Б) Растения: зелье, травы, цветы 1 страница



 

Авран. Азалия. Аир. Алтея. Ангельское зелье. Арбуз. Багульник болотный. Баранец‑трава. Барвинок. Бессмертник. Бех. Белена. Блават. Бобы. Богила. Божье тело. Божьи ручки. Борщевик. Васильки. Вербена. Верес. Виноград. Волчец. Вороний глаз. Гвоздика. Герань. Горец. Горицвет. Горох. Гравилат. Гречиха. Данник. Девясил. Донник. Дрок. Дудник. Дурман. Душица. Евшан‑зелье. Ефилия. Жасмин. Живокость. Живучка. Забей‑круча. Загадка. Заячьи ушки. Заячья капуста. Зверобой. Земляника. Золотой корень. Золототысячник. Зубровка. Иван‑чай. Иссоп. Камыш. Капуста. Картофель. Касатик. Катран. Клечанье. Кликун‑трава. Клубника. Ключ‑трава. Ковыль. Козлятник. Колюка‑трава. Конопля. Кориандр. Коровяк. Крапива. Красавка. Криворот. Кувшинка. Куколь. Кукуруза. Кукушник. Купина. Купырь. Лабазник. Лаванда. Ландыш. Лапчатка. Лён. Лилия. Лопух. Любисток. Любка. Лук. Майоры. Мак. Мандрагора. Манжетка. Марь. Марьянник. Медуница. Мелиса. Мокрец. Молодило. Морковь. Мох. Мята. Нарцисс. Настурция. Незабудка. Нечуйветер. Овес. Огурец. Одоен‑трава. Одолень‑трава. Одуванчик. Омела. Орлики. Осока. Осот. Пажитник. Папоротник. Парамон‑трава. Парило. Пастернак. Пастушья сумка. Первоцвет. Перекати‑поле. Переступень. Перец. Пёсий язык. Петров крест. Петровы батоги. Петрушка. Пион. Подбел‑трава. Подснежник. Подсолнух. Плакун‑трава. Плющ. Подорожник. Полынь. Помидор. Прикрыш‑трава. Пролесок. Просвирник. Просо. Пшеница. Пятилистник. Разрыв‑трава. Редька. Резеда. Рожь. Роза. Розмарин. Ромашка. Рута. Ряска. Ряст. Сабельник. Савва‑трава. Свёкла. Сено. Симтарин‑трава. Смолёвка. Смолка. Собачья крапива. Солома. Сон‑трава. Стальник. Стожар. Табак. Тирлич. Тоя. Трой‑зелье. Тыква. Тысячелистник. Тюльпан. Укроп. Улика‑трава. Фасоль. Фенхель. Фиалка. Хмель. Хрен. Царь‑зелье. Чабрец. Череда. Чернобривцы. Чернобыльник. Чертополох. Чеснок. Чечевица. Чистотел. Шалфей. Шафран. Шпинат. Щавель. Ясменник. Яснотка. Ятрышник. Ячмень

 

Почитались славянами цветы и травы. «Земля сотворена яко человек, вместо власов былие имеет!» – записано в древних «Травниках». Травник – древняя книга, в которой описывались лечебные растения и давались советы, как их использовать в народной медицине и народной магии.

Наделяли траву‑зелье чудесными свойствами Матушки Сырой Земли. С древних времен понимали люди травы, умели использовать их целебные свойств. Полезные травы применялись в быту, кухне, лечении, а красивые и приятные были атрибутами ворожений, обрядов, праздников. В народной медицине в лечебных целях (для внешнего лечения) применяли и ядовитые растения – дурман, белладонну, купину, багульник, ряст, чистотел, белену, папоротник, норичник (укр. «ранник»). Процесс их собирания был окружен магическими действиями.

