Востоковедные учреждения Академии наук в 1920-е годы.



Зарождение советского востоковедения.

В начале 20 в. появилось, а после революции октября 1917 стало господствующим марксистско-ленинское направление в российском востоковедении. Оно имело ряд особенностей: 1. Главным объектом исследования стало современное национально-освободительное движение, рассматриваемо как интегральная часть мирового революционного процесса;

2. Объектом исследований стали, в первую очередь, классы и классовая борьба афро-азиатских обществ.

3. Востоковедение подчинялось практическим политическим задачам рабоче-крестьянского государства, руководимого партией коммунистов.

Основные теоретические выводы в новом востоковедении делались не профессиональными учеными, а политическими деятелями, не знавшими реалий и языков народов Востока, в первую очередь В.И.Лениным и И.В.Сталиным.

Советская страна с первых лет своего существования испытывала крайнюю нужду в квалифицированных кадрах востоковедов, знающих восточные языки, экономику, историю, культуру народов Востока и пригодных не только для изучения и исследования различных востоковедных проблем, но и для практической работы (создания алфавитов, учебников, ведения дипломатической службы, осуществления торговых, культурных и иных связей с народами Азия).

Острая нехватка квалифицированных кадров на местах, в восточных республиках, привела к тому, что здесь раньше, чем в Москве и Ленинграде, возникли учебные заведения по подготовке национальных востоковедных кадров. 16 марта 1918 г. Совнарком Туркестанской республики принял решение о создании Туркестанского народного университета в Ташкенте. 8 ноября 1918 г. Коллегия Наркомпроса Туркестанской автономной республики утвердила положение о Туркестанском восточном институте, который был создан в декабре того же года. Позднее, в 1924 г., Туркестанский восточный институт был передан в качестве восточного факультета Туркестанскому (Среднеазиатскому) государственному университету, созданному по решению Совета Народных Комиссаров в 1920 г. Основанный в 1918 г. Киевский институт восточных языков был преобразован в 1922 г. в Институт для внешних сношений. В Ростове-на-Дону в l918 г. начал функционировать Донской археологический институт, в котором изучались восточные языки и востоковедные дисциплины. В мае 1919 г. начались занятия на Восточном отделении Северо-Восточного археологического и этнографического института в Казани, выпускающем специалистов, знающих Советский Восток. В 1919 г. был учрежден Восточный отдел Генштаба РККА, где готовились ответственные военные и дипломатические работники для службы на Востоке.

На восточном факультете Военной академии, где преподавали обычно те же преподаватели и, профессора, что и в Московском институте востоковедения, курс подготовки слушателей-востоковедов был достаточно широк и разнообразен. Восточный факультет Военной академии кроме военных специалистов готовил научных работников разнообразного профиля - языковедов, историков, экономистов и т. д. 

Осенью 1919 г. начались регулярные занятия на восточном отделении историко-филологического факультета Бакинского государственного университета, которое в 1922 г. выделилось в самостоятельный восточный факультет. Осенью 1919 г. начались занятия на восточном отделении гуманитарного (с 1920 г.) факультета Иркутского государственного университета. Таким образом, на местах шла подготовка кадров для своих нужд,

Декрет о создании Армянского института на базе Лазаревского института восточных языков был подписан В. И. Лениным 4 марта 1919 г. 25 августа 1920 г. Президиум Цебюро Комнарвостока при ЦК РКП (б) принял решение о Центральном Восточном институте. По постановлению СНК РСФСР от 7 сентября 1920 г. этот институт был реорганизован в Центральный институт живых восточных языков (ЦИЖВЯ), «Институт декретом Совнаркома от 7 сентября 1920 г., ввиду особо важного значения, которое имеет в настоящее время для РСФСР подготовка практических деятелей для Востока, был приравнен к военным учреждениям». «Положение о ЦИЖВЯ» было утверждено 24 октября 1920 г. 27 октября 1921 г. Президиум ВЦИК (ВЦИК) принял постановление «о слиянии всех московских востоковедных учебных заведений в одно высшее учебное заведение» — Московский институт востоковедения (им. Н. Нариманова), который должен был готовить «работников по всем отраслям работы на Востоке и в связи с Востоком». Вначале институт находился в ведении Наркомнаца, а после упразднения его был передан в распоряжение Президиума ЦИК СССР (апрель 1924 г.). В 1954 г. он был закрыт в связи с реорганизацией системы подготовки востоковедных кадров в Москве и последующим открытием Института восточных языков при Московском государственном университете в 1956 г.

В 1926-1927 гг. в институте были проведены структурные изменения созданы четыре отделения: 1) Ближнего Востока с тремя секторами - арабским, персидским и турецким; 2) Среднего Востока в составе одного индустанского сектора; 3) Дальнего Востока с двумя секторами - японским и китайским; 4) языков и наречий Кавказа и Закавказья. Одновременно были изменены программы и увеличен срок обучения до четырех лет. В 1930 г. в институте была введена аспирантура. До середины 30-х годов (1936) основная целевая установка института оставалась неизменной - подготовка специалистов по странам Востока для преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и, главное, для работы в различных наркоматах.

