Если слезы настоящие, значит и радость будет настоящая



  • POSTED ON15. АВГУСТ, 2017

— А тут нет опасности, что некоторые люди, услышав, что никто ни в чем не виноват, кинутся во все тяжкие? (Собеседник)

— Они и так это делают, подлецы всегда находят оправдание для своей подлости, жестокий человек всегда находит оправдание своей жестокости. Это не проблема. То, что людям дается свобода и кто-то говорит: «Дай ему сейчас свободу и он станет преступником», правда, кто-то станет преступником, это неизбежно, он же – свободный.

Но из-за возможности кому-то стать преступником не отпускать две тысячи рабов с плантации сахарного тростника? Таким был аргумент, почему не давали вольные грамоты крепостным в России, почему очень долго было крепостное право. Тогда писали, что, отпусти необразованного мужика, да еще с вилами на свободу, конечно, он пойдет шалить, он же не церковь пойдет строить, он же пойдет бордели облагораживать и будут и блуд, и разврат, и всё остальное. Конечно, такое будет, но и без свободы это тоже будет. Свобода показывает, всё как есть. Если свободные люди пойдут убивать друг друга, значит, это цена свободы, значит, они того достойны. Но свобода она свободна: сегодня — убийство, а завтра — раскаяние, новая больница и десять тысяч спасенных людей.

Духовные учителя, религиозные лидеры всегда скрывали истину и скрывают до сих пор вот этим оправданием, что люди недостойны свободы, они с ней не справятся. Так оправдывают свои режимы тоталитарные государства: наш народ настолько глуп, что будет друг друга убивать, давай-ка будем ему всё запрещать, они же только и умеют, что делать митинги и бить окна, а мы их заставим жить праведно и хорошо. Так говорил Сталин, так говорит любой тиран, так говорит Папа Римский, так говорит Патриарх, так говорит какой-нибудь авторитетный Лама. Они все умалчивают очень-очень много из того, что знают, и умалчивают из-за того доброго якобы попечения о народе. Но это ложь, это умалчивание работорговца, это умалчивание плантатора. Он не будет говорить правду своим рабам, чтобы не поднялся бунт. Это всё чепуха, история показывает, что это всё ложь.

Я тут случайно набрел на текст, который писал очень авторитетный Лама, где один параграф был добрым, а второй был такой, что если ты не прислушаешься к этому и не будешь поступать так, то обязательно в следующей жизни родишься несчастным псом и тебя будут побивать камнями. Это написал современный очень авторитетный лидер буддистского мира. И это абсолютная ложь для манипуляции, чтобы запугивать вот этих работников рабских плантаций. Он сам этого не знает — он не видел своей предыдущей жизни, он не увидит твою будущую, поэтому он может нагло врать. Это просто вранье на самом деле, это просто ложь сильных мира сего, чтобы пользоваться своей властью ради своей собственной пользы. Поэтому свобода всегда была под запретом, а истина — это абсолютная свобода, истина и свобода — это синонимы, и поэтому запрещенная свобода — это запрещенная истина. И больше всего истину запрещают продавцы и жрецы истин: это религии, это учителя, это авторитеты — они ведь продают свои собственные версии истины, они не заинтересованы, к сожалению, чтобы мы узнали ее сами, без них ведь мы не будем ее больше покупать у них. Это старо, как мир. Работорговлю отменили меньше 100 лет назад, вся цивилизация человечества основывалась на работорговле, и в духовно-религиозном мире это всё еще в силе, представители религиозных формаций используют язык плантаторов, язык бояр, их риторика — риторика работорговцев, они пугают жесточайшими наказаниями за непослушание. И это всё еще у нас осталось в крови. Поэтому нам очень страшно познавать себя, просто очень страшно, потому что это — исторический опыт, а попытки пресекались очень жестоко.

— Значит, это уже генетический страх?

— Да. Этот голос народа, он у нас в крови, а народ терзали, наши плечи — там узоры не мандал, а узоры плетей. Мы тысячелетиями жили подавленными. Мы совсем недавно обрели возможность свободы хотя бы социальной, и, конечно, свободомыслие, свободочувствование, свободоосознавание — это только ростки, это только возможности.