Травознаи и зелейники, знахари и ведуны знали свойства каждой травинки: и когда собирать, и как приготовить, от какой болезни, на зло или на добро. Трава хоть и символизирует покорность, потому, что кланяется ветру, за свои целебные свойства, красоту, нежность, мягкость опоэтизирована в народном творчестве – травушка‑муравушка, мурава.

Зелье, зело, зелень – душистые травянистые растения, а также отвар, настойка из них. Издавна верили в чудесную силу воздействия зелья на человека, его жизнь, поступки, чувства, здоровье. Использовали зелье против болезней и против нечисти, от грозы и грома; как приворотное и отворотное средство в любви. На Симона Зилота (Зельника), 23 мая, до восхода солнца по росе собирали лекарственные травы (зелье) – Симоново зело. Симон – отец Николая, он дает травам чудесную исцеляющую силу. Из трав варили напитки, в отварах купали детей и купались сами, омывали раны, некоторые зела зашивали в одежду как обереги, а еще вплетали в косы от нечистой силы (чеснок в косу невесте перед свадьбой).

«На протяжении тысячелетий украинцы скопили значительный опыт в области народной медицины, в частности зелолечения. Разнообразен видовой состав растений, а сфера применения широка и многообразна. Наукой подтверждена рациональность использования многих из них, и они вошли в арсенал научной медицины. Есть в арсенале народной медицины украинцев растения, наделенные всесильными и разнообразными целебными действиями, магическими свойствами. Их причисляют к разряду зелья от всех недугов. Такие взгляды базируются, с одной стороны, на огромном опыте, многовековых наблюдениях за растительным миром, с другой – в них нашли отображение представления наших предков, отголосок тех далеких времен, когда человек одушевлял природу, поклонялся ее силам. И возникли легенды о чудодейственном зелье – универсальных лекарствах от всех недугов и повальных болезней, обереги от злых сил» (Зоряна Болтарович).

Целебные свойства трав люди открыли давно, но оберегали эти древние знания: волхвы, казаки‑характерники, знахари, бабки‑пупорезки – на добро; ведьмы, ворожеи, колдуны – во зло.

Языческое почитание зелья, вера в то, что зелье создано богами на пользу людям, на здоровье, были заимствована христианством. Уже служителями церкви было создано много рукописных Требников. В Требниках есть очень древние молитвы о зелах, как, например: «Еже освятити какое‑либо благовонное зелие», «На Благословение руты и прочих зелий ядомых», «На Благословение зелия противу недугов».

В церковь несут святить зелье и плоды на Маккавеев (медовый Спас, первый Спас – 14 августа по новому календарю), на Преображение (второй Спас, яблочный – 19 августа по новому календарю) и на Первую Пречистую (Успение Пресвятой Богородицы, в преддверии третьего Спаса – 28 августа по новому календарю).

Церковь освятила применение разного зелья, как целебного средства, тем самым отобрала это у волхвов и волшебниц. Таким способом христианство привлекало людей в новую веру. В почитании трав и цветов сохранились элементы языческого поклонения Природе.

И ныне во дворах растут цветы. (Цветок – самая красивая часть растения на конце стебля; имеет декоративное и культовое значение. Цветок, которым девушки украшают косы, – косица.) Цветы символизируют жизненную силу и радость, победу над зимой и над темными силами. Цветы символизируют рай, потому издавна принято украшать могилы цветами. Символичной есть раскраска цветов: белый цвет – невинность, чистота, в то же время – смерть; красный – жажда жизни, кровь; голубой – тайна, преданность, таинство; желтый – солнце, тепло, золото. Мудрые хозяйки помнят древние приметы – какой цветок, какое зелье что символизирует и какое у него назначение.

 

Авран

 

Бождерево, благодатка, грациола, жовчинец, лихоманочная трава – народные названия аврана лекарственного – многолетнего растения семейства норичниковых с белыми цветами. Широко используется в народной медицине.