Ленинградский (Петроградский) институт живых восточных языков был создан одновременно с Центральным институтом живых восточных языков в Москве на базе востоковедных учебных заведений и научных учреждений Ленинграда. Он также находился в ведении Наркомнаца, а затем Президиума ЦИК СССР. Когда стало очевидно, что для оканчивающих институт знания одних восточных языков оказывалось недостаточно, а нужна была профессиональная подготовка, институт несколько видоизменил свой учебный план, введя изучение ряда специальных дисциплин правового, педагогического и финансово-экономического характера. Были организованы семинарии живых яфетических языков под руководством Н. Я. Марра, монголо-туркологический семинарий (В. В. Бартольд, А. Н. Самойлович, Б. Я. Владимирцов, С. Е. Малов) и подготовительные классы для бурят и монголов, которые не могли быть сразу зачислены, по уровню своих знаний на основные разряды Института (академики и профессора В. М. Алексеев, В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский, Ф. И. Щербатской, Б. Я. Владимирцов, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург и др.).

Создание двух крупных советских учебных заведений, выпускающих в год значительное число специалистов-востоковедов, лишь в некоторой степени разрешило проблему востоковедных кадров, дало возможность пополнить состав практических работников и расширить научную востоковедную работу в Советском Союзе.

В институтах наряду с большой учебной работой велись научные исследования. B первые годы они сводились в основном к созданию учебных пособий: хрестоматий, словарей, грамматик, сборников по истории и экономике стран Востока. Были изданы, например, «Современная персидская пресса в образцах» А. А. Ромаскевича, «Образцы бенгальской литературы» М. И. Лубянского, «Выборки из китайской, прессы 1920-22 гг.» В. М. Алексеева, «Османская хрестоматия» В. А. Гордлевского, «Физическая география Японии» Н. B, Кюнера, «География Индии» А. Е. Снесарева и многие др. Еще больший размах научная работа получила после создания при ЦИЖВЯ и ЛИЖВЯ научно-исследовательских институтов, в задачу которых входила научная разработка истории, экономики, культуры, этнографии и языков стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, в первую очередь проблем современного Востока, популяризация научных знаний по Востоку.

Потребность в востоковедных кадрах, вернее в людях, знающих восточные языки, быт и жизнь Востока, была столь велика, что в первые годы Советской власти таких специалистов начали готовить, кроме упомянутых выше, и другие учреждения. B октябре 1920 г. по решению Военно-революционного совета Туркестанского фронта. были созданы Военные курсы востоковедения, преобразованные в 1922 г. в Высшую военную школу востоковедения. В Ереванском народном университете, открытом в январе 1921 г., был создан восточный факультет (ректор востоковед и арменист акад. Я. А. Манандян). В 1925 г. восточный факультет был преобразован в восточное отделение педагогического факультета.

В 1920 г. восточный факультет был создан в Дальневосточном государственном университете, организованном во Владивостоке на базе Восточного института и Политехнического института. Факультет готовил кадры востоковедов-дальневосточников. В 1921 г. восточное отделение было создано при факультете общественных наук Крымского государственного университета в Симферополе; в марте 1922 г. оно было преобразовано в восточный факультета. В 1922 г. открылся Восточный педагогический институт в Казани.

Преподавание восточных языков в Иркутске, Баку, Тифлисе, Ташкенте, Казани, Владивостоке, Киеве, Харькове и в других городах ограничивалось обычно практическими потребностями того или иного центра. Так в Казани, Ташкенте, Баку изучались преимущественно тюркские языки и народности, в Тифлисе - национальная культура Грузии, во Владивостоке готовились специалисты для Дальнего Востока и т. д.

Из-за недостатка квалифицированных специалистов-востоковедов остро встал вопрос о чтении курсов, ведении семинаров, преподавании редких языков. Такая задача была возложена на Институт по подготовке красной профессуры, созданный в Москве и Петрограде на основании подписанного В. И. Лениным декрета СНК 11 февраля 1921 г. Будущие преподаватели-востоковеды, изучали в институте политэкономию, исторический материализм, развитие общественных формаций, новейшую историю и советское строительство. Аналогичную цель преследовал и декрет СНК от 4 марта 1921 г. «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР», по которому вводилось чтение трех обязательных курсов: 1) развитие общественных форм, 2) исторический материализм и 3) пролетарская революция.

В 1926 г. при ЦИК СССР был образован «Комитет по заведованию ученой, учебной и литературно-издательской частью» Всесоюзной научной ассоциации востоковедения, Коммунистического университета трудящихся Востока, Московского института востоковедения, Ленинградского института восточных языков, Музея революции и Среднеазиатского университета. 

Важную роль в подготовке востоковедных кадров и в развитии научного востоковедения сыграл Коммунистический университет трудящихся Востока (постановлением ВЦИК от 21 апреля 1921 г. при Наркомате просвещения было создано специальное учебное заведение).

В постановлении говорилось, что Коммунистический университет трудящихся Востока учреждается в Москве «для подготовки политработников из среды трудящихся восточных договорных и автономных республик, автономных областей, трудовых коммун и нацменьшинств».

Перед КУТВом была поставлена задача: дать восточным советским республикам грамотных, политически подготовленных работников, которые могли бы помочь народам этих республик развивать хозяйство и культуру на социалистических началах. Преподавание в КУТВе велось на восточных языках. Принимались в КУТВ главным образом лица из союзных и автономных республик.

2. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ НАУЧНОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ В 1920-е гг. Наряду с подготовкой кадров востоковедов очень большое значение имел вопрос о формах и путях развития советского научного востоковедения. Наряду с существовавшей Академией наук было предложено несколько проектов создания научных ассоциаций, обществ и комитетов.

13 декабря 1921 г. Президиум ЦИК утвердил проект декрета об opгaнизации ученого общества - Всероссийской научной ассоциации востоковедения (ВНАВ) при Наркомате по делам национальностей.

Необходимость создания организации для изучения Востока в государственном масштабе сознавалась не только руководителями Наркомнаца, но и ответственными работниками других заинтересованных учреждений (Наркоминдела, Наркомвнешторга, Академии генштаба и др.). Правильной в отношении восточных народов могла быть, только политика, опирающаяся на точное знание совокупности социальных, политических, экономических и культурно-бытовых проблем, волнующих народы восточных советских республик и государств Азии и Африки. Незнание современной жизни народов Востока повлекло бы за собой ошибки в этой политике. Поэтому необходимо было создать такую научную организацию в общегосударственном масштабе, где собирались бы и научно обрабатывались материалы о современном положении в странах Востока, разрабатывались острые проблемы современности.

Наиболее удобным органом, в котором могло быть налажено научное, изучение Востока в государственном масштабе, было признано объединенное общество востоковедов - Всероссийская научная ассоциация востоковедения (ВНАВ), которая одновременно служила бы лабораторией для выяснения основных моментов современной жизни стран Востока, базой подготовки практических деятелей для Востока и тем органом, откуда государственные учреждения могли бы черпать нужную информацию и работников.

В «Положении о ВНАВ» говорилось, что она имеет целью всестороннее изучение стран Востока, как зарубежного, так и советского, а также распространение научных и прикладных знаний о Востоке. Ассоциации были предоставлены большие полномочия. Она объединяла все существующие на территории СССР общества и организации, использовала все научные силы, материалы, библиотеки, архивы, музеи и т. д., открывала свои филиалы, давала консультации. заинтересованным ведомствам, могла созывать международные научные конгрессы, общесоюзные съезды и совещания по проблемам Востока.

ВНАВ начала функционировать с 14 января 1922 г. Вся научная деятельность ассоциации сосредоточивалась в двух отделах: политико-экономическом и историко-этнологическом.

Составление капитальных трудов по социальному строю и экономике стран Востока из-за отсутствия необходимых экономико-статистических и других данных было задачей почти невыполнимой, поэтому работа политико-экономического отдела велась в двух направлениях: 1) научно-лабораторный поиск правильных методов изучения общей социально-экономической конъюнктуры стран Востока и 2) составление предварительных очерков, обзоров и монографий статистико-экономического и социально-политического характера. Лишь при накоплении достаточного и притом постоянно обновляющегося материала и после его обработки ассоциация предполагала перейти к серьезному исследованию экономических отношений, социального устройства и вытекающих из них политических процессов в странах Востока. Вся научная продукция ассоциации печаталась в журнале «Новый Восток» или выходила отдельными изданиями.

Ассоциация положила начало организации востоковедных ячеек на всей территории СССР: Иркутское отделение ассоциации (я. 1922), 24 октября 1922 г. в Чите был организован Дальневосточный отдел ВНАВ. Филиалы ВНАВ были созданы также в Крыму, Киеве, Харькове, Ташкенте. Закавказский филиал вскоре превратился в самостоятельную ассоциацию, которая занималась изучением Кавказа и Ближнего Востока.

Большую работу проводила Всеукраинская научная ассоциация востоковедения (ВУНАВ), имевшая свои отделения в Харькове, Киеве и Одессе. Основной задачей ВУНАВ ставила изучение истории и этнографии Востока, экономических связей Украины с Востоком, а также изучение экономики Советского Востока и экономического и политического положения стран зарубежного Востока. Одной из задач ассоциации являлась также популяризация знаний о Востоке. В этой ассоциации было также два отдела: 1) политико-экономический и 2) историко-этнологический. При втором отделе существовала тюркологическая комиссия. ВУНАВ организовала Курсы живых восточных языков. Она издавала журнал, вела большую лекционную работу, обследовала все книгохранилища Украины в поисках востоковедной литературы.

В 1930 г. ВНАВ была ликвидирована.

Научные общества, комиссии, ассоциации, в той или иной мере связанные с востоковедением, возникали не только по инициативе ВНАВ. В 1918 г. при Академии наук возникло Ученое Палестинское общество. Восточная комиссия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете собирала и публиковала материалы по этнографии и истории восточных племен. Во Владикавказе возникло Осетинское историко-филологическое общество. Заслуживает внимания деятельность Туркестанского (Среднеазиатского) комитета по охране памятников старины, искусства и природы, созданного в 1920 г. (Туркомстарис), Азербайджанского археологического общества и Азербайджанского комитета по охране памятников старины и искусства, преобразованного в 1923 г. в Азербайджанский археологический комитет, а также Общества по изучению Азербайджана. В Харбине в 20-х годах действовало Общество по изучению Маньчжурского края. Научное общество было создано в 1922 г. в Башкирии: оно занималось изучением языка, истории и этнографии своего края. В 1925 г. возникло в Ташкенте Общество по изучению Таджикистана и иранских народностей. 21 декабря 1927 г. постановлением Президиума ЦИК ТуркмССР был создан Институт туркменской культуры (Туркменкульт). В 1929 г. был создан Институт культуры Бурят-Монголии.

