Учительство требуется от всякого пастыря



 

Отцы мои, братия и чада. Я как будто только еще начинаю говорить оглашения, как будто только впервые открываю пред вами свои немощные уста! И это я высказываю не из смиренномудрия (его у меня нет), но из сознания своей действительной греховности, а также – обязанности учительства, которое требуется от всякого пастыря. Ибо сколько, в самом деле, мне следует и говорить, и делать всего для пользы ваших душ почти ежедневно и даже ежечасно! Если уже великий архиерей Божий, проповедник покаяния, мученик за истину Златоуст (равно как и другие божественные отцы) после бесчисленного количества проповедей, после того как он, по Божественной благодати, <346> источил из своих уст по всей вселенной бесконечные и необъятные реки учения, несмотря на это, все‑таки боится предстоятельского сана, трепещет пред ним, восклицая в одном месте: «Судя по себе, я думаю, что предстоятелю трудно спастись»[1035], – то что же после этого воскликнуть мне, окаянному и нечистому, грязному, червю, глупцу, безрассудному, безгласному, бессловесному? Я не знаю, как мне даже и выразить надлежащим образом свое недостоинство. Как это я достиг такого сана? Как это я, нечистый, поставлен для того, чтобы светить другим? Как это мне, далекому от Бога, поручено приводить к Нему отпавших от Него? Мне бы нужно быть всего лишь овцой, а я поставлен в пастухи; мне следует быть подчиненным, а я сделался начальником; мне самому нужно приклонить ухо, <347> чтобы слушать наставления, а я раскрываю свои нечистые уста, чтобы учить других. Пусть же Сам Бог узрит, призрит и рассудит (не знаю, каким только судом – ввиду моей круглой виновности), каким образом я поставлен над вами.

 

Смирение и самоукорение преп. Феодора

 

Так что же мне делать после всего этого? Отказаться от настоятельства? Никоим образом. Ну так, по крайней мере, совсем замолкнуть, (154) хотя я и без того плох и неискусен в речи? Нет, нет, но, с Божьей помощью, при содействии молитв вашего отца, мне нужно сохранять свою власть и снова все принимать и переносить на себе. И быть может, Творец великих и дивных дел – Бог для вашей пользы и здесь сотворит чудо и сделает меня, слепого, глухого, хромого, гугнивого, – зрячим, слышащим, здоровым, твердым и красноречивым (ибо Он может сделать все что хочет) для того чтобы я, хотя такое великое дело и выше моих сил, руководил, <348> оглашал, направлял, очищал и сделал вас людьми избранными (Исх. 19:5). Посему, чада, разумейте, как сказано, и видите, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли (Пс. 45:11). Да вознесется, прошу и молю вас, Он также и над вами. Но как же еще Ему вознестись иначе, как не посредством вашего святого, возвышенного над всеми стремящимися вниз земными делами жития, к которому вы и вознесены Его, поднимающего отторгшихся с земли до самого неба, благодатью, живя и обращаясь между собою по‑ангельски? Ибо у вас, как и у Ангелов, во всем – мир и любовь, как бы единая душа, единая воля, единое дыхание и сплоченность между собою, так как уничтожены все поводы к разделениям, каковыми являются споры из‑за собственности, плотская дружба, родственные связи. И действительно, по благоволению Божию и по молитвам моего отца, <349> у вас все это изгнано и наблюдаются совершенно противоположные вещи – общая собственность или, лучше, полное отсутствие всякой собственности и обладание всем (2 Кор. 6:10), любовная расположенность ко всем, отрешение от плотских родителей, братьев и вообще всех сродников. В этом отношении я признаю и открыто заявляю о вашей доблести, что, хотя у нас опасность и сейчас же за воротами и мы в этом городе[1036] живем, (155) как будто на войне, или в борьбе, или в душепагубных банях, однако вы не воспламеняетесь, не совращаетесь и не даете себя уронить, наоборот, вы делаете гораздо больше, чем страдаете, так как оказываете пользу и посторонним, которые о вас слышат, и своим сотоварищам.

 

Идеал монашеского общежития

 

Между вами есть лица, которые за делом молитвы совершенно уже бросили свидания с матерью, братьями и родными. Разве это не дар Божий? Да, несомненно. И подобным образом все более и более настраиваясь, чада мои, утверждайте и укрепляйте себя в еще более совершенном, ибо прекрасно то дело, <350> выше которого ничего нет, прекрасно и правильно также то блуждание, через которое ищущие находят Бога. Ведь требуется всего только на один час или день сдержать свои очи, уши и ограничить себя во всех других наслаждениях, и все это – тотчас же миновало и его как будто не было, а что остается, то не проходит и не разрушается, но пребывает вовеки, так как это – добродетель. Какими же образом это может быть? А вот как: вместо указанных выше лишений вам в будущем радостном веке предстоит не кратковременное и малое, но вечное и несравненное веселие.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!