 

Согласно поверьям, это зелье отгоняет нечистую силу. Авран хозяйки держали в хате как оберег, он был постоянным необходимым компонентом девичьих венков. В одной из карпатских колядок бождерево вместе с мятой и барвинком выросло на пепле трех бедных сирот, которых мачеха убила и сожгла за то, что они не уберегли золотою ряску на коноплях.

 

Азалия

 

Троянда‑дерево, рододендрон желтый – феномен природы, реликтовый цветок доледниковой эпохи. В Украине растет лишь в пойме реки Случ.

Растение теплолюбивое, декоративное, с большим экзотическим пестрым цветком приятного запаха, растет в южных краях в горах; символ утонченной красоты, роскоши, высокого поэтического слова.

 

Аир

 

Татарское зелье, татарзелье, татарак, лепеха, шувар, шуварник, гавьяр, сушина, сашина, ирница – многолетнее травянистое растение с длинными мечевидными листочками. Считалось в народе волшебным зельем, которое своим острым запахом отгоняет русалок и других злых духов.

Согласно преданиям, завезли эту траву (научное название – аир тростниковый) в славянские степи татары. Они знали, что трава очищает водоемы, потому всегда брали ее с собой в походы. Татарское зелье действительно уничтожает вредные микроорганизмы в воде.

Эта трава привлекает своей свежестью и прекрасно пахнет. Хозяйки застилали глиняный пол в жилищах на Троицу травами, делали крест на покутье из любистка, аира, мяты, таким образом отгоняя нечисть, болезни и насекомых‑паразитов.

«Целебные свойства татарского зелья были известны еще древним лекарям задолго до нашей эры. Это растение описал в своих произведениях ученый и лекарь Древнего Рима Плиний Старший. На нашей земле в народной медицине зелье употреблялось издавна от золотухи, рахита, подагры» (Алла Коваль).

 

Алтея

 

Алтея лекарственная (гордовля, папурник, алтей проскурняк, слиз, слизовник, слизник, слез) – многолетнее растение семейства мальвовых, высотой до 1,5 м, с разветвленным корневищем и мясистыми длинными кореньями.

 

В народной медицине применяют корни травы двухлетнего возраста в лекарствах от многих болезней. Известны также алтея армянская и алтея конопле‑видная.

«Чаще алтей употребляется в Карпатах при заболеваниях дыхательных путей. Причем используют настойку высушенного растения с цветами, а бойки отдают преимущество отвару корня»

(З. Болтарович).

 

Ангельськое зелье

 

Многолетнее травянистое (исчезающее) растение семейства астровых с желтыми цветами. Растет преимущественно в Карпатах. Народные названия – арник, арника, баранка, гарнитка, трава баранья, скусовник горный, чарник.

 

В народной медицине цветы этого зелья используют для быстрого заживления ран, для лечения легочных, сердечных болезней, многих других заболеваний. В Галиции известна легенда о том, что князь Данила Галицкий с помощью «…арника вылечился от дыхавиц за 40 дней и ночей »

 

Арбуз

 

Однолетнее травянистое растение семейства кабачковых. Попал на славянские территории из Африки. Арбуз выращивается как пищевое растение. В народном сознании сравнивается с большой головой: «голова, как арбуз» . Сок и мякоть арбуза имеют мочегонные и желчегонные свойства. Семена арбуза используют в народной медицине как глистогонное средство.

 

Багульник болотный

 

Вечнозеленый разветвленный кустик семейства вересковых. Трава, которая растет во влажных болотистых местах, на торфяных болотах. Применяется в народной медицине как средство от коросты и ревматизма. Отваром или мазью на барсучьем жире или на сале мазали пораженные места. Лечили багульником от собачьих укусов, пили отвар при лихорадке; настойкой багульника болотного на масле мазали голову при колтуне.

 

Имеет спазмалгические, отхаркивающие, потогонные, мочегонные, дезинфицирующие, раздражающие, успокаивающие и наркотические свойства, расширяет сосуды и снижает кровяное давление.