К концу 20-х годов стала четко намечаться тенденция к созданию научно-исследовательских институтов с постоянным составом научных сотрудников, занимающихся изучением определенных востоковедных проблем. Такие институты создавались в системе Академии наук, в Коммунистической академии, при Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), на периферии.

В апреле 1925 г. при Коммунистической академии был создан Институт мирового хозяйства и мировой политики, а в июне — Международный аграрный институт. Специальная комиссия, созданная в январе 1928 г., занималась изучением литературы народов Советского Востока. В 1926 г. при PAHHOH был создан Научно-исследовательский институт этнических и национальных культур народов Востока, реорганизованный в 1928 г. Научно-исследовательская группа по изучению истории стран Востока возникла при Коммунистическом университете трудящихся Востока еще в январе 1925 г. В 1927 г. она трансформировалась в Научно-исследовательскую ассоциацию (НИА КУТВа) по разработке социально-экономических проблем советского и зарубежного Востока, при которой была создана аспирантура, готовившая квалифицированных преподавателей для КУТВа.

При ассоциации состояла Лингвистическая комиссия, в задачу которой входило оказывать содействие языковому строительству на зарубежном и советском Востоке. Здесь разрабатывались проблемы письменности, латинизации алфавитов (монгольского и др.), составлялись грамматики и т. д. Работа проходила в шести группах - монгольской, тувинской, уйгурской, иранской, корейской и африканской.

При НИА был организован специальный японский кабинет. В марте 1932 г. НИА еще раз была реорганизована: аспирантура и кафедры переданы в учебную часть университета, а молодые научные сотрудники из числа окончивших аспирантуру распределены по научным кабинетам. В результате этой реорганизации ассоциация фактически оформилась в научно-исследовательский востоковедный институт, состоящий из кабинетов: японо-корейского, индийского, ближневосточного, центральноазиатского и Советского Востока, Лингвистической комиссии, редакций журналов «Революционный Восток» и «Бюллетеня», научной библиотеки с отделом рукописей. Основным теоретическим и научным журналом КУТВа был с 1927 г. «Революционный Восток».

3. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ НАУК В 20-е ГОДЫ. Востоковеды, работавшие в системе Академии наук, независимо от узкой специализации, были филологами, если судить по тематике и приемам их исследования. В силу специфичности изучаемого материала - восточные рукописи, эпиграфические материалы, данные живых и мертвых языков, ранние восточные книги и ксилографы — к началу XX в. выработался особый тип ученого-востоковеда, знатока нескольких восточных языков, памятников духовной и материальной культуры народов того или иного региона Востока. Подавляющее большинство востоковедов, связанных с Академией наук,— В. В. Вельяминов-Зернов, М. И. Броссе, В. П. Васильев, В. Р. Розен и др.— изучали Восток комплексно: языки, литературу, гражданскую историю, историю культуры и религии, восточные источники. Правда, еще в середине XIX в. в недрах восточной филологии зародилась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание (академики О. Н. Бетлинг, А. А. Шефнер, В. В. Радлов и К. Г. Залеман).

В начале XX в. можно говорить о появлении востоковеда-историка среди академиков — В. В. Бартольда. История народов Востока стала изучаться не только по письменным источникам; большое значение стало придаваться памятникам материальной культуры, добытым археологическими экспедициями (С. Ф. Ольденбург, Н. Я. Марр, И. А. Орбели). Все больше выделялось восточное литературоведение (В. Р. Розен, С. Ф. Ольденбург, В. М. Алексеев, И. Ю. Крачковский). Восточное искусство изучалось С. Ф. Ольденбургом, И. А. Орбели. Успешно развивалось изучение буддизма и ислама. Русская буддологическая школа, получившая всеобщее признание, была создана В. П. Васильевым и его учеником И. П. Минаевым и развита учениками Минаева — С. Ф. Ольденбургом и Ф. И. Щербатским.

В 20-е годы в востоковедении, как и в других науках, наметилась тенденция к узкой специализации и дифференциации.

Существование мелких разрозненных научно-исследовательских институтов и ячеек, занимающихся изучением востоковедной тематики, повлекло за собой необходимость координирования работы и хотя бы какого-либо руководства со стороны Президиума АН СССР. 17 февраля 1929 г. была образована Группа по востоковедению Академии наук «для установления единства в общем руководстве работою всех востоковедных учреждений и предприятий Академии наук» в составе всех академиков-востоковедов. Группа по востоковедения существовала и в 30-е годы, после реорганизации востоковедных учреждений и организации Института востоковедения. Востоковеды вошли также в Группу по языкознанию и литературе.

