Все святые – примеры злострадания и терпения



 

С такими вот мыслями, чада мои и братия, твердо и неуклонно стремитесь, поспешайте, бегите, обгоняйте, ревнуйте и соревнуйте друг другу, с усердием стремясь[1040] к почести вышняго звания (Флп. 3:14), не придавая никакой важности ни настоящим скорбям, ни удовольствиям, так как те проходят, а эти пролетают. Считайте же твердыми лишь вечные и бессмертные блага, ради коих вы несете свои страдания в подвижнической жизни. Каковы бы они ни были, вы должны из‑за них только радоваться да веселиться. В этой блаженной жизни вы стоите выше не говорю уже – каких‑либо полководцев, правителей или других сановников, но вы царствуете даже больше самих тех, кои носят короны, порфиры и другие возбуждающие зависть платья, <364> потому что вы творите угодное великому Царю и состоите воинами у Царя над всем. И если мы с Ним страждем (Рим. 8:17), то с Ним и воцаримся (2 Тим. 2:12), как говорят великие Божии уста, страшный и гремящий по всем концам мира язык, вселенский богослов Павел.

 

Монахи выше царей и вельмож

 

Ко всему предыдущему я, смиренный и окаянный, прибавлю еще то, чтобы доблестно исполняли свои послушания наши старшие: вы, служащие слову и вместе с нами занимающие первые места, – в своем деле наставления, разумного управления и соблюдения братства в мире; вторые по чину и благочинные – в зорком, бодром, с человеколюбием и без заносчивости взыскании за проступки (162) против Божиих повелений; заведующие отдельными частями хозяйства – в рассудительной, беспристрастной, ласковой, <365> радушной и справедливой выдаче всей братии, кому что следует, – одеял ли, или одежды, или обуви, пищи, напитков и всего другого нужного. И это относится не к одному только эконому, но и к помощнику эконома, келарям, трапезарям, заведующим одеждой, сапожникам, кожевникам, больничникам, канонархам, библиотекарям, старшим каллиграфам, старшим рыбакам, наблюдателям за порядком и вообще ко всем старшим в каком бы то ни было послушании. Ибо все вы такие, одни в более, а другие в менее обширном кругу, раздаете своим низшим братьям указания, работы и послушания. Вашей целью, боголюбезной, сочувственной, но вместе с тем и грозной пред свидетелем Богом, Судиею и Истязателем в этом и будущем веке, должно быть – чтобы ни словом, ни делом не являть ничего <366> по пристрастию, вражде, раздражению, ненависти, гордости. Делая так, как вам указано, вы, я знаю, удостоитесь услышать: о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость господа твоего (Мф. 25:23). Что же касается вас, всех остальных братий, которые слушаются и покорно, со смирением, без смут, без гордости, спокойно принимают от старших различные по роду, способу и времени приказания, наказания, обуздания и другие столь желательные и похвальные вещи, то, несомненно, вам принадлежит то, о чем говорил в молитве Господь наш Иисус Христос: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, (163) <367> да вси едино будут (Ин. 17:20–21), то есть – в радостном и блаженном месте неизреченного и неизглаголанного наслаждения вечными благами во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 51 <368>

Об усердии и заботливости в нашем высочайшем житии

 

Мужественно давать себя побеждать другим

 