Ты уж извини, что я так яро, грубо нападаю на человека, но это не со зла, а просто, чтобы припугнуть, драматизировать. Этот вопрос можно поднять по-разному: и с доброй стороны, и со злой стороны. Конечно, приятно с доброй стороны, но иногда имеет смысл и со злой стороны. Конечно, воспитание приятнее, когда оно доброе, но иногда стоит и голос поднять. Поэтому, чтобы я мог быть с тобой честным, я не могу всегда быть нежным, добрым и радостным. Я просто таким образом тебе показываю честность жизни. Понимаешь? Лизе, когда плохо, она не стесняется плакать в камеру. Истина честна — если слезы настоящие, значит и радость будет настоящая. Но если ты лжешь о своих слезах, что у тебя их нет, то ты не сможешь верить и своей радости, когда она придет, потому что ложь всё отравляет. Вот в чем разница между доброй Лизой и другими очень улыбающимися. Искренность синоним честности, а честность синоним истины, а в религиях истина — это Бог, так вот Лиза — это Бог, вот так Он себя ведет.

— А в чем разница между искренностью и эмоциональной распущенностью человека?

— Распущенность не связана с искренностью, распущенность — это получение пользы во благо себя, наплевав на других. И внешне эту разницу не поймешь. Ты не поймешь: это эксгибиционист или нудист — оба голые. Всё дело внутри. Одних мы приемлем, других – нет. Но так как важно только твое внутреннее, сама с собой ты справиться можешь, а вот с другими не справишься, другие для тебя всегда будут тайна.

— А если у меня есть внутреннее ощущение, что этот человек искренен, а другой — нет, я могу доверять своим ощущениям?

— Нет, ощущениям, к сожалению, вообще невозможно доверять, потому что они действуют в темноте наощупь, они что могут, то и подсказывают. Тебе нужно принять то, что ты всегда ходишь по минному полю, иногда ты ошибешься, иногда ты не ошибешься. Важно, чтобы ты сама не профукала свою искренность. Я вижу, что в этом проблема намного большая, чем в том, что кто-то не искренен с тобой.

Намного страшнее, когда человек обманывает себя, потому что он становится очень опасным, как слепец в танке. И об этом редко кто говорит, такой вопрос не поднимается: «Как не обмануть себя?» Обычно все беспокоятся, как разобраться в других, но страшно, когда ты обманулся сам. Я вижу такую проблему, что очень честный по отношению к другим человек, по отношению к себе живет в очень больших иллюзиях и страшных заблуждениях. И с ним невозможно быть искренним. Он к тебе очень искренен, но ты видишь его самообман, ты тоже хочешь ему ответить искренностью, но не можешь, потому что твоя искренность его оскорбляет, потому что она указывает на его заблуждения. И вот это очень большая проблема. У меня есть только с полдюжины таких людей, с которыми я могу быть искренним, и я очень скучаю по искренности. Потому что для человека, который живет в самообмане, т.е. который неискренен по отношению к себе, искренность страшна и опасна. Это как снять маску с человека, который не любит свое лицо, он будет в шоке.

— А может быть такое, что человек просто не видит эту неискренность по отношению к себе, она приросла, как та маска, и он уже не ощущает ее как маску, ему кажется, что это его истинное лицо?

— Да. Но когда он старается тебя разоблачить, когда он с тебя сдирает маску, это означает, что у него этот механизм сдирания масок работает, и когда ты ему говоришь, что примени вот ту же тактику по отношению к себе, у него это как бы не работает. То есть я говорю о том, что человек даже если заблуждается, может из этого заблуждения выйти, у него есть все навыки. Потому что ты же видишь, как мы очень хорошо друг друга на путь истинный наставляем, а вот применить этот же метод к себе…

Сколько бы я не наблюдал неискренних по отношению к себе людей, знаешь на что я натыкался все время? У них внутри не пережитая боль, страшная не пережитая боль, большой комок накопившейся боли. У каждого что-то свое, я каждый раз что-то другое нащупываю, но всегда это большущий комок боли, который за годы оброс белой шерстью, а потом еще и упакован в какой-то фантик. И обычно я это наблюдаю у тех людей, которые публично претендуют на повышенную доброту, они это напряжение внутри чувствуют и поэтому так компетентны, поэтому так строги к другим, что есть доброта, они знают, что они там прячут. И вот сколько раз я пробовал вскрывать это, им так больно потом становится, о боже! У кого муж умер, у кого детей не было, кого изнасиловали, кого растлили, кого предали, кто пережил какую-то операцию неприятную, у кого-то дома какие-то извращения — я такие вещи там нащупываю, это вообще кошмар.