В 1927 г. был образован Научно-исследовательский институт этнических и национальных культур народов Востока СССР, реорганизованный из Комитета по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР (директор - акад. Н. Я. Марр). В институте имелись следующие секции: кавказская, тюрко-татарская, иранская, угро-финская, дальневосточная. Научно-исследовательская работа в институте сводилась к сбору и обработке материалов и проводилась в тесном контакте с местными учреждениями (обследование отдельных национальных областей, организация экспедиций).

Некоторые работы, проведенные институтом, представляли не только научный, но и практический интерес (разработка алфавитов, составление грамматик, подготовка местных научных кадров).

Государственный институт истории искусств (ГИИИ), преобразованный в сентябре 1921 г. из высшего учебного заведения в научно-исследовательский институт, уделял большое внимание изучению искусства народов Востока.

В тесном контакте с академическими востоковедными учреждениями работал научно-исследовательский Институт сравнительной истории, литературы и языка Запада и Востока. Работа института строилась в направлении изучения культуры районов и обследования их потребностей, в частности по заданиям самих местных органов. В составе института находились секции семито-хамитских языков, турецко-монгольского и угро-финского языкознания, литературы древнего мира, Индии и Дальнего Востока.

Одним из центров востоковедной работы в Ленинграде был Государственный Эрмитаж. После революции при поддержке Н.Я. Марра, В.В. Бартольда и С.Ф. Ольденбурга Эрмитаж организовал Отделение мусульманского .Востока, преобразованное через несколько лет в Отдел культуры и искусства Востока. Были организованы «Временная выставка сасанидских древностей» (1922 г.), выставка «Мусульманские изразцы» (1923 г.), открыта специальная «Галерея мусульманского Востока» (1925 г). В 1931 г. в состав Отдела Востока было включено Отделение классического Востока (памятники древнего Египта, Пальмиры, древнего и средневекового Ирана, Кавказа, Средней и Центральной Азии, Монголии, Китая, Индии древнего периода).

В 1918 г. Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины учредила в Москве Музей искусств Востока, который Постановлением СНК РСФСР от 11 сентября 1925 г. был преобразован в Музей восточных культур.

Таким образом, деятельность востоковедных учреждений Академии наук и связанных с ней других востоковедных ленинградских центров была достаточно обширна. В 20-х годах создавалось множество институтов, кабинетов, комиссий и т. п., занимающихся Востоком. Это свидетельствовало о том, что шли активные поиски новых форм организации востоковедной работы в системе Академии наук, отвечающих важнейшим задачам, которые были поставлены перед востоковедением Советским государством.

1929-1934 годы были годами коренной перестройки всей работы Академии наук СССР, которая началась по существу уже с введения нового устава академии, утвержденного СНК СССР 18 июня 1927 г.

В 1929 г. специальная правительственная комиссия проверяла работу и личный состав академии, начался пересмотр структуры академических учреждений. В 1930 г. академией был принят устав, был избран новый Президиум во главе с акад. А. П. Карпинским.

В 1934 г. академия была передана в ведение СНК СССР и переведена в Москву, в 1935 г. - принят новый устав, по которому перед академией ставились еще более сложные задачи. За эти годы академия расширилась - возникли филиалы и базы АН СССР, в феврале 1936 г. ей были переданы учреждения Комакадемии, в июне 1937 г. - Академия истории материальной культуры, в апреле 1938 г. - центральный научно-исследовательский институт языка и письменности народов СССР, Географическое общество, Институт мировой литературы.

Востоковедные учреждения Академии наук в 1920-е годы.

Кроме главных центров - Азиатского музея и Коллегии востоковедов - в Академии наук были еще учреждения, занимающиеся изучением Востока.

Востоковедные учреждения Академии наук были сосредоточены в Отделении исторических наук и филологии (академик-секретарь И. Ю. Крачковский). В ведении отделения находились Институт яфетических языков (основан в 1921 г.), Институт буддийской культуры, Тюркологический кабинет. Предполагалось открыть также Иранский кабинет и Синологический.

В Ленинграде Восток изучался в РГО, в Академии истории материальной культуры, Государственном Эрмитаже, Русском музее, где имелось богатейшее восточное этнографическое собрание, на востоковедных кафедрах в университете, в Ленинградском институте живых восточных языков.

Восток изучался в Тихоокеанском комитете, в специальных комиссиях по исследованию советских восточных республик - закавказских, среднеазиатских, якутской, чувашской, башкирской, автономных областей, в Монгольской комиссии и Тану-Тувинской.

Академии наук подчинялся Кавказский историко-археологический институт, размещенный в Тифлисе, Музей антропологии и этнографии, Комиссия по изданию монгольских книг (учреждена в 1908 г.), Комиссия по каталогизации восточных рукописей, находящихся в рукописехранилищах Петрограда (создана в 1913 г.), Постоянная лингвистическая комиссия (образована в 1916 г.). Кроме того, в Отделении исторических наук и филологии имелась кафедра литературы и древностей народов Востока, которую попеременно занимали С.Ф. Ольденбург, П.К. Коковцов, Н.Я. Марр, В.В. Бартольд, Ф.И. Щербатской и И.Ю. Крачковский. При общем собрании РАН имелась еще Постоянная комиссия по изучению племен- ного состава населения России (КИПС) с четырьмя отделами - европейским, кавказским, сибирским и туркестанским; три последних отдела имели непосредственное отношение к востоковедению.