Братия мои, отцы и чада. Возвещать и напоминать вам о том, что нужно, конечно, хорошее дело, но я лучше хотел бы учить и наставлять вас самым делом. Но, как знаете, я беден и скуден добродетелями, я не стяжал ничего такого доброго, что бы могло послужить вам примером для подражания: я сам еще ищу усовершенствования и желаю исправления. Да сподобит же меня Господь, по молитвам нашего отца, а также и по вашему прошению, достигнуть этого. Ибо я верую, что ваше прошение имеет большую силу для моего спасения. Ведь откуда даже то малое, <369> что я теперь из себя представляю, как не от того, что меня укрепляют ваши молитвы? Так вот, давайте же все вместе отряхнем душевную леность и неповоротливость, одушевимся надлежащими усердием и заботливостью и будем все более и более преуспевать в заповедях Господних. Давайте устремимся не к тому, чтобы одерживать друг над другом верх словами, обидами и упорством на своем, – ибо все это дурно и свойственно лишь людям, идущим на погибель, – но к тому, чтобы мужественно давать себя побеждать другим и переносить досаждение, брань и насмешки, так как это – благо и свойственно святым. Давайте поревнуем друг другу не в том, чтобы устраивать смуты и принимать в них участие, не в том, чтобы свысока смотреть на низших братьев и задирать голову пред высшими, – ибо это дела того, кто занесся над Вседержителем Богом и ниспал с небесной высоты в преисподняя земли, – но в том, чтобы и других умирять, и самим жить в мире, утишать братьев и самим быть кроткими, <370> смирять свой характер (164) и повергнуть долу самомнение, ибо все это свойства Сына Божия, Который послушно и смиренно воплотился и Своими крестом и смертию спас род человеческий. Давайте, далее, будем подражать друг другу не в том, чтобы лениться, уклоняться и пропускать божественные дневные службы и ночные псалмопения и стояния, потому что делать так свойственно лишь лентяям и легкомысленным, но в том, чтобы легко отзываться на это дело, поспевать в храм Господень раньше всех и к началу службы, ибо так делают усердные и добродетельные. И чтобы подробностями не затянуть поучения, вообще будем все подражать друг другу во всем хорошем, сплотимся между собою чистою любовью, мирным житием, блаженным смиренномудрием. Будем избегать злобности, подозрений друг на друга, утвердим свои души во взаимном доверии путем духовной близости. Да не будет среди нас никакого Иуды, <371> никаких предателей, а также ни двоедушных, ни непостоянных, ни невоздержанных, ни блудолюбцев, ни гордецов, ни хвастунов, ни жестоковыйных, ни несговорчивых, ни тех, кои только ищут дня погибели, случая для греха и способа для скверного дела.

 

Быть в ожидании Суда

 

Так прошу вас и молю совсем и никоим образом не затевать и не делать таких вещей, делайте же только то, что благочестиво и что благоугодно Богу, день ото дня ожидая часа своей кончины, а также дня откровения (Рим. 2:5) явления Господа нашего Иисуса Христа, когда все переменится и преобразится, небо свернется (Ис. 34:4), солнце померкнет, звезды спадут (Мф. 24:29), земля изменится, всякое дыхание восстанет и даст ответ пред страшным и неподкупным Судом Божиим, пред лицом бесчисленных полков ангельского воинства (165) <372> за свои слова, дела и помышления, как это сказано в Писании. Кто мудр, тот сохранит это, кто разумен, тот будет это помнить (ср. Ос. 14:10) и посему, соблюдая себя в крепкой и искренней вере, твердом откровении своих помыслов, святой настроенности и безупречности взаимных отношений, сохранит себя и собирает сокровище великих добродетелей. Такой человек, с моей точки зрения, хотя бы и не умел хорошо читать, ни хорошо говорить, ни петь по нотам, хотя бы он не был сведущ в риторике, даже, скажу, если бы он по природной неспособности совсем не знал и азбуки, заслуживает похвалы за свое отличное восхождение (Пс. 83:6). Какая же ведь, на самом деле, польза человеку, если он великолепно усвоит все это, даже если он, по слову Христа, мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16:26) пагубными деяниями? Увы, увы! Дальше, дальше от такого ослепления! Не дай Бог случиться этому с кем‑либо из вас!

 

Признак падения

 

Будем лучше со смирением <373> приобретать обыкновенные, достигаемые при помощи языка, рук и рассудка, богодарованные (ибо мы ничего не имеем своего, думать иначе – признак падения) добродетели и делать их общеполезным достоянием, помышляя получить от Бога за них награду не столько для себя, сколько для ближнего. Кто так смотрит на дело, тот под Божией охраной, тверд, прекрасен и сам по себе, и во всех отношениях, покорен, достолюбезен, полезнейший член братства, воистину – уста для медленно‑язычных, язык для необразованных, псалом для безголосых, песнь для не знающих музыкального искусства, искусная речь для необразованных, уменье управлять для неопытных, рассудительность для простоватых, знание и воспитание для тех, кто этого не получили.