 

Баранец‑трава

 

Пядич баранец, плаун баранец – многолетнее вечнозеленое травянистое растение. На верхушке стеблей и побегов развиваются покрытые листочками почки, которые осенью отпадают, зимуют, а весной стебли прорастают как бы сквозь них. Это породило в народе легенду о траве, которая напоминает животное. Оно приносит плод, похожий на ягненка. Стебель его проходит через пупок и поднимается на две пяди, безрогое, ноги висят. Передняя часть, как у рака, задняя – одно мясо. Баранец, как правило, живет на одном месте до тех пор, пока имеет пищу вокруг себя. В преданиях: «в древние времена из шубы баранца даже шапки шили».

Растение ядовитое. В народной медицине использовали траву для лечения алкоголизма, как проносное средство, при нервных и кожных болезнях, астме, туберкулезе легких, при заболеваниях печени, почек, желудка.

 

Барвинок

 

«Барвинок, который украинские песни называют крещатым (крестовидным) и зеленым, ибо он стелется на все четыре стороны и отличается густой постоянной зеленью своих листьев: это, собственно, девичье, подвенечное зелье – символ верности и преданности в любви» (М. Максимович).

Древнее латинское название – vinca . К семейству вечнозеленых барвинковых относятся барвинок малый (могильник, крещатый барвинок), барвинок прямой, барвинок розовый (катарантус розовый), барвинок травянистый – около 12 видов.

 

Символ вечной любви и счастья. Даже не цветок (синий, редко белый), а темно‑зеленые листья, которые и под снегом в холодные зимы остаются свежими, душистыми, отличало этот цветок от других. Он является ритуальным цветком свадебных обрядов – крестаобразный барвинок вплетают в свадебный венок невесты, украшают им гильце (свадебное деревцо) и каравай. Венки из барвинка плели и во время ритуальных похорон как жертвенные, при рождении клали возле новорожденного. Барвинок часто упоминается в заговорах, народных песнях, сказках, преданиях. Все виды барвинка применяют в народной медицине. Барвинок считали чудесным, волшебным цветком многие народы (немцы, англичане, голландцы).

Барвинок остается свежим в знойные летние дни, под раскаленным солнцем. Это растение в народе называют зеленкой. Известно название могильник – потому, что ползучие стебли барвинка часто вьются на кладбищах среди могил, отгоняя злые силы, символизируя бессмертье человеческой души. Барвинок – символ девичьей чести, любви, свадебных торжеств. Голубые лепестки барвинка раскрываются утром, а закрываются вечером на ночь.

Древнее поверье рассказывает о том, что этот цветок, высушенный на полуденном солнце и растертый в порошок, дарит женщинам благосклонность мужчин, если этот порошок подсыпать в пищу или напиток.

В карпатской легенде пять лепестков барвинка символизируют счастливую жизнь в браке: красоту, нежность, любовь, согласие, верность.

Поверье:

Кто посадит во дворе возле хаты кустик барвинка, тот обязательно будет счастлив.

 

Бессмертник

 

Бессмертник однолетний, сухоцвет – травянистое растение семейства астровых с сухими яркими цветами. Символизирует в народном представлении смерть, жалобу, потому используется в могильных венках. Как символ вечности девушки вплетали бессмертник в косы на Благовещение.

В народной медицине используют траву, которую собирают во время цветения растений, как желчегонное, кровоостанавливающее и седативное средство.

 

Бех

 

Вих ядовитый , (виха, вомога ) – ядовитое растение. Ядовитые вещества накапливаются в корнях и корневищах, попадают осенью в молодые побеги, которые зелеными переживают зиму и ранней весною особенно опасны для скота.