Среди академических учреждений 20-х годов, которые уделяли внимание востоковедной тематике, можно назвать Музей антропологии и этнографии. В нем при акад. В. В. Радлове был образован специальный отдел мусульманских народов Средней Азии. В связи с ростом коллекций этого отдела (афганских, белуджских, узбекских, туркменских, казахских, таджикских и персидских) он был переименован в отдел Передней и Средней Азии. В отделе шла большая работа по составлению сводного карточного этнографического указателя по народностям и племенам. Велись также совместно с учеными среднеазиатских республик исследования и сбор материалов. В музее имелись отделы Дальнего Востока, Индии, Индонезии, Африки. В них наряду с музейной работой проводились и научные исследования по культуре и различным вопросам быта народов, населяющих эти территории. Музей организовывал научные поездки сотрудников в изучаемые страны с целью приобретения ценных коллекций и изучения материалов на местах.

С июня 1918 г. до конца 1929 г. при Музее антропологии и этнографии АН СССР под председательством В.В. Бартольда функционировал так называемый Радловский кружок, положение о котором было утверждено на Президиуме АН СССР в сентябре 1922 г.

В 20-х гг. Музей антропологии и этнографии организовал среднеазиатскую экспедицию, этнологическую секцию которой возглавил В. В. Бартольд, его сотрудники приняли участие в Алтайской этнографической экспедиции (С. И. Руденко, А. Н. Самойлович), в этнологическом отряде Казахстанской экспедиции (А. Н. Самойлович, С. И. Руденко), в Волжско-Камской этнологической экспедиции (Н.Я. Марр), в этнографическом отряде Якутской экспедиции, в археологической экспедиции в Закавказье (С.В. Тер-Аветисян). Были организованы командировки востоковедов в Среднюю Азию и Закавказье.

Тесные связи с востоковедами поддерживала КИПС. Основной задачей ее являлось изучение племенного состава населения СССР и соседних территорий. В Туркестанском и Кавказском отделах КИПС была организована систематическая подборка сведений из западноевропейской и восточной литературы по Ирану, Афганистану и среднеазиатским республикам. В КИПС производилась систематическая обработка материалов по племенам и народностям восточных окраин бывшей Российской империи, составлялись библиографии по этнографии России, Монголии, Тибета и Урянхайского края.

Многие востоковеды, связанные до революции с Русским археологическим обществом, продолжали сотрудничать в Российской государственной археологической комиссии, преобразованной по декрету СНК в Академию истории материальной культуры (РАИМК - акад. Н. Я. Марр).

Институт яфетических языков при Академии наук был создан по инициативе Н. Я. Марра в Ленинграде осенью 1921 г., а в 1932 г. он переименован в Институт языка и мышления. В конце 1923 г. в Москве был создан Северо-Кавказский комитет яфетического института для изучения языков и отчасти культуры народов Северного Кавказа. Существовавший в Москве Центральный институт языка и письменности в марте 1924 г. слился с Ленинградским институтом на правах его отделения (Г.П. Сердюченко).

Получившая широкое распространение среди советских языковедов «новая теория о языке» акад. Н. Я. Марра применялась в исследованиях многих востоковедов, историков, археологов и этнографов. Он, являясь руководителем лингвистической работы в Советском Союзе, оказал большое влияние на развитие советской лингвистики 20-40-х годов, на характер подготовки языковедов (он выдвинул три основные идеи развития языков: идею скрещивания языков как ведущего процесса в образовании языковых групп; теорию единого пути развития всех языков, проходящих через ряд стадий («стадиальное развитие языков»), и идею о том, что «звуковая речь началась с четырех диффузных „лингвистических элементов", с магических звуковых комплексов, существовавших в многочисленных разновидностях у разных социальных групп; согласование этих разновидностей на путях общения групп привело к тем звуковым соответствиям, которые называются фонетическими законами»).

В 1926 г. по предложению Ф. И. Щербатского был учрежден Институт буддийской культуры (ИНБУК) для изучения культуры, главным образом философии, различных народов, исповедующих буддизм. Работа велась в четырех секциях - Тибета, Китая и Японии, Монголии, Индии. Институт издавал серию книг по буддийской культуре - Bibliotheca Buddhica. Сотрудниками Института буддийской культуры были Ф.И. Щербатской (директор), В.М. Алексеев, В.В. Бартольд, Б.Я. Владимирцов, Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург. В октябре 1928 г. в институт зачислены Б. А. Васильев, А. М. Востриков и М. И. Тубянский

В. В. Бартольд предложил организовать Тюркологический институт и 25 апреля 1928 г. было принято «Положение о Тюркологическом кабинете». Целью кабинета было изучение тюркских народов «как в процессе их исторической жизни, так и в современном состоянии», а также содействие культурному строительству тюркских народов Советского Союза. Тюркологический кабинет ставил себе задачу установить тесные научные связи с лицами и организациями, занимающимися изучением тюркских народов как внутри СССР, так и за его пределами, издавать тюркологическую литературу, собирать материалы для составления тюркского этимологического словаря, истории литературы тюркских народов и библиографии по тюркологии, изучать историю и культуру тюркских народов, издавать тексты и переводы исторических и литературных памятников, разрабатывать вопросы, связанные с культурным строительством тюркских племен и народов в CCCP. Тюркологический кабинет входил в состав Отделения гуманитарных наук, директором кабинета был избран В. В. Бартольд. В состав кабинета входили две комиссии - алфавитная (разрабатывала проекты новых, латинизированных тюркских алфавитов) и по переизданию «Опыта словаря тюркских наречий» В. В. Радлова.