Так вот, облекшись во все это, являйте себя сынами света (1 Фес. 5:5), Божиими друзьями (Прем. 7:27), добродетельными мужами, <374> людьми богоблаженными во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и (166) Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 52

<375> Увещательное к братиям Саккудионского монастыря[1041]

 

Брат и чадо. Ты поступил очень похвально и как подобало твоей осмотрительности, что прислал сюда ко мне вернувшихся братьев. Они теперь прекрасно взялись за труды и действительно оправдывают то, что ты о них пишешь. Ты сам и остальные мои возлюбленные чада, кои там у вас, сохранили истинную духовную любовь ко мне; вы совершенно справедливо, с одной стороны, погоревали и поплакали, но, с другой стороны, также и обошлись с безрассудными круто: признак истинных и неложных сынов в том и состоит, дабы не принимать на своих родителей никакого бесчестия <376> ни от собратьев, ни от посторонних людей. И вот возвращенные назад братья, а особенно Фалассий, вошли опять в свое прежнее положение, исповедуя свой грех и безрассудную затею. Если бы они правильно думали и были бы отцелюбивы, то они помнили бы смиренно и исполнили то, что сказано: не обезчести его [– отца] всею крепостию твоею (Сир. 3:13). А они было пошли наперекор этому и явили было себя людьми погибели. Но кто же из нас, чада, не падает? И кто не заходил дальше, чем должно? Хорошо, что они поняли свое неразумие и снова воссоединились со слезами, рыданиями, подвергнув себя наказаниям.

 

Кто из нас не падает?

 

Да воздаст же Бог тебе, чадо эконом, и вообще всем вам за ваше сострадание, соболезнование и за мужественную строгость, какие вы проявили в отношении к ним: мне теперь ясно, что вы достигли такой степени усовершения, что даже освятили свои руки на них, подобно тем, <377> кои послушались боговестника Моисея: аще кто есть Господень, да идет ко мне… и пройдите… от врат до врат сквозе полк, (167) и убийте кийждо брата своего и кийждо ближняго своего (Исх. 32:26–27). Но я уже стыжусь и смущаюсь, потому что начинаю присваивать себе, беззаконному, то, что произошло благодаря вашему мужеству. Кроме того, я веду себя как глупец. Простите, чада, ведь, кто я? Мрак и яма зла. А что привел? Слова и пример доблести святых и великих пророков Божиих. Но об этом довольно.

Я не хочу писать вам в настоящем письме длинного оглашения, ибо полагаю, что и тебя одного, чадо, довольно для всяких напоминаний, увещаний и ободрений твоим братьям. Ведь тебе вместе с разумом дан также и талант <378> доставлять им нужное в духовном и телесном отношении. Веселитесь и радуйтесь, истинные рабы и слуги Христа, ибо если будете сохранять свой нынешний порядок и удерживать этот благой образ жизни, будете жить мирно, благочинно, в непорочности и чистоте, в послушании, смиренномудрии, в работах, песнопениях, стихословиях, в откровении помыслов и во всем другом, что сюда относится, то Он уже приготовил вам венец и Свое Царство.

Кстати, я вспомнил о приеме новых братьев. Я, чада, решил, чтобы наше братство увеличивалось не одними только горожанами, но и вообще всякими годными людьми. Поэтому, чадо и брат, всякого приходящего туда к тебе крестьянина пересылай к нам на судне, так как умножение в нашей среде одних горожан, по моему мнению, для нас не здорово – и в телесном, <379> и в душевном отношении. Господь да сохранит вас, честнейшие братия. Аминь.

 

 

Оглашение 53

<380> Об отречении от мира – братиям обители «Трехвратной»

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!