Я понимаю, я сегодня очень много выдал негатива, но это только намек на тот ад, который кругом. И вот этот ад и есть то, что мешает жить. Просто о нем не принято говорить — слишком страшно. Знаешь, сколько дерьма в этом мире? И знаешь, сколько дерьма у человека в голове? И потому сил жить не хватает, так как это всё надо спрятать, как дворнику, который в пять часов утра встает и прячет мертвых енотов, дохлых крыс, вчерашние пустые бутылки, разбитые стекла. Мы же не избавляемся от дерьма, мы его прикрываем листиками, мы прячем. Поэтому, конечно, очень тяжело общаться с людьми. Поэтому очень часто добрые ко мне люди провоцируют меня быть очень честным с ними, но я не могу, потому что это их разрушит. Проблема есть, и она решаема, но это путь через боль, через выплакивание слез. Тут проблема в том, что, если я причиню эту боль человеку, он — добрый ко мне — тут же отвернется от меня, как от того, кто причиняет эту боль, и пойдет к другому, который делает приятно, и моя попытка помочь сделает не добро, а сделает еще хуже. Тут не помогает искренность, тут нужна, мудрость, тогда всё будет хорошо.

«Здесь и Сейчас» — не философия, а практика

  • POSTED ON16. АВГУСТ, 2017

Знаменитое «здесь и сейчас», кажется, стало визитной карточкой учения адвайты, символом просветления и манком для всех страждущих. Мы постоянно слышим от разных учителей недвойственности, что главное – осознавать происходящее в настоящем моменте, не предаваться воспоминаниям о том, чего уже нет, и не мечтать о будущем, которое неизвестно, будет ли. А вы пробовали осознавать настоящее каждую минуту своей жизни? И как, получается? А вычеркнуть прошлое и наплевать на будущее? У меня лично не получается. Но почему? (Собеседник)

Нормунд, объясни, пожалуйста, почему у меня не получается постоянно осознавать происходящее и полностью выкинуть из головы прошлое и цели? Человек вообще способен жить только в «здесь и сейчас»?

— Ну, сначала тут надо уточнить кое-что. Я сам забываю об этом сказать из-за нехватки времени, а почему другие об этом не говорят, не знаю. Когда кто-то из мудрых говорит о жите-бытие в «здесь и сейчас», это всегда говорится в контексте какого-то учения и это указание на практику, а не на образ жизни, что очень важно уяснить. У нас нет опыта осознанно проживать происходящие события, т.е. то прославленное «здесь и сейчас». У нас нет навыка по желанию наслаждаться происходящим. И вот эти мудрецы — не все, а добрые — когда говорят о важности жить «здесь и сейчас» и о нехорошести находиться в памяти прошлого или нехорошести находиться в просторах воображения, это всегда говорится как указание для практикующего. И бесконечные повторы у мудрецов о «здесь и сейчас» — это просто, чтобы подстегнуть практикующего. Поэтому прошлое как бы уничижается, чтобы оно не было для практикующего привлекательным, и будущее разоблачается, как несуществующее, по той же причине, чтобы практикующие им не очень увлекались. Но это только в контексте практики. Когда этот навык осознанного проживания происходящего развивается, то эти указания, эти подсказки, вся эта риторика о том, что прошлое плохо, а будущее бессмысленно, отметаются. И если бы читающий различал, где это говорится как о практике, и где это говорится в каком-то философском смысле, то было бы всё здорово. Но читающий или слушающий, или смотрящий — я это уже давно понял — он не разбирается в этом вопросе и не видит разницы в том, что мудрые говорят об этом, как о практике, как об освоении нового навыка, а глупые говорят об этом, как о философии жизни. Вот, как философия жизни — жить «здесь и сейчас» — это дурость полнейшая.

Человек должен стремиться к будущему, он должен дышать парами прогресса, он должен уважать свое прошлое, опираться на предыдущий опыт и, по возможности, наслаждаться настоящим. Это идиллия человека. То есть в силе остаются три временных вектора: в силе остается прошлое, в силе остается воображение, фантазии и шалости с будущим, и, что важно, обретается новый навык — вертикальный вектор — осознанное проживание происходящего. Вот это идеал, к которому нужно стремиться, это то, чему учат добрые хорошие духовные учения и к чему ведут хорошие практики и добрые медитации. Те, кто преувеличивают значимость настоящего до такого уровня, что теряется любая значимость прошлого и обессмысливается значимость будущего, это псевдомудрецы или, проще говоря, дураки. Очень многие современные учителя просто занимаются спекуляциями на этой теме. Они сами почерпнули ее из древних источников, где эта тема правильно раскрыта — как развитие дополнительного навыка осознанного существования — но спекулируют на ней и тем самым создают большую проблему, это факт. И проблема от них не только у добрых людей, но и у добрых учителей, потому что смысл сбивается. Поэтому, если человек долго учился или много читал, или много смотрел и слушал не то и не тех, то потом, соприкасаясь с теми и с тем, что надо, он из-за подмены понятий не может достойно прогрессировать. Тут большая проблема на самом деле. Поэтому я очень часто говорю об этом, но не очень-то люди обращают на это внимание.

— А можно тогда нам с тобой прямо здесь и сейчас разъяснить всё, начиная идти от прошлого?