Также в это время возникали проекты создания учреждений по изучению иранистики, монголисти- ки и других востоковедных дисциплин.

В утвержденном 13 марта 1928 г. списке научных учреждений, состоящих при Академии наук СССР, числились Азиатский музей, Институт яфетических языков, Институт буддийской культуры, Тюркологический кабинет, Комиссия по изучению племенного состава населения СССР, Кавказский историко-археологический институт, Византийская комиссия с кабинетом византиноведения и некоторые другие учреждения, косвенно имеющие отношение к востоковедению.

Кавказский историко-археологический институт АН (КИАИ) должен был изучать «историю речевой и материальной культуры Кавказа в целях содействия социалистическому строительству в реконструктивный период в национальных республиках ЗСФСР и Северного Кавказа». Вскоре при реорганизации КИАИ влился в Историко-исследовательский институт Закавказья.

Востоковедная тематика, в очень ограниченном масштабе, разрабатывалась в Институте по изучению народов СССР (ИПИН), в котором существовал Азиатский отдел с несколькими секторами, в Особом комитете по исследованию союзных и автономных республик (ОКИСАР), в Комиссии по составлению калмыцкого словаря.

В 1925 г. в ведение Академии наук перешел Музей палеографии, в котором были сосредоточены ценнейшие памятники древности и раннего средневековья. В музее велись исследования по древней и средневековой истории Ближнего Востока: изучались памятники Египта (В.B. Струве), Месопотамии, Хлама, Капподокии (В. К. Шилейко, Н. В. Пигулевская), буллы и резные камни эпохи Сасанидов (И. А. Орбели) и др.

5. АЗИАТСКИЙ МУЗЕИ И КОЛЛЕГИЯ ВОСТОКОВЕДОВ. Главным востоковедным учреждением Академии наук до революции был Азиатский музей, который возник в 1818 г., после выделения из кунсткамеры Петра 1 азиатских коллекций. С 1918 г. Азиатский музей делился на четыре отделения: 1) Книги и периодические издания на европейских языках; 2) Азиатский архив; 3) Восточные рукописи и книги, изданные на Востоке; 4) Нумизматика, эпиграфика и археология.

Библиотечный фонд Азиатского музея в течение столетия значительно вырос и насчитывал к 1930 г. более 100 тыс. томов. В библиотеку Азиатского Фузея влились личные библиотеки многих востоковедов — Х. Д. Френа (1852 г.), Б. А. Дорна (1881 г.), М. И. Броссе (1884 г.), П. Л. Шиллинга (1887 г.), Э. В. Бретшнейдера (1900 г.), В. П. Васильева и В. Г. Тизенгаузена (1902 г.), А. О. Ивановского и Дмитриевского (1904 г.), В. Р. Розена (1908 г.), Д. А. Хвольсона (1911 г.), В. Ф. Миллера (1914 г.), К. Г. Залемана (1916 г.). В 1918 г. в музей поступили крупные библиотеки В. В. Радлова и О. Э. Лемма, в 1920 г.— Б. А. Тураева. В 20-х годах ХХ в. библиотека Азиатского музея пополнилась переданными ей фондами некоторых ликвидированных после революции библиотек, а с 1926 г. возобновилась прерванная во время первой мировой войны выписка периодических изданий и книг из-за границы.

Азиатский архив (Архив востоковедов) составляет одну из любопытнейших частей Азиатского музея. В нем хранятся бумаги, переписка, частью неизданные труды русских востоковедов XVIII и XIX вв.- Г.3. Байера, Г.Я. Кэра, Е.А. Мессершмидта, П.С. Палласа, В. В. Вельяминова-Зернова, Х. Д. Френа, В. Г. Тизенгаузена, В. Р. Розена, Н. Я. Бичурина, П.Л. Шиллинга, Я.И. Шмидта, В.П. Васильева, Э.В. Бретшнейдера, А.О. Ивановского, Ц.Ж. Жамцарано, Р.Х. Ленца, И.П. Минаева, К.А. Коссовича, Б А Дорна, П.И. Лерха, В.Ф. Миллера, К.Г. 3алемана, В.А. Жуковского, М. И. Броссе, О. Кэстнера, И.И. Шопена, Ф. Бартоломея, О.Э. Лемма, В. В. Радлова и многих других.

Отделение восточных рукописей и книг, изданных на Востоке, в свою очередь, подразделялось на шесть отделов: 1) Мусульманский мир; 2) Дальний Восток; 3) Средняя Азия; 4) Семиты; о) Кавказ и христианский Восток; 6) Иран до ислама.

В первом отделе концентрировались рукописи и книги на арабском, персидском и тюркских языках; особенно полно были представлены богословие, история и поэзия. Собрание мусульманских типографских книг и литографий значительно уступало собранию рукописей. Рукописи в Азиатский музей поступали коллекциями и отдельными экземплярами.