 

Согласно поверьям, выросло это зелье из чертового копыта, потому называют его: чертово семя. По легенде, когда‑то проклял Господь люцифера и приказал архангелу Гавриилу не пускать в рай отступника. Захотелось нечистому еще раз на творенье Божье взглянуть. Он под личиной старого седого деда пошел в рай проситься, но вовремя догадался Гавриил, кто перед ним, и мечом своим огненным ударил сатану. Недаром нечистого еще и лукавым называют: успел он уклониться, но не совсем и отхватил ему архангел копыто (с тех пор хромает люцифер). Упало копыто на землю, а на следующий год выросло из него зелье. Назвали это растение бех, потому, что когда черт падал, хотел он к Богу обратиться, а выходило все «бех», да «бех». Большие надежды на бех люцифер возлагал, думал, что люди травиться им будут, но святой Петр, который увидел бех первым, благословил его. Не хватило силы у апостола – не Господь он, и, хоть ядом для человека бех не стал, но все же является опасным для других живых существ, особенно для коней. Растение и чавкает под копытами коней – бех‑бех. С тех пор всякий пастух это зелье знает и старается уничтожать, где его не встретит, особенно на пастбище.

 

Белена

 

Двухлетнее травянистое растение семейства пасленовых, клейкое, с неприятным запахом. Народное название: блекота черная, белена, зубовик, люльник, немота, собачий мак . Известна еще белена бледная (белена чешская). Имеет своеобразные наркотические свойства, которые при употреблении сока растения приводят к «одурению». Отсюда выражение: «Словно белены объелся» . Все части растения ядовиты. Весной особенно опасны прикорневые листья, напоминающие листья ранних овощей – салата, редьки. Корень также похож на редьку. Семена в коробочке в твердой чашечке, которая накрыта крышечкой, маслянистые на вкус, похожие на семена мака. Все это если попадет в пищу, может привести к тяжелым отравлениям, даже смерти.

 

Это растение, хорошо известное по преданиям и сказкам, имеет свойства вызывать дождь или град. Нельзя отвар белены вливать в серебряные емкости – испортятся. В народе существует поверье, что если высушенную белену смешать с заячьей кровью и положить на опушке леса, то все зайцы сбегутся и будут толпиться на этом месте, пока смесь не заберут. Верили в народе, что брошенная в воду белена приманивает рыб и их можно ловить руками, что с беленой в руке можно избежать любой опасности. Но ко всему нужно слова определенные произносить, а слова эти знают только колдуны и знахари.

В народной медицине курением белены лечили зубную боль, астматические припадки, прикладывали листья травы при укусах гадюки.

 

Блават

 

Научное название «сentaurea» происходит от греческого слова «kentaurion» в честь мифического кентавра Хирона, который, как передают легенды, исцелял людей. Известно более 500 видов растений, например, блават луговой – многолетнее растение; блават синий – одно– или двухлетнее растение семейства астровых. Блават (укр . «волошка ») растет везде, особенно красив своими синими цветами во ржи. В народном сознании – символ жизни, красоты, доброты, молодости. Один из двенадцати обязательных цветков украинского венка. Из блавата делали свадебный светильник, который держала светилка; украшали свадебное деревце. В свадебном обряде – символ девичьей чести.

 

Отвар из блавата применяется в народной медицине.

 

Бобы

 

Однолетнее травянистое растение семейства бобовых. Завезено из Средней Азии; издавна выращивается как зерновая и кормовая культура. Из зеленых и спелых семян готовят разные блюда. В то же время растение считается символом бедности («Сидеть на бобах») . В народной медицине используется как противовоспалительное и вяжущее средство.

 

Богила

 

Еще бугила – растение с длинным сладким стеблем, символ разрухи, запустения, бесхозяйственности.

 

Божье тело

 

Актея колосистая, злые ягоды, воронец – многолетнее травянистое ядовитое растение с многоголовым корневищем и с белыми цветами в соцветьях, с неприятным запахом.

В народной медицине используют корень, стебель, листья и плоды при лечении многих болезней.

 

Божьи ручки


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!