказал он : " Господи мой ! Отсрочь же мне до дня , когда они будут воскрешены ".
Сказал Он : " Поистине , ты - из тех , кому будет отсрочено . (15:36-37)
﴿ قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ﴾ Сказал Он : " Поистине , ты - из тех , кому будет отсрочено
Всевышний Аллах принял его просьбу, и в этом есть проявление мудрости Аллаха и Его воли, которой никто не может противостоять или препятствовать, ибо Он скор в расчёте.
Аллах сказал:
قَالَ فَبِمَآ أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ
(16) Он сказал : " За то , что Ты сбил меня , я засяду против них на Твоем прямом пути .
ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَـاكِرِينَ
(17) Потом я приду к ним и спереди , и сзади , и справа , и слева ,
и Ты не найдешь большинства их благодарными ".
Всевышний Аллах сообщил, что дал отсрочку Иблису:
﴿إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ﴾ До дня , когда они будут воскрешены
– Иблис, убедившись, что получил желаемое, снова восстал и стал противиться.
﴿فَبِمَآ أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ﴾
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!