В дальневосточном отделе сосредоточивались фонды рукописей и книг на китайском, корейском, монгольском и японском языках. Особое место среди них занимали имеющие мировое значение рукописи и ксилографы древнетангутского письма V — VII вв., добытые экспедицией П. К. Козлова.

Самым большим в музее являлся китайский фонд, насчитывающий несколько тысяч экземпляров. Китайский фонд почти полностью собран в результате активной деятельности акад. В. М. Алексеева, который организовал систематическую выписку из Китая и Японии наиболее ценных изданий, разносторонней справочной литературы, передал в музей ряд своих коллекций, привезенных из Китая, способствовал сосредоточению в Азиатском музее многочисленных печатных, рукописных материалов и ксилографов. Маньчжурский фонд состоял из 200 сочинений разнообразного содержания, японский фонд — из ряда случайных, часто неполных коллекций, собиравшихся к тому же без всякого плана.

В среднеазиатском отделе находились тибетский и монгольский фонды, собрание индийских рукописей и книг, богатейшая коллекция эстампажей енисейско-орхонских надписей Радлова и Котвича, уйгурских рукописей и ксилографов. Особенно богато было тибетское собрание. После Октября значительно пополнился монгольский фонд: в 1917 г. - коллекцией эстампажей, рукописей и ксилографов; в 1925 г. - собранием монголо-тибетских рукописей проф. А. М. Позднеева; в 1925-26 гг. - книгами, подаренными Академии наук Монгольским ученым комитетом.

Фонды отдела «Семиты» были невелики, но они включали коллекции Л. Ф. Фридланда (1892 г.) и Д. А. Хвольсона (1900 г.), ряд ценных уникальных рукописей, инкунабул и редких изданий более позднего времени.

В отделе Кавказа и христианского Востока сосредоточивались рукописные и печатные материалы на гpyзинском и армянском языках; эфиопские, коптские, сирийские и самаритянские рукописи. В 1923 г. этот отдел пополнился небольшой, но ценной коллекцией армянских рукописей И. А. Орбели.

В небольшом отделе «Иран до ислама» хранились материалы по иранским наречиям, клинописные материалы, маздеитские рукописи, отрывки из рукописей на среднеперсидском (из Турфана), согдийском и сакском языках.

Отделение нумизматики, эпиграфики и археологии было невелико. Здесь собирались сасанидские, мусульманские, непальские, тибетские, кашгарские и другие восточные монеты, некоторые эпиграфические и археологические памятники в виде надгробных камней с надписями, гемм и т. п.

Всего в Азиатском музее к концу 1926 г. хранилось более 200 тыс. томов книг, журналов, инкунабул, ксилографов, рукописей.

Директором Азиатского музея был С.Ф. Ольденбург, его замещали И. Ю. Крачковский, В. В. Бартольд и Ф. И. Успенский. В 1925 г. в отделении книг на европейских языках работали Ф. А. Розенберг, П.В. Ернштедт, Н.М. Дьяконова-Алексеева, Н.В. Белолипская, А.П. Алявдин и И.М. Гирс. По отделу «Мусульманский мир» были заняты Е.Э. Бертельс, Б.А. Эберман и Ю.Н. Марр; по Китаю - В.М. Алексеев, Ю.К. Шуцкий и К.К. Флуг; по Средней Азии - Б. Я. Владимирцов и Н. Н. Поппе; по Индии - М. И. Лубянский; семитами занимались С. Е. Винер и М. Н. Соколов; Кавказом и христианским Востоком - А. Н. Генко. Научными сотрудниками Азиатского музея были В.Л. Котвич и Б. А. Васильев. В 1925-1928 гг. на работу в Азиатский музей были приняты тюрколог Н. К. Дмитриев и индолог А. И. Востриков, буддолог С. А. Козин, китаист А. А. Драгунов.

Основной задачей сотрудников Азиатского музея, было возможно полное «собирание всей литературы, печатной, рукописной и эпиграфической, по научному востоковедению вообще и на восточных языках в частности, изучение и обработка поступающих материалов, обслуживание читателей, посещающих Азиатский музей, и подготовка новых специалистов для работы над восточными рукописями в однотипных с Азиатским музеем учреждениях.

Результаты научных исследований докладывались на заседаниях Коллегии востоковедов, с 1921 г. существовавшей при Азиатском музее. Коллегия востоковедов была образована 26 июня 1920 г. при факультете общественных наук Петроградского университета вместо дореволюционного Восточного отделения Археологического общества, рассматривалась как орган, защищающий интересы востоковедов и объединяющий их деятельность и создавалась из профессоров и преподавателей всех отделений факультета общественных наук, читающих лекции по языкам, литературе, истории, быту и культуре восточных народов или «известных своими специальными востоковедными познаниями». На обсуждение и заключение Коллегии востоковедов должны были передаваться программы востоковедных курсов, обсуждение вопросов приема и увольнения преподавателей по востоковедным дисциплинам, организация учебно-вспомогательных востоковедных учреждений и т. п.

В 1924 г., после закрытия Русского археологического общества, КВ приняла на себя функции Восточного отделения этого общества.

Печатным органом Коллегии востоковедов являлись «Записки Коллегии востоковедов» при Азиатском музее РАН.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 911; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!