— Конечно.

— Какое значение может иметь прошлое, если его уже нет в настоящем?

— Полнейшее! Так же, как и будущее, как и настоящее. Это наполненность нашего сознания, оно не селективно. Сознание воспринимает всё, что воспринимается. И если в сознании происходит воспоминание, то воспринимается то, что мы называем прошлым. Если в сознании появляется воображаемый образ, отмеченный будущим, то это называется воображением. И это то же самое, как если в сознании проявляется какое-нибудь дивное чудо, происходящее в настоящем. То есть образ из прошлого, образ о будущем и образ настоящего в сознании йога абсолютно равноценны и ни в коей мере одно не ставится выше другого. Это очень важно, это гиперважно уяснить.

— Тогда я хочу кое-что уточнить. Воспоминания ведь могут быть очень болезненными в настоящем. Например, если у женщины развалился, казалось бы, удачный брак и она теперь живет только воспоминаниями, наплевав на настоящее, т.е. перестает чем-либо интересоваться, кроме причины развода, перестает ухаживать за собой, считая, что нормальная жизнь для нее кончилась, это же ненормально. Это что-то вроде залипания на прошлом?

— Это не связано с прошлым. Потому что залипание – зависимость от воспринимаемого образа прошлого, от воображаемого образа будущего, и в том числе от чего-либо в настоящем равнозначно не есть хорошо. Очень важно уяснить, что это относится не только к памяти или к воображению, но и к настоящему времени. То же, о чем говорю я и о чем говорят добрые мистики, это свобода. Свобода предполагает полноту. Это свобода от того, что ум управляет твоим вниманием. Ты свободен, когда память о прошлом не управляет тобою, когда то, что происходит в настоящем, не управляет твоим вниманием и, соответственно, то же самое по отношению к воображаемому будущему. То есть вся Йога направлена на то, чтобы обрести, или правильнее сказать, восстановить свою изначальную свободу.

В том примере, что ты упомянула, не хорошо то, что образ из прошлого довлеет над женщиной в той мере, что она чувствует подавленность, т.е. образ владеет ее вниманием и она не может этим управлять. И вот в этом смысле, только в этом смысле, прошлое есть проблема — только в потере свободы. И поэтому, еще раз повторюсь, не важно: ты смотришь на эскимо и теряешь рассудок или ты смотришь на свои образы из памяти и теряешь покой, или ты смотришь в дали будущего и также сильно беспокоишься о том, что будет, это всё равнозначно. То есть весь смысл только в обретении, или правильнее сказать, восстановлении свободы своего внимания от того, что оно внимает. Вот это вся суть йоги или другого достойного духовного пути. Всё остальное — это спекуляции, когда говорят: «Наслаждайся настоящим, а всё прошлое есть плохо», зная то, что ты этого не можешь, потому что ты не осознала свою свободу. Поэтому я спекулянтов плохим словом и назвал.

Дело в свободе восприятия, а не в том, что ты воспринимаешь. Когда твое восприятие свободно, оно воспринимает всё, ничем не будучи омраченным и утружденным. Прошлое, будущее и настоящее, еще раз повторюсь, однозначны по своей ценности, и поэтому героизация настоящего необоснованна. Мы есть настоящее, мы воспринимаем всегда и только из настоящего и настоящее, и даже образы прошлого и воображаемые образы о будущем всегда происходят в настоящем. Поэтому никакой магический акт, никакой волшебный ритуал не может осуществить то, что уже есть. Мы настоящее! Мы отсюда, мы уже в настоящем, просто некоторые нам макароны на уши вешают. Это трюк, его используют очень часто в разных сферах жизни, когда осознанно или неосознанно ставятся задачи, которые в принципе недостижимы. И человек, стремясь достигнуть этой неправильной цели, обречен всегда быть в зависимости от того, кто его туда ввергнул, т.е. это форма манипуляции и форма подчинения. Это как концепция врожденного греха в христианстве — у тебя нет выхода, тебе сказали, что ты греховен изначально, виноват по факту своего рождения, и тебе выдвигаются такие утопические требования, которые ты в принципе не сможешь никогда выполнить, и таким образом ты всегда ходишь в униженном состоянии, т.е. тобой легко управлять, ты теряешь достоинство, падаешь духом, и хорошо только тем, кто это сделал. Неудовлетворенными, не любящими себя людьми легко управлять. Поэтому неважно, это делает учитель адвайты или какой-то мормон, всегда надо трезво смотреть: во-первых, имеет ли задача вообще-то какое-то обоснование в реальности, и во-вторых, достижима ли она в принципе. Иначе ты даже не поймешь, как потеряла радость существования и уже трудишься на пользу какого-то плантатора духа.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!